Зарег. на сайте Всего: 1232 Новых за месяц: 0 Новых за неделю: 0 Новых вчера: 0 Новых сегодня: 0 Из них Администраторов: 1 Модераторов: 1 Проверенных: 968 Обычных юзеров: 262 Из них Парней: 896 Девушек: 336
Содержание этого интервью полностью продиктовано его
заголовком: конституции пишутся надолго и являются обязательными для
всех, наделяя каждого помимо неукоснительных обязанностей широкими
правами. О том, насколько эффективно работает «свод законов»
промышленной безопасности и охраны труда сегодня и каковы перспективы
его совершенствования, рассказывает Алексей МУЖИКОВ, заместитель
начальника управления промышленной безопасности и охраны труда ЗФ ГМК.
Алексей
Валерьевич Мужиков, 39 лет, окончил Норильский завод–втуз в 1993 году,
на Норильском комбинате работает с 1988 года. В системе промышленной
безопасности – с 2000 года, а в настоящей должности — с 2008–го. Женат.
Сын – студент, дочь – школьница.
–
Начнём с методологии деятельности вашего управления? Вступивший девять
лет назад в действие всеобъемлющий, на мой взгляд, приказ по–прежнему
является базовым для коллективов ЗФ документом?—
Вы о 166–м Приказе? Реализация его основных положений — одно из
требований, влияющих на обеспечение безопасности труда, оговорённых к
тому же Трудовым кодексом РФ. В ТК определено, что работник не должен
приступать к работе, если его рабочее место не отвечает требованиям
безопасности. И напротив: руководитель обязан принять все меры и
обеспечить рабочее место в соответствии с требованиями безопасности.
Другое дело – как эффективно это реализуется...
–
Вы сказали о практике работы Приказа № 166 как об одном из направлений
работы. Значит, за эти годы появились и другие действенные инструменты в
промышленной безопасности и охране труда ЗФ?–
На основе передового опыта в компании разрабатываются стандарты
корпоративной интегрированной системы управления промышленной
безопасностью и охраной труда. В Заполярном филиале актуализируются
положения существующей системы управления промышленной безопасностью и
охраной труда (СУПБ и ОТ), направленные на достижение целей «Политики
«Норильского никеля» в области охраны труда и промышленной безопасности»
(утверждена в 2008 году).Если в двух словах,
система менеджмента, управления — это установка целей, планирование и их
реализация. Когда мы говорим о новом в нашей деятельности, то я бы
здесь подчеркнул принцип преемственности, обязательного условия учёта
полезного опыта. Руководствуясь этим, убеждён, мы меньше сделаем ошибок и
быстрее и эффективнее будем продвигаться дальше.
–
Система менеджмента, если правильно понимаю, ставит дело промышленной
безопасности и охраны труда в компании на уровень международных
стандартов, чему Приказ № 166 не мог соответствовать?–
Не совсем так. 166–й Приказ родился в правильном контексте времени и
условий, вполне современен и должен стать одним из элементов
актуализированной системы менеджмента.
–
Создаваемые документы и системы могут быть сколь угодно совершенны, но
должны ведь «созреть условия» для этой конструкции
«работник–работодатель», чтобы всё применялось сознательно, а не из–под палки администрирования и наказаний...–
Вопрос о самоконтроле, самоответственности и других «само» для нас
важнейший. Анализ травматизма показывает, увы, не всегда высокий уровень
этих качеств как у одной, так и у другой стороны. Чем это объяснимо?
Думаю, есть целый комплекс причин. Например, «омоложение» персонала:
существует специфика кадровой ротации в условиях производства северных
предприятий.
– «Омоложение» персонала — несомненно, факт положительный. Неужели опыта маловато? Это при современной–то форме профподготовки?–
Профессиональная подготовка, как бы странно ни звучало, не всегда
значит понимание безопасности. В каком–то подразделении знания того и
другого хорошо поставлены, где–то слабее. Очень многое зависит от
субъективной оценки — речь о рабочем месте, о рабочем пространстве —
самого исполнителя, как он дисциплинирован, подготовлен к работе. Бывают
разные ситуации, в том числе объясняющиеся некомпетентностью
руководителя или элементарным разгильдяйством исполнителя: «Зачем ты так
сделал?» — спрашивают при расследовании. — «Все так делают». В итоге,
как говорит К. Г. Каргинов, тысячу раз можно работать «на грани фола», а
1001–й раз закончится трагедией. И, как ни грустно,
заканчивается...Постоянный, всесторонний и «действенный» анализ —
составная часть нашей работы. Как проконтролировать именно возникновение
травматизма? Необходимо перейти от практики расследования несчастных
случаев к тщательному анализу произошедших травм, выявлению возможных
опасностей, что позволит в будущем управлять рисками в действиях
персонала, условиях труда, состоянии технологического оборудования.
– Нужны превентивные меры?–
Вот именно! Умные и хорошие документы у нас есть — нужно идти дальше.
Сделать «идентификацию опасностей», т. е. выявить, какие потенциальные
опасности существуют на данном рабочем месте, оценить риски их
возникновения и далее управлять ими. Когда мы будем владеть этой
информацией, мы будем вооружены качественно новым «оружием». Инструкций
на производстве множество, но читаются ли они работником и как? И даже
система проверки знаний не даёт гарантий готовности работника следовать
инструкциям... «Оценка рисков возникновения опасностей» — масштабная
работа, между прочим, как раз и учитывающая и статистику травматизма
прошлых лет на предприятии, участке, и все технологические документы.
Мы
предлагаем на каждом предприятии оценить существующие риски по
участкам, по зонам и зафиксировать их наличие документально, оформив
карту идентификации опасных и вредных производственных факторов в
соответствии с отраслевой спецификой. В этой работе нет и быть не может
мелочей.
Эти карты в
дальнейшем должны стать главным контрольным документом для работников и
руководителей конкретного участка. Само собой разумеется, что безупречно
должен быть налажен мониторинг возникающих опасностей и своевременность
корректировки этих сведений в картах. Без этой работы — а в других
направлениях деятельности по охране труда, таких, как обеспечение
спецодеждой, медицинскими услугами и др., мы достигли неплохих
результатов — все наши успехи теряют значимость. Актуальная задача —
добиться, достучаться до сознания каждого работника ЗФ, чтобы понимание
вопросов безопасности стало «технологией жизни». Как технология
производства: она ведь ни у кого не вызывает сомнений?
– А укоренившееся представление о российском разгильдяйстве и рафинированной дисциплине западного работника?..–
Это миф! Травматизм на предприятиях Запада можно проиллюстрировать
сопоставимыми цифрами: речь ведь о производстве высокой опасности. Но
наше дело не сопоставлять, а добиваться минимизации статистики
травматизма у нас в компании. Могу сказать, мы в постоянном
прогрессивном движении, в конструктивном ключе работаем. Чтобы управлять
травматизмом, требуется, в том числе, проанализировать существующую
структуру службы ОТ и ПБ и при необходимости внести корректировки.
Первый шаг в этом направлении озвучил директор ЗФ Е. И. Муравьёв.
Предлагается ввести в структуру ЗФ должность заместителя главного
инженера по ОТ и ПБ и подчинить ему, в том числе, службы промышленной
безопасности и охраны труда предприятий.
– И что это даст?–
Думаю, мы в начале большого пути. Необходимо будет скорректировать
работу службы. Затем — улучшить обратную связь; минимизировать
бумагооборот; выстроить методологию, чтобы менеджмент по безопасности
чётко был сориентирован на генеральных направлениях. Обратная же связь
позволит в непрерывном режиме выявлять уязвимые места, «болевые точки»,
чтобы чётко и оперативно реагировать различными формами помощи и
влияния.Определением «узких мест» безопасности на
переделах ЗФ, как я уже упоминал, мы начали заниматься, формируя карты
идентификации вредных и опасных производственных факторов, что должно
приблизить нас к цели — предупреждению травматизма.
– Как в подразделениях относятся к предлагаемым нововведениям?–
Сегодняшний период я бы назвал фазой обсуждения, «обкатки»,
выслушивания и обмена мнениями. Однозначности восприятия, вы должны
понимать, не бывает.
– Если допустить сравнение анализа безопасности и охраны труда в ЗФ с молекулярным, то вы сегодня вышли уже на наноуровень?–
Вполне допустимое сравнение. Позвольте и мне простое сравнение: если
представить всю работу по охране труда и промышленной безопасности в
виде локомотива, важно его вовремя заправить топливом, проследить, всё
ли в порядке, учесть профессионализм машиниста и службы ремонта... Но
если современную машину поставить на изношенные рельсы или того больше —
отправить в неправильном направлении!..
– О «попутчиках» — производственниках я спросил, а «машинисты» — специалисты по безопасности труда не подкачают?–
Думаю, что нет. Конечно, будут вопросы, но мы их решим. Главное —
двигаться в правильном направлении и при необходимости быть готовым к
трудностям. Для этого необходимо постоянно совершенствоваться и
соответствовать изменениям! Показатель правильности выбранного маршрута и
соответствия один — снижение лёгкого и отсутствие тяжёлого и
смертельного травматизма.