ИНСТРУКЦИЯ №
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ПРИ БУКСИРОВКЕ, СЦЕПКЕ и РАСЦЕПКЕ АВТОМОБИЛЯ ИЛИ АВТОМОБИЛЯ И ПРИЦЕПОВ (ПОЛУПРИЦЕПА)
Введение
Настоящая инструкция регламентирует основные требования безопасности при буксировке, сцепке и расцепке автомобиля или автомобиля и прицепа (полуприцепа)
Работник при буксировке, сцепке и расцепки автомобиля должен выполнять требования инструкции, разработанной на основе типовой, а также инструкций
-знать и уметь оказывать доврачебную помощь пострадавшему в соответствии с типовой инструкцией;
-при передвижении по территории;
-по предупреждению пожаров.
Заметив нарушение требований безопасности любым работником, должен предупредить его о необходимости их соблюдения.
Выполнять указания представителя комитета по охране труда или уполномоченного профкома.
Персонал не должен приступать к выполнению разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности, без получения целевого инструктажа по охране труда
1. Общие требования безопасности
1.1. К самостоятельной работе при буксировке, сцепке и расцепке автомобиля допускаются лица, прошедшие:
· вводный инструктаж;
· инструктаж по пожарной безопасности;
· первичный инструктаж на рабочем месте;
· инструктаж по электробезопасности на рабочем месте.
1.2. Персонал при буксировке, сцепке и расцепке автомобиля должен проходить:
· повторный инструктаж по безопасности труда на рабочем месте не реже, чем через каждые три месяца;
· внеплановый инструктаж: при изменении технологического процесса или правил по охране труда, замене или модернизации грузового автомобиля, приспособлений и инструмента, изменении условий и организации труда, при нарушениях инструкций по охране труда, перерывах в работе более чем на 60 календарных дней (для работ, к которым предъявляются повышенные требования безопасности - 30 календарных дней);
· диспансерный медицинский осмотр согласно приказу Минздрава Р Ф № 90 от 14.03.96 г.
1.3. Персонал при буксировке, сцепке и расцепке автомобиля обязан:
· соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;
· соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
· соблюдать требования к эксплуатации автомобиля;
· использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.
1.4. Персонал при снятии и установке колес автомобиля должен:
· уметь оказывать первую (доврачебную) помощь пострадавшему при несчастном случае;
· иметь на машине медицинскую аптечку оказания первой (доврачебной) помощи, первичные средства пожаротушения;
· выполнять только порученную работу и не передавать ее другим без разрешения начальника АХО;
· во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других, не допускать на рабочее место лиц, не имеющих отношения к работе;
· содержать рабочее место в чистоте и порядке.
1.5. Персонал должен знать и соблюдать правила личной гигиены. Принимать пищу, курить, отдыхать только в специально отведенных для этого помещениях и местах. Пить воду только из специально предназначенных для этого установок.
1.6. При обнаружении загорания или в случае пожара:
· приступить к тушению пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности. При угрозе жизни - покинуть помещение.
1.7. При несчастном случае оказать пострадавшему первую (доврачебную) помощь, немедленно сообщить о случившемся мастеру или начальнику цеха, принять меры к сохранению обстановки происшествия (аварии), если это не создает опасности для окружающих.
1.8. За невыполнение требований безопасности, изложенных в настоящей инструкции, рабочий несет ответственность согласно действующему законодательству.
1.9. В соответствии с "Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты" персонал при вывешивании автомобиля должен быть обеспечен комбинезоном хлопчатобумажным (срок носки 12 месяцев), рукавицами комбинированными двупалыми (срок носки 6 месяцев).
1.10. Основными опасными и вредными производственными факторами являются:
· движущиеся и вращающиеся детали и узлы автомобиля;
· нахождение работника между буксирующим автомобилем с работающим двигателем и прицепом или буксирующим автомобилем во время сцепки или расцепки;
· использование случайных предметов в качестве буксира;
· несогласованные действия водителей буксирующего и буксируемого автомобилей.
2. Требования безопасности перед началом работы
2.1.Проверить исправность прицепов (полуприцепов), их буксирурных устройств, наличие и исправность приспособлений и инструментов;
2.2. Удалить из зоны работы посторонних лиц.
3.Требование безопасности во время работы
3.1. Перед сцепкой и расцепкой автомобиля м прицепа (полуприцепа) последний необходимо затормозить стояночным тормозом, подложить под колеса противооткатные упоры.
3.2. Во время подачи автомобиля-тягача к прицепляемому транспортному средству запрещается нахождение людей между этим транспортным средством и движущим автомобилем.
3.3. Сцепку или расцепку следует производить на ровной горизонтальной поверхности, причем продольная ось сцепляемого полуприцепа должна совпадать с продольной осью автомобиля-тягача.
3.4. Сцепку автопоезда, состоящего из автомобиля и 2-х или более прицепов, должны производить три человека- водитель, лицо, производящее сцепку, и лицо, координирующее их работу.
3.5. Перед сцепкой прицепа (полуприцепа) водитель должен убедиться в том, что:
-соединительные шланги и электропроводка не мешают сцепке;
-борта закрыты;
-седельно- сцепное устройство, шкворень и их крепления исправны;
-передняя часть полуприцепа по высоте располагаются так, что при сцепке передняя кромка опорного листа попадает на салазки или на седло.
3.6. При сцепке или расцепке дышло прицепа, не имеющее удерживающих пружин, следует устанавливать на стойку, предохраняющую его от падения.
3.7. Растормаживать прицеп или полуприцеп и убирать упоры из-под колес разрешается только после окончания сцепки.
3.8. До того, как производящий сцепку или расцепку станет между автомобилем и прицепом, водитель автомобиля должен затормозить свой автомобиль стояночным тормозом, заглушить двигатель и поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение.
3.9. Запрещается буксировку транспортных средств методом толкания.
3.10. Буксировка автомобиля на жесткой или гибкой сцепке должна осуществляться при наличии водителя за рулем буксируемого автомобиля, кроме случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямрлинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории бкусирующего.
3.11. При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспеченорасстояние между буксирующим и буксируемым транспортным средством в пределах 4-6 м, а при буксировке на жесткой сцепке –не более 4 м.
3.12. Буксировка запрещается:
-транспортных средств, у которых не действует рулевое управление;
-2-х и более транспортных средств;
-транспортных средств с недействующей тормозной системой;
-в гололедицу на гибкой сцепке.
3.13. При буксировке на гибкой или жесткой сцепке запрещается нахождение людей в буксируемом автобусе, в кузове буксируемого грузового автомобиля.
3.14. При буксировке на гибкой сцепке запрещается натягивание троса рывками. Запрещается нахождение людей ближе 6 м от натягиваемого троса
3.15. Буксирные металлические тросы должны иметь на концах петли со специальной заделкой.
4. Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1. О каждом несчастном случае , очевидцем которого он был, работник должен немедленно сообщить руководителю, а пострадавшему оказать доврачебную помощь.
4.2. Если несчастный случай произошел с самим работником, он должен по возможности обратиться в здравпункт, сообщить о случившемся руководителю.
4.3.
5. Требования безопасности по окончании работы
5.1. Привести в порядок рабочее место. Убрать приспособления, инструмент в отведенное место.
5.2. О всех недостатках доложить руководителю.
5.3. Снять и убрать специальную одежду в шкаф, вымыть руки и лицо с мылом, принять душ. Применять для мытья химические вещества запрещается.
Источник: http://otipb.ucoz.ru/publ/ |