Воскресенье, 22.12.2024, 08:11
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Справочник Профессионала - Directory of professional  16+

НАШ ОПРОС
Просим Вас указать Вашу принадлежность к той или иной группе:
Всего ответов: 4882
Статистика
 
Рейтинг@Mail.ru
 
 
 
 

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Зарег. на сайте
Всего: 1232
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
Из них
Администраторов: 1
Модераторов: 1
Проверенных: 968
Обычных юзеров: 262
Из них
Парней: 896
Девушек: 336
TwitPic
СЕЙЧАС читают:
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Охрана труда » Общие

Организация производственного контроля за обеспечением безопасности грузоподъемных машин


В.А. Борисов, канд. техн. наук,зав. кафедрой (НОУ «Межотраслевой институт»)

Большое внимание в Системе управления промышленной безопасностью (СУПБ) на опасных производственных объектах (ОПО) уделяется производственному контролю. Его цель —предупреждение аварий и обеспечение готовности организаций к локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО за счет осуществления комплекса организационно-технических мероприятий.

Организация и осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности урегулированы статьей 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, а также развивающими положения правил.

___________________________________________________________________________

Методическими рекомендациями по организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, утвержденными приказом Госгортехнадзора России от 26.04.2000 № 49.

Организация производственного контроля предполагает разработку эксплуатирующей компанией Положения о производственном контроле. В общем случае в положении приводятся:

должность работника, ответственного за осуществление производственного контроля, или описание организационной структуры службы производственного контроля (СПК);

права и обязанности работников, ответственных за осуществление производственного контроля, или должностных лиц службы производственного контроля;

порядок планирования и проведения проверок соблюдения требований промышленной безопасности, подготовки и регистрации отчетов о результатах таких проверок;

обмена информацией о состоянии промышленной безопасности между структурными подразделениями (службами) эксплуатирующей организации и доведения ее до всех работников, занятых на ОПО;

сбора и анализа информации о состоянии промышленной безопасности структурными подразделениями эксплуатирующей организации, включая СПК;

информирования органов Ростехнадзора об организации производственного контроля, его результатах и состоянии промышленной безопасности ОПО; разработки, принятия и реализации решений по обеспечению промышленной безопасности с учетом результатов производственного контроля; разработки планов мероприятий по локализации аварий и инцидентов и ликвидации их последствий.

Обязанности СПК: проведение контроля за соблюдением работниками ОПО требований промышленной безопасности; разработка плана работы по осуществлению производственного контроля в подразделениях эксплуатирующей организации; проведение комплексных и целевых проверок состояния промышленной безопасности; выявление опасных факторов на рабочих местах; ежегодная разработка плана мероприятий по обеспечению промышленной безопасности на основании результатов проверки состояния промышленной безопасности и аттестации рабочих мест.

Как свидетельствует статистика аварийности и травматизма при выполнении строительно-монтажных, погрузочно-разгрузочных и других видов работ с применением грузоподъемных машин (ГПМ), основная причина аварий (около 70 %) — человеческий фактор.

Аварии и несчастные случаи чаще всего происходят на тех участках производства, где не соблюдаются требования инструкций, регламентов и правил безопасности.

Основные причины аварий: неправильная установка ГПМ на месте производства работ (на краю откоса котлована, на свеженасыпанном грунте и т.п.); перегруз ГПМ во время подъема груза, масса которого превышает допустимую грузоподъемность или примерзшего, залитого бетоном, заваленного, закрепленного болтами груза; подтаскивание груза краном при наклонном положении грузовых канатов; неисправность кранового пути и тупиковых упоров, приборов безопасности; обрыв грузовых и стреловых канатов.

Основные причины травматизма при производстве работ ГПМ: неправильная (ненадежная) строповка груза; применение для подъема груза непригодных съемных грузозахватных приспособлений; нарушение схем строповки грузов; несоблюдение технологических карт складирования грузов, габаритов складирования грузов; нахождение людей в опасной зоне или под стрелой, в полувагоне, на платформе, в кузове автомашины, трюме судна, траншее, котловане, колодце, вблизи стены, колонны, штабеля или оборудования при подъеме или опускании груза; допуск к обслуживанию ГПМ в качестве стропальщиков необученных рабочих; несоблюдение мер безопасности при строповке груза и обслуживании ГПМ вблизи линии электропередачи (ЛЭП).

Задача СПК на подобных объектах — устранение этих причин. Отметим значимость службы промышленной безопасности в части контроля за качественной и своевременной подготовкой и аттестацией специалистов, работников ОПО.

Согласно Положению о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г.№ 401, Ростехнадзор устанавливает и контролирует порядок подготовки работников ОПО по вопросам промышленной безопасности. Однако методы осуществления этого контроля ограничены. После отмены лицензирования деятельности по подготовке и переподготовке в области промышленной безопасности в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» у образовательных организаций, занимающихся подготовкой в области промышленной безопасности, отпала необходимость в получении других лицензий, кроме лицензии Минобрнауки России. Соответственно, Ростехнадзор утратил полномочия по проведению лицензионного контроля в этой области.

Кроме того, Положением о лицензировании образовательной деятельности изменен перечень документов, представляемых в лицензирующий орган образовательным учреждением, которое проводит обучение кадров для ОПО. В перечне отсутствует ранее представлявшееся заключение Ростехнадзора о готовности учреждения осуществлять данный вид деятельности. Практика показывает, что неучастие Ростехнадзора в установлении и согласовании требований к организациям, осуществляющим деятельность по подготовке работников для ОПО и контроле за выполнением этих требований отрицательно сказывается на качестве подготовки работников.

Положительный шаг в направлении усиления контроля за качеством предаттестационной подготовки — ужесточение требований к учебным заведениям, осуществляющим такую подготовку, в новом Положении об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (РД-03-19-2007). В организациях, занимающихся подготовкой, разрабатываются и документируются система качества, соответствующая области деятельности, характеру и объему выполняемых работ, и комплекс мероприятий, обеспечивающий функционирование системы качества. Для информирования потребителей услуг в области предаттестационной подготовки об организациях, обеспечивающих высокое качество подготовки, проводится аккредитация этих организаций.

Для расширения прав СПК целесообразно передать ей право самостоятельно, без вмешательства каких-либо государственных органов, приостанавливать работу в случаях грубого нарушения требований безопасности, которые могут привести к аварии или травмированию людей.

В целях формирования структуры эффективного производственного контроля необходимо: сделать СПК объектом прямого управления первого руководителя; создать аналитическую группу, занимающуюся анализом состояния промышленной безопасности и системы по обеспечению безопасности, а также выработкой конкретных решений по снижению аварийности и травматизма (в состав аналитической группы наряду с ведущими специалистами СПК должен входить государственный инспектор, контролирующий данное предприятие); создать Совет по промышленной безопасности, задачи которого — оценка эффективности предлагаемых СПК мер по обеспечению безопасности производства, их коррекция и принятие управленческих решений по их реализации. В состав Совета должны входить: директор предприятия (председатель

Совета), главный инженер, заместители директора по производству, экономике и финансам, юрист, начальник службы производственного контроля и государственный инспектор, контролирующий данное предприятие. Структура производственного контроля представлена на рис. 1.


Для повышения эффективности функционирования необходимо, чтобы СПК выполняла весь комплекс функций контроля: измерение (получение сведений о фактическом состоянии контролируемого параметра); оценку (сравнение фактического состояния контролируемого параметра с нормами); коррекцию (разработку мероприятий, направленных на приведение фактического состояния контролируемого параметра в соответствие с установленными нормами).

Важно правильно организовать взаимодействие СПК с другими службами, в том числе со службой охраны труда (ОТ) и техники безопасности (ТБ). Часто руководство предприятия объединяет эти службы в одну, забывая, что их цели и задачи четко разграничены. Если основные задачи службы ОТ и ТБ — защита работников организации от воздействия на них опасных вредных производственных факторов, разработка организационных и технических мероприятий, обеспечивающих эту безопасность, то задачи СПК — обеспечение защищенности жизненно важных интересов общества от аварий на ОПО.

Механизм производственного контроля предназначен для выявления опасностей, возникающих на рабочих местах; их классификации и выработки мер по их устранению (по приоритетам), снижению или локализации. Такой механизм позволяет работать на предупреждение негативных событий (травмы, аварии).

Производственный контроль проходит в два этапа: анализ и действие. На этапе анализа осуществляются сбор информации, классификация объектов по степени безопасности и прогноз возможной ситуации. На этапе действия вырабатываются, а затем реализуются меры по устранению опасностей (по приоритетам), контролируется реализация.

Информация — база для анализа ситуации на ОПО, выработки и реализации мер по устранению опасностей.

Каждая из основных систем предприятия (управления персоналом, техническая, технологическая, организационная) собирает информацию о состоянии ОПО:

система управления персоналом — об укомплектованности штата; уровне квалификации персонала; эффективности системы мотивации (профессиональный рост, самореализация и т.п.); участии в семинарах, выставках по промышленной безопасности; изучении и внедрении рекомендаций Ростехнадзора; организации на предприятии школ передового опыта; о соответствии штатного расписания нормативным требованиям; наличии расстановки персонала в соответствии со штатным расписанием; порядке отбора, аттестации, подготовки и переподготовки персонала;

техническая система — о планово-предупредительной оценке состояния оборудования на основании проведенных обследований объектов; степени физического и морального износа оборудования, зданий и сооружений; выполнении графиков планово-предупредительного ремонта, диагностирования и освидетельствования оборудования, зданий и сооружений; планах замены и модернизации устаревшего оборудования; наличии и условиях применения импортного оборудования; об оценке возможности дальнейшей безопасной эксплуатации на основании экспертных заключений и расчетов остаточного ресурса; анализе риска; устранении нарушений технической системы, выявленных инспекторами Ростехнадзора и специалистами производственного контроля;

технологическая система — о соблюдении технологии производства; контроле за параметрами проектов; частоте отклонений от технологического регламента; степени совершенства технологии; замене опасных технологий на более безопасные; соответствии категорийности энергоснабжения; реализации мероприятий по энергосбережению; об обеспечении эффективной и безопасной работы взаимосвязанных систем; устранении нарушений технологической системы, выявленных инспекторами Ростехнадзора и специалистами производственного контроля.

организационная система — об эффективности системы контроля безопасности (бирочная, ступенчатая и т.п.); обеспечении средствами индивидуальной защиты и пожарной безопасности; антитеррористической готовности; эффективности системы стимулирования и наказаний; устранении нарушений организационной системы, выявленных инспекторами Ростехнадзора и специалистами производственного контроля; о наличии нормативно-технической документации и инструкций; планах, графиках и результатах аттестации рабочих мест; выполнении планов и графиков обследований; готовности ведения аварийно-восстановительных работ; качестве профилактических и предупредительных мероприятий (страхование работников, эксплуатирующих ОПО, медицинские осмотры и т.п.); контроле за выполнением Программы развития СУПБ на предприятии; составлении карт опасностей по объектам; системе обработки и предоставления оперативной информации; ведении учета затрат и ущерба от нарушений (штрафы), травм, аварий и несчастных случаев. Предложения по устранению опасностей вносятся в специальную форму, представленную в таблице. Из всех возможных предложений по устранению опасностей выбирается наиболее оптимальное и реализуется по схеме, показанной на рис. 2.




Разрабатывается график периодических проверок, затем осуществляется контроль за соблюдением сроков реализации мер по устранению опасностей.

При организации производственного контроля рекомендуется следующее распределение полномочий и функций по всей вертикали управления производством:

директор предприятия — формирование политики в области промышленной безопасности и повышения эффективности работы предприятия; контроль за уровнем промышленной безопасности; информирование промышленно-производственного персонала о ситуации в области промышленной безопасности; принятие решений по обеспечению необходимого уровня промышленной безопасности;

СПК — получение достоверной, оперативной и полной информации в любое время на объектах СПК; доступ на все объекты СПК; внесение предложений по устранению опасных факторов; выдача предписаний по устранению нарушений вплоть до остановки работ; подбор и расстановка кадров; представление рекомендаций о соответствии должностного лица занимаемой должности; организация работ по сбору информации, обработке и анализу данных о состоянии безопасности ОПО; разработка предложений по повышению безопасности ОПО; информирование Совета по промышленной безопасности о состоянии безопасности ОПО;

начальник цеха — формирование политики подразделения в области промышленной безопасности в соответствии с политикой предприятия; контроль за уровнем промышленной безопасности в подразделении; информирование работников подразделения о состоянии промышленной безопасности на предприятии; принятие решений по обеспечению необходимого уровня промышленной безопасности в подразделении;

мастер — отстранение от работы; приостановление работы в аварийных ситуациях; определение коэффициента трудового участия работников; контроль за безопасностью рабочих мест; информирование начальника подразделения об опасных зонах; контроль за безопасными методами выполнения работ;

рабочий — представление предложений по усовершенствованию технологического процесса; отказ от работы на неисправном оборудовании; отказ выполнять указания, противоречащие инструкциям; выполнение работ в соответствии с регламентом.

На ОПО, где эксплуатируются ГПМ (ОПО 3-й категории), рекомендуется организовывать трехэтапный контроль.

Первый этап осуществляется ответственными лицами (лицами, ответственными за безопасное производство работ, инженерно-техническими работниками (ИТР), ответственными за содержание кранов в исправном состоянии) ежесменно в соответствии с их должностными инструкциями. Ведется журнал первого этапа контроля.

Второй этап организовывается работником, ответственным за осуществление производственного контроля совместно с ИТР по надзору за безопасной эксплуатацией ГПМ один раз в три месяца. Сроки проведения, цель проверок планируются заранее в соответствии с Положением о производственном контроле.

Третий этап организовывается работником, ответственным за осуществление производственного контроля. Сроки проведения и цели контроля определяются в Положении о производственном контроле. Проводится комиссией производственного контроля, назначенной приказом первого руководителя.

При производственном контроле необходимо проверять:

порядок вывода грузоподъемных кранов (ГПК) в ремонт и их ввод в работу после ремонта (наличие предупреждающих записей в вахтенных журналах крановщиков соседних кранов, а где требуется, и смежных пролетов согласно графику планово-предупредительного ремонта);

порядок допуска рабочих на крановые пути и проходные галереи вдоль крановых путей мостовых и передвижных консольных кранов (наличие наряда-допуска и выполнение указанных в нем мер);

порядок допуска к работе стреловых кранов вблизи ЛЭП (наличие наряда-допуска; разрешающей записи в вахтенном журнале лица, ответственного за безопасное производство работ);

наличие правил и инструкций по промышленной безопасности у лиц, связанных с работой с кранами.

Должна проводиться проверка наличия технической и другой необходимой документации :

паспортов кранов (если производится ремонт металлоконструкций крана с применением сварки, то кран должен быть пущен в работу инспектором Ростехнадзора; если кран с истекшим нормативным сроком службы подвергался обследованию специализированной организацией, то ИТР, ответственный за содержание ГПК в исправном состоянии, должен сделать запись об этом в паспорте крана);

агрегатного журнала учета и записи периодических осмотров и ремонтов кранов и крановых путей (журнал следует сопоставить с графиком технического обслуживания и ремонта);

вахтенных журналов крановщиков, аккуратность их содержания, правильность ведения, записи и росписи ответственных лиц, записи крановщиков и ремонтного дежурного персонала; журналов учета и осмотров грузозахватных приспособлений (сроки осмотров, правильность заполнения и правильность ведения журналов);

журнала аттестации и проверки знаний обслуживающего краны и лифты персонала (крановщики, слесари, электромонтеры, стропальщики, электромеханики и лифтеры);

журнала записи замены грузовых канатов (расчет, обтяжка рабочим грузом, сертификат);

приказов о назначении: ИТР, ответственных за содержание ГПК в исправном состоянии; лиц, ответственных за исправное состояние грузозахватных приспособлений; лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами; о создании ремонтных служб по ГПК (лифтам) и их руководителях; о назначении стропальщиков (присвоение им 1-й группы по электробезопасности); о назначении и закреплении крановщиков (машинистов) за кранами, электромехаников, проводников и лифтеров за лифтами; о порядке эвакуации крановщиков с кранов в случае остановки крана не у посадочной площадки;

графиков: ремонта и осмотра кранов и крановых путей; осмотров грузозахватных приспособлений, кранов и крановых путей механиками, электриками и мастерами по ремонту кранов; осмотров крюковых подвесок в разобранном состоянии и верхних роликов крановых полиспастов в труднодоступных местах с полным разбором их службой главного механика завода; проверки грузовых крюков разливочных кранов магнитной дефектоскопией; капитальных ремонтов ГПК в цехах; геодезической проверки крановых путей и личных осмотров их механиками и мастерами службы главного механика завода;

схем правильной строповки грузов.

Необходимо провести повторную проверку знаний (протоколы) и инструктажа лиц, обслуживающих ГПК (журнал), проверить (выборочно) на рабочем месте знания обслуживающего краны персонала в объеме производственных инструкций. Также должна осуществляться проверка ГПК и грузозахватных приспособлений.

1. ГПК — проверяют наличие на кране требуемых правилами надписей, контрольных грузов для проверки ограничителя грузоподъемности, актов замера сопротивления изоляции; расположение рубильника; металлоконструкции; работу механизмов, всех ограничителей; состояние грузового крюка; кабину; расположение главных троллей и исправность их ограждений; хранение смазочных материалов; установочные размеры кранов (при техническом освидетельствовании).

2. Грузозахватные приспособления — проверяют правильность применяемых способов строповки и зацепки грузов, использования знаковой сигнализации, погрузки и разгрузки транспортных средств, установки стреловых кранов (установка на все опоры; использование инвентарных подкладок под опоры, рельсовых захватов; соблюдение допустимого уклона); соблюдение стропальщиками личной безопасности; отсутствие людей в зоне работы крана с магнитной плитой и грейфером; исправность грузозахватных приспособлений; наличие нарядов-допусков при работе вблизи ЛЭП и на крановых путях при ремонте мостовых кранов, при входе людей на проходные галереи; наличие схем с изображением безопасных способов строповки; соответствие кранов условиям производства по всем параметрам.

Практика показывает, что аварийность и травматизм напрямую связаны с качеством организации и осуществления производственного контроля на ОПО. В качестве примера приведем происшедший с работником ООО «СМУ-1» несчастный случай со смертельным исходом. Комиссия Ростехнадзора установила его причины: грубые нарушения требований промышленной безопасности лицами, ответственными за безопасную эксплуатацию ГПМ, персоналом, обслуживающим машины; несоответствие технического состоянии ГПК требованиям, установленным нормативно-техническими документами. В заключении комиссии отмечено, что причина допущенных нарушений — отсутствие производственного контроля на участке.

Журнал «Безопасность труда в промышленности» №9 2009 г. www.safety.ru  

___________________________________________________________________________

Для обеспечения безопасной эксплуатации и исключения аварийных ситуаций с грузоподъемными механизмами необходимо соблюдение ряда нормативных документов:

РД 10-89-95. «Методические указания по обследованию предприятий (владельцев), эксплуатирующих подъемные сооружения»

РД 10-112-2-09. «Методические рекомендации по экспертному обследованию грузоподъемных машин. ЧАСТЬ 2. Краны стреловые общего назначения и краны-манипуляторы грузоподъемные».

РД 10-138-97. (с изменением N 1 (РД 10-349(138)-00). Комплексное обследование крановых путей грузоподъемных машин Часть 1. Общие положения. Методические указания.

РД 10-528-03 «Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».

РД-11-06-2007. «Методические рекомендации о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ».

РД РОСЭК-01-011-96. «Краны мостовые и козловые. РД. По составлению паспорта»

ПБ 10-382-00. (с поправками 2001) Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (взамен ПБ 10-14-92)

ПБ 10-611-03. Правила устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек)

РД 10-112-5-09. «Методические рекомендации по экспертному обследованию грузоподъемных машин. ЧАСТЬ 5. Краны мостовые и козловые»

РД 10-525-03. «Рекомендации по проведению испытаний грузоподъемных машин».



Источник: http://www.safeprom.ru/articles/detail.php?ID=12824
Категория: Общие | Добавил: otipb (30.03.2011) | Автор: otipb W
Просмотров: 20913 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту

2

Новое в блогах