К вопросу об аутсорсинге и «оптимизации численности» Специалисты Ростехнадзора всех уровней, начиная с центрального аппарата и заканчивая рядовым инспектором, давно с тревогой отмечают тот факт, что параллельно с «уменьшением давления на бизнес» со стороны государственных надзорных органов происходит не ужесточение, а ослабление производственного контроля на промышленных предприятиях. Причем повсеместно, независимо от региона и профиля деятельности. Приведем лишь два «говорящих» примера. Сергей РЫЖКОВ, начальник отдела металлургического надзора Уральского управления Ростехнадзора: – В конце 2009 года в ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова», входящем в состав ОАО «УГМК-Холдинг», была проведена плановая проверка территориального органа Ростехнадзора. За 9 месяцев 2009 года на предприятии проведено 135 экспертиз промышленной безопасности технических устройств. Графики проведения экспертиз с наименованием технических устройств, их количеством и сроками утверждены и согласованы с территориальным органом Ростехнадзора. Но сроки проведения ЭПБ соблюдаются не всегда. Согласованные мероприятия по устранению дефектов, отраженных в заключениях, выполнены и подтверждены экспертными организациями в основном по наиболее опасным дефектам, устранение же менее опасных переносится на более поздние сроки, что при их накоплении может привести к большим неприятностям. В отделе технического надзора за зданиями и сооружениями (ОТНЗиС) при неизменившихся площадях контролируемых зданий и сооружений (около 557 тысяч квадратных метров и 36 дымовых труб) по нынешнему штатному расписанию 4 специалиста, хотя до января 2009 года работало 7! Эта численность определялась согласно предписаниям Ростехнадзора и положению «Техническая эксплуатация промышленных зданий и сооружений» (ПОТ РО 14000–004–98) с учетом площади ЗиС, коэффициентов износа конструкций, материала несущих конструкций и количества дымовых труб. В результате нехватки работников ОНТЗиС имеет место нарушение графика текущих осмотров зданий и сооружений, например, не проведен текущий осмотр крупносортного участка в октябре 2009 года, здание аглофабрики имеет несколько трещин стен, но ремонт их на 2009 год запланирован не был. Производственный контроль в ОАО «Металлургический завод им. А.К. Серова» организован и осуществляется службой производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности согласно Положению ПК 54–3578–2008 «О производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах», утвержденному директором завода. За 9 месяцев 2009 года службой в соответствии с планом работы было проведено: ■ 221 освидетельствование и контрольное испытание подъемных сооружений и технических устройств; ■ 96 контрольно-профилактических проверок, в ходе которых выявлено 888 нарушений требований охраны труда и промышленной безопасности. За отчетный период аттестацию по общим вопросам промышленной безопасности прошли 407 человек. Таким образом, работу службы производственного контроля признать удовлетворительной. При этом в ходе проверки установлено, что штатные расписания (по состоянию на 12 ноября 2009 года) подразделений, осуществляющих производственный контроль за эксплуатацией опасных производственных объектов, не соответствуют нормативам или численности, согласованной с органами Ростехнадзора. Устраняются в первую очередь наиболее опасные дефекты, менее опасные катастрофически накапливаются В газоспасательной службе (ГСС) с учетом численности работающих на заводе и объемов вырабатываемого и потребляемого газов должно быть 26 газоспасателей, штат на 12 ноября – 24, фактически – 19 человек (данные из контрольного табеля учета рабочего времени). Исходя из этого, нарушается принцип обеспечения безопасности в газовом хозяйстве завода, поскольку невозможно организовать одновременно и дежурство газоспасателей в служебном помещении ГСС, и нахождение их в местах проведения газоопасных работ, и проведение обходов на участках особо опасных из-за систематических выделений токсичных и взрывоопасных газов (доменный и крупносортный цехи). В отделе промышленной безопасности и охраны труда (ОПБ и ОТ) по расчетам, определяемым «Межотраслевыми нормативами численности работников служб охраны труда…» (Постановление № 10 от 22 января 2001 года Минтрудсоцразвития РФ), непосредственно занимающихся профилактической работой и контролем за ведением технологических и других производственных процессов специалистов должно быть 11,59 человека. Фактически по штатному расписанию в ОПБ и ОТ – 11 человек. Но при этом в структуру отдела входит бюро менеджмента (2 специалиста), занимающееся только (!) внедрением на заводе стандарта OHSAS 18001:2007. В заводском бюро кранового оборудования, занимающегося надзором за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, подъемников, кран-балок и талей, по согласованию с государственными органами технического надзора работало 4 специалиста. В настоящее время штат бюро уменьшен на одну единицу. При этом сохраняется количество находящихся в эксплуатации грузоподъемных кранов (197 единиц), подъемников (2 единицы), кран-балок и талей (345 единиц). Часть поднадзорных ГПМ отработали нормативные сроки эксплуатации и требуют постоянного повышенного внимания со стороны именно специалистов бюро кранового оборудования. «Оптимизация численности» привела к тому, что прекратить подачу газа в цех оказалось некому… По результатам комплексного обследования комиссия Ростехнадзора пришла к выводу, что на предприятии отсутствует должный контроль со стороны ОАО «УГМК-Холдинг»: недостаточное выделение средств на проведение ЭПБ, выполнение мероприятий по результатам экспертиз, организацию капитальных и текущих ремонтов. Состояние ГТС завода вызывает серьезные опасения, как бы не повторились события прошлых лет, ликвидация последствий которых потребовала значительных финансовых расходов государственного и областного бюджетов.
Анатолий ЯРОСЛАВЦЕВ, главный государственный инспектор отдела по металлургическому надзору Уральского управления Ростехнадзора: – 27 ноября 2009 года в термоотделе цеха № 14 ОАО «Первоуральский новотрубный завод» была проведена учебная тревога по позиции № 1 Плана ликвидации аварий (ПЛА) – «Утечка газа через коллектор печи № 4. Выход газа в цех, образование непригодной для дыхания среды…» После подачи сигнала об аварии выяснилось, что на участке некому выполнять мероприятия, предусмотренные оперативной частью ПЛА. На печи работает один термист, который не в состоянии выставить оцепление вокруг аварийного участка, оградить опасную зону, предупредить персонал соседних участков об аварии. Технические и материальные средства для осуществления мероприятий по спасению людей и ликвидации аварии отсутствуют. Техническое состояние газопотребляющих устройств цеха, сокращение численности производственного персонала, отсутствие современных систем контроля безопасного ведения технологического процесса не позволяют ликвидировать аварии в их начальной стадии развития. При нарушении целостности цеховых газопроводов должны быть перекрыты запорные устройства на вводе газа в цех. В соответствии с ПЛА, это обязанность дежурных слесарей газопечного хозяйства. Но после так называемой «оптимизации численности» ремонтной службы завода прекратить подачу газа в цех оказалось некому, то есть развитие любой аварии неминуемо перейдет в неуправляемое русло. По сигналу тревоги на место аварии прибыл один газоспасатель с изолирующим противогазом, который не мог выполнять функции по спасению людей, обеспечению их газоспасательной аппаратурой и организацией мероприятий по локализации и ликвидации аварии. Структурные реорганизации и сокращение численности производственного персонала во всех цехах завода произошли, но не повлекли за собой своевременного пересмотра системы мер по созданию безопасных условий труда и обеспечению защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах. Это противоречит требованиям Трудового кодекса РФ (статья 210), Федерального закона № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в части статьи 9 и № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Для обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов в ОАО «Первоуральский новотрубный завод» необходимо разработать комплекс мер, направленных на предупреждение аварий и обеспечение готовности персонала к их локализации и ликвидации. Кроме того, требуется пересмотреть Планы ликвидации аварий всего предприятия с учетом проведенной «оптимизации численности» служб и подразделений и в дальнейшем при структурных реорганизациях обеспечивать корректировку ПЛА в 5-дневный срок.
* * * К сожалению, сложившаяся на этих двух металлургических заводах ситуация не является чем-то из ряда вон выходящим, скорее наоборот, это сегодня типичная схема поведения высшего менеджмента: для сокращения расходов занимаются «оптимизацией численности» (в первую очередь за счет сокращения штатов вспомогательных служб) и отдают на аутсорсинг ремонтно-восстановительные работы. И даже примеры таких страшных трагедий, как на Саяно-Шушенской ГЭС, где одной из причин стал именно аутсорсинг, не пугают: гром-то пока грянул не у нас…
Источник: http://www.tnadzor.ru/project/tn/art/tn_02_10_44.php |