Четверг, 18.04.2024, 23:57
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Справочник Профессионала - Directory of professional  16+

НАШ ОПРОС
Просим Вас указать Вашу принадлежность к той или иной группе:
Всего ответов: 4881
Статистика
 
Рейтинг@Mail.ru
 
 
 
 

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Зарег. на сайте
Всего: 1230
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
Из них
Администраторов: 1
Модераторов: 1
Проверенных: 968
Обычных юзеров: 260
Из них
Парней: 896
Девушек: 334
TwitPic
СЕЙЧАС читают:
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Охрана труда » Общие

Ответственность руководителя организации за неправильное расходование средств Фонда социального страхования РФ

Антипьева Н.В.,
канд. юрид. наук, доцент кафедры социального права Омского государственного университета имени Ф.М. Достоевского

Согласно ст. 1 Трудового кодекса РФ к числу основных задач трудового законодательства относится правовое регулирование отношений по обязательному социальному страхованию в случаях, предусмотренных федеральными законами. При этом обеспечение права работников на обязательное социальное страхование признано одним из основных принципов регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 2 ТК РФ). Определяя правовое положение сторон трудового договора, ТК РФ закрепляет право работников на социальное страхование (ст. 21 ТК РФ) и устанавливает обязанность работодателя осуществлять обязательное социальное страхование работников (ст. 22 ТК РФ).

Таким образом, в системе обязательного социального страхования работник является застрахованным лицом, а работодатель – страхователем. Условие об обязательном социальном страховании входит в содержание трудового договора (ст. 57 ТК РФ), а отношения по страхованию у застрахованных лиц возникают с момента заключения трудового договора с работодателем, что закрепляется в подп. 4 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16.07.99 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Закон об основах социального страхования).

В соответствии с Законом об основах социального страхования важнейшей обязанностью страховщиков является обеспечение сбора страховых взносов, а также своевременная выплата страхового обеспечения (подп. 2 п. 2 ст. 11). Однако из определения понятия «страховое обеспечение», приведенного в ст. 3 названного Закона, можно сделать вывод, что в отдельных случаях, устанавливаемых федеральными законами, выплата страхового обеспечения может осуществляться и страхователем.

Лица, работающие по трудовому договору, подлежат различным видам обязательного социального страхования: обязательному пенсионному страхованию, страхованию на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти, страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязательному медицинскому страхованию. Полномочия по выплате страхового обеспечения предоставлены страхователям в рамках обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смерти, а также страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – страхование профессиональных рисков), где страховщиком выступает Фонд социального страхования (ФСС) РФ.

К видам страхового обеспечения, выплачиваемым застрахованным лицам (или их родственникам в установленных законодательством случаях) страхователем за счет средств Фонда социального страхования РФ, относятся:
1) пособие по временной нетрудоспособности;
2) пособие по беременности и родам и другие пособия, связанные с рождением и воспитанием детей, – единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
3) оплата отпуска (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно;
4) оплата санаторно-курортного лечения и оздоровления застрахованных и членов их семей;
5) социальное пособие на погребение.

Пособие по временной нетрудоспособности

Обратите внимание!С 1 января 2008 г. максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности составляет 17 250 рублей

Пособие по временной нетрудоспособности выступает страховым обеспечением как по страхованию на случай временной нетрудоспособности, так и по страхованию профессиональных рисков. Несмотря на то что в нормативных правовых актах о страховании обоих видов эти выплаты именуются одинаково, их правовая природа различается.

На основании п. 1 ст. 13 Федерального закона от 29.12.06 №255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее – Закон об обеспечении пособиями по временной нетрудо­способности) назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.

Обратите внимание!Минимальный размер пособия по уходу за ребенком составляет 1500 рублей по уходу за первым ребенком и 3000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми. Максимальный размер пособия по уходу за ребенком не может превышать за полный календарный месяц 6000 рублей

Застрахованному лицу, утратившему трудоспособность вследствие заболевания или травмы в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой оно подлежит обязательному социальному страхованию, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается работодателем по его последнему месту работы либо территориальным органом ФСС РФ.

Федеральный закон от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Закон о страховании профессиональных рисков) закрепляет следующее правило: назначение и выплата застрахованному пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием производятся в порядке, установленном законодательством РФ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности по государственному социальному страхованию (п. 1 ст. 15).

Работодатель осуществляет выплату пособия по временной нетрудо­способности в порядке, установленном для выплаты работникам заработной платы (п. 5 ст. 13 Закона об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности).

Пособие по беременности и родам

Обратите внимание! • Максимальный размер пособия по беременности и родам составляет 23 400 рублей
• Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель), выплачивается в размере 300 рублей
• Единовременное пособие при рождении ребенка выплачивается в размере 8000 рублей

Отношения по предоставлению пособий, связанных с рождением и воспитанием детей, регламентируются двумя законодательными актами. Применительно к пособиям по беременности и родам основополагающим является Закон об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности. Выплата единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком регулируется Федеральным законом от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». В данном нормативном акте определены источники финансирования пособий, установленных для семей с детьми, но субъекты, наделенные полномочиями по выплате таких пособий, не названы. Соответствующие нормы содержатся в Положении о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, утв. постановлением Правительства РФ от 30.12.06 № 865 (далее – Положение от 30.12.06 № 865).

Так, согласно п. 17 Положения от 30.12.06 № 865 единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, назначается и выплачивается по месту назначения и выплаты пособия по беременности и родам. Застрахованным лицам, работающим по трудовому договору, пособие по беременности и родам, как и пособие по временной нетрудоспособности, выплачивается работодателем. Единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается по месту работы, службы (пп. 23 и 41).

Оплата отпуска и санаторно-курортного лечения. Пособие на погребение

НА № 10‘2007На основании ст. 11 Федерального закона от 21.07.07 № 183-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» средства обязательного социального страхования направляются на полную или частичную оплату стоимости путевок для детей застрахованных граждан. Аналогичные положения содержались и в Федеральном законе от 19.12.06 № 234-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2007 год».

В соответствии с п. 7 ст. 15 Закона о страховании профессиональных рисков оплата отпуска пострадавшего застрахованного лица (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно производится страхователем.

На основании Федерального закона от 12.01.96 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле в Российской Федерации» выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти организацией, в которой работал умерший либо работает один из родителей или другой член семьи умершего несовершеннолетнего, за счет средств ФСС РФ (пп. 2 и 3 ст. 10).

Социальное страхование и налоги

Отношения по выплате страхового обеспечения урегулированы различными нормативными правовыми актами.

Согласно п. 2 ст. 243 Налогового кодекса РФ сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством РФ. В составе единого социального налога в ФСС РФ уплачиваются страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством, а также на случай смерти.

 В соответствии с п. 5 ст. 243 НК РФ ежеквартально не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики обязаны представлять в региональные отделения Фонда социального страхования РФ сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом, о суммах:
1) начисленного налога в ФСС РФ;
2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
4) расходов, подлежащих зачету;
5) уплачиваемых в ФСС РФ.

В Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования, утв. постановлением ФСС РФ от 09.03.04 № 22 (п. 2.5; далее – Инструкция о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования), предусмотрено: страхователи-работодатели, являющиеся плательщиками единого социального налога, осуществляют расходы по обязательному социальному страхованию в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования РФ. В случае превышения суммы таких расходов над суммой начисленного единого социального налога средства на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию выделяются отделением (филиалом отделения) страховщика в порядке, установленном п. 3.3 указанной Инструкции.

Возможные нарушения при выплате обеспечения по страхованию

НА № 5‘2008В Законе о страховании профессиональных рисков указывается, что выплата обеспечения по страхованию, произведенная страхователем, засчитывается в счет уплаты страховых взносов (п. 7 ст. 16). Взносы на данный вид страхования уплачиваются отдельно от взносов на страхование на случай временной нетрудоспособности, в связи с материнством и на случай смер-ти в соответствии с тарифами, утверждаемыми федеральным законом.

Как указано в п. 5 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утв. постановлением Правительства РФ от 02.03.00 № 184, страхователи, выплачивающие застрахованным обеспечение по страхованию, перечисляют страховщику сумму, равную разнице между начисленными страховыми взносами и суммой расходов на выплату указанного обеспечения. При недостаточности у страхователя средств на выплату застрахованным обеспечения по страхованию, в т. ч. если расходы на указанную выплату превышают сумму начисленных страховых взносов, страхователь также должен обратиться за возмещением недостающих средств к страховщику, который перечисляет страхователю недостающую сумму (п. 10).

 Следовательно, нарушения законодательства о социальном страховании при выплате страхового обеспечения работодателем могут выражаться в форме:
1) необоснованной выплаты обеспечения или необоснованного отказа в его выплате, либо выплаты страхового обеспечения в более высоком или более низком размере, чем положено, вследствие неправильного применения законодательства;
2) несвоевременного предоставления работнику страховых выплат;
3) нецелевого расходования денежных средств, переданных страхователю для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам.

При этом не все перечисленные нарушения влекут неправильное расходование средств социального страхования.

Обратите внимание!Суммы произведенных страхователем с нарушением требований законодательных или иных нормативных правовых актов либо не подтвержденных документами в установленном порядке расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, а также на оплату отпуска застрахованного (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно в счет уплаты страховых взносов не засчитываются

Необходимо учитывать, что согласно ст. 19 Закона о страховании профессиональных рисков суммы произведенных страхователем с нарушением требований законодательных или иных нормативных правовых актов либо не подтвержденных документами в установленном порядке расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, а также на оплату отпуска застрахованного (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством) на весь период лечения и проезда к месту лечения и обратно в счет уплаты страховых взносов не засчитываются.

В Законе об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности и НК РФ подобных положений нет. Однако в п. 8.4 Инструкции о порядке учета и расходования средств обязательного социального страхования закрепляется: расходы, произведенные страхователями – плательщиками единого социального налога с нарушением законодательных и иных нормативных правовых актов РФ по обязательному социальному страхованию либо не подтвержденные документами в установленном порядке, по решению отделений (филиалов отделений) Фонда социального страхования РФ не принимаются к зачету в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в ФСС РФ. Решения отделений (филиалов отделений) страховщика о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователями – плательщиками единого социального налога, направляются в налоговые органы.

В пункте 12 Положения о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, утв. постановлением Правительства РФ от 21.04.01 № 309, определено: средства обязательного социального страхования, израсходованные на оплату полной или частичной стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление для работников, членов их семей с нарушением указанного положения, региональными отделениями Фонда к зачету не принимаются.

 Следовательно, в этом случае необоснованной выплатой страхового обеспечения страхователю причиняется имущественный ущерб по причине неквалифицированных действий его работников, которые могут быть привлечены за это к материальной ответственности в соответствии с ТК РФ.

Привлечение должностных лиц к материальной ответственности

Обратите внимание!Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера

Согласно п. 10 Положения о Фонде социального страхования РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 12.02.94 № 101, ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера. Это означает, что материальная ответственность в рассматриваемом случае может возлагаться как на руководителя, так и на главного бухгалтера организации-страхователя, либо на них обоих в рамках обязанностей названных лиц, закрепленных в трудовом договоре. В последнем случае при привлечении к материальной ответственности следует учитывать степень вины каждого из них.

В соответствии со ст. 238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, под которым понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в т. ч. имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.

На первый взгляд, в содержание прямого действительного ущерба нель­зя включить ущерб, причиненный необоснованной выплатой страхового обеспечения или завышением его размера, так как это не влечет реального уменьшения наличного имущества работодателя. Вместе с тем следует помнить, что деньги наряду с вещами относятся к имуществу и к объектам гражданских прав (ст. 128 Гражданского кодекса РФ), поэтому объем имущества в рассматриваемом случае уменьшается.

За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами (ст. 241 ТК РФ).

Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный работодателю прямой действительный ущерб в полном размере.

Отношения по привлечению работника к полной материальной ответственности регулируются ст. 243 ТК РФ. Представляется, что в связи с причинением ущерба в результате неправильной выплаты обеспечения по обязательному социальному страхованию материальная ответственность в полном размере может возлагаться на работника в следующих случаях:
1) когда в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работником трудовых обязанностей;
2) умышленное причинение ущерба;
3) причинение ущерба в результате преступных действий работника, установленных приговором суда.

Обратите внимание!Полная материальная ответственность руководителя организации установлена законом

Руководитель организации несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации в соответствии со ст. 277 ТК РФ. Материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с главным бухгалтером.

Обратите внимание!Полная материальная ответственность главного бухгалтера может быть установлена трудовым договором

НА № 2‘2007В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.06 № 52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» (п. 9) подчеркивается: полная материальная ответственность руководителя организации за ущерб, причиненный организации, наступает в силу закона, поэтому работодатель вправе требовать возмещения ущерба в полном размере независимо от того, содержится ли в трудовом договоре с этим лицом условие о полной материальной ответственности. При этом вопрос о размере возмещения ущерба (прямой действительный ущерб, убытки) решается на основании того федерального закона, в соответствии с которым руководитель несет материальную ответственность (например, на основании ст. 277 ТК РФ либо п. 2 ст. 25 Федерального закона от 14.11.02 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

В отношении привлечения к полной материальной ответственности главного бухгалтера организации, напротив, сказано, что в силу ТК РФ материальная ответственность в полном размере может быть возложена на заместителя руководителя организации или на главного бухгалтера при условии, что это установлено трудовым договором. Если трудовым договором не предусмотрено, что указанные лица в случае причинения ущерба несут материальную ответственность в полном размере, то при отсутствии иных оснований, дающих право на привлечение этих лиц к такой ответственности, они могут нести ответственность лишь в пределах своего среднего месячного заработка (п. 10 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.11.06 № 52).

Административная и уголовная ответственность

Незаконный отказ в выплате страхового обеспечения в отдельных случаях может являться основанием для привлечения виновного лица к административной ответственности.

Так, согласно ст. 5.41 КоАП РФ невыплата социального пособия на погребение супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю умершего или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей.

Как установлено в п. 2 ст. 19 Закона об основах социального страхования, нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное нарушение, в соответствии с законодательством РФ.

Ответственность за нецелевое использование средств Фонда социального страхования РФ и иных государственных внебюджетных фондов предусмотрена административным и уголовным законодательством.

В КоАП РФ установлено: использование средств государственных внебюджетных фондов получателем средств государственных внебюджетных фондов на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей (ст. 15.14).

Однако привлечение к административной ответственности за нецелевое расходование средств Фонда социального страхования РФ по ст. 15.14 КоАП РФ должностных лиц организаций-работодателей и самих юридических лиц не осуществляется, так как страхователи, по всей видимости, не относятся к числу получателей средств государственных внебюджетных фондов. Такой вывод можно сделать на основе анализа бюджетного законодательства РФ.

В тексте Бюджетного кодекса РФ (нормы которого претерпели ряд изменений, вступивших в силу с 1 января 2008г.) термин «получатель средств государственного внебюджетного фонда» не используется. В целях его толкования необходимо обратиться к определению более широкого понятия – получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета), так как бюджет государственного внебюджетного фонда входит в число бюджетов бюджетной системы РФ согласно ст. 10 Бюджетного кодекса РФ.

Как указано в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, получатель бюджетных средств – это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящийся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета. Под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, исполнение которых предусмотрено законом (решением) о бюджете на соответствующий финансовый год.

Кстати сказать

Под должностным лицом в КоАП РФ понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные

или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или

административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Статья 2.4 КоАП РФ

В свою очередь, расходные обязательства представляют собой обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Систематическое толкование данных определений позволяет резюмировать, что обязательство по выплате страхового обеспечения нельзя рассматривать как расходное обязательство по смыслу бюджетного законодательства. Согласно ст. 3 Закона об основах обязательного социального страхования страховое обеспечение – это исполнение страховщиком (страхователем) своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством страховых выплат или иных видов обеспечения, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Таким образом, обеспечение по страхованию, в отличие от расходного обязательства, является обязательством страховщика, а не РФ, ее субъектов или муниципальных образований.

Кроме того, в ст. 3 Закона об основах социального страхования средства обязательного социального страхования определены как денежные средства и имущество, которые находятся в оперативном управлении страховщика конкретных видов обязательного социального страхования. Следовательно, после перечисления из Фонда социального страхования РФ работодателю для выплаты страхового обеспечения денежные средства уже не являются средствами социального страхования с точки зрения легального определения данного термина.

На сегодняшний день практика применения ст. 15.14 КоАП РФ еще не сложилась, так как эта норма в редакции, устанавливающей ответственность за нецелевое использование средств государственных внебюджетных фондов, вступила в силу в 2007 г. Для устранения неясностей, возникающих в процессе ее толкования, необходимо в законодательном порядке определить понятие «получатель средств государственных внебюджетных фондов». Без этого привлечение к ответственности за нецелевое расходование соответствующих средств представляется невозможным.

В статье 285.2 Уголовного кодекса РФ также установлена ответственность за нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов. Согласно ч. 1 указанной статьи расходование средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством РФ, регулирующим их деятельность, и бюджетам указанных фондов, совершенное в крупном размере, наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В соответствии с ч. 2 ст. 285.2 Уголовного кодекса РФ то же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Обратите внимание!Крупным размером признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером – семь миллионов пятьсот тысяч рублей.
Примечание к ст. 285.1 УК РФ

Субъектом преступления на основании приведенной нормы признается только должностное лицо государственного внебюджетного фонда, поэтому действия руководителя организации-страхователя по нецелевому расходованию средств Фонда социального страхования РФ также не могут квалифицироваться по данной статье. В целом судебная практика, касающаяся привлечения к ответственности на основании ст. 285.2 УК РФ, как и практика привлечения к административной ответственности, не получила широкого распространения.

Ответственность лиц, виновных в нецелевом расходовании средств, переданных работодателю Фондом социального страхования РФ для выплаты страхового обеспечения, в отдельных случаях может наступать по иным основаниям, закрепленным в УК РФ. В частности, руководитель организации, виновный в неправомерном использовании средств Фонда, переданных страхователю для выплаты страхового обеспечения, при определенных обстоятельствах будет привлекаться к ответственности по ст. 201 УК РФ.

Данная норма устанавливает ответственность за использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного вреда правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства. Состав преступления является материальным, поэтому для привлечения к уголовной ответственности необходимо доказать факт причинения существенного вреда правам и законным интересам гражданам. Эта категория является оценочной, и факт наличия такого вреда будет устанавливаться судом.

В случае расходования указанных средств, переданных Фондом социального страхования РФ работодателю, в личных целях или в интересах третьих лиц виновное лицо должно нести ответственность по ст. 160 УК РФ за присвоение или растрату, т. е. хищение чужого имущества, вверенного ему.

Обобщая сказанное, необходимо еще раз подчеркнуть, что ответственность за назначение и выплату страхового обеспечения в организации несут ее руководитель и главный бухгалтер, поэтому за неправильное расходование средств, предназначенных для выплаты страхового обеспечения, и иные нарушения законодательства о социальном страховании они могут привлекаться к юридической ответственности.


справочник кадровика 2008



Источник: http://otipb.ucoz.ru/publ/2
Категория: Общие | Добавил: otipb (11.05.2011) | Автор: otipb W
Просмотров: 2151 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту

2

Новое в блогах