Аттестация рабочих мест по условиям труда
ПРОБЛЕМА Бесперспективность достижения целей и решения задач, поставленных программой «Безопасный труд», инициированной Дмитрием Медведевым со ставкой на систему управления профессиональными рисками на основе введенного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 августа 2007 г. № 569 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
АКТУАЛЬНОСТЬ По своей значимости эту проблему можно назвать проблемой № 1, от срочности решения которой зависит не только реализация программы «Безопасный труд», но и реализация государственной политики в области охраны труда в целом. Как сказано в проекте программы, «неудовлетворительное состояние и опасные тенденции развития “человеческой составляющей” в системе производительных сил Российской Федерации стала проблемой национальной безопасности, так как представляет серьезную угрозу самостоятельности страны». Минздравсоцразвития намерено реформировать систему охраны труда. По поручению Д. Медведева Минздравсоцразвития разработало нцепцию программы по улучшению условий и охраны труда «Безопасный труд» до 2025 года. В документе предполагается с 2011 года введение в РФ системы управления охраной труда на основе оценки профессиональных рисков. Программа «Безопасный труд» призвана сменить действующую с советских времен систему охраны труда, и рассматривается как часть демографической программы—ее конечной целью является снижение достаточно высокой смертности, несчастных случаев и профзаболеваний на производстве. В новой программе делается ставка на переход от реагирования на страховые случаи post factum к управлению рисками. Для этого согласно концепции необходима регулярная аттестация рабочих мест (оценка условий труда и профрисков), в результате которой на каждом предприятии должен быть принят план мероприятий по улучшению условий труда. Предполагается, что тарифы обязательного социального страхования, перечисляемые в ФСС, должны дифференцироваться в зависимости от состояния охраны труда на каждом конкретном предприятии: чем хуже условия труда, тем тариф выше. В проекте программы планируется ее реализация в три этапа. На первом 2008–2010 годы—планируется снизить смертность трудоспособного населения, общий и производственный травматизм, а также профзаболеваемость минимум на 8–10%. На втором этапе—2011–2015 годы—снизить коэффициент смертельного травматизма (количество несчастных случаев на производстве со смертельным исходом на тысячу работающих) до 0,1 и количество рабочих мест с вредными и опасными условиями труда до 18–20% (сейчас —41%). К 2025 году должны быть достигнуты показатели стран ЕС: рабочих мест с опасными условиями труда—3–5%, коэффициент травматизма со смертельным исходом—0,05–0,08. Главная цель программы—защитить здоровье работника и обеспечить безопасность труда путем внедрения системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте и вовлечение в управление этими рисками основных сторон социального партнерства—работодателей и работников.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ Основой системы управления профессиональными рисками должна стать сплошная АРМ по условиям труда, а именно оценка условий труда на каждом рабочем месте в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями, а где это невозможно—обоснованные компенсации. Программа «Безопасный труд», так же как и другие мероприятия, связанные с охраной труда, может быть реализована только при условии создания и поддержания на должном уроне в стране культуры охраны труда. Как было сформулировано в итоговых документах Международной конференции труда в июле 2003 г., национально ориентированная на профилактику культура охраны труда означает обеспечение права на безопасные и здоровые условия труда на всех уровнях, активное участие правительства, работодателей и работников в обеспечении безопасных и здоровых условий труда через четко сформулированную систему прав, обязанностей и сфер ответственности, в которой принцип предупреждения имеет наивысший приоритет. Создание и поддержание в рабочем состоянии ориентированной на профилактику культуры охраны труда требует использования всех возможных средств роста осведомленности, знаний и понимания концепций опасностей и рисков и методов их предотвращения или ограничения. В том, что культура охраны труда у нас отсутствует, никого убеждать не надо. В течение многих десятилетий мы воспитывались на принципах административно-командных отношений, когда на первом месте было стремление показать в отчетной документации, что все у нас прекрасно. Несоответствие нормативным требованиям считалось недопустимым, и попытки представить реальную картину пресекались соответствующими санкциями. В результате сегодня имеют место: 1. Повсеместно низкая мотивация в повышении безопасности труда не только у работодателей, но и у самих работников. 2. Плохая информированность персонала организаций о профессиональных рисках, связанных с исполнением трудовых функций. 3. Неспособность действующей организации охраны труда к функционированию в новых экономических условиях.
Во многом это связано с тем, что в основном СУОТ завершила свое организационное оформление в 70-е годы и соответственно была приспособлена к условиям функционирования крупных промышленных предприятий индустриальной эпохи. Вся нормативно-правовая база и схемы управления охраной труда, включая порядок проведения АРМ по условиям труда, рекомендации по планированию мероприятий по охране труда, системы аккредитации и сертификации, порядок обучения по охране труда, основаны на стандартах безопасности труда, принятых 20—30 лет назад, и совершенно не адаптированы к специфике малых и средних предприятий, а также организаций сферы услуг. Программа «Безопасный труд» разработана с использованием опыта США, Финляндии и Великобритании. Но исходя из вышеизложенного следует: что приемлемо для этих стран, то сегодня неприемлемо для нас. Система управления профессиональными рисками у нас может пойти по следующему сценарию. На каждом конкретном предприятии тарифы обязательного социального страхования, перечисляемые в ФСС, будут дифференцированы в зависимости от состояния охраны труда. Чем хуже условия труда, тем тариф выше. Для того чтобы снизить страховой тариф, предполагается, что работодатель будет качественно проводить АРМ с последующей сертификацией организации работ по охране труда, что в современных условиях станет одним из основных направлений работы по улучшению условий и охраны труда работников, сокращению производственного травматизма и профзаболеваемости. Работодателю в сложившихся условиях проще пойти по другому, более легкому и малозатратному пути, что и делается сейчас на многих предприятиях. Учитывая, что полнота проведения измерений и оценок и качество АРМ ни на уровне предприятий, ни на уровне измерительных лабораторий практически никем не контролируется, аттестация рабочих мест, как правило, проводится формально. Заказчик-работодатель платит испытательной лаборатории фактически не за проведение АРМ по условиям труда, а за документы по ее результатам, в которых указываются условия труда, не требующие затрат на их улучшение. Приведу несколько примеров из практики. 1. Предприятие, производящее и ремонтирующее крупногабаритные металлоконструкции, в своем отчете вышестоящей организации указало, что по результатам проведенной АРМ вредных условий труда не выявлено ни на одном рабочем месте. Затраты на проведение аттестации из расчета на одно рабочее место составили 150 рублей. Так как в мировой практике такие случаи неизвестны, я предложил выдвинуть кандидатуру директора данного предприятия на соискание Нобелевской премии. 2. Крупное химическое предприятие объявляет тендер на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда. В приглашении на тендер испытательным лабораториям ставится условие: цена АРМ из расчета на одно рабочее место не должна превышать 900 рублей. Мы попросили ознакомиться с перечнем рабочих мест, но организаторы заявили, что информация конфиденциальная и будет предоставлена только победителю тендера. Мы отказались от участия, а тендер был проведен, как говорится, «втемную» с ценой из расчета на одно место 583 рубля. Некоторые лаборатории соглашались и на меньшее, но остановились на этой цене, так как дополнительно в нее включили сертификацию организации работ по охране труда. 3. На совещании рассматривается вопрос АРМ государственных бюджетных организаций одной из отраслей экономики. После выступлений по повестке дня подводится итог и констатируется, что основным условием тендеров будет стоимость проведения АРМ из расчета на одно рабочее место. На вопрос о качестве работы чиновник областной администрации заявил: в первую очередь им надо отчитаться, что на выделенные средства проведена аттестация возможно большего количества рабочих мест. Это типовые примеры, и их можно наблюдать повсеместно. Но обратите внимание, что такой подход к АРМ переходит в систему, которую в дальнейшем трудно будет сломать. На рынке услуг в области охраны труда появилось много организаций, не обременяющих себя моральным принципами и зарабатывающих деньги любой ценой. Но беда заключается еще и в том, что испытательные лаборатории, основным элементом политики которых является качество проведения работ, для того чтобы выжить, вынуждены идти на компромиссы, что в целом крайне отрицательно сказывается на государственной системе охраны труда.
ВЫВОД АРМ по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда в современных условиях однозначно должна стать одним из основных направлений работы по улучшению условий и охраны труда работников, сокращению травматизма и профзаболеваемости. Следует на государственном уровне создать условия, стимулирующие и обеспечивающие систему полной и качественной идентификации опасностей, оценки и управления рисками, позволяющей реально влиять на работоспособность и здоровье работника. Новые подходы с однозначным толкованием к АРМ по условиям труда необходимо оформить руководством, обязательным для всех организаций и лабораторий, за нарушение которого лишать аккредитации испытательные лаборатории, а результаты работ таких организаций признавать недействительными. Для создания эффективной системы управления профессиональными рисками необходимо создать банк проверенных на практике и не вызывающих сомнения у работодателей технических решений для снижения влияния вредных и опасных факторов рабочей среды и трудового процесса. Наша страна обладает богатым научно-производственным потенциалом, который необходимо объединить и направить на решение важнейших задач, поставленных программой «Безопасный труд».
Обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве
ПРОБЛЕМА Отсутствие эффективного государственного нормативно-правового регулирования порядка, характера, периодичности и категорий работников в части обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.
АКТУАЛЬНОСТЬ 1. Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить «обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве». Согласно ст. 225 «для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим». 2. В соответствии с п. 2.2.4 Постановления Минтруда и Минобразования РФ № 1/29 от 13.01.2003 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» «работодатель (или уполномоченное им лицо) организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим. Вновь принимаемые на работу проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем (или уполномоченным им лицом), но не позднее одного месяца после приема на работу». 3. В соответствии с п. 1.2.4 Межотраслевых правил по охране труда (правил безопасности) при эксплуатации электроустановок ПОТ РМ-016—2001, РД 153-34.0-03.150-00 электротехнический персонал до допуска к самостоятельной работе должен быть обучен приемам освобождения пострадавшего от действия электрического тока, оказания первой помощи при несчастных случаях. 4. Умение каждым работником оказывать первую медицинскую помощь предусматривается требованиями ГОСТ 12.0.004—90 «Организация обучения безопасности труда». Эта тема включена в перечень основных вопросов вводного инструктажа (прил. 3), который содержит рекомендации по оказанию доврачебной помощи, а также требования к персоналу при оказании доврачебной помощи. 5. Свыше 30% ежегодно умирающих россиян—это граждане в трудоспособном возрасте. Смертность трудоспособного населения превышаетаналогичный показатель по Евросоюзу в 4,5 раза и в 2,5 раза—средний показатель смертности по России. За год в России гибнут примерно 12 работников из каждых 100 тыс., при этом от несовместимых с жизнью повреждений погибает только 15—20% пострадавших. Как минимум 80% погибших должны были остаться живыми, если бы им была оказана первая доврачебная помощь! За последние 10 лет смертность мужчин трудоспособного возраста возросла на 80%, за 15 лет численность инвалидов возросла в три раза и в настоящее время составляет 12 млн. человек. Высокий уровень смертности и инвалидности во многом зависит от вышеуказанной проблемы. Как показывает практика, обучение методам и приемам оказания первой помощи на производстве проходят менее 1% работников, которые обязаны пройти это обучение.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить «обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве». Исходя из этой формулировки неясно, каков должен быть характер данного обучения—практический или теоретический. По нашему мнению, обучение должно носить исключительно практический характер, так как в соответствии с требованием Трудового кодекса проводится не просто обучение, а обучение методам и приемам оказания первой помощи пострадавшим, которое можно обеспечить только применением таких средств обучения, как роботы-тренажеры. Учитывая экстремальную ситуацию при несчастном случае на производстве, работник, оказывающий первую помощь, должен иметь практические навыки оказания помощи. Дискуссия по данному вопросу неуместна, так как речь идет о жизни человека. Отрабатывать тактику и навыки действий необходимо в условиях, максимально приближенных к реальности несчастного случая. Достаточно даже условно сымитировать площадку места происшествия, выбрать наиболее типичную для данного производства ситуацию несчастного случая, чтобы включить в обсуждение всю аудиторию, заставить каждого человека принимать те или иные решения в выборе тактики поведения и действий. Именно на подобных занятиях слушатель приобретает профессионализм действий, который в жизни достигается с годами и ценой непоправимых ошибок. Обучение работников организации навыкам оказания первой помощи после несчастного случая могут проводить инструкторы или преподаватели, прошедшие обучение и получившие соответствующее удостоверение на специальных лицензированных курсах (продолжительность обучения не менее 170 часов). При этом следует учитывать то обстоятельство, что на обучение будущих инструкторов принимаются лица, не имеющие профессионального медицинского образования, данное обучение проводится по учебникам, учебным пособиям и справочникам, предназначенным для немедицинских работников. Делается это с той целью, что будущий инструктор должен доступным языком, без медицинской терминологии провести данное обучение любого гражданина Российской Федерации, который в силу своих профессиональных и служебных обязанностей должен уметь оказывать первую медицинскую помощь. Таким образом, наличие на предприятии медработника никоим образом не связано с проводимым обучением. В журнале «Охрана труда в вопросах и ответах» № 0/2008 в разделе «Обучение в системе охраны труда» был задан вопрос: можно ли обучение по охране труда совместить с обучением по оказанию первой помощи? Ответ: «…Вновь принимаемые сотрудники проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем (или уполномоченным им лицом), но не позднее одного месяца после приема на работу. Обучение по охране труда можно совместить с обучением по оказанию первой помощи, тогда в журнале проведения инструктажей нужно сделать дополнительную запись и поставить подпись работника о том, что оно прошел и инструктаж по оказанию первой помощи». С этим нельзя согласиться, так как в этом случае данное обучение будет проходить как краткий инструктаж на словах, проведенный в лучшем случае медработником организации, и абсолютно не будет носить практический характер с отработкой навыков и приемов оказания первой помощи на тренажере и, следовательно, эффективность такого инструктажа сводится к нулю. Вышел Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 2 августа 2007 г. № 197 «О Плане дополнительных мероприятий по обеспечению в 2007—2008 годах надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организациях Российской Федерации», где в п. 1 говорится об организации процесса обучения «Осуществление мероприятий по надзору и контролю за соблюдением законодательства об охране труда»: «…соблюдения работодателями и обучающими организациями установленного порядка обучения и проверки знаний по охране труда руководителей, специалистов и других работников, включая отдельные категории застрахованных лиц, с целью обеспечения надлежащего качества обучения и исключения нарушений в системе обязательной подготовки работников по вопросам охраны труда». Ни слова не говорится о том, что необходимо правильно организовать процесс обучения работников навыкам и приемам оказанию первой помощи пострадавшим на производстве. Многие работодатели либо вообще игнорируют, либо формально подходят к вопросу обучения оказания первой помощи пострадавшим на производстве, ограничиваясь небольшой лекцией приглашенного медработника. В соответствии с п. 2.2.4 Постановления Минтруда РФ № 1, Минобразования РФ № 29 от 13.01.2003 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» «работодатель (или уполномоченное им лицо) организует проведение периодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим. Вновь принимаемые на работу проходят обучение по оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленные работодателем (или уполномоченным им лицом), но не позднее одного месяца после приема на работу». Возникает вопрос: почему обучение должны проходить только работники рабочих профессий, а не все работники предприятия? К примеру, мастер участка не сможет оказать первую помощь работнику своего участка. По нашему мнению, работодатель обязан обеспечить обучение методам и приемам оказания первой помощи пострадавшим на производстве не только работников рабочих профессий, а всех работников предприятия. В новом Порядке обучения по охране труда, учитывая большую значимость данного вида обучения, данный вопрос должен быть прописан более четко, отражен характер обучения, периодичность и категории работников, подлежащих данному виду обучения.
ВЫВОД 1. В ст. 212 Трудового кодекса РФ нужно внести следующую корректировку: работодатель обязан обеспечить «обучение методам и приемам оказания первой помощи пострадавшим на производстве». Исходя из этого будет ясно, что обучение должно быть исключительно практическим. 2. Необходимо также в п. 2.2.4 Постановления Минтруда и Минобразования РФ № 1/29 от 13.01.2003 «Об утверждении порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» изменить формулировку «работников рабочих профессий» на «всех работников организации». 3. Кроме того, следует включить в «План дополнительных мероприятий по обеспечению в 2007—2008 годах надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организациях РФ», утвержденный приказом Федеральной службы по труду и занятости от 2 августа 2007 г. № 197 контроль за организацией обучения работников навыкам и приемам оказания первой помощи пострадавшим на производстве.
Замена молока компенсационной выплатой
ПРОБЛЕМА Отсутствует порядок, деляемый Правительством РФ и учитывающий мнение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, об осуществлении компенсационной выплаты, предусмотренной частью первой статьи Федерального закона от 1 октября 2007 г. № 224-ФЗ «О внесении изменений в ст. 222 ТК РФ».
АКТУАЛЬНОСТЬ В соответствии Федеральным законом от 1 октября 2007 г. № 224-ФЗ в ст. 222 ТК РФ внесены следующие изменения: 1. Часть первую дополнить предложением: «выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором»; 2. Часть третью изложить в следующей редакции: «нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания, порядок осуществления компенсационной выплаты, предусмотренной частью первой настоящей статьи, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений».
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ Своевременное и качественное представление компенсаций, как правило, влияет на морально-психологический климат в коллективах. Стоимость молока, приобретаемого предприятием по оптовым или договорным с производителем ценам, значительно ниже его стоимости в розничной торговле, и между работниками и работодателями могут возникать нежелательные разногласия.
ВЫВОД Необходимо ускорить решение проблемы для обеспечения нормального морально психологического климата в коллективах в части представления данного вида компенсаций.
Компьютерный зрительный синдром
ПРОБЛЕМА При работе с компьютером работник теряет зрение в течение определенного времени, что является профессиональным заболеванием. Такие средства, как специальные очки, не включены в типовые отраслевые нормы.
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПОСЛЕДСТВИЯ Можно считать установленным, что основное влияние на оператора оказывает не электромагнитное излучение, а зри- тельно напряженная работа с информацией на мониторе. В последнее время получил хождение термин «компьютерный зрительный синдром», проявлениями которого являются резь в глазах; головная боль, боль в области шеи и глазниц; трудности с фокусировкой зрения, ухудшение зрения; покраснение глазных яблок; жжение, сухость и боль в глазах, чувство «песка» под веками; раздвоение, затуманивание предметов; быстрее утомление при чтении; чувствительность к свету. Исследоваия показывают: до 88% компьютерных пользователей страдают от компьютерного зрительного синдрома, что приводит к снижению производительности труда. Длительная и напряженная зрительная нагрузка при пользовании компьютером может привести к развитию ранней пресбиопии, псевдомиопии, расстройствам бинокулярного зрения, а также к астенопии. Зрительные и глазные расстройства наблюдаются у 65—76% пользователей. Можно говорить и о заболеваниях органов зрения у детей и подростков: если ребенок в возрасте до 14—15 лет ежедневно будет проводить у компьютера около двух часов, это грозит потерей зрения на диоптрию в год. Зрение человека, сформированное в ходе длительной эволюции, оказалось мало приспособлено к работе с компьютерным изображением, которое отличается от естественного тем, что оно:
- самосветящееся, а не отраженное; - имеет значительно меньший контраст, который еще больше уменьшается за счет внешнего освещения; - состоит их дискретных точек—пикселей; - мерцающее, то есть точки с определенной частотой зажигаются и гаснут, и чем меньше частота мельканий, тем меньше точность установки аккомодации; - не имеет четких границ (как на бумаге). Наблюдение за экранами видеотерминалов свыше трех часов относится к работам с вредными условиями труда. Предельно допустимый уровень (ПДУ) по фактору «Наблюдение за экранами видеотерминалов (часов в смену)» при оценке напряженности трудового процесса составляет: - при буквенно-цифровом типе отображения информации 2—3 часа; - при графическом типе отображения информации 3—5 часов. Компьютерными пользователями в России являются десятки миллионов граждан, и из них только 5—8% пользуются специальными очками, остальные же подвергают себя опасности получить профессиональное заболевание.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ То, что ухудшение зрения является профзаболеванием, однозначно, но вся беда в том, что официально нашей медициной это не признается. Ежегодно в России диагностируется 7—12 тыс. профзаболеваний (в США—более 420 тыс.). По нашим сведениям, на рынке оптики до 90% подделок и только две фирмы выпускают очки, соответствующие нормативным требованиям: «Лорнет» (Москва) и ОАО «Суксунский оптико-механический завод» (Пермь). Очки фирмы «Лорнет» полностью отвечают нормативным требованиям, но реализуются в основном только в Москве. Группа компаний «Охрана труда» заключает договор с пермским заводом на поставку следующей продукции. Очки «Друг компьютера»—открытые защитные очки для пользователей ПК. Запатентованная разработка Суксунского оптико-механического завода (Сертификат РОСС.RU.СЩ05.В03104, Протокол испытаний №40/04 от 25.11.04, выдан ИЦ «СИЗ и УТ МИОТ» АНО НИИ проблем охраны труда. Санитарно-эпидемиологическое заключение № 59.55.03.000.П.003267.11.04 от 24.11.04 г.). Их преимущества: - очки совмещают в себе медицинские и защитные функции. Как показывает практика, 75% людей, работающих за компьютером, нуждаются в медицинской коррекции зрения, следовательно, очки должны быть диоптрийными (большинство компьютерных очков, представленных на российском рынке по более низкой цене, не являются корригирующими); - очки не являются товаром серийного производства и изготавливаются индивидуально; - в этих очках комфортно в помещении с искусственным светом, особенно с люминесцентными лампами, комфортно на улице—в пасмурную погоду в них видно четче и контрастнее, а в солнечный день глаза защищены от ультрафиолета. Очки прекрасно подходят для использования в повседневной жизни. Предлагается два варианта очков «Друг компьютера», и оба варианта имеют линзы из высококачественного оптического пластика розового или желтого оттенков. Специальная тонировка линз воздействует на яркость и цвет экрана, фильтрует излучение синего спектра света, позволяет легче фокусироваться на изображении экрана. Многослойные линзы Hammer имеют особенности: - твердое покрытие защищает поверхность от царапин и истирания; - антибликовое покрытие увеличивает пропускание света и полностью устраняет отражения от поверхности линз; - водоотталкивающее и антистатическое покрытие защищает линзы от загрязнения и накапливания электромагнитного заряда. «Эконом» —это очки с корригирующими пластиковыми линзами Hammer и с диапазоном рефракций: сфера от –6,00 до +6,00 дптр. «Люкс»—очки с корригирующими пластиковыми линзами Hammer и с диапазоном рефракций: сфера от –6,00 до +4,00; цилиндр до 3,00 дптр. Очки «Друг компьютера» снимают зрительное утомление и головную боль; повышают цветоразличие и цветовой контраст; делают изображение более четким и контрастным; предупреждают развитие прогрессирующей близорукости, катаракты, глаукомы, дистрофии сетчатки. Типовыми отраслевыми нормами очки защитные со спектральными фильтрами не предусмотрены, однако наиболее эффективным способом организации обеспечения профилактики компьютерного зрительного синдрома, улучшения визуальных показателей видеомониторов, повышения работоспособности, снижения зрительного утомления является АРМ по условиям труда. Стоимость СИЗ, оплачиваемых из средств организаций в пользу работников, относится на затраты производства, уменьшающие налоговую базу на прибыль на основании подпункта 3 п. 1 ст. 254 НК РФ, в составе расходов на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и другого имущества, не являющихся амортизируемым имуществом.
ВЫВОД Необходимо в рамках государственной системы управления профессиональными рисками решить вопрос включения средств защиты органов зрения при работе с ПЭВМ в Типовые отраслевые нормы СИЗ.
Создание санитарных постов с аптечками
ПРОБЛЕМА Отсутствует нормативный документ, являющийся достаточным основанием для комплектации и бухгалтерского учета при создании в организациях санитарного поста, необходимость которого установлена ст. 223 Трудового кодекса РФ. Отсутствуют также нормативные документы, регламентирующие необходимый состав производственных и офисных аптечек первой помощи.
АКТУАЛЬНОСТЬ И ПОСЛЕДСТВИЯ 1. Статьей 223 (Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников) ТК РФ установлено: «обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам создаются санитарные посты с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания медицинской помощи….» 2. СП 2.2.2.1327—03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту»: «2.14. В производственных помещениях следует иметь аптечки, укомплектованные медикаментами, для оказания первой доврачебной помощи». 3. Требования Директивы 89/654/ЕЕС «О минимальных требованиях к рабочему месту в области безопасности и здоровья (первая отдельная директива в рамках толкования ст. 16 (1) Директивы 89/391/ЕЕС)» совместно с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов РФ в области охраны труда, отражают положения по вопросу санитарнобытового и лечебно-профилактического обслуживание работников: Приложение I. П. 19 «Комнаты для оказания первой помощи». 19.1. В зависимости от размера производственной территории, рода выполняемых работ и частоты имеющих место несчастных случаев, необходимо предусмотреть одну или более комнат для оказания первой помощи. 19.2. Комнаты для оказания первой помощи должны быть оснащены необходимыми установками и оборудованием, позволяющими оказывать такую помощь, а также быть удобными для использования носилок. На таких комнатах должны быть установлены указатели, в соответствии с национальными нормами, преобразующими Директиву 77/576/ЕЕС в закон. 19.3. Кроме того, оборудование для оказания первой помощи должно размещаться во всех тех местах на производстве, где этого требуют условия труда. Это оборудование должно иметь соответствующую маркировку, и к нему необходимо обеспечить легкий доступ». Анализ материалов оценки соответствия деятельности организаций требованиям охраны труда показывает, что на более чем 90% предприятий отсутствуют санитарные посты. Практически ни в одной производственной аптечке нет транспортных шин. Если учесть, что от несовместимых с жизнью повреждений погибает только 10—15% пострадавших, а каждый год от промышленного травматизма теряют жизни более 100 тысяч человек, то как минимум 80% погибших должны были остаться живыми, если бы им была оказана первая медицинская мощь. 80 000 жизней россиян в год —вот цена формализма в вопросах оказания первой помощи. Отсутствие внимания к данной проблеме на государственном уровне привело к тому, что, к примеру, носилки ковшовые разъемные, являющиеся обязательной составляющей санитарного поста, нельзя купить ни в Туле, ни в Москве. Из-за отсутствия спроса изготавливаются они только в Нижнем Новгороде и небольшими партиями, а их стоимость, несмотря на простоту конструкции, составляет около 10 000 руб.
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ Приводим мнение доктора медицинских наук В. Г. Бубнова, разработчика методик системы массового обучения навыкам оказания первой помощи. В настоящее время нет ни одного официального документа, регламентирующего оснащение санитарного поста и аптечки первой помощи на предприятии, учебном заведении или посту ГИБДД. Некоторые фирмы по своей инициативе и очень часто «от фонаря» или с целью «продвижения» своих изделий, часто сомнительного качества, разработали и «утвердили» в Минздраве подобные аптечки. Но эти решения Минздрава носят только рекомендательный характер. Поэтому, когда дельцы от медицины уж очень навязчиво, с наглыми угрозами каких-либо карательных санкций навязывают свои изделия, которые даже на первый взгляд не соответствуют требованиям здравого смысла, им можно смело отказать. После многочисленных скандалов по поводу никчемности аптечек для автолюбителей многие структуры и ведомства (МО, МЧС, Служба гражданской авиации, МВД, РАО «ЕЭС России») уже многие годы не обращают внимания на многочисленные и часто абсурдные рекомендации. Прежде всего следует отметить, какие вложения в аптечки из перечня Минздрава следует полностью исключить на том основании, что их использование лицами без медицинского образования может привести к увечью или смерти пострадавшего: 1. Кровоостанавливающий жгут «с дозированной компрессией» или «растяни до квадрата». Казалось бы, чего проще: растянул резиновую пластину жгута, на которой изображенный прямоугольник с надписью «Плечо», он растянулся до формы квадрата—значит жгут наложен верно. Как просто! Но вот беда —у кого-то бедро, как у другого плечо. Если жгут наложен неверно (с недостаточным усилием и без контроля пульса), конечность уже через 5—7 минут отекает и синеет. В этом случае даже для того, чтобы снять неверно наложенный жгут, будет безопаснее ампутировать конечность. 2. S-образные дыхательные трубки. Они предназначены для использования только квалифицированными медицинскими работниками. Малейшее неверное движение или промедление на доли секунды в момент ее введения в ротовую полость может привести к смерти от асфиксии языком или аспирации рвотных масс. 3. Комплект для проведения сердечно-легочной реанимации CPREzy, состоящий из пенала и маски со вставленной изнутри трубкой. Вставлять в рот человеку, находящемуся в бессознательном состоянии, жесткую пластиковую трубку, торчащую в просвете маски, крайне опасно. Обильное кровотечение из губы, разрезанной при зажатии между трубкой изубом, в этой ситуации обязательно приведет к смерти. Теперь о пенале, который после наложения на грудь с помощью светодиодов диктует частоту компрессий непрямого массажа сердца в зависимости «от массы тела умирающего». Фокус в определении массы тела оставим на совести конструкторов данного изделия, но в реальности правильный выбор частоты надавливаний определяет не масса пострадавшего, а степень упругости его грудной клет
Источник: http://www.biota.ru/publish/magazine/article/344 |