М.В. Тарасенко,
Генеральный секретарь Федерации профсоюзов
трудящихся горно-металлургической промышленности
Охрана труда - понятие сложное и многогранное. Оно включает в себя целый ряд элементов, механизмов и институтов: безопасность и гигиену труда, профессиональные (досрочные) пенсии и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости, режимы труда и отдыха, профессиональную подготовку кадров и медицинскую помощь. Обеспечение гарантий безопасности жизнедеятельности работников в процессе трудовой деятельности является одной из важнейших функций государственных органов власти, работодателей и профсоюзов.
Актуальность формирования эффективных систем охраны труда особо велика для тех отраслей экономики, которым присущи высокие уровни профессионального риска: производственного травматизма, производственно-обусловленной и профессиональной заболеваемости. Горно-металлургическая промышленность входит в число таких отраслей экономики.
До недавнего времени, как известно, государственную функцию по организации системы охраны труда в нашей стране выполняли профсоюзы. Следует отметить, что они накопили существенный потенциал в организации столь непростой работы. Вот уже десять лет назад исполнение данной функции обеспечивают государственные органы. Однако, по нашему мнению, профсоюзы не должны стоять в стороне в этом вопросе. Их роль, как показывает опыт промышленно развитых стран, остается весьма велика и значима - будь то на уровне цеха, производства, компании или на уровне отрасли.
В этой связи профсоюзам важно видеть проблемы в данной сфере и одновременно помогать администрации предприятий в решении задач в области охраны труда и всего комплекса вопросов социальной защиты людей труда.
Профсоюзы и их позиция в вопросах социальной защиты
Горно-металлургический профсоюз России образован на
I Учредительном съезде в январе 1991 года и объединяет более 1 миллиона работников предприятий металлургического комплекса, расположенных в более половины субъектов Российской Федерации.
Металлургическая отрасль вступила в период экономических преобразований, имея на большинстве предприятий крайне отсталую затратную технологию, физически и морально устаревшие основные производственные фонды, во многом определяющие высокую степень тяжелого труда и вредных для здоровья факторов. По оценкам специалистов физический износ металлургического оборудования и агрегатов составляет более 50, а по отдельным предприятиям 75 и более процентов.
Так, например, в коксохимическом производстве из 54 коксовых батарей более трети выработали установленные сроки эксплуатации. Из 45 доменных печей, находящихся в эксплуатации, 9 требуют немедленного капитального ремонта. Более половины конвертеров уже выработали амортизационные сроки. Износ основного оборудования горнодобывающих предприятий превышает 75 процентов. Это, пожалуй, самый высокий показатель в металлургической отрасли и наиболее отсталое звено.
В цветной металлургии положение дел еще более сложное: только 10 процентов применяемых технологий соответствуют мировому уровню.
Исходя из этого, Центральный Совет профсоюза на протяжении ряда лет поднимал вопрос о необходимости разработки государственной программы развития металлургии России - базовой отрасли, обеспечивающей все металлопотребляющие отрасли экономики конструкционными материалами и занятость более 7 миллионов человек (10 процентов занятых в экономике), включая занятых в смежных отраслях. Помимо этого учитывалось, что более 70 процентов предприятий комплекса являются градообразующими и, в случае промедления их технического перевооружения, они в ближайшие годы станут неконкурентоспособными и будут закрыты, со всеми вытекающими социальными последствиями. При постановке этого вопроса ЦС профсоюза также исходил из необходимости существенного улучшения условий труда работающих и экологической обстановки. Не секрет, что металлургическое производство является, хотя и не основным, но одним из самых значительных источников загрязнения окружающей среды и влияет на неудовлетворительную экологическую обстановку в ряде регионов.
Правительство Российской Федерации, поддержав требования профсоюза и учитывая общегосударственное значение отрасли, рассмотрело сложившуюся ситуацию и в сентябре 2002 г. одобрило Комплекс мер по развитию металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2010 года. В пакете рекомендованных мер определены приоритеты, направленные на техническое перевооружение отрасли с тем, чтобы к 2010 году полностью завершить модернизацию и реструктуризацию производства и создать в России современную отрасль, способную полностью обеспечить экономику всеми видами металлопродукции и успешно конкурировать на мировых рынках с ведущими корпорациями-производителями черных и цветных металлов.
Однако повышение эффективности производства, модернизация и реструктуризация отрасли - процесс неоднозначный: наряду с повышением производительности труда произойдет и высвобождение работников, причем в значительных масштабах. В течение ближайших лет предполагается высвободить более 350 тысяч ныне работающих в отрасли, что составляет более 25 процентов занятых. При подготовке Комплекса мер эта проблема была в центре внимания Центрального Совета профсоюза, который занял принципиальную позицию: нельзя допустить, чтобы в угоду повышению эффективности работы отрасли сотни тысяч ее работников остались без работы, без средств к существованию.
Металлургия России - как отрасль экономики - не первая в мире, столкнувшаяся с проблемами реструктуризации. По официальным данным в ряде стран Европы численность занятых в металлургии за последние 20-25 лет сократилась от 25 до 75 процентов, однако уровень безработицы от этого не увеличился. Государственные органы, работодатели и профсоюзы совместно работали над программами социально-ответственной реструктуризации, искали и нашли пути трудоустройства высвобождаемых, меры социальной адаптации тех, кто в силу возраста или иных причин не смог получить новую профессию и новое рабочее место.
По поручению Правительства, инициированного Центральным Советом профсоюза, эта проблема была изучена специалистами Министерства труда и социального развития Российской Федерации с непосредственным участием органов профсоюза.
По итогам работы Минтруд России подготовил не только объективный анализ ситуации, но и разработал меры, направленные на обеспечение занятости высвобождаемых и социальной адаптации тех, кто не может быть трудоустроен. Следует отметить, что в реальной жизни бывают ситуации разные: наряду с ответственным бизнесом, заботящимся о трудящихся, встречается и его антипод, который преследует исключительно финансовые выгоды, и который не очень то интересуют наработки Минтруда. Новые владельцы металлургических предприятий и их менеджмент зачастую, выжимают из техники и людей максимум прибыли, а в случае чего готовы в любой момент прикрыть свой бизнес, невзирая на социальные издержки. Поэтому, скажем прямо, профсоюзы теперь работают совсем в иных условиях, чем десять-пятнадцать лет назад.
Что касается программы мер развития металлургии до 2010 года, то она в случае реализации позволит помимо решения проблем технических и экономических, также изменить содержание труда, резко повысить уровень заработной платы, поскольку рост производительности труда и применение современных ресурсосберегающих технологий существенно снизят расходы на производство, что в итоге позволит направить дополнительные средства на оплату труда и решение иных социальных программ.
Охране труда - новый уровень требований
Происходящие преобразования в структуре горно-металлургической отрасли и ее техническом уровне, экономических отношениях, в отношениях к собственности неизбежно влияют и на отношение работников к труду, к выполнению своих прямых обязанностей, к соблюдению должностных инструкций. Это в равной степени относится и к вопросу трудовой мотивации работников и их отношению к соблюдению правил и норм охраны труда, инструкций и положений, регламентирующих организацию безопасного ведения работ.
Несмотря на все еще низкие темпы обновления основных производственных фондов и внедрение современных технологических процессов в отрасли, за годы реформ существенно улучшились трудовая дисциплина, что положительно сказалось на показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Так, коэффициент частоты травматизма сократился почти на 40 процентов и составляет 2,94. Травматизм со смертельным исходом сократился на 30 процентов и равен 1,18. Эти показатели свидетельствуют, что для многих сотен работников отрасли удалось сохранить здоровье и жизнь и, прежде всего, исключительно за счет изменения отношения к вопросам охраны труда, более строгого соблюдения правил и норм охраны труда. Это, несомненно, положительный результат.
Однако, следует критически признать, что ситуация в области охраны труда в металлургическом комплексе, несмотря на положительную динамику, все еще остается неудовлетворительной: каждый третий работник трудится в неблагоприятных условиях, состояние техники и существующие технологии являются факторами повышенного риска для здоровья персонала.
Горно-металлургический профсоюз России в этих условиях продолжает настойчиво требовать улучшения условий труда, замены оборудования и технологий, снижения воздействия вредных производственных факторов на работающих за счет улучшения и более широкого применения индивидуальных и коллективных средств защиты от влияния этих факторов. Силами технической инспекции охраны труда профсоюза, уполномоченных по охране труда и профсоюзного актива проводится изучение состояния условий труда на рабочих местах, вскрываются технические и организационные нарушения техники безопасности, на основании чего предлагаются меры по лучшей организации работ, разработке четких регламентов ведения технологических процессов, исключающих возникновение ситуаций, опасных для здоровья и жизни работающих.
И все же этого еще мало. Роль профсоюзов в новых условиях должна быть большей. Только совместными усилиями всех, кто в той или иной степени участвует в процессах создания условий безопасной работы, можно и должно усилить работу по изменению личного отношения работающих к проблемам личной безопасности на производстве.
Изменение психологии, отказ от российского "авось" в стиле поведения на производстве, ориентация на лучшие традиции в этом вопросе индустриально-развитых стран должны обеспечить, вместе с техническими и организационными мерами, стабильное снижение уровня производственного травматизма.
Как пример - "азиатская" оценка отношения к правилам личной безопасности со стороны работников комбината "Северсталь". Оценка была высказана лидерами профсоюзов металлургов ряда компаний Японии, посетивших комбинат в 2002 году. Члены делегации были удивлены не столько масштабами комбината и его техническим уровнем, сколько тем, что поголовно все работники носят защитные головные каски без применения подбородочных ремней. Для нас - это формальная норма, но, по большому счету, это норма, несоблюдение которой грозит, пусть и в редких случаях, серьезными последствиями.
Помимо этого все еще значительно отстает от требований времени обеспечение работающих средствами коллективной и индивидуальной защиты от вредных производственных факторов. Но, если средства коллективной защиты - составная часть только начинающегося технического перевооружения, то повседневное обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты зависит от воли, желания и способностей работодателей организовать приобретение и обеспечить ими работников. Именно желания, а зачастую и дефицит организаторских способностей не позволяют улучшить ситуацию в обеспечении работающих элементарными средствами защиты от травм и вредного воздействия производственных факторов.
Вместе с тем, рыночные условия хозяйствования предоставили широкие возможности выбора поставщика, способного обеспечить качество всех видов средств индивидуальной защиты по доступной цене. В этих вопросах именно профсоюзные органы на местах обязаны и в ряде случаев уже проводят линию на резкое изменение отношения к этой проблеме, методично ставят вопросы по улучшению качества спецодежды, ее ремонта, тем самым исполняют свою важнейшую функцию - проявлять заботу о сохранении жизни и здоровья работающих.
Профессиональные пенсии: требования профсоюзов к их организации
Работа по защите прав и интересов работников включает в себя не только комплекс функций, связанных с процессами в текущей трудовой деятельности работающих, но и с тем, как будет материально обеспечен работник при выходе на пенсию, независимо от того, будет это связано с возрастом либо на основании определенных льгот.
Работающие в металлургии на участках с тяжелыми и вредными (особыми) условиями труда в соответствии с действующим законодательством имеют право, отработав необходимый период времени, на назначение пенсии ранее установленного законодательством возраста, дающего право на трудовую пенсию.
По большому счету, в этой сфере есть много проблем. Почему за неспособность работодателя обеспечить нормальные условия труда отвечают своим здоровьем работники? Почему часть работников с особыми условиями труда имеет право уйти на пенсию в 50 или 55 лет (45 и 50 лет для женщин) в соответствии со списками производств, дающих это право, в то время как взносы в Пенсионный фонд платят все поровну? Чтобы распутать этот клубок вопросов в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что работники, занятые в особых условиях труда, имеют право на профессиональную пенсию, регулируемую федеральным законом. Исходя из этого, Минэкономразвития России совместно с Минтрудом России и Пенсионным фондом России подготовили проекты законов, регулирующих этот порядок. От имени Правительства законопроекты были внесены для обсуждения заинтересованных в этом сторон и заняли значительное место в работе Центрального Совета профсоюза в течение 2002 г. Признавая, в принципе, необходимость законодательного закрепления порядка установления пенсий на льготных условиях работникам, работающим в особых условиях труда, специалисты нашего профсоюза доказывают, что даже действующий сейчас тариф взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (28 процентов от заработной платы работника) достаточен для выплаты пенсии с 50 (55) лет мужчинам и 45 (50) лет женщинам (по спискам № 1 и соответственно № 2) и нет никаких оснований для установления дополнительных взносов в профессиональные пенсионные системы.
Во-вторых, мы против того, чтобы в сфере профессионального пенсионного обеспечения бесконтрольно со стороны государства работали негосударственные пенсионные фонды. Именно это четко просматривается в проектах законов, предложенных Правительством. Во всех странах мира, в которых созданы подобные системы, негосударственные пенсионные фонды, помимо общественного контроля, строго контролируются государственными органами. Нельзя допустить, чтобы средства, накопленные работниками, могли бесследно исчезнуть вместе с негосударственным фондом. Это слишком серьезная проблема, и государство не вправе упускать из сферы своего контроля столь масштабные финансовые средства.
В-третьих. Мы сторонники создания, если уж их создавать, отраслевых профессиональных пенсионных систем. В организации их работы, в этом случае, смогли бы принять участие и союз работодателей, и отраслевой профсоюз. При этом можно было бы и более эффективно инвестировать средства фонда в инвестиционные программы отрасли и определять общую политику, направленную на сокращение числа рабочих мест с вредными условиями труда, и этим снижать нагрузку на фонд оплаты труда.
Страхование от несчастных случаев на производстве - как лучше организовать
Еще одной сферой социальной защиты работников как в процессе трудовой деятельности, так и после ее окончания, является страхование от возможных несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
В России уже несколько лет действует система обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Введение данного института социальной защиты позволило реализовать давно назревшую необходимость перехода от прямого возмещения работодателем вреда здоровью работающих от несчастного случая либо профессионального заболевания, к страхованию от них и выплатам возмещения вреда пострадавшим через органы социального страхования на местах. Помимо этого решена сложнейшая в недалеком прошлом проблема возмещения вреда пострадавшим в случае банкротства, либо ликвидации организации.
Введением нового порядка возмещения вреда пострадавшим сделана первая, но еще робкая, попытка создать экономические рычаги влияния на работодателей, в их заинтересованности стремиться к снижению уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости через систему скидок и надбавок к страховым тарифам в зависимости от динамики показателей травматизма и профзаболеваемости.
Вместе с тем, введенная система еще далека от совершенства. По нашему мнению, необходимо расширить шкалу страховых тарифов, тем самым учесть различия профессионального риска по подотраслям экономики, исключить возможность работодателей, используя протекционистские методы, переводить предприятия из одного класса профессионального риска в другой без достаточных оснований. Необходимо ввести систему скидок и надбавок, позволяющую поощрять те организации, в которых динамично снижается травматизм и профессиональная заболеваемость, сокращаются рабочие места с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.
Помимо этого, индексация ежемесячных страховых выплат пострадавшим, по установленному порядку, производится исключительно в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда социального страхования на соответствующий год, что создает угрозу риска для пострадавших остаться в какой-либо, возможно и продолжительный период времени, без индексации суммы возмещения вреда.
Важным направлением в деятельности профсоюза является работа по организации профилактического оздоровления работников.
Начиная с 30-х годов прошлого века, в качестве эффективного средства снижения риска профессиональных заболеваний, проведения посттравматической реабилитации и профилактики общей заболеваемости, широкое распространение в металлургии получили профилактории, в большинстве своем развившиеся в санатории-профилактории. Они сыграли значительную роль в оздоровлении миллионов работников отрасли и продолжали бы работать эффективно, если бы не недальновидная политика государственных органов, занимающихся социальными проблемами.
Медицинский персонал и расходы на лечебную работу профилакториев финансировались за счет средств социального страхования и средств предприятий, которые несли основное бремя хозяйственных расходов по их содержанию. Начиная с 2001 года, с момента введения единого социального налога и резкого сокращения тарифа взносов на социальное страхование, расходы по оздоровлению работников в профилакториях практически полностью переложены на содержащие их предприятия. Таким образом, фактически ликвидируется эффективное средство оздоровления трудящихся, влияющее к тому же и на снижение расходов на оплату дней нетрудоспособности по общей заболеваемости, поскольку многие предприятия не в состоянии нести полные расходы по медицинскому обслуживанию и хозяйственному содержанию профилакториев. И не случайно их число буквально за несколько лет сократилось практически в 2 раза.
В последнее десятилетие в стране произошли крупные изменения, которые привели к существенной трансформации деятельности предприятий и профсоюзов. Изменилась и правовая база. В новом законодательстве об охране труда определяются и новые, по своей сути, содержание, формы и методы работы профсоюза и его органов в области охраны труда. Неизменной остается цель - безопасность работника на производстве, исключение либо сведение к минимуму влияния вредных производственных факторов на работающих.
Государство абсолютно объективно вернуло себе обязанность осуществлять государственный контроль за состоянием охраны труда, определять политику в этой области, рассматривать причины и устанавливать виновных в происшедших несчастных случаях либо заболеваниях, связанных с профессиональной деятельностью.
В то же время профсоюзам законодательно предоставлены широкие права в области осуществления общественного контроля за состоянием охраны труда. Эти права позволяют активно влиять на действия как государственных органов управления охраной труда, так и на работодателей, непосредственно осуществляющих мероприятия по охране труда и здоровья работающих. Задача профсоюзов - научиться эти права реализовывать и максимально возможно защищать человека труда.
Актуальные проблемы совершенствования законодательства об охране труда/ Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. -2003. -№ 15 (208)