Понятие о крупной
аварии достаточно разработано, прошло стадии научного исследования,
закреплено в международном праве. Согласно Конвенции Международной
организации труда (МОТ) о предотвращении крупных промышленных аварий
(КПА) термин «крупная авария» означает внезапное техногенное
происшествие на объекте повышенной опасности (крупный выброс опасных
веществ, пожар или взрыв, по отдельности или в сочетании), приводящее к
немедленной или долгосрочной серьезной опасности для персонала,
населения или окружающей среды. Крупную аварию от обычной отличают по
показателю «серьезная опасность». Степень «серьезности» бедствия и
катастрофы изменчива во времени и пространстве различных культур, имеет
ярко выраженную ценностную основу. Например, согласно общечеловеческим
ценностям, отраженным в документах Всемирного Банка (The World Bank),
Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца (The
International Federation of Red Cross and Red Crescent Societies) и
Всемирной организации здравоохранения (World Health Organization), к
неумышленным бедствиям и катастрофам с «серьезными опасностями» относят
локальные события, в которых или погибли более 10, или пострадали более
100 человек, или введено чрезвычайное положение, или объявлен призыв к
международной помощи.
В
Западной Европе накопленные технические и социальные знания о
предупреждении крупных промышленных аварий были формализованы в
директивах Севезо I и II (соответственно 1982 и 1996 гг.), а в
Российской Федерации — в Федеральном законе от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ.
Из международного права известна Конвенция ООН о трансграничном
воздействии промышленных аварий (Хельсинки, 17 марта 1992 г.
Е/ЕСЕ/1268), вступившая в силу для Российской Федерации 19 апреля 2000
г.
Как копилось знание о КПА, изменялись способы их предупреждения видно на примерах угольной промышленности.
К
первым из широко известных подземных катастроф относят: обрушение в
германском руднике «Раммельсберг» около г. Гослар в 1376 г. (погибли
более 100 человек), затопление австрийского рудника Heilig-Kreuz-Stollen
около г. Швац в 1448 г. (до 260 погибших) и обвал в руднике Der Goldene
Esel в Силезии в 1565 г. (у современного польского г. Злоты-Сток) — до
95 погибших.
Впервые
КПА проявились в период промышленных революций XVIII–XX вв. Ископаемый
уголь стал основной энергетической базой индустриализации, а угледобыча —
источником первых КПА. Типичными промышленными бедствиями стали аварии в
шахтах и рудниках (Coal mining disasters). Одно из наиболее ранних
упоминаний о групповой гибели шахтеров относится к 3 октября 1705 г. ,
когда при взрыве в шахте Gateshead (Stony Flatt) в графстве Дарем на
севере Англии погибли 30 человек. В том же районе при взрыве в шахте
Fatfield 18 августа 1708 г. погибли 69 шахтеров. Также известна авария в
английской угольной копи Felling вблизи г. Гейтсхед, в которой 25 мая
1812 г. погибли 92 шахтера, причем 30 из них были дети и подростки в
возрасте от 8 до 16 лет.
Начиная
с 1835 г. в угольных копях Великобритании, Германии, США, Чехии и
Канады ведется отсчет КПА с гибелью более 100 человек; в конце XIX —
начале ХХ вв. впервые в угледобыче произошли особо крупные промышленные
аварии (см. таблицу).
В
течение XIX–ХХ вв. крупные угольные катастрофы с гибелью свыше 100
человек сопровождали индустриально развитые страны Западной Европы,
Северной Америки и Японию, начиная с аварии в английской шахте Wallsend в
Нортумберленде (18 января 1835 г. , погибли 102 человека) и заканчивая
разрушением дамбы хвостохранилища американской угольной компании
Pittston в Буфало Грик Западной Вирджинии (26 февраля 1972 г. , погибли
125 человек). Всего в 105 таких авариях погибли не менее 22 230 человек.
На рисунке представлены крупнейшие в мировом углепроме аварии со
смертельным исходом. (Вследствие неоднородности источников и
неопределенности исходных данных указаны только угольные аварии с
гибелью более: 70 человек — для Великобритании, Канады, Польши и США;
100 человек — для Бельгии, Китая, Югославии, Мексики и Чехии; 50 человек
— для Индии, России, Турции и Украины; 95 — для Германии; для ЮАР,
Франции и Колумбии представлены только самые масштабные аварии в этих
странах.).
Наиболее
масштабными авариями промышленного XIX в. стали: взрывы в английской
угольной копи «Окс» в Барнсли 12 декабря 1866 г. (погиб 361 человек),
пожар в чешском железном руднике «Святая Мария» в Пршибраме 31 мая 1892
г. (погибли 319 человек) и оползень отвала японского медного рудника
Сумитомо Бесши у г. Ниихама на о-ве Сикоку 28 августа 1899 г. (погибли
512 человек). В ХХ в. масштаб смертельных угольных аварий достиг своего
пика. Самые крупные из них (см. рисунок) произошли в оккупированной
Японией Манчжурии (1942 г.), во Франции (1906 г.), в Японии (1914 г. ) и
Китае (1960 г.). Крупнейшая авария в отечественном углепроме произошла
18 июня 1908 г. в Малороссии. Тогда в шахте № 4-4 бис Макарьевского
(Рыковского) рудника в Юзовке погиб 271 рабочий.
Начиная
с середины ХХ в. КПА из подземелья шахт и рудников все более
перемещались на поверхность промышленных площадок новых энергонасыщенных
производств. С развитием средств массовой коммуникации образы
промышленных аварий проникли и в информационное пространство.
С
новой «информационной» остротой встал вопрос обеспечения промышленной
безопасности больших производственных технико-социальных систем
промышленности, транспорта, строительства, жилищно-коммунального
хозяйства, агро-, леспрома, связи и др. Тогда же в больших технических
культурах высокоразвитых индустриальных стран сложились оригинальные
способы обеспечения промышленной безопасности, внедрялись свои подходы
предупреждения опасностей и парирования угроз КПА.
В
70–80-е годы XX в. сложность и энергоемкость опасных производственных
объектов перерастает применявшиеся инструменты обеспечения надежности
отдельных технических устройств. Сначала на Западе, а потом и в
незападных странах происходят КПА:
Стейтен Исланд (США, 1973 г. , пожар с участием сжиженного природного газа, погибли 40 человек);
Потчефструм
(ЮАР, 1973 г., утечка аммиака, погибли 18 человек), Фликсборо
(Великобритания, 1974 г. , взрыв циклогексана, погибли 28 и травмированы
89 человек);
Декейтор (США, 1974 г., взрыв пропана, погибли 7 и травмированы 152 человека);
Беек (Нидерланды, 1975 г. , взрыв пропилена, погибли 14 и травмированы 107 человек);
Севезо (Италия, 1976 г. , токсическое заражение от выброса диоксина, пострадали 30 чел., переселены 220 тыс. чел.);
Уэстуэго,
Галвестон и др. (США, декабрь 1977 г. , пять взрывов пыли за восемь
дней на разных элеваторах, погибли 59 и ранены 48 человек);
Сан-Карлос (Испания, 1978 г. , взрыв пропилена, погибли 215 человек);
Санта Круз (Мексика, 1978 г., пожар с участием метана, погибли 52 человека);
Ортуэлла (Испания, 1980 г. , от взрыва пропана погиб 51 человек);
Бхопал (Индия, 1984 г., выброс метилизоциана-та, погибли более 2 тыс. человек, стали инвалидами более 200 тыс.);
Сан-Хуан-Иксуатепек
(Мехико-Сити, Мексика, 1984 г. , взрывы сжиженного нефтяного газа,
погибли 644 человека, 7087 — травмированы);
Арзамас (СССР, 1988 г. , взрыв гексогена, погиб 91 человек, пострадали 1500);
Piper Alpha (Северное море, 1988 г. , взрыв газа на морской нефтедобывающей платформе, погибли 167 из 226 человек);
Уфа (СССР, 1989 г., взрыв широкой фракции легких углеводородов, погибли 575, ранены более 600 человек).
Достаточно
быстро выяснилось, что техногенная опасность КПА порождает в массовом
сознании промаварийные страхи, подобные хорошо известному и изученному
феномену радиофобии или «западного ядерного страха».
В
настоящее время вопрос о критериях отнесения промышленной аварии к
крупной определяется не только абсолютным размером людских, материальных
и природных потерь, сколько масштабностью образа бедствия,
конструируемого средствами массовой коммуникации. К примеру, мировые СМИ
умело создали образ КПА 5 августа 2010 г. на чилийской медно-рудной
шахте «Сан-Хосе» с угрозой гибели и последовавшим спасением 33 горняков.
Хотя подобные аварии не редкость. Так, 23 октября 2003 г. произошел
прорыв вод подземного озера в главный скиповый ствол шахты
«Западная-Капитальная» в Новошахтинске Ростовской обл.. Выход для 44
шахтеров оказался отрезанным потоками воды. Через двое суток были
обнаружены и подняты через клетевой ствол 33 шахтера. По завершению
проходки поисково-спасательной сбойки с транспортного штрека соседней
шахты на поверхность были подняты оставшиеся 11 чел., которые в ожидании
спасения провели в затопляемой шахте более пяти дней. 21 ноября 2010 г.
произошло затопление на шахте Batian Coal Mine в уезде Вэйюань
китайской провинции Сычуань. На поверхность смогли самостоятельно
выбраться 13 шахтеров, а 29 оказались заблокированными в затопляемой
шахте. Через сутки все они были спасены.
Антрополог
Поль Расс из Женевского университета так объяснял невиданный рейтинг
«чилийских трансляций» на Западе: «Для массового сознания подобное
извлечение из шахты — то есть, почти что из ада — есть зримое, осязаемое
чудо воскрешения из мертвых. В том смысле, что ад — это не только
шахта, но и алчность, которая послала людей в такую жуткую глубину,
пренебрегая нормами безопасности».
Специфика
аварий в угольных шахтах требует немедленного реагирования — слишком
большая угроза быстрого затопления, отравления или взрыва. СМИ просто не
успевают за развитием событий по спасению, а успешность операции
неопределенна. В жестких условиях скоротечности аварии ни политики, ни
СМИ не станут рисковать своим наведенным в массовом сознании статусом
«спасителей». Разжечь контролируемый общественный психоз после трагедии
намного проще, чем оправдать провалы в предупреждении аварий.
В
настоящее время в России проблема КПА открывается в новом измерении, не
свойственном странам первого и третьего мира. Высокоразвитые страны
Запада вытесняют опасные производства с возможными КПА в зону быстро
растущих стран «Большого Дальнего Востока» (Китай, Индия, Вьетнам и
др.), где мощный научно-технический потенциал активно ищет способы
предупреждения угроз КПА1. Для современной России постановка и решение
проблемы предупреждения КПА не имеет исторических аналогов в
отечественной и зарубежной практике. Даже по экономическим причинам
России вряд ли удастся сбросить свои производственные издержки
обеспечения безопасности на страны третьего мира.
Мировой
опыт показал, что основная угроза от КПА не в масштабах абсолютных
техногенных потерь, хотя и они могут быть значительными. Любая КПА —
сигнал соприкосновения с пределом текущего индустриального развития (или
деградацией), вызов основам индустриализма как доминирующей форме
прогресса в высокоразвитых странах. Помимо экологических, обнаружились
новые барьеры для идеи прогресса, научно-технического и промышленного в
том числе, связанные с крупными авариями.
Такие
фундаментальные противоречия обязательно порождают острые социальные
опасности, имеющие в разных культурах свои проявления и особенности.
Например, в массовом общественном сознании на Западе возник техногенный
страх, а в России — социальная апатия. В норме техногенные опасности и
должны порождать адекватное социальное беспокойство. И техно и социально
опасна острая несоразмерность реальных промышленных угроз с их
восприятием массовым сознанием. По-своему опасны как гипертрофированное
преувеличение техноугроз (панический страх), так и безразличное
хладнокровие (социальная апатия). В обоих случаях требуется подходящее
социальное и организационно-техническое «лечение». В подобных жизненно
важных вопросах организацию защитных функций, как правило, берет на себя
государство. Для проблемы КПА малопригодны «общечеловеческие» рецепты
евроцентризма, доминирующие в последние 20 лет в России. Особо опасна
квазимессианская имитация так называемой «лучшей мировой практики», что
наглядно продемонстрировал российский опыт реформы технического
регулирования. Уже не спасет и официально отвергаемый советский опыт —
слишком велики трансформации отечественного хозяйства и общества. Но в
любом случае начинать придется с оценки прошлого, определения настоящего
и прогноза будущего уровня техногенных и социальных угроз промышленных
аварий, причем применительно именно к современной России, а не к
идеальному Западу, ностальгическому СССР или абстрактному Китаю.
Стало
очевидным, что традиционные показатели аварийности и травматизма
(удельное количество аварий и несчастных случаев на объем производства
или число работающих) малопригодны для анализа и прогнозирования
опасностей КПА — уникальные события плохо видны меж «средних значений».
После свертывания советской отраслевой науки систематические научные
исследования по мониторингу, прогнозу и предупреждению техногенных
промышленных опасностей в России существенно сократились. Из-за расхожей
установки о «неконкурентоспособности» науки бизнес отказывается быть
заказчиком таких работ, а дееспособные службы с «государственным
инстинктом» в срочном порядке латают дыры от уже вызревших опасностей и
реализовавшихся социальных и техногенных угроз.
Любая
промышленная деятельность омрачается нежелаемыми смертельными,
материальными и даже смысловыми потерями. Важно чтобы негативный напор
неудач не препятствовал промышленному существованию как таковому.
Жизнестойкая страна не может обойтись без подконтрольного ей
промышленного базиса — станка материальной культуры. Техногенные аварии в
промышленности были, есть и, видимо, будут. На трагических ошибках
учатся, копят и обобщают опыт побед и поражений, а впоследствии
совершенствуют промышленное производство, которое вовсе не прекращается с
малыми и средними авариями (из-за отказов техники, ошибок персонала или
внешних нерасчетных, обычно природных и социальных, воздействий).
Иное
дело — КПА. В пределе такие аварии замедляют и пресекают промышленную
деятельность, а значит ведут к угасанию сначала технической культуры, а с
ней и всего самобытного жизнеустроения индустриальной страны. С другой
стороны, сам факт возникновения КПА — сигнал о приближении производства к
предельной черте. От того, как мы распорядимся этим сигналом, как его
распознаем и отреагируем на него, зависят не только тяготы и страдания,
жизнь и здоровье наших соотечественников, но и безопасное будущее наших
потомков, нашей общей России.
Крупные
российские техногенные катастрофы последних лет (Зыряновская, 1997 г.;
Курск, 2000 г.; Тайжина, 2004 г.; Ульяновская, 2007 г.;
Саяно-Шушенская, 2009 г.; Распадская, 2010 г.), обозначив текущее
состояние утрат и перспективы регресса отечественной технической
культуры, ставят новую научную задачу по предупреждению социальных и
технических опасностей КПА в современной России.
Журнал «Безопасность труда в промышленности» №8 за 2011 г. www.safety.ru
Источник: http://www.safeprom.ru/articles/detail.php?ID=15127 |