Скованные одной цепью…
Илья ПЕТУХОВ, начальник департамента научно-исследовательских работ группы компаний «Городской центр экспертиз» (Санкт-Петербург)
Согласно
результатам расчетов, до 40 % аварий могло быть предотвращено, если бы
существовала возможность провести полноценный и своевременный анализ
имеющейся информации о состоянии магистральных газопроводов. За
последнее десятилетие разработано огромное число методик оценки
технического состояния МГ. Будут разрабатываться все новые и новые.
Однако все они имеют определенные недостатки.
В
первую очередь, оставляет желать лучшего степень автоматизации. Методики
отвечают на вопрос: «как считать», дают правила, по которым мы будем
оценивать техническое состояние. Но они не говорят о том, «чем считать».
Делать это все же должна машина, а не человек. И многие предприятия
испытывают потребность в автоматизации. Кроме того, различные методики
нельзя использовать в едином комплексе так, чтобы они дополняли друг
друга, хотя это могло бы повысить качество принятия решений, поскольку
позволило бы посмотреть с различных точек зрения и критериев на одну и
ту же проблему. На
сегодняшний день на большинстве предприятий транспорта газа отсутствует
комплексный оперативный анализ технического состояния МГ. Хотя нет
никакой технической проблемы в том, чтобы объединить методики. Все они
опираются на исходные данные. Источниками информации о состоянии
линейной части магистральных газопроводов являются проектные и
геоинформационные данные, результаты внутри трубной диагностики,
электрометрических и полевых обследований и экспертные оценки. Типы этих
данных совершенно различны. Одни использовались когда-то давно, еще при
постройке. Другие появляются в процессе эксплуатации. И никуда не
деться от того факта, что восстановить данные о состоянии газопровода
пять-десять лет назад просто невозможно. И это лишь одна из проблем.
Каждый
из источников содержит часть информации. Все это нужно не только
собрать, но и объединить в одном виде. Ведь изначально проектные данные,
к примеру, могут быть представлены на бумаге, ВТД – в электронном виде,
а состыковать их необходимо с большой точностью, что достаточно трудно,
особенно в том случае, если носители их различны. Объединить такие
источники информации оперативно крайне тяжело, а уж говорить о
возможности их автоматизированной обработки вообще не приходится.
Следующая
проблема заключается в том, как понять, какой из источников информации в
каждом конкретном случае будет являться наиболее адекватным и
приоритетным, ведь зачастую данные в различных источниках противоречивы.
Есть
и такой момент: часто сохраняется не первичная, а уже обработанная
информация по газопроводу. К примеру, при проведении внутритрубной
диагностики записываются в основном данные по выявленным дефектам, а не
по состоянию всей трубы вообще. Это означает, что подобную информацию
уже невозможно будет обработать ни по какой новой методике.
В
нынешних методиках мало говорится о том, как должны накапливаться
данные. В западных стандартах все начинается с указания на то, с какой
периодичностью и при каких условиях их нужно собирать и как хранить.
Этот пробел в отечественной диагностике необходимо устранить. Для
создания единого хранилища данных по МГ предполагается опираться на
рекомендации Р Газпром 2-2.1-160-2007 «Открытая стандартная модель
данных по трубопроводным системам».
Кроме
сбора и хранения данных, комплексная оценка должна включать расчет
остаточного ресурса, допустимого давления, учет не только технического
состояния МГ, но и возможного ущерба, а также оптимизацию программ
технического обследования и ремонта газопроводов. Нужно знать не только в
каком состоянии труба, но и каковы возможности ее ремонта в дальнейшем.
В том числе, когда и как туда можно добраться. Поэтому для разработки
методик комплексной оценки необходимо использовать и геоинформационные
системы.
Объединение
методик, создание программного обеспечения для автоматизации технологий
исследования технического состояния магистрального газопровода позволит
заранее определить вероятную проблему и устранить ее заблаговременно,
не допустив возможной аварии.
Журнал ТехНАДЗОР № 9 (46), сентябрь 2010 www.tnadzor.ru
Источник: http://www.safeprom.ru/articles/detail.php?ID=13427 |