Отходы в замкнутом круге Виктор КАЛГАНОВ, заместитель начальника Новосибирского территориального отдела нормирования и администрирования платежей, государственной экологической экспертизы Западно-Сибирского управления Ростехнадзора В стратегиях социально-экономического развития Новосибирской, Омской и Томской областей на 2006–2010 годы одним из важнейших факторов для улучшения экологической ситуации признано вовлечение в товарооборот вторичных ресурсов. Но реализация этих планов сопряжена со многими трудностями. В Западной Сибири действуют специализированные предприятия (установки) по переработке отходов резины, черных и цветных металлов, бумаги, картона, текстиля и другого утиля. Силами малого бизнеса в 2008 году в Томске реализованы проекты по внедрению технологии нейтрализации отработанных (аккумуляторных) кислот, а также по переработке битумсодержащих отходов с использованием инфракрасного излучения. В Новосибирске проводится замена и модернизация оборудования утилизации отходов, в том числе ртутьсодержащих. Но, тем не менее, использованию и обезвреживанию подвергается всего треть отходов. Для масштабной переработки утиля еще предстоит создать единую достоверную систему его учета и сбора. Неиспользованные отходы производства и потребления приходится размещать на объектах захоронения и длительного хранения. Данные их обследования показывают динамику роста объемов накопления отходов. Например, в 2007 году на территории Новосибирской области образовалось 1683907 тонн отходов, в 2008 году – уже почти 1736697 тонн. В Томске и Омске есть полигоны промышленных и токсичных отходов, которые соответствуют требованиям природоохранного законодательства. Они построены по проектам, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы, имеют необходимые системы защиты окружающей среды от негативного влияния, на них осуществляется мониторинг почв, атмосферного воздуха и грунтовых вод. Но таких специализированных многоцелевых полигонов в регионе не хватает. В начале 2009 года на территории Новосибирской области находились 1034 свалки ТБО, в том числе 670 несанкционированных. На территории Томской области учтено 444 объекта размещения отходов, из которых 301 объект можно отнести к категории свалок. Схожая картина и в Омской области (862 объекта размещения). Стихийные свалки располагаются преимущественно в поймах рек, оврагах, лесных массивах. Как следствие, там наблюдается полный набор отрицательных для окружающей среды факторов. Кроме того, предприятия и организации, которым самим требуется оформление лицензий на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отхо- дов I–IV классов опасности, вынуждены направлять свои отходы на нелицензированные объекты размещения. Таким образом, эти предприятия попадают в замкнутый круг: они не имеют возможности получить соответствующую лицензию, хотя и соблюдают требования природоохранного законодательства. А в итоге в замкнутом круге, без решения, оказывается и сама проблема размещения отходов. Лицензированию указанного вида деятельности препятствует и то, что абсолютное большинство объектов размещения отходов созданы и введены в эксплуатацию до принятия соответствующих нормативных актов, без учета современных правил, норм проектирования и эксплуатации. С июля 2009 года, в соответствии с пунктом 3 «а» «Положения о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов» (в ред. Постановления Правительства РФ от 15 июня 2009 года № 486), соискатели лицензии должны иметь в собственности или на ином законном основании объекты размещения отходов I–IV классов опасности. Кроме того, эксплуатационная документация (регламент эксплуатации полигона) должна, в частности, удовлетворять требованиям «Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов» (утверждена Министерством строительства РФ от 5 ноября 1996 года), а также учитывать историю возникновения объекта и предусматривать компенсирующие мероприятия. По нашему мнению, стабилизацию экологической ситуации в сфере обращения с отходами следует начинать в первую очередь с мероприятий, необходимых для лицензирования объектов размещения (захоронения) отходов, в соответствии с требованиями Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ. При этом нужно иметь в виду, что с 1 января 2010 года, в соответствии с требованиями подпункта «д» пункта 11 статьи 33 закона от 30 декабря 2008 года № 309-ФЗ, размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр, запрещается. Цифры и факты -
На территории Новосибирской, Омской и Томской областей ежегодно образуется около 7,5 миллиона тонн отходов производства и потребления, в том числе около 3 миллионов тонн – твердые бытовые отходы (ТБО), то есть более 500 килограммов на человека в год.
Источник: http://www.tnadzor.ru/fn/tn_36_09_47.php |