Зарег. на сайте Всего: 1232 Новых за месяц: 1 Новых за неделю: 0 Новых вчера: 0 Новых сегодня: 0 Из них Администраторов: 1 Модераторов: 1 Проверенных: 968 Обычных юзеров: 262 Из них Парней: 896 Девушек: 336
На прошлой неделе заместитель министра труда и социальной защиты Андрей ПУДОВ и председатель правления Пенсионного фонда России Антон ДРОЗДОВ провели видеоконференцию с регионами. Не стал исключением и Норильск. Темой онлайн–беседы стала предстоящая реформа пенсионной системы.
К сожалению, из–за плохой связи диалога между министром, председателем правления Пенсионного фонда и норильскими журналистами не получилось. Шум в эфире помешал не только задать вопросы, но и толком услышать, о чем шла речь в беседе с представителями других регионов. Поэтому объяснять особенности «Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации до 2030 года» пришлось Татьяне ЧЕРНОЙ, начальнику управления Пенсионного фонда в Норильске.
Татьяна Черная
Внедрение новой пенсионной системы начнется уже с 2013 года. Предполагается, что стратегия позволит сформировать доступную для понимания граждан прозрачную систему и обеспечить достойный уровень пенсии. Необходимость пенсионного реформирования вызвана также демографическим фактором. Количество пенсионеров увеличивается, а число работающих уменьшается, и уже сейчас отчислений работающих граждан не хватает на выплату пенсий неработающему населению. Ситуация сложилась так, что фактически один работник платит пенсию нескольким пенсионерам.По прогнозам специалистов Росстата, дальше она будет только усугубляться. Собственно, это и является одной из причин дефицита средств Пенсионного фонда РФ, который уже к концу нынешнего года может составить порядка одного триллиона рублей. Сейчас нехватка денег покрывается из резервов федерального бюджета, но продолжаться до бесконечности это не может. Предстоящая пенсионная реформа должна сократить дефицит бюджета Пенсионного фонда без увеличения пенсионного возраста и сокращения пенсий. По данным Министерства труда, решить эту проблему относительно безболезненно можно за счет накопительной части пенсии, большая часть которой будет переведена на текущие нужды ПФР.
В трех частяхСейчас пенсия состоит из накопительной и страховой частей, а новая стратегия предусматривает реализацию в России трехуровневой модели пенсионной системы, которая будет состоять из государственного, корпоративного и частного элементов.Первый уровень формируется за счет страховых взносов и средств из федерального бюджета, что компенсирует работнику 40 процентов утраченного среднего заработка. Второй уровень — корпоративная пенсия, выплачиваемая работодателем на основании индивидуальных и коллективных договоров. Это еще плюс 15 процентов от прошлого заработка.Кстати, правительство считает, что корпоративная составляющая пенсионной системы является одним из важнейших элементов управления персоналом на предприятии, так как способствует удержанию и развитию сотрудников предприятия. Ведь на размер пенсионного обеспечения могут влиять различные параметры, которые предусмотрит руководство организации, например, стаж работы в организации, уровень должности, возраст и так далее. С этой целью правительство готовит закон о корпоративных пенсиях, который предусматривает особые налоговые режимы для работодателей, участвующих в системе. Эту инициативу предполагается учесть и в стратегии развития пенсионной системы до 2030 года. Стоит сказать, что сейчас расходы на корпоративную пенсию составляют от двух до десяти процентов от суммарных расходов на выплату заработной платы в организации. В то же время в развитых странах на пенсии, сформированные работодателем, приходится от 30 до 50 процентов дохода пенсионеров. А корпоративная пенсия является обязательным требованием к работодателю.И, наконец, третий уровень, состоящий из частной пенсии, формирующийся самим работником и возмещающий еще пять процентов от средней заработной платы.По сути, правительство не отказывается от накопительной системы, но предлагает видоизменить ее, добавив корпоративную и частную накопительные составляющие. При этом ответственность за два последних уровня будет возложена соответственно на работодателя и работника. Считается, что при таком раскладе эти стороны будут напрямую заинтересованы и в том, чтобы зарплаты выдавались не в конверте, а отчисления в Пенсионный фонд производились добровольно и в полном объеме.
Чтобы формирование пенсионных накоплений действительно стало добровольным, авторы стратегии предполагают дать возможность работать с пенсионными деньгами различным негосударственным пенсионным фондам, банкам и страховым компаниям. Предлагая свои инвестиционные проекты работникам и работодателям, эти организации не только будут иметь возможность управлять живыми деньгами, но и получат всевозможные налоговые послабления. То есть от налога планируется освободить не только пенсионные взносы и доходы от инвестиционных проектов, но и выплаты при выходе работника на пенсию. Сейчас с добровольных взносов берется налоговый вычет.Идея реформирования Минтрудом пенсионной системы сводится к тому, чтобы привести всех работодателей к единому тарифу выплаты пенсионных накоплений. То есть работодатели будут платить взносы непосредственно в корпоративную пенсионную систему. Также в стратегии прописана взаимосвязь пенсий с условиями труда и риском потери трудоспособности работников, а именно — планируется ввести объективную оценку условий труда, которая и станет главным основанием для назначения досрочной пенсии.
Спорная формулаМного споров возникает по поводу другого нововведения — изменения формулы расчета пенсионных прав. Согласно новым пенсионным правилам, чем больше страховой стаж, тем выше пенсия. В цифрах это выражается так: 40–20–40–20. То есть после отработки полного пенсионного стажа 40 лет работник будет получать 20 процентов от утраченного заработка. Сейчас этот доход составляет не более десяти процентов. Пенсионное правило основывается на том, что, начав работать в 20–25 лет, свой сорокалетний трудовой стаж человек отработает только к 60–65 годам, а средний возраст жизни (дожития) после назначения пенсии составит 20 лет. Получается, что работник должен отработать 40 лет, платить 20 процентов пенсионного тарифа, и следующие 20 лет он будет гарантированно получать 40 процентов средней зарплаты.
Вопрос открытИз–за проблем со связью, увы, так и не была затронута проблема северной пенсии. До сих пор остается открытым вопрос: будет ли пересмотрен для северян трудовой стаж? Согласно действующему пенсионному законодательству, жители Крайнего Севера уходят на пенсию раньше, чем материковские: женщины — в 50 лет, мужчины — в 55. В стратегии же говорится, что отчисления для достойной будущей пенсии надо делать в течение 40 трудовых лет. А значит, чтобы северяне выработали такой трудовой стаж, им придется выходить на пенсию в лучшем случае по материковским показателям, то есть в 55–60 лет, и тогда теряется весь смысл в льготах для северов. По словам замминистра труда и социальной защиты Андрея Пудова, все, что касается северов и районов, приравненных к ним, будет регламентироваться законом о северах. При этом какие–либо поправки и изменения в этом законе правительство еще не обсуждало.Наталья ЧЕРКАШИНАФото Елены ХУДАНОВОЙ и Владимира МАКУШКИНА