К 2030 году прогнозируется сокращение населения России на 10
миллионов человек. Чтобы потери трудоспособной части населения не
оказались фатальными для страны, государству необходимо привлекать до
500 тысяч мигрантов в год. В рамках научной конференции Сибирского
федерального университета один из ведущих экспертов по вопросам
миграционной политики, член РАН Жанна Зайончковская рассказала, почему Россия не сможет обойтись без мигрантов из СНГ, а Сибирь не будет развиваться без сотрудничества с Китаем.
Главная опасность заключается в том, что Россия входит в стадию
сокращения населения в трудоспособном возрасте. В отдельные годы
сокращение трудоспособного населения достигает почти 1,5 миллиона
человек в год. Ситуация начала ухудшаться с 2007 года, когда молодежь,
которая вступает в трудоспособный возраст, перестала возмещать в
количественном отношении то поколение, которое выходит на пенсию. К
середине 2020-х годов ситуация несколько улучшится, но с 2035 года
глубина демографической ямы снова увеличится, и в отдельные периоды
2040-х годов потери будут доходить до двух миллионов человек в год.
Суммарные естественные потери трудоспособного населения до 2030 года в
результате разницы между теми, кто вступает в трудоспособный возраст и
теми, кто из него выходит, достигают 17 миллионов человек. Много это или
мало? Трудоспособное население страны сегодня составляет 70-73 миллиона
человек (по данным Росстата, с учетом теневой занятости). Если
соотнести 17 и 73 миллиона, можно убедиться, какой огромный процент
рабочей силы потеряет Россия.
Страна стоит перед альтернативой: либо найти источники заполнения
этой демографической ямы, либо изобрести что-то, чтобы обходиться
меньшим числом работников. Второе, по мнению Жанны Зайончковской, не
способно принести какие-либо положительные результаты.
Изменения, к которым приводит сокращение населения России и его трудоспособной части
«Иногда мне на лекциях говорят: "Нас же будет меньше, значит,
богатство страны будет распределяться на меньшее число людей, мы будем
жить богаче", — рассказывает Зайончковская. — Это очень наивные
рассуждения. Все было бы так, но кто будет зарабатывать это богатство
для страны? Оно уменьшится. Может не в прямой пропорции к снижению
количества работников, но почти в прямой».
Население
России стареет. Количество детской группы уже сократилось почти в два
раза, а удельный вес старшей группы населения в два раза поднялся по
сравнению с 1959 годом. Рассуждения пенсионеров о том, что они работали
сорок лет и заработали себе на достойную старость, к сожалению, являются
заблуждением. То, что они в свое время вносили в пенсионный фонд, не
лежит в сейфе или копилке. Государство расходовало эти деньги на свои
текущие нужды. Заработать на пенсии уходящему поколению должны те,
кто работает сейчас, молодая трудоспособная группа — рабочая сила
страны. За счет их налогов и отчислений в пенсионный фонд старики
получают пенсии.
Вывод таков: чем больше работающих на одного пенсионера, тем дешевле
каждому работающему обходится содержание этого пенсионера, тем меньше
надо брать с него налог в пенсионный фонд. И наоборот, чем меньше
трудоспособных приходится на одного пенсионера, тем больше с него надо
брать налог, чтобы заплатить пенсионерам хотя бы ту пенсию, которую
получали предыдущие поколения, не говоря уже о ее росте.
В 1990 году 3,6 работника работали на одного пенсионера. В
перспективе до 2030 года количество работников сократится до двух на
одного пенсионера, значит, в два раза придется повысить налоги и
отчисления.
«Если мы не будем привлекать мигрантов, — говорит Зайончковская, — у
нас количество работников сократится гораздо быстрее, оно упадет как
минимум на четверть, потому что каждый должен будет еще больше
трудиться. Встает вопрос повышения пенсионного возраста, что не снимает
проблемы соотношения молодых/старых, но облегчает проблему пенсионного
фонда, потому что тогда меньшему количеству людей надо зарабатывать на
пенсии».
В сентябре бывший министр РФ Алексей Кудрин на встрече с журналистами
в Вашингтоне заявил, что в настоящий момент в РФ возникает дефицит
средств на выплату пенсий, однако если пенсионный возраст увеличить, то
риски, соответственно, уменьшатся.
Альтернатива, которая в последнее время работает на практическом
уровне — это попытки повысить рождаемость в России и за счет рождаемости
решить в какой-то мере проблему депопуляции. Россия находится в русле
мировой тенденции снижения рождаемости до очень низкого уровня. Попытки
повышения рождаемости за счет экономического стимулирования
предпринимались во всех странах мира. Они не привели к ожидаемым
результатам, но дали эффект для улучшения условий выращивания детей,
семьи таким образом получали патронаж со стороны государства. Этот
эффект, безусловно, есть и в России. Однако Зайончковская высказала свое
мнение о том, что надежды на существенное повышение рождаемости в
ближайшие десятилетия иллюзорны.
«Ведь даже если представить, что наши усилия по повышению рождаемости
принесут плоды, то они будут видны только через 20 лет, когда дети
подрастут и выйдут на рынок труда. А на ближайшие 20 лет, когда наша
рабочая сила сокращается на 20 процентов, решения проблемы нет», —
говорит она.
Миграционная ситуация в России
По
прогнозу Росстата, с учетом миграции сокращение населения России к 2030
году достигнет 3 млн человек. Без привлечения мигрантов за двадцать лет
мы потеряем 10 миллионов человек.
Сегодня мигрантов в России намного больше, чем их регистрирует
Росстат. Очень многие из них живут и работают здесь незаконно. На летний
сезон в Россию приезжает 7-8 миллионов человек, из них 4-5 миллионов —
это неформальная миграция. Таким образом, если бы всех мигрантов,
которые сегодня реально присутствуют в стране, зачислили в население
России, то у нас с 2000 года был бы рост населения, а не падение.
Рост легальной трудовой миграции в Россию в общем-то довольно велик.
Однако он отражает не столько реальный рост, сколько изменение
миграционной политики по отношению к легализации мигрантов, подвижки в
которой начались с 2007 года. Таким образом, значительная часть
мигрантов, которые раньше были «вне закона», теперь легализуется. Общий
поток легальной миграции за последние пять лет увеличился на 1 миллион
человек.
По данным
аналитиков, для того чтобы удержать планку по количеству населения на
уровне 139 миллионов человек, России необходимо привлекать полмиллиона
легальных мигрантов в год с учетом коэффициента их семейности. Реальный
коэффициент семейности мигрантов в России сейчас очень низкий. 70
процентов тех, кто живет и работает в России, в том числе нелегально,
являются трудовыми мигрантами. С детьми и неработающими женами приезжают
мало.
«Вопрос стоит не в том, получим ли мы дополнительное население в том
количестве, которое нам нужно для экономики, а в том, как мы его
получим. Если по-прежнему у нас будет неблагоприятный климат для
развития легального бизнеса, для легального найма рабочей силы, мы будем
иметь рост нелегальной миграции, — говорит Зайончковская. — Огромный
объем нелегальной миграции показывает, что для России есть миграционные
страны-доноры, откуда люди хотят приехать в Россию. Это, конечно же,
страны СНГ. Таким образом, по крайней мере, на ближайшие два десятилетия
мой прогноз довольно оптимистичный».
По обследованиям лаборатории миграции института народнохозяйственного
прогнозирования РАН получается, что оплата труда нелегального и
легального мигранта примерно одинакова. Особого стимула у мигранта
стремиться быть легальным нет, потому что легализация не открывает перед
ним путь к более высокому заработку. А между тем, легальная миграция
становится важнейшим фактором экономического развития России,
определяющим наше благосостояние.
Недавно
лаборатория миграции института народнохозяйственного прогнозирования
РАН участвовала в анализе массового опроса, который провела партия
малого бизнеса «Опора России». Было опрошено более 4 тысяч
предпринимателей на предмет того, насколько их устраивает миграционное
законодательство, и могут ли они укомплектовать потребность в рабочей
силе. Четверть ответили, что не способны сделать это при действующем
миграционном законодательстве. Государство настроено на преференции
своей рабочей силе, но такая политика не работает, потому что своей
рабочей силы не набирается.
На вопрос ВЦИОМа «Согласны ли вы
работать дворником, если было бы вакантно рабочее место?» из 600
опрошенных россиян положительный ответ дал только один.
Зайончковская участвует в экспертизе почти всех миграционных законов
на уровне Государственной Думы и Совета Федерации. В обсуждении
концепции расширения границ для привлечения мигрантов, она выдвинула
предложение, что тем мигрантам, которые приезжают к нам с двумя детьми
надо давать сразу вид на жительство. Однако ее проект не был поддержан в
руководящих кругах.
«Все процедуры связанные с миграционной политикой нужно упрощать, —
считает она. — И здесь, прежде всего, перед юристами стоит огромная
ответственность, потому что именно юристы должны представлять
объективную необходимость и пользу для России привлечения мигрантов.
Юристы должны работать не на ужесточение миграционного законодательства,
а на его либерализацию».
Миграционная служба России выступила с предложением, по окончании
российских университетов выпускникам родом из СНГ при заключении
трудового контракта через год давать вид на жительство и ставить в
очередь на гражданство. Жанна Зайончковская предлагает еще более
либерализовать эту инициативу. По ее мнению, надо начиная с третьего
курса университета давать иностранному студенту вид на жительство или
даже сразу гражданство.
Откуда черпать рабочую силу?
Потенциальные миграционные ресурсы СНГ недостаточны, чтобы заполнить
российский демографический трудоресурсный потенциал. Экспертами они
оцениваются максимально в шесть миллионов человек.
Для заполнения трудоресурсной ямы до 2030 года России потребуется 17
миллионов человек. Часть из них, считает Зайончковская, можно черпать из
внутренних резервов страны за счет повышения занятости пенсионеров. В
какой-то мере можно повышать трудоучастие инвалидов. Сложность возникает
с молодыми матерями, потому что, выплата материнского капитала снижает
занятость трудоспособной части женского населения страны.
Институт социальной политики РФ дает оценку, что примерно 6 миллионов
человек реально можно привлечь внутри страны за счет более полного
использования ресурсов труда, в том числе за счет увеличения рабочего
дня. Михаил Прохоров сделал такой пробный шаг, но среди населения такие
мероприятия вряд ли когда-нибудь будут популярными.
«Наши властные структуры боятся откровенного разговора с населением
по поводу демографической ситуации, а люди думают, что, открывая границы
для китайцев, узбеков, таджиков, наши дети должны будут учиться с ними,
в условиях постоянных конфликтов. Все это будет. Но лучше представлять
те риски, которые возникают в связи с миграцией, готовиться к ним,
изучать мировой опыт. Если мы на это не согласны, значит, мы должны
согласиться на то, что наши дети будут материально жить хуже, чем мы,
что будущие пенсионеры будут жить хуже, чем нынешние. Мы все хотим жить
лучше, и это есть стимул экономического прогресса».
Ситуация в Сибири
• Почти все регионы Сибири, начиная с Приволжья, теряют население во
внутрироссийских миграциях. Это говорит о том, что существует западный
дрейф населения внутри России. Этот западный дрейф начался еще в 1960-х
годах. В свое время он восполнялся лишь за счет освоения Севера и
перемещения военных контингентов на Дальний Восток.
• Удельный вес старшей группы населения в Центральном округе в два раза выше, чем в Сибири.
• Сибирский федеральный округ по присутствию иностранцев из Китая почти не отличается от Центрального округа.
• За счет того, что Сибирь привлекает больше китайцев, она привлекает
меньше мигрантов из других стран. Население Сибири и Дальнего Востока не
будет массово пополняться за счет стран СНГ.
Е.Ш.: «Говорят, что после неудачных попыток военного
противостояния между СССР и Китаем еще с 1960-1970-х годов, китайцы
решили перейти к мягкой экспансии, проникали и закреплялись на
территории Сибири в качестве работников, торговцев и т. п. В прошлом
веке мы на Дальнем Востоке ассимилировали китайцев и корейцев. А сейчас
вот россияне едут в Китай. Насколько эта тенденция опасна для
территориальной целостности России?»
Ж.З.: «Сибирь должна развиваться. А Сибирь – это не только
Новосибирск, Красноярск, Иркутск. Пространство между этими городами не
должно быть демографической пустыней, экономическая деятельность в
Сибири не должна замереть. Есть на юге Сибири очень неплохое сельское
хозяйство. Оно должно поддерживаться, чтобы Сибирь имела статус
экономически дееспособного района. Без населения это поддерживать не
возможно. А если говорить о том, откуда брать это население, то реально
это азиатские страны.
Сибирь от Китая никуда не уйдет. Реально Китай от нас требует только
одного — открыть рынок труда. Мы не можем поглотить китайцев больше, чем
нам нужно. И Сибирь — слишком малоосвоенное пространство, чтобы
кто-либо, например Китай, стремился его поглощать. Если бы здесь была
большая сеть железных дорог, автодорог, то тогда из Сибири не только бы
лес брали, но и строили бы здесь автозаводы, обувные заводы. Но тут ведь
некому покупать. И нет разветвленной инфраструктуры, на которую можно
было бы «позариться». А пустая территория никому не нужна. Время империй
прошло.
Я могу успокоить сибиряков. Китай — огромная страна, которая
урбанизируется. Городское население Китая очень быстро растет. И растет
не у наших границ, а на юго-востоке Китая. Никто не хочет понять, что
соседство с Китаем — это наше счастье, удача Сибири. У нас рядом ресурс,
который реально может поддержать развитие Сибири».
Евгения ШЕЛКОВНИКОВА.
Источник: http://www.press-line.ru/novosti/2011/11/sibir-ot-kitaya-nikuda-ne-uydet.html |