Несчастный случай произошел 14 апреля 2002 года в 22 часа в плавильном цехе №1 ______________
Сведения о пострадавшем.
Мужчина 1977 года рождения, слесарь – ремонтник 3 разряда, общий стаж работы 5 лет 10 месяцев, стаж работы по профессии 2 года и 1 месяц, стаж работы по профессии слесарь – ремонтник на НМЗ 2 года и 1 месяц.
Краткая характеристика места происшествия, где произошел несчастный случай.
Завод ________ является структурным подразделением _______. В состав ______ входит Плавильный цех №1 (ПЦ- 1), состоящий из плавильного участка № 1 (ПУ-1) и Плавильного участка №2 (ПУ – 2).
Ленточный транспортер 2ШЛ производительностью 600 тонн в час выполнен по проекту института ________ (чертеж 47.004МТ) и смонтирован в 1981 году. Ширина ленты транспортера 1200 мм, высота рабочей ветви транспортера 1500 мм в хвостовой части до 2580 мм и в головной части, высота нерабочей ветви транспортера от 430 мм в хвостовой части, до 1865 мм в головной части. Вдоль всего транспортера с обеих сторон на высоте 910 мм от пола, установлено сетчатое ограждение, выполненное в виде съемных секций размером 2500х900 мм, закрепленных болтовыми соединениями на стойках рамы транспортера.
При перекачке граншлака на нерабочей ветви транспортера остается прилипший граншлак (граншлак имеет остаточную влажность), который осыпается с ленты транспортера, при ее соприкосновении с поддерживающим роликом.
Образовавшиеся под нерабочей ветвью транспортера посыпи граншлака, периодически в течении смены, во время остановки транспортеров, вручную убираются обслуживающим персоналом. Для обеспечения безопасных условий труда разработана «Инструкция по применению бирочной системы на конвейерных трактах участка откачки гранулированного шлака плавильного участка №2 плавильного цеха№1 НМЗ ОТ – 04-32-99, которая входит в программы первичного и повторного инструктажей по охране труда для обслуживающего персонала.
В течении смены (8 часов) граншлак откачивается дважды. Последняя откачка граншлака заканчивается за 2-2,5 часа до окончания смены. Перерыв между первой и второй откачками составляет 2 часа. Время для уборки просыпей граншлака, после первой и второй откачками вполне достаточно.
Обстоятельства несчастного случая.
14 апреля 2002 года в смену с 16 часов работу по обслуживанию тракта транспортировки граншлака на шлакоотвал производило звено бригады №12 ПУ-2 ПЦ-1. Перед началом смены в комнате мастеров члены звена получили задание и текущий инструктаж по охране труда от сменного мастера. Мастер смены выдал под роспись звеньевому все ключ – бирки для отключения электропитания транспортеров. В комнате технологов 1 перегрузки звеньевой выдал под роспись ключ – бирки от обслуживаемых транспортеров и направил двух рабочих на рабочие места.
Первая откачка граншлака производилась с 17 часов до 18.30 часов, вторая откачка с 20.30 до 21.25 часов. Включение транспортерного тракта для откачки граншлака производилось после телефонного подтверждения звеньевому о готовности к перекачке каждого члена звена. Звеньевой в течении смены получал телефонные подтверждения о готовности к перекачке граншлака дважды – около 18 часов и последний раз в 20.10 часов.
Слесарь – ремонтник после второй откачки убрал просыпи граншлака под транспортерами 3 перегрузки и около 22 часов направился на 1 перегрузку для доклада звеньевому о выполнении сменного задания. Проходя, мимо транспортера 2 ШЛ слесарь увидел у стойки №7 рамы конвейера, под транспортером, травмированного товарища без признаков жизни. Его тело лежало вдоль оси транспортера без правой руки. Не дозвонившись из комнаты технологов 2 перегрузки звеньевому, мужчина побежал на 1 перегрузку и сообщил о случившимся.
Расследованием установлено:
1. В смену с 16 часов 14.04.02 г. откачка граншлака проводилась дважды: с 18 часов до 18.40 часов и с 20.30 до 21.25 часов.
2. Транспортер 2ШЛ изготовлен и смонтирован без отступлений от проекта. Металлоконструкции транспортера, приводная и натяжная станции, поддерживающие ролики верхней и нижней ветвей, система блокировок, сигнализации и ограждения находятся в исправном состоянии и соответствуют нормативным документам по безопасности.
Причины, вызвавшие несчастный случай.
Осмотрев место происшествия, ознакомившись с технической документацией, актом технического состояния транспортера и опросив работников смены и цеха, комиссия установила, что данный случай травмирования предположительно обусловлен следующими техническими и организационными причинами:
1. Проведение работ по обслуживанию транспортера при его работе. Нарушены п.5.10.15. «Общих правил безопасности для предприятий и организаций металлургической промышленности» («ОПБ»); п.3.18. «Инструкции по охране труда» ОТ –04-87-98; п.3.2. «Инструкции по применению бирочной системы на конвейерных трактах участка откачки граншлака ПУ-2 ПЦ-1 НМЗ» ОТ-04-32-99.
2. Отсутствие визуального контроля в течение рабочего времени за безопасным проведением работ по обслуживанию транспортерного тракта транспортировки граншлака на шлакоотвал.
Нарушен п.2 ст.14 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации» №181-ФЗ. |