В.А. Борисов, канд. техн. наук,зав. кафедрой (НОУ «Межотраслевой институт»)
Большое внимание в Системе управления промышленной безопасностью (СУПБ) на опасных производственных объектах (ОПО) уделяется производственному контролю.
Его цель —предупреждение аварий и обеспечение готовности организаций к
локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО за счет осуществления
комплекса организационно-технических мероприятий.
Организация
и осуществление производственного контроля за соблюдением требований
промышленной безопасности урегулированы статьей 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Правилами организации и осуществления производственного контроля
за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных
производственных объектах, а также развивающими положения правил.
___________________________________________________________________________
Методическими рекомендациями
по организации производственного контроля за соблюдением требований
промышленной безопасности на опасных производственных объектах,
утвержденными приказом Госгортехнадзора России от 26.04.2000 № 49.
Организация производственного контроля предполагает разработку эксплуатирующей компанией Положения о производственном контроле. В общем случае в положении приводятся:
должность
работника, ответственного за осуществление производственного контроля,
или описание организационной структуры службы производственного контроля
(СПК);
права
и обязанности работников, ответственных за осуществление
производственного контроля, или должностных лиц службы производственного
контроля;
порядок
планирования и проведения проверок соблюдения требований промышленной
безопасности, подготовки и регистрации отчетов о результатах таких
проверок;
обмена
информацией о состоянии промышленной безопасности между структурными
подразделениями (службами) эксплуатирующей организации и доведения ее до
всех работников, занятых на ОПО;
сбора
и анализа информации о состоянии промышленной безопасности структурными
подразделениями эксплуатирующей организации, включая СПК;
информирования
органов Ростехнадзора об организации производственного контроля, его
результатах и состоянии промышленной безопасности ОПО; разработки,
принятия и реализации решений по обеспечению промышленной безопасности с
учетом результатов производственного контроля; разработки планов
мероприятий по локализации аварий и инцидентов и ликвидации их
последствий.
Обязанности
СПК: проведение контроля за соблюдением работниками ОПО требований
промышленной безопасности; разработка плана работы по осуществлению
производственного контроля в подразделениях эксплуатирующей организации;
проведение комплексных и целевых проверок состояния промышленной
безопасности; выявление опасных факторов на рабочих местах; ежегодная
разработка плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на
основании результатов проверки состояния промышленной безопасности и
аттестации рабочих мест.
Как
свидетельствует статистика аварийности и травматизма при выполнении
строительно-монтажных, погрузочно-разгрузочных и других видов работ с
применением грузоподъемных машин (ГПМ), основная причина аварий (около
70 %) — человеческий фактор.
Аварии
и несчастные случаи чаще всего происходят на тех участках производства,
где не соблюдаются требования инструкций, регламентов и правил
безопасности.
Основные
причины аварий: неправильная установка ГПМ на месте производства работ
(на краю откоса котлована, на свеженасыпанном грунте и т.п.); перегруз
ГПМ во время подъема груза, масса которого превышает допустимую
грузоподъемность или примерзшего, залитого бетоном, заваленного,
закрепленного болтами груза; подтаскивание груза краном при наклонном
положении грузовых канатов; неисправность кранового пути и тупиковых
упоров, приборов безопасности; обрыв грузовых и стреловых канатов.
Основные
причины травматизма при производстве работ ГПМ: неправильная
(ненадежная) строповка груза; применение для подъема груза непригодных
съемных грузозахватных приспособлений; нарушение схем строповки грузов;
несоблюдение технологических карт складирования грузов, габаритов
складирования грузов; нахождение людей в опасной зоне или под стрелой, в
полувагоне, на платформе, в кузове автомашины, трюме судна, траншее,
котловане, колодце, вблизи стены, колонны, штабеля или оборудования при
подъеме или опускании груза; допуск к обслуживанию ГПМ в качестве
стропальщиков необученных рабочих; несоблюдение мер безопасности при
строповке груза и обслуживании ГПМ вблизи линии электропередачи (ЛЭП).
Задача
СПК на подобных объектах — устранение этих причин. Отметим значимость
службы промышленной безопасности в части контроля за качественной и
своевременной подготовкой и аттестацией специалистов, работников ОПО.
Согласно Положению о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору,
утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30
июля 2004 г.№ 401, Ростехнадзор устанавливает и контролирует порядок
подготовки работников ОПО по вопросам промышленной безопасности. Однако
методы осуществления этого контроля ограничены. После отмены
лицензирования деятельности по подготовке и переподготовке в области
промышленной безопасности в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
у образовательных организаций, занимающихся подготовкой в области
промышленной безопасности, отпала необходимость в получении других
лицензий, кроме лицензии Минобрнауки России. Соответственно,
Ростехнадзор утратил полномочия по проведению лицензионного контроля в
этой области.
Кроме того, Положением о лицензировании образовательной деятельности
изменен перечень документов, представляемых в лицензирующий орган
образовательным учреждением, которое проводит обучение кадров для ОПО. В
перечне отсутствует ранее представлявшееся заключение Ростехнадзора о
готовности учреждения осуществлять данный вид деятельности. Практика
показывает, что неучастие Ростехнадзора в установлении и согласовании
требований к организациям, осуществляющим деятельность по подготовке
работников для ОПО и контроле за выполнением этих требований
отрицательно сказывается на качестве подготовки работников.
Положительный
шаг в направлении усиления контроля за качеством предаттестационной
подготовки — ужесточение требований к учебным заведениям, осуществляющим
такую подготовку, в новом Положении об организации работы по
подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных
Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному
надзору (РД-03-19-2007).
В организациях, занимающихся подготовкой, разрабатываются и
документируются система качества, соответствующая области деятельности,
характеру и объему выполняемых работ, и комплекс мероприятий,
обеспечивающий функционирование системы качества. Для информирования
потребителей услуг в области предаттестационной подготовки об
организациях, обеспечивающих высокое качество подготовки, проводится
аккредитация этих организаций.
Для
расширения прав СПК целесообразно передать ей право самостоятельно, без
вмешательства каких-либо государственных органов, приостанавливать
работу в случаях грубого нарушения требований безопасности, которые
могут привести к аварии или травмированию людей.
В
целях формирования структуры эффективного производственного контроля
необходимо: сделать СПК объектом прямого управления первого
руководителя; создать аналитическую группу, занимающуюся анализом
состояния промышленной безопасности и системы по обеспечению
безопасности, а также выработкой конкретных решений по снижению
аварийности и травматизма (в состав аналитической группы наряду с
ведущими специалистами СПК должен входить государственный инспектор,
контролирующий данное предприятие); создать Совет по промышленной
безопасности, задачи которого — оценка эффективности предлагаемых СПК
мер по обеспечению безопасности производства, их коррекция и принятие
управленческих решений по их реализации. В состав Совета должны входить:
директор предприятия (председатель
Совета),
главный инженер, заместители директора по производству, экономике и
финансам, юрист, начальник службы производственного контроля и
государственный инспектор, контролирующий данное предприятие. Структура
производственного контроля представлена на рис. 1.
Для
повышения эффективности функционирования необходимо, чтобы СПК
выполняла весь комплекс функций контроля: измерение (получение сведений о
фактическом состоянии контролируемого параметра); оценку (сравнение
фактического состояния контролируемого параметра с нормами); коррекцию
(разработку мероприятий, направленных на приведение фактического
состояния контролируемого параметра в соответствие с установленными
нормами).
Важно
правильно организовать взаимодействие СПК с другими службами, в том
числе со службой охраны труда (ОТ) и техники безопасности (ТБ). Часто
руководство предприятия объединяет эти службы в одну, забывая, что их
цели и задачи четко разграничены. Если основные задачи службы ОТ и ТБ —
защита работников организации от воздействия на них опасных вредных
производственных факторов, разработка организационных и технических
мероприятий, обеспечивающих эту безопасность, то задачи СПК —
обеспечение защищенности жизненно важных интересов общества от аварий на
ОПО.
Механизм
производственного контроля предназначен для выявления опасностей,
возникающих на рабочих местах; их классификации и выработки мер по их
устранению (по приоритетам), снижению или локализации. Такой механизм
позволяет работать на предупреждение негативных событий (травмы,
аварии).
Производственный
контроль проходит в два этапа: анализ и действие. На этапе анализа
осуществляются сбор информации, классификация объектов по степени
безопасности и прогноз возможной ситуации. На этапе действия
вырабатываются, а затем реализуются меры по устранению опасностей (по
приоритетам), контролируется реализация.
Информация — база для анализа ситуации на ОПО, выработки и реализации мер по устранению опасностей.
Каждая
из основных систем предприятия (управления персоналом, техническая,
технологическая, организационная) собирает информацию о состоянии ОПО:
система
управления персоналом — об укомплектованности штата; уровне
квалификации персонала; эффективности системы мотивации
(профессиональный рост, самореализация и т.п.); участии в семинарах,
выставках по промышленной безопасности; изучении и внедрении
рекомендаций Ростехнадзора; организации на предприятии школ передового
опыта; о соответствии штатного расписания нормативным требованиям;
наличии расстановки персонала в соответствии со штатным расписанием;
порядке отбора, аттестации, подготовки и переподготовки персонала;
техническая
система — о планово-предупредительной оценке состояния оборудования на
основании проведенных обследований объектов; степени физического и
морального износа оборудования, зданий и сооружений; выполнении графиков
планово-предупредительного ремонта, диагностирования и
освидетельствования оборудования, зданий и сооружений; планах замены и
модернизации устаревшего оборудования; наличии и условиях применения
импортного оборудования; об оценке возможности дальнейшей безопасной
эксплуатации на основании экспертных заключений и расчетов остаточного
ресурса; анализе риска; устранении нарушений технической системы,
выявленных инспекторами Ростехнадзора и специалистами производственного
контроля;
технологическая
система — о соблюдении технологии производства; контроле за параметрами
проектов; частоте отклонений от технологического регламента; степени
совершенства технологии; замене опасных технологий на более безопасные;
соответствии категорийности энергоснабжения; реализации мероприятий по
энергосбережению; об обеспечении эффективной и безопасной работы
взаимосвязанных систем; устранении нарушений технологической системы,
выявленных инспекторами Ростехнадзора и специалистами производственного
контроля.
организационная
система — об эффективности системы контроля безопасности (бирочная,
ступенчатая и т.п.); обеспечении средствами индивидуальной защиты и
пожарной безопасности; антитеррористической готовности; эффективности
системы стимулирования и наказаний; устранении нарушений организационной
системы, выявленных инспекторами Ростехнадзора и специалистами
производственного контроля; о наличии нормативно-технической
документации и инструкций; планах, графиках и результатах аттестации
рабочих мест; выполнении планов и графиков обследований; готовности
ведения аварийно-восстановительных работ; качестве профилактических и
предупредительных мероприятий (страхование работников, эксплуатирующих
ОПО, медицинские осмотры и т.п.); контроле за выполнением Программы
развития СУПБ на предприятии; составлении карт опасностей по объектам;
системе обработки и предоставления оперативной информации; ведении учета
затрат и ущерба от нарушений (штрафы), травм, аварий и несчастных
случаев. Предложения по устранению опасностей вносятся в специальную
форму, представленную в таблице. Из всех возможных предложений по
устранению опасностей выбирается наиболее оптимальное и реализуется по
схеме, показанной на рис. 2.
Разрабатывается график периодических проверок, затем осуществляется
контроль за соблюдением сроков реализации мер по устранению опасностей.
При организации производственного контроля рекомендуется следующее
распределение полномочий и функций по всей вертикали управления
производством:
директор
предприятия — формирование политики в области промышленной безопасности
и повышения эффективности работы предприятия; контроль за уровнем
промышленной безопасности; информирование промышленно-производственного
персонала о ситуации в области промышленной безопасности; принятие
решений по обеспечению необходимого уровня промышленной безопасности;
СПК
— получение достоверной, оперативной и полной информации в любое время
на объектах СПК; доступ на все объекты СПК; внесение предложений по
устранению опасных факторов; выдача предписаний по устранению нарушений
вплоть до остановки работ; подбор и расстановка кадров; представление
рекомендаций о соответствии должностного лица занимаемой должности;
организация работ по сбору информации, обработке и анализу данных о
состоянии безопасности ОПО; разработка предложений по повышению
безопасности ОПО; информирование Совета по промышленной безопасности о
состоянии безопасности ОПО;
начальник
цеха — формирование политики подразделения в области промышленной
безопасности в соответствии с политикой предприятия; контроль за уровнем
промышленной безопасности в подразделении; информирование работников
подразделения о состоянии промышленной безопасности на предприятии;
принятие решений по обеспечению необходимого уровня промышленной
безопасности в подразделении;
мастер
— отстранение от работы; приостановление работы в аварийных ситуациях;
определение коэффициента трудового участия работников; контроль за
безопасностью рабочих мест; информирование начальника подразделения об
опасных зонах; контроль за безопасными методами выполнения работ;
рабочий
— представление предложений по усовершенствованию технологического
процесса; отказ от работы на неисправном оборудовании; отказ выполнять
указания, противоречащие инструкциям; выполнение работ в соответствии с
регламентом.
На ОПО, где эксплуатируются ГПМ (ОПО 3-й категории), рекомендуется организовывать трехэтапный контроль.
Первый
этап осуществляется ответственными лицами (лицами, ответственными за
безопасное производство работ, инженерно-техническими работниками (ИТР),
ответственными за содержание кранов в исправном состоянии) ежесменно в
соответствии с их должностными инструкциями. Ведется журнал первого
этапа контроля.
Второй
этап организовывается работником, ответственным за осуществление
производственного контроля совместно с ИТР по надзору за безопасной
эксплуатацией ГПМ один раз в три месяца. Сроки проведения, цель проверок
планируются заранее в соответствии с Положением о производственном
контроле.
Третий
этап организовывается работником, ответственным за осуществление
производственного контроля. Сроки проведения и цели контроля
определяются в Положении о производственном контроле. Проводится
комиссией производственного контроля, назначенной приказом первого
руководителя.
При производственном контроле необходимо проверять:
порядок
вывода грузоподъемных кранов (ГПК) в ремонт и их ввод в работу после
ремонта (наличие предупреждающих записей в вахтенных журналах
крановщиков соседних кранов, а где требуется, и смежных пролетов
согласно графику планово-предупредительного ремонта);
порядок
допуска рабочих на крановые пути и проходные галереи вдоль крановых
путей мостовых и передвижных консольных кранов (наличие наряда-допуска и
выполнение указанных в нем мер);
порядок
допуска к работе стреловых кранов вблизи ЛЭП (наличие наряда-допуска;
разрешающей записи в вахтенном журнале лица, ответственного за
безопасное производство работ);
наличие правил и инструкций по промышленной безопасности у лиц, связанных с работой с кранами.
Должна проводиться проверка наличия технической и другой необходимой документации :
паспортов
кранов (если производится ремонт металлоконструкций крана с применением
сварки, то кран должен быть пущен в работу инспектором Ростехнадзора;
если кран с истекшим нормативным сроком службы подвергался обследованию
специализированной организацией, то ИТР, ответственный за содержание ГПК
в исправном состоянии, должен сделать запись об этом в паспорте крана);
агрегатного
журнала учета и записи периодических осмотров и ремонтов кранов и
крановых путей (журнал следует сопоставить с графиком технического
обслуживания и ремонта);
вахтенных
журналов крановщиков, аккуратность их содержания, правильность ведения,
записи и росписи ответственных лиц, записи крановщиков и ремонтного
дежурного персонала; журналов учета и осмотров грузозахватных
приспособлений (сроки осмотров, правильность заполнения и правильность
ведения журналов);
журнала
аттестации и проверки знаний обслуживающего краны и лифты персонала
(крановщики, слесари, электромонтеры, стропальщики, электромеханики и
лифтеры);
журнала записи замены грузовых канатов (расчет, обтяжка рабочим грузом, сертификат);
приказов
о назначении: ИТР, ответственных за содержание ГПК в исправном
состоянии; лиц, ответственных за исправное состояние грузозахватных
приспособлений; лиц, ответственных за безопасное производство работ
кранами; о создании ремонтных служб по ГПК (лифтам) и их руководителях; о
назначении стропальщиков (присвоение им 1-й группы по
электробезопасности); о назначении и закреплении крановщиков
(машинистов) за кранами, электромехаников, проводников и лифтеров за
лифтами; о порядке эвакуации крановщиков с кранов в случае остановки
крана не у посадочной площадки;
графиков:
ремонта и осмотра кранов и крановых путей; осмотров грузозахватных
приспособлений, кранов и крановых путей механиками, электриками и
мастерами по ремонту кранов; осмотров крюковых подвесок в разобранном
состоянии и верхних роликов крановых полиспастов в труднодоступных
местах с полным разбором их службой главного механика завода; проверки
грузовых крюков разливочных кранов магнитной дефектоскопией; капитальных
ремонтов ГПК в цехах; геодезической проверки крановых путей и личных
осмотров их механиками и мастерами службы главного механика завода;
схем правильной строповки грузов.
Необходимо
провести повторную проверку знаний (протоколы) и инструктажа лиц,
обслуживающих ГПК (журнал), проверить (выборочно) на рабочем месте
знания обслуживающего краны персонала в объеме производственных
инструкций. Также должна осуществляться проверка ГПК и грузозахватных приспособлений.
1.
ГПК — проверяют наличие на кране требуемых правилами надписей,
контрольных грузов для проверки ограничителя грузоподъемности, актов
замера сопротивления изоляции; расположение рубильника;
металлоконструкции; работу механизмов, всех ограничителей; состояние
грузового крюка; кабину; расположение главных троллей и исправность их
ограждений; хранение смазочных материалов; установочные размеры кранов
(при техническом освидетельствовании).
2.
Грузозахватные приспособления — проверяют правильность применяемых
способов строповки и зацепки грузов, использования знаковой
сигнализации, погрузки и разгрузки транспортных средств, установки
стреловых кранов (установка на все опоры; использование инвентарных
подкладок под опоры, рельсовых захватов; соблюдение допустимого уклона);
соблюдение стропальщиками личной безопасности; отсутствие людей в зоне
работы крана с магнитной плитой и грейфером; исправность грузозахватных
приспособлений; наличие нарядов-допусков при работе вблизи ЛЭП и на
крановых путях при ремонте мостовых кранов, при входе людей на проходные
галереи; наличие схем с изображением безопасных способов строповки;
соответствие кранов условиям производства по всем параметрам.
Практика
показывает, что аварийность и травматизм напрямую связаны с качеством
организации и осуществления производственного контроля на ОПО. В
качестве примера приведем происшедший с работником ООО «СМУ-1»
несчастный случай со смертельным исходом. Комиссия Ростехнадзора
установила его причины: грубые нарушения требований промышленной
безопасности лицами, ответственными за безопасную эксплуатацию ГПМ,
персоналом, обслуживающим машины; несоответствие технического состоянии
ГПК требованиям, установленным нормативно-техническими документами. В
заключении комиссии отмечено, что причина допущенных нарушений —
отсутствие производственного контроля на участке.
Журнал «Безопасность труда в промышленности» №9 2009 г. www.safety.ru
___________________________________________________________________________
Для обеспечения безопасной эксплуатации и исключения аварийных ситуаций с
грузоподъемными механизмами необходимо соблюдение ряда нормативных
документов:
РД 10-89-95. «Методические указания по обследованию предприятий (владельцев), эксплуатирующих подъемные сооружения»
РД
10-112-2-09. «Методические рекомендации по экспертному обследованию
грузоподъемных машин. ЧАСТЬ 2. Краны стреловые общего назначения и
краны-манипуляторы грузоподъемные».
РД
10-138-97. (с изменением N 1 (РД 10-349(138)-00). Комплексное
обследование крановых путей грузоподъемных машин Часть 1. Общие
положения. Методические указания.
РД
10-528-03 «Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности
опасных производственных объектов, на которых используются подъемные
сооружения».
РД-11-06-2007.
«Методические рекомендации о порядке разработки проектов производства
работ грузоподъемными машинами и технологических карт
погрузочно-разгрузочных работ».
РД РОСЭК-01-011-96. «Краны мостовые и козловые. РД. По составлению паспорта»
ПБ 10-382-00. (с поправками 2001) Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (взамен ПБ 10-14-92)
ПБ 10-611-03. Правила устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек)
РД 10-112-5-09. «Методические рекомендации по экспертному обследованию
грузоподъемных машин. ЧАСТЬ 5. Краны мостовые и козловые»
РД 10-525-03. «Рекомендации по проведению испытаний грузоподъемных машин».
Источник: http://www.safeprom.ru/articles/detail.php?ID=12824 |