Понедельник, 23.12.2024, 07:18
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Справочник Профессионала - Directory of professional  16+

НАШ ОПРОС
Просим Вас указать Вашу принадлежность к той или иной группе:
Всего ответов: 4882
Статистика
 
Рейтинг@Mail.ru
 
 
 
 

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
 
Зарег. на сайте
Всего: 1232
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
Из них
Администраторов: 1
Модераторов: 1
Проверенных: 968
Обычных юзеров: 262
Из них
Парней: 896
Девушек: 336
TwitPic
СЕЙЧАС читают:
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Охрана труда » Общие

Аттестация рабочих мест, типовое положение об обучении по вопросам охраны труда

Аттестация рабочих мест, типовое положение об обучении по вопросам охраны труда

Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится согласно Порядка, утверждённого постановлением КМУ от 01.08.1992 года № 442. Основным заданием аттестации является регулирование отношений между собственником или уполномоченным им органом и работниками в сфере реализации прав на здоровье и безопасные условия труда, льготы и компенсации за работу в опасных и вредных условиях.
Кроме вышеупомянутого порядка проведение аттестации сопровождается и Методическими рекомендациями (утверждённые постановлением Министерства труда и социальной политики Украины и главным санитарным врачом Украины от 01.09.1992 года № 41 – далее Методические рекомендации), которыми установлен целый комплекс заданий. Так, она проводится не только с целью установить льготы и компенсации, а прежде всего, с целью улучшения условий труда путём реализации технических и организационных мероприятий, направленных на оптимизацию уровня гигиены, характера и безопасности труда.
Поэтому аттестация проводится на рабочих местах предприятий и организаций, где технологический процесс, используемое оборудование, сырьё и материалы являются потенциальными источниками вредных и опасных условий, которые могут влиять на состояние здоровья работников. Для производств, работ, профессий и должностей, для которых в списках № 1 и 2 (1) предусмотрены показатели условий труда, аттестацию проводят только по этим показателям.
Необходимо помнить, что согласно ст. 29 КЗоТ при заключении трудового договора с работником, его необходимо проинформировать под расписку о наличии на его рабочем месте опасных и вредных производственных факторов, об их влиянии на здоровье, а также о его правах на льготы и компенсации за работу в таких условиях. Нельзя заключать с работником трудовой договор, если она противопоказана ему по медицинскому заключению. Кроме этого, к тяжёлой работе запрещается привлекать:
- труд женщин (см. Перечень тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда женщин, утвержденный приказом Минздрава Украины от 29.12.1993 года №256.);
- труд несовершеннолетних (см. Перечень тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, на которых запрещается применение труда несовершеннолетних, утвержден приказом Минздрава Украины от 31.03.1994 года №46).
Обратите внимание и на предельные нормы подъёма и перемещения тяжёлых вещей женщинами и несовершеннолетними в Предельных нормах подъема и перемещения тяжелых вещей женщинами, утвержденные приказом Минздрава Украины от 10.12.1993 года № 241 и в Предельных нормах подъема и перемещения тяжелых вещей несовершеннолетними, утвержденные приказом Минздрава Украины от 22.03.1996 года № 59).

Организация работы по аттестации
Для того, что определить «опасность» и «вредность» производственных факторов для начала надо создать постоянно действующую аттестационную комиссию. Поэтому для организации и проведения аттестации руководитель предприятия издает приказ, в котором:
1) определяет основу и задание аттестации;
2) утверждает состав, председателя и секретаря постоянно действующей аттестационной комиссии (2), определяет её полномочия, в случае необходимости состав цеховых (структурных) аттестационных комиссий;
3) устанавливает сроки и графики проведения подготовительных работ в структурных подразделениях предприятия;
4) определяет взаимодействие с заинтересованными государственными органами и общественными организациями (экспертизой условий труда, санитарно-эпидемиологической службой);
5) определяет проектные, научно-исследовательские учреждения для научно-технической оценки условий труда и участия в разработке мероприятий по устранению вредных производственных факторов (3).
Рассмотрим по порядку перечисленные пункты.
Так, об основе и задании аттестации мы уже говорили выше. Обязанности аттестационной комиссии описаны в п. 2.3 Методических рекомендаций. Она, в частности:
- осуществляет организационное, методическое руководство и контроль за проведением работы на всех этапах;
- формирует всю необходимую правовую и нормативно-справочную базу и организует её изучение;
- определяет и привлекает в установленном порядке необходимые организации к выполнению специальных работ;
- составляет перечень рабочих мест, подлежащих аттестации;
- определяет объем исследований вредных и опасных факторов производственной среды и организует эти исследования и т.д.
Периодичность аттестации устанавливается предприятием в коллективном договоре, но не реже одного раза в 5 лет (п.1.5 Методических рекомендаций). Ответственность за своевременное и качественное проведение аттестации возлагается на руководителя (собственника) предприятия, организации.
На основе комплексной оценки рабочие места относят к одному из видов условий труда:
1) с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда;
2) с вредными и тяжелыми условиями труда;
3) с вредными условиями труда.
Кроме этого, по результатам аттестации определяются неотложные меры по улучшению условий и безопасности труда, для разработки и внедрения которых не нужно привлекать сторонние организации и специалистов. А с результатами аттестации ознакомляют работников, занятых на аттестуемом рабочем месте.
Перечень рабочих мест, производств, работ, профессий и должностей, работникам которых подтверждено право на льготы и компенсации (в частности на льготное пенсионное обеспечение, предусмотренное законодательством) подписывает председатель комиссии по согласованию с профсоюзным комитетом. Комиссия должна внимательно изучить такой перечень и список работников, дающие им дополнительные права (на дополнительный отпуск, досрочный выход на пенсию, сокращенный рабочий день, выдачу спецодежды, средств индивидуальной защиты, моющих и обезвреживающих средств, молока и лечебно-профилактического питания) и льготы (доплаты за вредные условия труда).
Перечень утверждается приказом по предприятию, организации и хранится в течение 50 лет. Извлечения из приказа прилагаются к трудовой книжке работников, профессии и должности которых внесены в перечень.
Согласно п. 6.9 Методических рекомендаций материалы аттестации рабочих мест являются документами строгой отчетности и хранятся на предприятии в течение 50 лет (так, они могут быть востребованы при возникновении судебных тяжб с работниками, требующими выдачи акта о несчастном случае или признания заболевания профессиональным и т.п.).

Типовое положение об обучении по вопросам охраны труда
Итак, если на предприятии в ходе аттестации выявлены «опасные» или «вредные» рабочие места, то по каждому из них (или по группе однородных рабочих мест) разрабатываются инструкции по технике безопасности. Порядок разработки, утверждения и образцы таких инструкций предусмотрены положением Госнадзорохрантруда от 29.01.1998 года № 9.
Итак, инструкции по технике безопасности на предприятии относятся к нормативным актам об охране труда, действующие в пределах конкретного предприятия. Они разрабатываются на примерных инструкциях и технологической документации предприятий с учётом конкретных условий производства и требований безопасности. Инструкции утверждаются работодателем и обязательно соблюдаются работниками соответствующих профессий. Нарушение требований инструкции рассматривается как нарушение трудовой дисциплины. При этом постоянный контроль за соблюдением работником норм инструкции возлагается на работодателя.
Сама же инструкция должна иметь следующие разделы:
1. общие положения – включает информацию о сфере применения инструкции (общие ведомости об объекте разработки (определение рабочего места работника данной профессии, краткая характеристика технологического процесса и оборудования, которое применяется на этом рабочем месте, в цеху, условия и порядок допуска работников к самостоятельной работе на этом рабочем месте (требования к возрасту, стажу работы, состоянию здоровья, прохождения медосмотра и т.д.)), характеристику основных опасных и вредных производственных факторов для данной профессии, особенности их влияния на работника, перечень видов спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, требования санитарных норм и правил личной гигиены, которые должен соблюдать работник во время выполнения работы;
2. требования безопасности перед началом работы – содержит порядок приёма смены в случаях беспрерывной работы, порядок проверки исправности оборудования, инструментов, порядок проверки и состояния исходящих материалов (сырья, заготовок, полуфабрикатов), порядок информирования работодателя об обнаружении неисправности оборудования, инструментов, средств защиты и т.п.;
3. требования безопасности во время выполнения работы – содержит сведения о безопасной организации труда, правила использования технологического оборудования, а также предупреждения о возможном опасном, неправильном методе работе, которые запрещено использовать, указания о порядке содержания рабочего места в безопасном состоянии, требования об использовании индивидуальных средств защиты от вредных и опасных производственных факторов, условия, при которых работа должна быть остановлена (технологические, метеорологические, санитарно-гигиенические), порядок информирования работодателя о несчастных случаях на производстве, факты нарушения технологических процессов и т.д.;
4. требования безопасности после окончания работы – содержит порядок безопасного выключения, остановки, разборки, чистки и смазки оборудования, машин, механизмов, а при беспрерывной работе – порядок передачи очередной смене, порядок сдачи рабочего места, уборки отходов производства и т.п.;
5. требования безопасности в аварийных ситуациях – содержит сведения о возможных аварийных ситуациях, характерные причины аварий, информацию о действиях, направленных на избежание возможных аварий, порядок действий, личные обязанности и правило поведения работников в случае аварии согласно плану эвакуации, сведения о порядке использования средств противоаварийной защиты и сигнализации, оказание первой медицинской помощи потерпевшим во время аварии.
При необходимости в инструкцию можно включить и другие разделы. Например, можно предусмотреть раздел «Вступление», в котором отображаются соответствующие положения законодательства Украины о труде и охране труда, указания о порядке внесения изменений и дополнений в эти инструкции. Или размещая иллюстрированные материалы, можно включить раздел «Дополнения».
Инструкция должна быть введена в действие до начала нового технологического процесса (начала выполнения работ) после соответствующего обучения работников. При этом обращаем внимание, что инструкции, которые вводятся на предприятии, регистрируются служба охраны труда в журнале регистрации (см. образец 1).
Образец 1.

Журнал о разработке инструкции по охране труда на предприятии

Дата регистрации Наименование инструкции Дата утверждения, ввод в действие Код или номер инструкции Плановый срок пересмотра инструкции Должность лица, которое регистрирует инструкцию Подпись
1. 23.01.2006 г Инструкция по технике безопасности в производственном отделе Утверждение - 23.01.2006 г.
Ввод в действие 23.01.2006 г.
№ ИТБ-ПО-1 20.01.2010 г. Начальник службы охраны труда  

Действующие инструкции публикуются (тиражируются) или приобретаются в виде:
- брошюр для выдачи работникам на руки;
- или одностороннем листе или плакате для вывешивания на рабочих местах или производственных цехах.
Также, инструкции выдаются работникам на руки под роспись в журнале регистрации по вопросам охраны труда во время проведения первичного инструктажа или вывешивания его на рабочем месте (см. образец 2). Помните, что первичный инструктаж проводится до начала работы непосредственно на рабочем месте. Он может проводиться как индивидуально, так и с группой лиц одной профессии руководителем работ (начальником производства, цеха, участка, мастер). После этого в журнале регистрации инструктажей по охране труда проводятся соответствующие записи (страницы этого журнала нумеруются, прошнуровываются и скрепляются печатью).

Образец 2.
Журнал учёта выдачи инструкций по охране труда на предприятии

Дата выдачи Код или номер инструкции Наименование инструкции Подразделение, которому выдана инструкция Количество выданных инструкции (шт.) Должность, ФИО получателя инструкции Подпись получа-
теля
1. 24.01.

2006
№ ИТБ-ПО-1 Инструкция по технике безопасности в производственном отделе Производственный отдел 5 шт. Зам.начальника службы охраны труда  

Пересмотр инструкций на предприятии проводится не реже одного раза в 5 лет, а для профессий или видов работ с повышенной опасностью – не реже одного раза в 3 года. При этом инструкции необходимо пересматривать до завершения указанных сроков, если:
- изменяется законодательство Украины о труде и охране труда;
- в случае введения в действие новых (или изменений) нормативных актов по охране труда;
- в случаях аварийной ситуации или несчастного случая, если оно вызвано необходимостью пересмотра (изменений) инструкции;
- при введение новых технологий, изменений технологического процесса или условий труда, а также при введение новых видов оборудования, машин, механизмов, материалов, аппаратуры, видов энергии и т.п.
Одновременно на основании ст. 18 Закона Украины от 14.10.1992 года №2694-ХІІ «Об охране труда» (далее - Закон об охране труда) кроме прохождения инструктажа (обучения) по вопросам охраны труда, проводится:
1) обучение навыкам оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
2) обучение правил поведения при авариях;
3) стажировка работников – программы стажировки разрабатываются для конкретной профессии, должности, рабочего места и утверждаются руководителем предприятия и проводятся после прохождения первичного инструктажа, но до начала самостоятельной работы вновь принятый работник в течение 2-15 смен должен поработать под присмотром более опытных коллег. Продолжительность стажировки и фамилия ответственного работника указываются в приказе.
Одновременно руководитель предприятия может освободить от стажировки работников, имеющих стаж работы по соответствующей профессии не менее 3 лет или же в случае перевода с одного цеха в другой, если характер работы и тип оборудования не изменяются, оформив соответствующий приказ.
Дополнительно, при заключении трудового договора с работником требуется прохождение первичного и ежегодного инструктажа по вопросам пожарной безопасности (ст. 8 Закона Украины от 17.12.1993 года № 3745-ХІІ «О пожарной безопасности»).
Напоминаем также о необходимости проводить вводный инструктаж по вопросам охраны труда со всеми работниками (временными или постоянными), независимо от их образования, стажа работы и должности, с учениками и студентами, проходящими на предприятии производственную практику. Вводный инструктаж проводит специалист службы охраны труда или специалист, на которого приказом возложены эти обязанности, в кабинете охраны труда или специально оборудованное помещение. Программа и продолжительность инструктажа утверждаются руководителем предприятия. О проведении вводного инструктажа все расписываются в журнале регистрации вводного инструктажа.

Гарантии в сфере питания и гигиены труда на «вредных» работах
Гарантии в сфере питания
В соответствии со ст. 7 Закона об охране труда работники, занятые на работах с тяжёлыми и вредными условиями труда, бесплатно обеспечиваются:
- лечебно-профилактическим питанием;
- молоком или равноценными пищевыми продуктами;
- газированной солёной водой.
В случае разъездного характера работ работнику выплачивается денежная компенсация на приобретение вышеперечисленного на условиях, предусмотренных коллективным договором. Также работодатель может установить в коллективном договоре (трудовом договоре) дополнительные льготы и компенсации работнику, не предусмотренные законодательством, которые будут предоставляться за счёт средств предприятия.
Кроме этого работники на вредных и тяжёлых работах имеют право на оплачиваемый перерыв санитарно-оздоровительного назначения, сокращенную продолжительность рабочего времени, дополнительный оплачиваемый отпуск, льготную пенсию, оплату труда в повышенном размере и прочие льготы и компенсации, предусмотренные действующим законодательством.
На сегодня в Украине действуют порядок выдачи и нормы молока, газированной соленой воды, мыла и лечебно-профилактического питания, принятые ещё со времён существования Советского Союза. Рассмотрим по очереди порядок их предоставления.

Лечебно-профилактическое питание
Выдача лечебно-профилактическое питание предусмотрена ст. 166 КЗоТ. Оно выдаётся рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим в целях укрепления их здоровья и предупреждения профессиональных заболеваний.
В соответствии с постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 07.01.1977 года № 4/П-1 «Об утверждении Перечня производств, профессий и должностей, работа на которых даёт право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда, рационов этого питания, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов и правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания» (далее – Перечень) к производствам, на которых работники должны получать лечебно-профилактическое питание, относятся:
1) химические;
2) производства цветной металлургии;
3) электротехнические и радиотехнические производства;
4) производства ртутных термометров;
5) работы с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений;
6) работы по погрузке и разгрузке апатита в морских и речных портах;
7) работы в условиях повышенного атмосферного давления;
8) производства черной металлургии;
9) производства пищевой промышленности.
Поэтому, правом на получение лечебно-профилактического питания пользуются рабочие, инженерно-технические работники и служащие, профессии и должности которых предусмотрены в указанных производствах указанного Перечня, независимо от того, в какой отрасли народного хозяйства находятся эти производства. Также лечебно-профилактическое питание выдается:
а) рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим других производств, цехов предприятия и работникам, занятым на строительных, строительно-монтажных, ремонтно-строительных пусконаладочных работах, работающим полный рабочий день в действующих производствах, цехах (на участках) с особо вредными условиями труда, в которых, как для основных работников, так и для ремонтного персонала, установлено это питание;
б) рабочим, производящим чистку и подготовку оборудования к ремонту или консервации в цехе (на участке), для рабочих которого предусмотрена выдача лечебно-профилактического питания;
в) инвалидам вследствие профессионального заболевания, пользовавшихся лечебно-профилактическим питанием непосредственно перед наступлением инвалидности по причине, вызванной характером их работы, - до прекращения инвалидности, но не свыше 6 месяцев со дня установления инвалидности;
г) рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим, имеющим право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания и временно переведенным на другую работу в связи с начальными явлениями профессионального заболевания по причине, вызванной характером их работы, - на срок не свыше 6 месяцев;
д) женщинам, занятым до момента наступления отпуска по беременности и родам в производствах, профессиях и должностях, дающих право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания, - на все время отпуска по беременности и родам.
Если беременные женщины в соответствии с врачебным заключением переводятся на другую работу с целью устранения контакта с продуктами, вредными для здоровья, до наступления указанного отпуска, лечебно-профилактическое питание выдается им на все время до и в период отпуска по беременности и родам. При переводе на другую работу по указанным причинам матерей, кормящих грудью, и женщин, имеющих детей в возрасте до одного года, лечебно-профилактическое питание выдается им на весь период кормления или до достижения ребенком возраста одного года.
Выдача лечебно-профилактического питания производится в виде горячих завтраков перед началом работы (4). Кроме этого для некоторых профессий и должностей работников разработаны рационы питания и нормы выдачи витаминных препаратов. А дополнительная бесплатная выдача молока рабочим, инженерно-техническим работникам и служащим, получающим бесплатно завтраки лечебно-профилактического питания, не производится.
Питание выдаётся в дни фактической работы на производствах, профессиях и должностях, предусмотренных в Перечне, а также:
- в дни болезни с временной утратой трудоспособности при общих заболеваниях и если заболевание по своему характеру является профессиональным, и заболевший не госпитализирован;
- в нерабочие дни;
- в дни отпуска;
- в дни служебных командировок;
- в дни учебы с отрывом от производства;
- в дни выполнения работ на других участках, где лечебно-профилактическое питание не установлено;
- в дни выполнения государственных и общественных обязанностей;
- в дни пребывания в больнице или санатории на лечении, а также в период пребывания в профилактории.
Для выдачи лечебно-профилактического питания работающим на работах с особо вредными условиями труда предприятие заключает договор с предприятием общественного питания. Самым распространённым способом учёта и контроля выдачи питания является оформление и использование талонов на питание, которые обмениваются в столовой работниками на лечебно-профилактическое питание.
Пример 1. Предприятие по договору со столовой (плательщик налога на прибыль по ставке 25%) получало в апреле на 20 работников по 28 талонов на ежедневные горячие завтраки лечебно-профилактического питания. Цена одного завтрака - 10 грн. (с НДС).

Содержание операции Бухгалтерский учёт Сумма, грн. Налоговый учёт
  Дт Кт   ВД ВР
Перечислены средства за лечебно-профилактическое питание столовой 371 311 5600,00 - 4666,67
Начислен налоговый кредит по НДС 641 644 933,33 - -
В конце месяца списывается стоимость питания по акту сверки взаиморасчётов 23,91
92,93
371 4666,67 - -
Отражён налоговый кредит по НДС 644 371 933,33 - -

Согласно пп. 5.2.1 Закона Украины от 28.12.1994 года № 334/94-ВР „О налогообложении прибыли предприятий” в редакции Закона Украины от 22.05.1997 года № 283/97-ВР (далее – Закон о прибыли) к составу валовых расходов относятся расходы на обязательное обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием. При этом пп. 5.4.1 Закона о прибыли напоминает, что расходы предприятии на обеспечение наёмных работников продуктами специального питания включаются в состав валовых по перечню, утверждённому постановлением КМУ от 27.06.2003 года № 994 «Об утверждении перечня мероприятий и средств по охране труда, расходы на осуществление и приобретение которых включаются в валовые расходы» (далее - Постановление № 994).
Идём далее: стоимость лечебно-профилактического питания будет включаться в состав налогового кредита предприятия согласно пп. 7.4.1 Закона Украины от 03.04.1997 года № 168/97-ВР „О налоге на добавленную стоимость” (далее – Закон о НДС), т.е. есть валовые расходы, есть и налоговый кредит.
Что же касается налога с доходов физических лиц, то на основании пп. 4.3.14 Закона Украины от 22.05.2003 года № 889-IV «О налоге с доходов физических лиц» (далее – Закон о доходах) не включается в состав общего месячного или годового налогооблагаемого дохода работника стоимость бесплатного питания (в т.ч. лечебно-профилактического) (5).
И о взносах на социальное страхование: в соответствии с п. 3.19 Инструкции по статистике заработной платы, утверждённой приказом Госкомстата от 13.01.2004 года № 5 стоимость лечебно-профилактического питания не включается в фонд оплаты труда предприятия. Соответственно, взносы в фонды (пенсионный, соцстрах, занятость и несчастный) не начисляются и не удерживаются.

Молоко или равноценные пищевые продукты
Выдача молока или других равноценных продуктов на работах с вредными условиями труда предусмотрено ст. 166 КЗоТ. А порядок бесплатной выдачи молока или равноценных пищевых продуктов утверждены постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 16.12.87 г. №731/П-13. В этом постановлении есть перечень (6) химических веществ, при работе с которыми в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов с учётом следующих условий:
а) молоко выдается по 0,5 литра за смену независимо от её продолжительности в дни фактической занятости работника уже расфасованным в бутылки или пакеты (если это невозможно, оно должно быть прокипячено или пастеризовано);
б) не допускать оплату молока деньгами, замену его другими товарами и продуктами (кроме равноценных - кефира, простокваши, мацони и т. д.), выдачу молока за одну или несколько смен вперед, равно как и за прошедшие смены, и отпуск его на дом.
Так, выдача и употребление молока должны осуществляться в буфетах, столовых или в специально оборудованных в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями помещениях. Как мы уже писали выше, работникам, получающим бесплатно лечебно-профилактическое питание в связи с особо вредными условиями труда, молоко не выдаётся. А перечень работ и профессий, которым положено молоко, оформляется в виде приложения к коллективному договору.
Пример 2. Предприятие ежедневно получает от молочного магазина (плательщика налога на прибыль по ставке 25%) по договору 100 литров молока на 20 работников. Стоимость 1 литра молока 1,20 грн. (с НДС).

Содержание операции Бухгалтерский учёт Сумма, грн. Налоговый учёт
  Дт Кт   ВД ВР
Получено и оприходовано 100 л молока 209 631 100,00 - 100,00
НДС отнесён к составу налогового кредита 641 631 20,00 - -
Выдано молоко работникам 23,91
92,93
209 100,00 - -
Перечислены средства молочному магазину 631 311 120,00 - -

Так же как и с лечебно-профилактическим питанием, стоимость молока относится к составу валовых расходов согласно пп. 5.2.1 Закона о прибыли. Соответственно, у предприятия есть право на налоговый кредит. На основании пп. 4.3.14 Закона о доходах не включается в состав общего месячного или годового налогооблагаемого дохода работника стоимость молока. И в соответствии с п. 3.19 Инструкции по статистике заработной платы стоимость молока не включается в фонд оплаты труда предприятия. Соответственно, взносы в фонды (пенсионный, соцстрах, занятость и несчастный) не начисляются и не удерживаются. Аналогичный пример в бухгалтерском и налоговом учёте будет и с выдачей газированной подсоленной воды.

Газированная солёная вода
На основании ст. 167 КЗоТ газированной солёной водой обеспечиваются работники горячих цехов. Такие цеха и производственные участки определяют органы санитарного надзора по согласованию с собственником предприятия. В соответствии с постановлением Секретариата ВЦСПС «О снабжении работников горячих цехов газированной подсоленной водой» от 11.06.34 г. к горячим цехам относят: доменные, мартеновские, прокатные цехи, обжигальные и прочие цехи металлопромышленности, гуты стекольных заводов, горны фарфорофаянсовых и кирпичных заводов, а также котельные и машинные залы электростанций, где проводятся работы при высоких температурах.
С целью оздоровления и повышением трудоспособности работников горячих цехов предприятие обязано бесплатно выдавать им газированную подсоленную воду, которая содержит 0,5% поваренной соли в расчёте 4-5 л на работника за смену. Преимущества применения газированной подсоленной воды:
1) пополнение потери соли;
2) уменьшение повышенной температуры тела;
3) уменьшение потливости;
4) приятный вкус напитка;
5) улучшение самочувствия и, соответственно, повышение продуктивности труда.

Гарантии в сфере гигиены
В соответствии со ст. 8 Закона об охране труда работники, занятые на работах с вредными и опасными условиями труда, на работах с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных метеорологических условиях, а также работники, которые привлекаются к разовой работе, связанной с ликвидацией последствий аварий, стихийных бедствий и т.п. бесплатно обеспечиваются (в установленных нормах (7)):
- специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты;
- моющими (мыло) и обезвреживающими средствами.
Средства индивидуальной защиты приобретаются, комплектуются, выдаются и сберегаются за счёт средств предприятия (в соответствии с нормативно-правовыми актами по охране труда и коллективного договора). В случае износа этих средств не по вине работника, работодатель проводит замену, например, приобретает новые. А если новые средства приобретёт работник, то работодатель обязан компенсировать ему такие расходы.
Согласно ст. 41 Закона об охране труда общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда, созданием безопасных и безвредных условий труда, надлежащих производственных и санитарно-бытовых условий, обеспечением работников спецодеждой, спецобувью, другими средствами индивидуальной и коллективной защиты осуществляют профсоюзы (8). В случае угрозы жизни или здоровью работников профсоюзы имеют право требовать от работодателя немедленно остановить работы на рабочих местах, производственных цехах или на предприятии в целом на период, необходимый для устранения угрозы жизни или здоровью работников. В случае отсутствия профсоюза на предприятии общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляет уполномоченное наёмными работниками лицо.

Обязательный медицинский осмотр работников
В соответствии со ст. 169 КЗоТ и ст. 17 Закона об охране труда собственник или уполномоченный им орган обязан за свои средства организовать предварительный (при приёме на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медосмотры таких работников:
- занятых на тяжелых работах;
- занятых на работах с вредными или опасными условиями труда;
- тех, где нужен профессиональный отбор;
- все лица до 21 года независимо от профессии и вида работ.
При этом обязанность проходить медосмотры возложена на работников предприятия согласно ст. 159 КЗоТ. Так, медосмотры делятся на:
1) предварительные – проводятся при приёме на работу с целью установить физическую и психофизическую способность к работе по определённой профессии, должности, при допуске к работе лиц младше 21 года;
2) периодические – проводятся в течение трудовой деятельности для лиц, которые заняты на тяжёлых работах, работах с вредными или опасными условиями труда.
Кроме этого выделим ещё такие медосмотры как психиатрический – проводится согласно ст. 9 Закона Украины от 22.02.2000 года № 1489-ІІІ «О психиатрической помощи» и профилактический наркологический – проводится согласно ст. 31 Основ законодательства Украины о здравоохранении от 19.11.1992 года № 2801-ХІІ.
Возможно, последние два вида медосмотров кого-то шокируют, но мы напомним, что в соответствии со ст. 5 Закона об охране труда для выполнения работ повышенной опасности лиц, требующих профессионального отбора, допускают при наличии заключения психофизиологической экспертизы. При этом в случае отказа работником (или уклонения) от предусмотренных законодательством обязательных медосмотров, руководитель может отстранить его от работы согласно ст. 46 КЗоТ.
А теперь в соответствии с п. 2 Положения о медицинском осмотре работников определенных категорий, утвержденное приказом Минздрава Украины от 31.03.1994 года № 45 пошагово рассмотрим порядок организации медосмотров работников на предприятии.

Шаг 1. Руководитель вместе с санитарно-эпидемиологической станцией (СЭС) и профсоюзом составляет поименный список круг лиц для прохождения периодического медосмотра. Такой список составляется в двух экземплярах: первый направляют в лечебно-профилактическое заведение, а второй остаётся на предприятии (см. образцы 1,2,3). Необходимо отметить, что в некоторых случаях медосмотр возможно проводить и на предприятии (в специальных помещениях для медосмотра).
Примiтки:
1. Розпорядження видається й пiдписується головним санiтарним лiкарем територiї, пiсля чого пiдписується власником пiдприємства, який прийняв розпо

Источник: http://otipb.ucoz.ru/publ/

Категория: Общие | Добавил: otipb (26.04.2009) | Автор: otipb W
Просмотров: 5646 | Комментарии: 1 | Теги: об обучении, типовое положение, Статьи, Аттестация рабочих мест, по вопросам охраны труда | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 1
16.09.2009
1. Альтаир   [Материал]
Всё оно хорошо... Только куда человеку обратится, если вредность на предприятии была (и спецпитание, и молоко), а потом её вдруг не стало?...осталось только "полезность" (кислоты, щелочи, ПАВ)... По словам руководства была проведена аттестация рабочих мест (но мы то знаем, как это делается), которая сняла вредность... Профсоюза нет ... Так где правду найти..?
Украина . Киев

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту

2

Новое в блогах