Зарег. на сайте Всего: 1232 Новых за месяц: 1 Новых за неделю: 0 Новых вчера: 0 Новых сегодня: 0 Из них Администраторов: 1 Модераторов: 1 Проверенных: 968 Обычных юзеров: 262 Из них Парней: 896 Девушек: 336
По оценке Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) профессия
пожарного относится к одной из самых опасных. В условиях реального
пожара огнеборцам приходится сталкиваться с угрозой взрыва, обрушения
несущих конструкций, воздействия отравляющих веществ, поражения
электротоком и с другими опасными факторами, которые могут привести и, к
сожалению, приводят к телесным повреждениям, увечьям отравлениям,
радиационному облучению и даже к гибели.
Примеров гибели пожарных в процессе тушения пожаров немало. Вот
только последние из них. В марте 2010 г. на пожаре погиб начальник
службы пожаротушения ГУ ГО и ЧС г. Москвы полковник внутренней службы Е.
Чернышов. Ему Указом Президента РФ посмертно присвоено звание «Герой
России». 16 июля 2010 г. при тушении пожара во Всероссийком
художественно-научном реставрационном центре им. академика Грабаря в
Москве погибли двое пожарных. При тушении лесного пожара 29 мая 2010 г.
погиб командир отделения пожарной части № 41 по охране Каширского района
Воронежской области 56-летний В. Галкин.
Как же обстоят дела с безопасностью пожарных в процессе
трудовой деятельности? Проанализируем ситуацию с охраной труда пожарных и
лиц, принимающих участие в тушении пожаров.
КТО В ЛЕС, КТО ПО ДРОВА...
Согласно Федеральному закону «О пожарной безопасности» в Российской Федерации существуют пять видов пожарной охраны:
1) государственная противопожарная служба, которая
включает в себя состоящих на определенных штатных должностях лиц
рядового и начальствующего состава Федеральной противопожарной службы;
военнослужащих Федеральной противопожарной службы; лиц, не имеющих
специальных или воинских званий (работники);
2) ведомственная пожарная охрана, которая имеется в
ряде федеральных органов исполнительной власти и на множестве
предприятий различных отраслей экономики;
3) муниципальная пожарная охрана;
4) частная пожарная охрана;
5) добровольная пожарная охрана.
Есть еще свыше 1900 пожарно-химических станций и других
пожарных подразделений, которые призваны обеспечивать тушение лесных
пожаров, а также горно-спасательные части, осуществляющие тушение
пожаров на подземных объектах. Статус последних в Федеральном законе «О
пожарной безопасности» четко не определен, так как эти структуры
функционируют самостоятельно и финансируются из разных источников.
Вместе с тем риски (опасные факторы) пожаров общие для всех
участников тушения, независимо от их ведомственной принадлежности и
источников финансирования. Законодательно закреплен принцип единоначалия
в руководстве тушением пожаров (что вполне обосновано и ни у кого не
вызывает сомнения). Поэтому должны быть едиными и требования охраны
труда пожарных.
Действительно, будет абсурдом, если, например, в подразделении
ведомственной пожарной охраны ОАО «Газпром» станут руководствоваться
одним набором мер безопасности, пожарные поисково-спасательной службы
аэропорта «Внуково» - другими, пожарные системы МЧС России - третьими,
частной пожарной команды - четвертыми, лесники - пятыми и т. д. Что
получилось бы, если бы каждый командир на месте пожара руководствовался
бы своим уставом, инструкциями и правилами по охране труда?
Итак, представляется, что Правила охраны труда для пожарных
должны быть едиными, а точнее, по существующей градации нормативных
правовых актов по охране труда, - межотраслевыми. Они должны быть
обязательными к исполнению всеми работниками пожарной охраны или лицами,
которые на определенных условиях привлекаются к тушению пожаров. Это
добровольные пожарные, члены нештатных противопожарных формирований,
которые имеются на предприятиях различных отраслей экономики; лица
(безработные), привлекаемые для выполнения общественных работ, в том
числе для тушения лесных, торфяных и иных природных пожаров; население,
привлекаемое органами местного самоуправления к тушению лесных и иных
пожаров.
Но на практике этого не происходит. Зачастую многие вопросы охраны труда и безопасности вообще остаются за кадром.
В настоящее время на федеральном уровне действуют «Правила по
охране труда в подразделениях противопожарной службы ГПС МЧС России»
(ПОТ РО-2002), которые введены в действие приказом МЧС России от
31.12.02 № 630 (зарегистрирован в Минюсте России 03.02.03, № 4176).
Указанный документ в соответствии с п. 2 Правил подготовки
нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и
их государственной регистрации (введены в действие постановлением
Правительства РФ от 13.08.97 № 1009) является нормативным правовым
актом, требования которого обязательны для исполнения личным составом
только одного вида пожарной охраны - Государственной противопожарной
службы (ГПС). Иными словами, указанные ПОТ РО-2002 относятся к категории
отраслевых правил по охране труда.
А чем же должны руководствоваться на пожаре пожарные и их руководители остальных четырех видов пожарной охраны? Большой вопрос.
Вот и получается, что, осуществляя совместные действия по
тушению пожара или ликвидации ЧС, пожарные ГПС МЧС России должны
соблюдать определенный набор требований охраны труда, установленный
ведомственным приказом. В то же время пожарные других видов пожарной
охраны могут их выполнять, а могут и игнорировать.
Не потому ли на практике иногда можно наблюдать ситуацию, когда
пожарные, не входящие в структуру ГПС, не идут на разумный и
оправданный риск, не проявляют самоотверженности при тушении пожаров, а
стремятся отсидеться, как говорится, «в засаде», под маркой угрозы для
жизни и здоровья, не тушить пожар, а имитировать действия по его
тушению? Такое положение в ряде случаев приводит к тому, что личный
состав частной пожарной охраны, других ее видов на реальном пожаре
действует пассивно, тушит огонь с расстояния «по дыму», а заканчивается
тушение пожара полным выгоранием объекта.
УСЛОВНО ЛЕГИТИМНЫ
В самой ГПС с правовой точки зрения в организации работ по
охране труда имеются серьезные проблемы. Напомним, что ПОТ РО-2002
введены в действие приказом МЧС России более семи лет назад. В
постановлении Правительства РФ от 23.05.00 № 399 «О нормативных правовых
актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда»
установлено, что в Российской Федерации действует система нормативных
правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны
труда, которая состоит из межотраслевых и отраслевых правил и типовых
инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и правил,
правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной
эксплуатации, свода правил по проектированию и строительству,
гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности
труда.
В этом же постановлении сказано, что государственные
нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на пять лет и
могут быть продлены не более чем на два срока. Решение о продлении срока
действия государственных нормативных требований охраны труда либо об их
досрочной отмене может быть принято не позднее чем за 9 месяцев до
окончания срока их действия.
При изменении законодательства Российской Федерации об охране
труда, межотраслевых правил и типовых инструкций по охране труда, при
внедрении новой техники и технологий, а также по результатам анализа
производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и
катастроф в Российской Федерации государственные нормативные требования
охраны труда подлежат пересмотру независимо от установленного срока их
действия».
Почему же все эти требования не выполняются в сфере охраны
труда пожарных? В России серьезным образом изменилась законодательная и
нормативная правовая база: с мая 2009 г. вступил в силу «Технический
регламент о требованиях пожарной безопасности» (Федеральный закон от
23.07.08 № 123-ФЗ). Появились новые своды правил и национальные
стандарты в этой сфере, а Правила по охране труда в подразделениях
противо-пожарной службы ГПС МЧС России (ПОТ РО-2002) остались старыми. К
тому же они существуют более пяти лет, и повторно срок их действия не
продлевался. Значит, они не в полной мере легитимны.
24 июля 2008 г. министром МЧС России генералом армии С. Шойгу
был утвержден «План-график формирования нормативных документов по
пожарной безопасности, направленных на реализацию положений Федерального
закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"»
(рег. № 2-4-50-38-19 от 24.07.08). В п. 2.17 этого Плана-графика
предусматривалась подготовка Свода правил по охране труда в
подразделениях пожарной охраны. Вероятно, имелась в виду подготовка
межотраслевых правил по охране труда, как того требует постановление
Правительства РФ от 23.05.00 № 399. Свод правил по охране труда должен
был появиться в конце 2008 г., однако по непонятным причинам этого не
произошло. И неизвестно, когда вопрос охраны труда различных категорий
пожарных будет полностью урегулирован на государственном уровне.
Этим летом почти вся страна полыхала в огне лесных и торфяных
пожаров, ликвидация которых сопряжена с огромным риском для всех
участников тушения пожара. В ПОТ РО-2002 всего три пункта общего
характера регламентируют требования охраны труда при ликвидации таких
пожаров, чего явно недостаточно.
В последнее время для ликвидации различных пожаров стали часто
использовать вертолеты и самолеты, которые со значительной высоты
сбрасывают вниз громадные массы воды. Какие меры безопасности должен
соблюдать пожарный, находящийся на пожаре при сбросе на голову
нескольких тонн воды? Эти и многие другие вопросы обеспечения
безопасности и охраны труда пожарных остались за рамками ПОТ РО.
НЕ РОСКОШЬ, А ЖИЗНЕННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ
Еще один аспект, непосредственно затрагивающий вопрос
безопасности пожарных, - это средства индивидуальной защиты.
Безопасность пожарных при тушении пожаров и ликвидации ЧС природного и
техногенного характера, наряду со специальными правилами и приемами,
обеспечивается еще и надежными, эффективными и удобными в работе СИЗ. К
таким СИЗ относятся боевая одежда пожарного, средства защиты головы,
пожарный пояс, специальная обувь, аппараты защиты органов дыхания и др.
Именно СИЗ должны защитить пожарного и спасателя от опасных факторов
пожара, под воздействием которых им приходится осуществлять свою
деятельность на месте пожара или ЧС.
Однако и здесь вопросов больше, чем ответов. Необходим
нормативный правовой акт, который регламентировал бы нормы бесплатной
выдачи пожарным сертифицированных СИЗ и был бы согласован с
Минздравсоцразвития России. Без такого документа у учредителей пожарной
охраны нет единого подхода к тому, какие виды СИЗ и сколько выдавать
пожарным. Отсутствуют правовые основания к тому, чтобы обеспечивать СИЗ
бесплатно и относить затраты на их приобретение на себестоимость
продукции, работ и услуг. Иными словами, без документа можно выдавать
пожарным все, что угодно, но только... за счет чистой прибыли, т.е.
после уплаты налога на прибыль (а это ни много ни мало 20 %).
Собственникам и учредителям пожарной ' охраны это невыгодно, они
всячески стараются экономить на СИЗ, закупать что подешевле.
Еще 13 февраля 2003 г. заместитель министра МЧС России Р.
Цаликов официально заявил о том, что в МЧС России планируется разработка
единых требований в части экипировки и сроков носки специальной одежды
для работников пожарной охраны и членов добровольных пожарных дружин.
Прошло семь лет, однако ничего не изменилось. Минтруд России
постановлением от 12.02.04 №12 утвердил Типовые нормы бесплатной выдачи
сертифицированных видов специальной одежды, специальной обуви и других
средств индивидуальной защиты гражданскому персоналу МЧС России. Однако
этот документ носит внутриведомственный характер, не распространяется на
работников других видов пожарной охраны - частной, муниципальной,
ведомственной, добровольной. Точной численности их состава практически
никто не знает (по некоторым данным их свыше 17 тыс.).
Недавно на наш очередной запрос мы получили ответ следующего
содержания: «МЧС России подготовлены и в установленном порядке
направлены в Минздрав-соцразвития России изменения в постановление
Минтруда России от 12.02.04 № 12 "Об утверждении Типовых норм бесплатной
выдачи сертифицированных видов специальной одежды, специальной обуви и
других средств индивидуальной защиты гражданскому персоналу МЧС России".
Единые требования по экипировке работников ведомственной,
муниципальной и добровольной пожарной охраны установлены постановлением
Минтруда России от 12.02.04.
Согласно Федеральному закону от 21.12.94 № 69-ФЗ "О пожарной
безопасности" штатные лесопожарные подразделения и пожарно-химические
станции не относятся ни к одному из видов пожарной охраны.
Нормы снабжения лиц, привлекаемых к тушению лесных пожаров,
согласованы МЧС России и изложены в приказе Минсельхоза России от
22.12.08 № 549 "Нормы наличия средств пожаротушения в местах
использования лесов"».
Ответ, мягко говоря, вызвал недоумение. О том, какие нормативы
по СИЗ должны быть у работников частной и иных видов пожарной охраны, в
МЧС России по непонятным причинам умолчали. А нормы наличия средств
пожаротушения в местах использования лесов не являются нормативом по СИЗ
для работников и населения, привлекаемых к тушению лесных пожаров. Это
абсолютно разные вещи, и то, что МЧС России согласовало эти нормы без
консультаций и согласования с Минздравсоцразвития России, как это
положено по закону, убеждает, что данные нормы не имеют никакого
отношения к вопросам охраны труда людей, привлекаемых для тушения лесных
пожаров.
КОГДА ОЦЕНИМ САМООТВЕРЖЕННОСТЬ?
Чем больше погружаемся в проблемы охраны труда различных
категорий пожарных, тем очевиднее становится, что такое сложное
положение во многом обусловлено наличием различных видов пожарной
охраны, их ведомственной разобщенностью. Следствием этого является и то,
что в стране отсутствует правдоподобная статистика гибели и
травмирования пожарных. Необходимо, видимо, сказать и о недостаточном
контроле за деятельностью МЧС России и подведомственных ему структур по
исполнению трудового законодательства со стороны профсоюза работников
государственных учреждений, федеральной инспекции труда и региональных
отделений Фонда социального страхования РФ.
Не потому ли Государственная противопожарная служба (код по
ОКВЭД 75.25.1) по виду экономической деятельности отнесена к самому
низкому классу профессионального риска - к 1-му из имеющихся 32-х
классов!? Например, шахтеры относятся к 32-му классу профессионального
риска, машинисты метрополитена - к 7-му классу. Пожарные приравнены к
офисным работникам, бухгалтерам и другим категориям работников, труд
которых содержит минимальный уровень риска!
При этом необходимо подчеркнуть, что требования Федерального
закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от
несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»
распространяются только на одну группу личного состава ГПС - на
работников. А военнослужащие и сотрудники ГПС по вопросам социального
страхования и социальной защиты вообще исключены из этого списка и
руководствуются федеральными законами «О военной службе и статусе
военнослужащих» и «О милиции» и соответствующими Положениями о службе.
Неужели в этом проявляется стремление сэкономить на жизни и
здоровье пожарных? Дело в том, что согласно Правилам (утверждены
постановлением Правительства РФ от 01.12.05 № 713) все виды
экономической деятельности в зависимости от класса профессионального
риска дифференцируются по группам. Правилами установлены особые условия
для отнесения бюджетных учреждений к классам профессионального риска.
Бюджетные учреждения, в том числе пожарные подразделения ГПС
МЧС России, полностью финансируемые за счет бюджетов, в части
установления страхового тарифа относятся к 1-му классу профессионального
риска, что оказывает существенное влияние на размеры страховых
платежей.
На наш взгляд, пора признать алогичность ситуации, при которой
отнесение к классу профессионального риска осуществляется не в
зависимости от принадлежности работника к той или иной профессии, без
учета сопряженных с профессиональной деятельностью рисков, а исходя из
осуществления страхователем того или иного вида экономической
деятельности. Застрахованный и работодатель при этом руководствуются не
осознанием опасности повреждения здоровья или смерти при выполнении
работником обязанностей по трудовому договору или в других установленных
законом случаях, а уровнем производственного травматизма и
профессиональной заболеваемости и расходами на обеспечение по
страхованию, сложившимися по видам экономической деятельности
страхователей.
Что же получается? Несчастные случаи с военнослужащими и
сотрудниками ГПС не учитываются Фондом социального страхования РФ,
Росстатом и Рострудом, а в итоге мы имеем неполную картину гибели
пожарных, причинения ущерба здоровья пожарным в процессе исполнения ими
трудовых (служебных) обязанностей.
Трудно не понять, что низкий страховой тариф для пожарных,
содержащихся за счет бюджетных средств, - это самое банальное желание
сэкономить, т.е. меньше заплатить в Фонд социального страхования РФ. Но
при этом риски у пожарных все равно остаются высокими, а это, в свою
очередь, приводит к тому, что Фонд социального страхования РФ должен
покрывать расходы на лечение пострадавших, на оказание помощи ставшим
нетрудоспособными или расходы в связи с гибелью пожарных за счет средств
предприятий других отраслей экономики.
Полагаем, что социальное страхование пожарных различных видов
пожарной охраны и классы их профессионального риска должны быть
скорректированы. Пожарные по классу риска не должны стоять на одном
уровне с бухгалтерами и менеджерами. Пожарные всех видов пожарной охраны
должны быть отнесены к одному классу пожарного риска.
Проблем в сфере охраны труда и социального страхования пожарных
много, они разноплановы, и все требуют решения. Нельзя и дальше
героизмом и самоотверженностью пожарных покрывать прорехи в нормативном
регулировании и организации работы по охране труда личного состава.
В этом направлении нужна системная и целенаправленная работа,
началом которой должно стать признание профессии пожарного «сквозной».
Необходимо, чтобы в МЧС России были разработаны новые межотраслевые
Правила охраны труда для личного состава всех видов пожарной охраны. А
утвердить их должно не МЧС России, а Минздравсоцразвития России,
которому такое право предоставлено в соответствии с действующим
законодательством и подзаконными нормативными актами. Должны быть также
разработаны и утверждены в установленном порядке типовые нормы по
оснащению пожарных сертифицированными СИЗ. Наши защитники от огня
нуждаются в надежной защите.
А. ТУДОС, шеф-редактор журнала "Охрана труда и социальное страхование" №10 2010 г.