Государственный заказ (сокращенно госзаказ, госконтрактинг) — заказ на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных (муниципальных) бюджетов и внебюджетных источников финансирования. Государственный заказ обеспечивает: — потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация; — потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ; — потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. Участником размещения государственного заказа может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель. Полномочие органов местного самоуправления по формированию и размещению муниципального заказа, которое закреплено в части 3 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», является одним из полномочий по решению вопросов местного значения. Муниципальный заказ размещается органами местного самоуправления для обеспечения муниципальных нужд. При этом под муниципальными нуждами в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков. Таким образом, только посредством размещения муниципального заказа (независимо от суммы закупаемых товаров, работ, услуг) возможно обеспечить потребности муниципальных образований (органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, иных получателей средств местных бюджетов, признаваемых муниципальными заказчиками) в товарах, работах, услугах. Целью процедуры размещения муниципального заказа органами местного самоуправления является достижение эффективности использования бюджетных средств через обеспечение прозрачности структуры потребностей бюджета и создание конкурентной среды при закупках для муниципальных нужд. Порядок формирования, обеспечения размещения, исполнения и контроля исполнения муниципального заказа устанавливается уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 3 статьи 54 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Кому принадлежит полномочие по размещению муниципального заказа? Ответ дан в ст. 4 Закона: это муниципальные заказчики. Таковыми являются: органы местного самоуправления, бюджетные учреждения, иные получатели средств местных бюджетов.
Перечисленные субъекты наделены статусом муниципального заказчика в силу норм Закона при условии, что они размещают заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Дополнительного наделения полномочиями заказчика не требуется. На всех муниципальных заказчиков (независимо от того, является ли таковым орган местного самоуправления, либо бюджетное учреждение, иной получатель бюджетных средств) положения Закона распространяются в равной мере. Размещение заказа может осуществляться следующими способами: 1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме; 2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах). Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями Федерального закона 94-ФЗ. При этом торговые способы применяются всегда, кроме случаев, специально установленных Законом. При размещении заказа путем проведения конкурса, аукциона, а также запроса котировок цен на товары, работы, услуги обязательно создается конкурсная, аукционная или котировочная комиссия. С 1 января 2009 года в состав комиссии по размещению заказов должно включаться не менее чем одно лицо, прошедшее профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд. Случаи размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) ограничены ст. 55 94-ФЗ.
Законом детально регламентируются процедуры размещения заказа по каждому способу размещения, а также содержание, сроки размещения (опубликования) извещений, конкурсной, аукционной документации, требования к котировочной заявке и так далее.
Размещение муниципального заказа завершается заключением муниципального контракта, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 статьи 55, - муниципальным контрактом либо иным гражданско-правовым договором. Это следующий случай: поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами. По итогам размещения таких заказов могут быть заключены муниципальные контракты, а также иные гражданско-правовые договоры в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
О каких гражданско-правовых договорах идет речь в изложенной норме? Как определиться, следует заключить контракт или договор?
Гражданский кодекс Российской Федерации регулирует лишь один случай заключения по итогам размещения заказа договоров. В ст. 525 установлено, что поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 2 статьи 530). Как следует из указанной нормы, договор поставки в данном случае не носит самостоятельного характера. Законодатель диспозитивно предлагает две схемы поставки по итогам размещения заказа: 1. Заключение контракта на поставку – ст. 526: по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров; 2. Заключение контракта на поставку и во исполнение его условий - заключение договоров поставки – ст. 529: если государственным или муниципальным контрактом предусмотрено, что поставка товаров осуществляется поставщиком (исполнителем) определяемому государственным или муниципальным заказчиком покупателю по договорам поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, государственный или муниципальный заказчик не позднее тридцатидневного срока со дня подписания государственного или муниципального контракта направляет поставщику (исполнителю) и покупателю извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю). Извещение о прикреплении покупателя к поставщику (исполнителю), выданное государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с государственным или муниципальным контрактом, является основанием заключения договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
Подводя итог изложенному, можно сделать вывод, что практически во всех случаях размещения заказа следует заключить контракт. При поставке товаров для государственных или муниципальных нужд следует также, во –первых, заключить контракт и, во-вторых, если это предусмотрено в контракте, также договоры поставки по изложенной выше схеме.
Источник: http://otipb.ucoz.ru/publ/33 |