Зарег. на сайте Всего: 1230 Новых за месяц: 0 Новых за неделю: 0 Новых вчера: 0 Новых сегодня: 0 Из них Администраторов: 1 Модераторов: 1 Проверенных: 968 Обычных юзеров: 260 Из них Парней: 896 Девушек: 334
Пути совершенствования Приборов безопасности, которые могут повысить уровень защиты башенного крана от падения
Падение башенных кранов в последние годы происходит с незавидным постоянством. Причем, эта эпидемия, охватывает не только краны, изготовленные на предприятиях бывших стран СССР, но краны изготовленные фирмами ведущих мировых производителей. Потеря краном устойчивости – основная причина падения кранов. Требования к устойчивости кранов установлены стандартом ИСО 4304-87 «Краны грузоподъемные, кроме самоходных и плавучих. Общие требования к устойчивости». При проведении расчетов на устойчивость стандартом устанавливаются величины значений различных нагружений на кран для четырех основных случаев I-IV. Для кранов, передвигающихся с грузом необходимо учитывать усилия, вызываемые максимально допустимыми отклонениями пути по вертикали в дополнение к нагрузкам, указанным в случае II таблицы (приложенная нагрузка – 1,3 Р (где P - номинальная грузоподъ-емность оборудования), ветровая нагрузка – W1 (воздействия ветра рабочего состояния), силы инерции – D (силы инерции или буферные силы, определяемые изготовителем). Для предотвращения возникновения нагрузок, превышающих расчетные (приводящие к потере устойчивости на кранах устанавливают соответствующие приборы безопасности). В России это приборы типа ОНК (различных модификаций), а на Украине – приборы типа ПЗК (различных модификаций). Один из ведущих западных производителей приборов безопасности, он же производитель кранов – фирма Liebhere. Современная тенденция повышения надежности приборов – это совершенствование их конструкции. Однако известно, что любая самая совершенная система может давать сбои в работе. Усовершенствование и так довольно сложных систем безопасности не может повысить общий уровень защиты крана . Повышение уровня безопасности башенных кранов видится не только в совершенствовании существующих приборов, но и во внедрении принципов резервирования. Резервирование – метод повышения надёжности систем безопасности посредством введения дополнительного числа элементов и связей по сравнению с минимально необходимым для выполнения заданных функций в данных условиях работы. Дублирование – однократное резервирование, которое широко применяется в технике в качестве приёма, повышающего надёжность системы, агрегата или наиболее ответственных их элементов, узлов. Основной и резервный приборы безопасности образуют дублированную группу. Возможно применение принципа постоянного дублирования, при котором основной и резервный приборы безопасности работают одновременно и находятся в одинаковых эксплуатационных условиях, и дублирование замещением (вручную – машинистом крана или автоматически – следящей системой), при котором резервный прибор безопасности (ограничитель, КВ) начинает работать только после отказа основного. При втором способе резервный прибор безопасности до момента замещения может находиться в нерабочем состоянии. Указанные направления совершенствования систем безопасности справедливы для тех функций прибора, которые ограничивают работу механизмов крана при возникновении нагрузок, превышающих предельно-допустимую величину или ограничивают положение отдельных составных частей крана в безопасной зоне выполнения работ. Установка резервирующих элементов и связей в системах приборов безопасности сопряжена с дополнительными затратами. Но нужно учитывать, что такое удорожание позволит значительно снизить вероятность не только повреждения, а и возможного разрушения башенных кранов. Отдельно хочется рассмотреть вопрос, связанный с необходимостью выполнения ежесменной (перед каждой рабочей сменой) проверки работоспособности системы безопасности. Проектировщиками приборов безопасности башенных кранов должно быть заложено ключевое требование – не работает система безопасности – не включается кран. Поскольку большое количество случаев падения башенных кранов связано с недостаточным креплением тупиковых упоров (иногда их отсутствием)– рекомендуется оборудовать инвентарные тупиковые упоры датчиками, выполняющими ту же функцию, что индивидуальные ключ бирки. Указанные датчики (КВ) должны устанавливаться в местах расположения элементов крепления тупикового упора на рельсе. Установлены тупиковые упоры кранового пути и закреплены – кран может работать. Не установлены тупиковые упоры кранового пути (или хотя-бы один не закреплен) – подача питания к механизмам крана должна быть заблокирована. Указанные предложения носят рекомендательный характер для проектных организаций, которые связаны с проектированием кранов и или приборов безопасности. Данные предложения предлагается учесть при внесении изменений в Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов.