После
анализа изменений нормативной базы по вопросам подготовки и аттестации
персонала предприятий с опасными производственными объектами следует
рассмотреть возможности совместной работы в этом направлении
промышленных предприятий, учебных организаций и Федеральной службы по
экологическому, технологическому и атомному надзору. Изменения
- порой весьма значительные - в требованиях к аттестации, как это было
проиллюстрировано в предыдущей публикации, нередко приводят к
непониманию, неразберихе, ошибкам и противоречиям. Промышленные
предприятия не до конца понимают все тонкости нововведений, а
государственные надзорные органы вынуждены четко (иногда жестко)
придерживаться указанной линии.
Союзниками
и проводниками новых подходов в такой ситуации могут и должны выступать
учебные организ ции. С одной стороны, они отслеживают все изменения в
законодательстве, поскольку для многих учебных центров это вопрос их
«жизни и смерти». С другой им постоянно приходится разъяснять заказчикам
образовательных услуг суть таких изменений, вникать во все тонкости
процедур подготовки и аттестации персонала, быть связующим звеном между
надзорными и поднадзорными организациями.
При
этом было бы несправедливо говорить о том, что подобная разъяснительная
работа не ведется со стороны Ростехнадзора. Как раз наоборот:
сотрудники ФСЭТАН отвечают на письменные и устные вопросы работников
промпредприятий, публикуют консультативные материалы в центральных и
региональных изданиях; официальный сайт Ростехнадзора (http://www.gosnadzor.ru) содержит раздел «Вопрос-ответ».
Однако
еще раз подчеркну - учебные центры могут и должны участвовать в этом
процессе. Находясь между двух субъектов процесса аттестации, как между
молотом и наковальней, они вынуждены находить оптимальные решения при
неизбежно возникающих противоречиях, идти навстречу предприятиям, не
нарушая при этом буквы закона.
Весь круг вопросов, связанных с аттестацией специалистов, условно можно разделить на три раздела:
• подготовка в учебной организации;
• собственно аттестация;
• работа аттестационных комиссий.
По
поводу подготовки, пожалуй, самые распространенные вопросы касаются
областей аттестации, а точнее - определения перечня нормативных
документов, по которым необходимо провести процедуру аттестации. Иногда
приходится даже сталкиваться с претензиями такого рода: «Мы указали вам
область аттестации (например, Б2), и вы сами должны знать, какие нам
нужны нормативные акты». Перечень нормативной документации по области Б2
нам, конечно же, известен, однако мы не всегда знаем все виды
деятельности и опасные производственные объекты заказчика.
Кроме
того, в некоторых случаях предприятия запрашивают у учебных организаций
документы, подтверждающие право на их деятельность: лицензии и
свидетельства об аккредитации. На мой взгляд, это правильно, но
необходимо обращать внимание не только на сам бланк лицензии на
образовательную деятельность, но и на приложения к нему, где указываются
конкретные учебные программы. К сожалению, заказчики далеко не всегда
учитывают наличие или отсутствие у учебного центра документов об
аккредитации в Единой системе оценки соответствия, подтверждающих, что
компания является независимым аттестационно-методическим центром (НАМЦ).
Хотя организация, не имеющая такого свидетельства, все же имеет право
на предаттестационную подготовку специалистов по вопросам промышленной
безопасности в рамках действующей лицензии.
Еще
совсем недавно в аттестационную комиссию необходимо было представлять
результаты тестирования, проведенного аккредитованным учебным центром.
Последние нововведения это требование отменили, установив, что
тестирование в рамках аттестации должно осуществляться «в помещениях,
занимаемых Службой» (п.9 Приказа Ростехнадзора № 591 от 12 июля 2010
года). Однако «в помещениях, занимаемых Службой», нет достаточного
количества классов, оснащенных компьютерной техникой и тестирующими
программами, поэтому тестирование в учебных центрах по-прежнему в
большинстве случаев играет роль как итогового контроля знаний (условие
оказания образовательной услуги), так и процедуры аттестации. По факту,
несмотря на юридическую «необязательность», результаты этого
тестирования представляются в аттестационную комиссию и по сей день.
Следует
понимать, что формально итоговая проверка знаний по результатам
обучения и аттестация - разные процедуры, осуществляемые разными
организациями. Проверка знаний осуществляется в учебных организациях в
рамках оказания образовательных услуг и допускается в любой приемлемой
для этого форме. Аттестация является делом аттестационных комиссий -
либо Ростехнадзора, либо предприятия, где работает аттестуемый.
Согласно
последней редакции приказа Ростехнадзора № 37 от 27 августа 2010 года, в
настоящий момент существует следующая иерархия аттестационных комиссий:
центральная комиссия - ЦАК;
территориальные комиссии (по субъектам Федерации) - ТАК;
комиссии предприятий и организаций.
В
соответствии с приказом Ростехнадзора № 37 аттестация специалистов
может осуществляться в комиссиях поднадзорных организаций. При этом
необходимо выполнять следующие условия:
такая комиссия должна быть создана приказом директора;
в ее состав должны войти специалисты, аттестованные в комиссиях Ростехнадзора;
о месте и времени заседания аттестационной комиссии необходимо официально извещать ответственных представителей Ростехнадзора;
аттестация
специалистов по вопросам безопасности в организациях осуществляется по
графику, утверждаемому руководителем организации, согласованному с
территориальными органами Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору;
лица, подлежащие аттестации, должны быть ознакомлены с графиком и местом проведения аттестации.
*** Отслеживая
все нововведения и изменения в законодательстве и активно участвуя в их
внедрении и адаптации к современным условиям, учебные центры берут на
себя роль своеобразного «моста» между предприятиями и надзорными
органами в деле аттестации специалистов в области промышленной
безопасности.
Смею
надеяться, что учебные организации, ведя образовательную,
разъяснительную и методическую деятельность, непосредственно принимают
участие в формировании и совершенствовании системы промышленной
безопасности.
Журнал «ТехНАДЗОР» №4 за 2011 г. www.tnadzor.ru
Источник: http://www.safeprom.ru/articles/detail.php?ID=14658 |