Годом создания целостной общегосударственной системы охраны и гигиены труда в стране можно считать 1972 г., когда был принят закон "06 охране и гигиене труда". В развитие этого закона были изданы постановления правительства; Минт-руд разработал и направил во все префектуры и на предприятия пакет, включающий 60 нормативных документов, среди которых особое место занимали "Правила охраны и гигиены труда". Пристальное внимание было уделено и вопросам обучения работников.
Было бы неверно утверждать, что до 1972 г. законодатели не уделяли внимания охране труда. Были
что наибольшее количество несчастных случаев приходится на строительство (27,8% общего их числа и 42,3% случаев со смертельным исходом).
приняты действующие и поныне законы О нормах труда , О пневмоко- '
ниозе", "06 объединениях по предупреждению производственного травматизма", "О специальных мерах в связи с токсикозом от угарного газа в результате несчастных случаев в угольных шахтах". Однако именно этот год стал некой границей, после которой стала прослеживаться устойчивая тенденция к снижению производственного травматизма (графики 1 и 2). Анализ данных 1995 г. показывает,
^ Японские исследователи выявили так же зависимость между частотой несчастных случаев и размерами производственных участков. Так, статистика за 1994 г. свитедельствует, что частота несчастных случаев на производственных участках с числом занятых 30-49 человек составила 4,72, а на участках с числом занятых свыше 1 тыс. человек -0,49.
Большое значение придается вопросам профилактики (предупрежде-
?973 1974 ГТО 1976 1»77 1978 1979 19ЯО 1981' 1982 1983 19«41985 1986 19K7 1Ш» 19» 1990 1991 1992 1993 1994 1995
нию) производственного травматизма; разрабатываются специальные государственные программы. Цели последней, рассчитанной на 1993-1998 гг., - "обеспечение широкомасштабного уменьшения числа несчастных случаев со смертельным исходом, тяжелых несчастных случаев, серьезных профессиональных заболеваний и снижения общего числа случаев производственного травматизма, а также обеспечение активной деятельности по поддержанию и укреплению духовного и физического здоровья рабочих и создания нормальных условий труда". На достижение этих целей направлены мероприятия:
по предупреждению производственного травматизма в строительстве и других отраслях, где отмечается наибольшее число несчастных случаев со смертельным исходом;
по предупреждению производственного травматизма, связанного с работой оборудования, а также в результате взрывов, пожаров и т.п.;
по поддержанию и укреплению духовного и физического здоровья работников;
по созданию нормальных условий труда;
по предупреждению производственного травматизма на средних и малых предприятиях.
Особое внимание уделяется обеспечению безопасной работы оборудования. Правила предусматривают получение производителем оборудования, используемого для выполнения особо опасных работ, лицензии у начальника департамента норм труда соответствующей префектуры. Изготовленное оборудование подлежит проверке на соответствие стандартам, которая проводится начальником департамента норм труда префектуры, либо специализированным агентством, либо начальником местного отде-
101 в "Человек и труд", № 11/97
60«) (чел.)
ления по надзору за соблюдением норм труда. Если оборудование не относится к особо оговоренному, оно подлежит проверке экспертами Мин-труда.
Некоторые виды механического оборудования (например, котлы) работодатели обязаны периодически проверять самостоятельно, документируя полученные результаты.
Следует отметить серьезное отношение японцев к такой процедуре, как инструктаж работников. Эта обязанность возложена на работодателя. Вообще говоря, в соответствии с национальным законодательством работодатель наделен значительными обязанностями в сфере охраны и гигиены труда. В этом смысле опыт Японии представляет несомненный интерес для России, где работодатели (в первую очередь, на предприятиях малого и среднего бизнеса) практически не несут никакой ответственности за свою бездеятельность в сфере охраны труда.
Что же входит в круг обязанностей японского предпринимателя по закону "Об охране и гигиене труда"?
В законе дается четкое разъяснение концепции предотвращения несчастных случаев и подробно описаны
102 © "Человек и труд", № 11/97
меры, которые должны осуществлять работодатели. Они призваны предотвратить опасность, исходящую от используемых техники, взрывчатых, воспламеняющихся и горючих веществ, различных видов энергии; опасность, обусловленную методом ведения работ, местом производства (см. схему).
В законе также определена мера ответственности физических и юридических лиц, передающих в лизинг технику, оборудование, здания, сооружения и другие объекты.
Основной упор в японской системе охраны и гигиены труда сделан на работодателя.
t> В обязанности работодателя входят измерение и оценка показателей производственной среды в закрытых помещениях, где работы ведутся во вредных условиях труда. В случае получения неблагоприятных результатов работодатель должен предпринять шаги по улучшению ситуации, например, модернизировать оборудование.
1> Работодатель организует медицинские осмотры работников. Тем, кто занят на работах, которым сопутствует риск профессиональных заболеваний, государство предоставляет право пройти диспансеризацию и на-
блюдаться у специалистов.
Работодатели обязаны устанавливать сокращенное время работы для лиц, занятых на подводных и других работах, сопряженных с риском для здоровья, а также не допускать к таким работам лиц, страдающих определенными заболеваниями.
1> Работодатель обязан способствовать санитарному просвещению работников и проведению медицинских консультаций и т.п., что необходимо для поддержания и укрепления здоровья рабочих. Министр труда публикует соответствующие руководства.
t> Работодатель обязан постоянно, на плановой основе формировать благоприятную производственную сферу. Необходимые нормативные материалы издаются Минтрудом.
О Руководители департаментов норм труда префектур вправе дать указание работодателю о составлении плана совершенствования охраны и гигиены труда на производствах, где высок риск производственного травматизма В этом случае предусматривается привлечение консультантов по охране и гигиене труда. Подготовленный план работодатель заблаговременно представляет начальнику местного отделения по надзору за соблюдением норм труда или министру труда.
Японские работодатели, осуществляющие меры по предотвращению производственного травматизма, стимулируются государством, которое, в свою очередь осуществляет строжайший контроль и надзор за их деятельностью в этой сфере.
Организационная структура системы надзора за соблюдением норм труда включает: подчиняющийся министру труда департамент норм труда, имеющиеся в каждой префектуре департаменты норм труда и местные отделения по надзору за соблюдением норм труда в важнейших городах. Основная категория лиц, проводящих надзор, - государственные специалист ты по технике безопасности на прои^ водстве и по гигиене труда, инспекта
УСЛОВИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА
^
ры по нормам труда, назначаемые Министерством труда, департаментами норм труда префектур, местными отделениями по надзору за соблюдением норм труда. Эти госслужащие наделены широкими правами и полномочиями. Так, в их ведении находятся вопросы, связанные с выдачей разрешений на производство определенной техники, токсичных веществ; рассмотрением представленных планов строительных работ; изучением причин несчастных случаев на производстве.
В их обязанности входит также руководство и помощь работодателям, рабочим и иным заинтересованным «.ицам в поиске способов снижениия риска травматизма рабочих.
Круг полномочий, предоставляемых законом инспектору по нормам груда, включает возможность входить на территорию предприятия, опра-
шивать работодателя и рабочих, просматривать рабочие журналы, измерять показатели производственной среды и та
В отношении нарушений, создающих особо опасную ситуацию, инспектор по нормам труда имеет право давать распоряжения о приостановлении работ, изменении характера пользования сооружениями и другими объектами.
Инспектор по нормам труда имеет право в качестве особого служащего судебной полиции производить обыск (включая арест, розыск, опись имущества и т.п.).
Поскольку производственный травматизм наиболее распространен на малых и средних предприятиях, Министерство труда Японии среди важнейших мероприятий в 1997 г. запланировало: рассмотреть систему кредитова-
ния мероприятии по охране и гигиене труда;
усовершенствовать и распространить систему помощи в проведении мероприятий по охране труда на средних и малых предприятиях;
наладить систему совместного предоставления услуг в области промышленной гигиены в объединениях средних и малых предприятий;
рассмотреть варианты эффективных методов укрепления здоровья на средних и малых предприятиях;
расширить информационное освещение проблем охраны и гигиены труда.
При Министерстве труда созданы и функционируют экспертный совет по трудовому страхованию, Центральный совет по нормам труда, Совет по вопросам минимальной заработной платы, Совет по делам женщин и подростков и др. Количество специалистов в ранге государственных служащих, занимающихся вопросами охраны и гигиенты труда, только в центральном аппарате Минтруда Японии (департамент норм труда) составляет 262 человека, в том числе: отдел охраны и гигиены труда - 56 человека и отдел заработной платы и рабочего времени - 30 человек. Еще 8350 служащих работают в региональных органах по труду.
В заключение следует отметить, что мероприятия в области охраны и гигиенты труда, рекомендации и разработки министерства, в том числе, и комплексные государственные программы опираются на результаты исследований двух ведущих научных центров Японии: НИИ техники безопасности на производстве и Комплексного НИИ промышленной гигиенты.
|