Зарег. на сайте Всего: 1232 Новых за месяц: 1 Новых за неделю: 0 Новых вчера: 0 Новых сегодня: 0 Из них Администраторов: 1 Модераторов: 1 Проверенных: 968 Обычных юзеров: 262 Из них Парней: 896 Девушек: 336
Основные полномочия и права службы закреплены в ст. 356 и ст. 357 ТК РФ, среди них выделим следующие:
посещать
в целях проведения инспекции организаций всех организационно-правовых
форм и форм собственности, работодателей - физических лиц;
запрашивать
у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них
документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и
контрольных функций;
расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
предъявлять
работодателям и их представителям обязательные для исполнения
предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных
нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также о
восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в
указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении
их от должности в установленном порядке;
направлять в суды (при
наличии заключений государственной экспертизы условий труда) требования
о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных
подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
составлять
протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в
пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные
органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к
ответственности.
Деятельность ФИТ подпадает под действие Федерального
закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного
контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный
закон), что, казалось бы, должно несколько ограничивать ее
самостоятельность, в частности предусматривало бы обязательное
согласование с прокуратурой проведение проверок, как плановых, так и
внеплановых, а также обязательное уведомление об их проведении
работодателя. Однако обязанность уведомлять о своем визите нивелируется ст. 12 Конвенции N 81 Международной организации труда "Об инспекции труда в промышленности и торговле"
(далее - Конвенция), в соответствии с которой государственный инспектор
(при наличии удостоверений установленного образца) имеет право
беспрепятственно в любое время суток посещать в целях проведения
инспекции организации всех организационно-правовых форм и форм
собственности. Честно говоря, данная Конвенция
вносит некоторые разночтения в определение полномочий и обязанностей
инспекторов: с одной стороны, есть право беспрепятственного прохода на
любую территорию, с другой стороны, есть нормы Федерального закона, предписывающие необходимость согласовывать плановые и внеплановые проверки с прокуратурой.
В
любом случае не лишним будет потребовать у инспектора распоряжение
(приказ) руководителя территориального подразделения ФИТ, в котором был
бы четко прописан предмет проверки, в противном случае, есть риск
нарваться на "левую" проверку, цель которой - получить от вас взятку.
Настаивайте на возможности снять копию с распоряжения и записать
реквизиты удостоверений. Не поленитесь и позвоните в территориальное
подразделение ФИТ, чтобы узнать, действительно ли к вам были направлены
инспекторы.
Следует запомнить одно правило: любой
государственный служащий не вправе выходить за пределы своей компетенции
и предмета проверки. То же касается и государственных инспекторов
труда. Если предметом проверки является порядок начисления и выплаты
заработной платы, то проверять вопросы правильности оформления трудовых
книжек и ведения предприятием бухгалтерского учета они не вправе. Если у
вас требуют документ, не относящийся к теме проверки, вы вправе
отказать в его предоставлении.
Что обычно проверяют
В
первую очередь кадровые документы, и именно от их наличия и грамотного
оформления зависит успешное прохождение проверки. Формально такие
документы можно поделить на две категории:
обязательные, наличие которых прямо предусмотрено трудовым законодательством для всех работодателей;
факультативные, перечень и порядок ведения, которых определяет сам работодатель.
правила и инструкции по охране труда (ст. 212 ТК РФ);
медицинские книжки работников.
Как правило, они подвергаются проверке в первую очередь.
Факультативными документами являются:
положения о структурных подразделениях;
положения о персонале;
должностные инструкции;
положение об аттестации работников и другие.
Возможны
случаи, когда факультативный документ становится обязательным. Наиболее
распространен вариант, когда в трудовом договоре отсутствуют
должностные права и обязанности работника. В этом случае обязательной
становится должностная инструкция, так как без нее невозможно определить
смысл работы того или иного работника. Другой вариант, когда в трудовом
договоре есть положение о соблюдении работниками коммерческой тайны, и,
соответственно, должно существовать положение об охране такой тайны.
Результаты проверок
По
результатам проверок сотрудники трудиспекции вправе вынести предписание
об устранении выявленных нарушений, параллельно с этим может быть
возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 5.27. КоАП РФ
"Нарушение законодательства о труде и об охране труда", которая
предусматривает для должностного лица или индивидуального
предпринимателя штраф от 1 тыс. до 5 тыс. рублей, для юридических лиц -
от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, либо приостановление деятельности
деятельность на срок до 90 суток. Но это отнюдь не означает, что надо
молча и принимать наказание как должное.
Если при проверке, а
также подготовке материалов дела об административном правонарушении были
допущены грубые ошибки: например, проверялось то, что не имело никакого
отношения к предмету проверки, либо были допущены процессуальные ошибки
при составлении протокола или вынесении постановления, то вы имеете
право обжаловать подобные действия и решения государственных инспекторов
труда. Предписание нужно оспаривать в порядке гл. 25 ГПК, постановление по делу об административном правонарушении - согласно гл. 30 КоАП РФ.
Для тех, кто решил попросту саботировать работу проверяющих и игнорировать результаты проверки, напомним, что в соответствии с ч. 1 ст. 19.4. КоАП РФ
неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица
органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно
воспрепятствование осуществлению этим должностным лицом служебных
обязанностей влечет за собой наложение административного штрафа на
должностных лиц в размере от 1 тыс. до 2 тыс. рублей. Невыполнение в
установленный срок законного предписания об устранении нарушений
законодательства (ч. 1 ст. 19.5. КоАП РФ)
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере
от 1 тыс. до 2 тыс. рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет; на
юридических лиц - штрафа от 10 тыс. до 20 тыс. рублей.
Марат Гафуров,
опубликовано:
08.04.2010 в 14:44, обновлено 08.04.2010 в 14:45