ЖУРНАЛ «СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО»
№ 1, 2007 |
|
Предупреждать риски, а не ликвидировать аварии
Ужасающи сводки новостей СМИ о гибели людей от природных катаклизмов, войн, актов терроризма, бытовых случаев… Однако куда меньше сообщается о смертельных случаях на производстве, что само по себе уже должно насторожить всех, кто связан с управлением реальной экономикой, организацией жизни и деятельности производственных коллективов.
Между тем, по свидетельству Международной организации труда, в мире каждый день гибнут до 6 тысяч человек в результате несчастных случаев из-за условий, не отвечающих технике безопасности на производстве. Увы, но в России, по данным Росстата, уровень производственного травматизма со смертельным исходом в 2005 году почти в два с половиной раза превысил соответствующие показатели США и стран Евросоюза. Особенно опасная ситуация складывается на предприятиях топливно-энергетического комплекса. Высокий уровень травматизма связан с динамичным развитием его отраслей и активным включением России в мировой рынок энергоресурсов. Но может ли нас устраивать цена такого развития?
Гибель работников - это не только горе для родных, нарушение стабильной жизни семьи, но и невосполнимый урон для общества в целом, в том числе для экономики страны. В России ежегодные экономические потери ВВП в сумме более 56 миллиардов рублей связаны со смертностью на производстве, 223 миллиарда рублей теряются из-за временной утраты трудоспособности, травматизма на рабочих местах.
Очевидно, велик экономический ущерб, который несет общество из-за этих обстоятельств: от снижения объемов выпускаемой продукции, от высоких расходов на компенсационные, социальные выплаты. К сожалению, далеко не все руководители предприятий пришли к пониманию того, что экономически выгоднее инвестировать в охрану труда мероприятия по предупреждению производственных рисков, нежели заранее закладывать средства на постоянную ликвидацию последствий от несчастных случаев.
Найти выход из этой ситуации - одна из актуальнейших задач современного общества. К этому выводу уже давно пришли прогрессивно мыслящие работодатели, работники, представители власти, ученые, эксперты. И надо сказать, что уже много практических наработок имеется в лабораториях, в кабинетах, в живой производственной практике. Дело за малым - объединить общие усилия, выработать национальную программу действий, создать современную модель охраны труда, причем рассматривая ее с позиций социальной политики государства. Серьезный первопроходческий шаг в этом направлении недавно был предпринят одной из крупнейших в стране бизнес-структур совместно с профсоюзами.
К гармоничному сочетанию международного и отечественного опыта
Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» и Международное объединение профсоюзных организаций ОАО «ЛУКОЙЛ» при активном содействии Нефтегазстройпрофсоюза РФ провели 28-29 ноября 2006 года в городе Когалыме Международный круглый стол под девизом «Достойный труд - безопасный труд». К слову, мероприятие было проведено на базе ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» - дочерней лукойловской структуры, которая буквально накануне стала одним из призеров Всероссийского конкурса высокой социальной эффективности в номинации «Ресурсосбережение и экология», что само по себе говорит о многом. В организации и отражении итогов «круглого стола» основная информационно-аналитическая работа легла на журнал «Социальное партнерство».
Интересно, однако, почему же за столь острую проблему взялся именно «ЛУКОЙЛ»? По словам первого исполнительного вице-президента Равиля Маганова, компания, стремящаяся войти в число лидеров мирового энергетического рынка, отдает себе полный отчет в том, что одним из приоритетных условий достижения цели является организация охраны труда и здоровья работников на уровне самых передовых международных стандартов. И сегодня имеется объективное видение того, что если «ЛУКОЙЛ» и продвинулся вперед в этом направлении более, чем другие компании, то лишь относительно. Необходимо существенно менять внешние условия. Без улучшения национальной законодательной базы, без гармоничного сочетания международного и отечественного опыта, совершенствования специальных корпоративных законов не может быть активного и неуклонного поступательного развития.
За «круглым столом» собрались представители федеральных, региональных и местных органов власти, бизнес-структур, ведущих научных центров, лидеры крупнейших международных профсоюзов, ФНПР, Нефтегазстройпрофсоюза, международные эксперты, включая сотрудников Международной организации труда. К ним присоединились заинтересованные руководители журналов «Охрана труда и социальное страхование», «Человек и труд», «Труд за рубежом», «НГСП-информ», «Социальное партнерство», «Нефть России», «Oil of Russia». Широкая представительность аудитории свидетельствовала о масштабности мероприятия, проводимого на сибирской земле, поставившего своей основной задачей выявить лучший российский и зарубежный опыт, выработать пути повсеместного усиления охраны труда на фоне развития глобального энергетического рынка. Понимая важность этого, сибиряки, от имени которых выступали глава города Когалыма Сергей Какоткин и вице-президент ОАО «ЛУКОЙЛ», генеральный директор ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь» Николай Инюшин, радушно и гостеприимно встретили гостей.
Проблемы, вынесенные на обсуждение «круглого стола», были рассмотрены на трех заседаниях. Они охватывали международный опыт, комплексный корпоративный подход к вопросам обеспечения безопасности труда на предприятиях, а также роль профсоюзов и профорганизаций и развития социального партнерства в решении этих вопросов. Но прежде всего важно, что на заседаниях шла целенаправленная подготовка Рекомендаций по координации усилий государства, профсоюзов и работодателей по созданию безопасных и комфортных условий труда.
Вместе с властями или вопреки их самоустранению от проблем?
Уже на первом заседании «круглого стола» по теме «Охрана труда в топливно-энергетическом комплексе: проблемы, стратегия и тактика» проявилось общее понимание путей преодоления негативных явлений в сфере охраны труда. Эти проблемы не решить без плодотворного социального диалога между профсоюзами как выразителями интересов работников, с одной стороны, и объединениями работодателей и государственными структурами - с другой. Профсоюзы имеют право на активную роль в этом диалоге, по утверждению председателя Нефтегазстройпрофсоюза РФ Льва Миронова и заместителя председателя ФНПР Виталия Будько, ибо опираются на свой исторический и современный опыт организации общественного контроля в производственной сфере. Такой контроль осуществляется как непосредственно профорганами, так и их техническими инспекциями труда и уполномоченными профсоюза по охране труда.
Социальный диалог в масштабах страны должен быть направлен прежде всего на укрепление законодательной базы, в том числе за счет ликвидации недостатков в действующих Трудовом кодексе РФ и Законе «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях». Профсоюзы намерены добиваться приведения российского законодательства в соответствие с духом и буквой рекомендаций МОТ, ряда ее конкретных конвенций. Характерно, что согласие с такой постановкой вопроса профсоюзными лидерами выразил в своем выступлении на «круглом столе» первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по труду и социальной политике Иван Мосякин.
Признавая кризисное положение с охраной труда в стране, советник аналитического управления аппарата Совета Федерации, доктор экономических наук, профессор Валентин Роик обратил внимание присутствующих на хотя и отброшенную в новых условиях, но весьма поучительную комплексную систему охраны труда, существовавшую в СССР. Ее элементы были логично и прочно связаны друг с другом, она позволяла добиваться желаемого результата. Не зря, по свидетельству В.Роика, указанный опыт активно применяется в Японии, Германии, Франции, США. Стратегия же, проводимая нашим Минздравсоцразвития, обречена, по мнению оратора, на заведомое отставание в решении назревших проблем практически на четверть века.
Любопытно, что выступавшие на «круглом столе» практически оголили деструктивную роль ряда федеральных структур в охране труда. Как выяснилось, это понимают и сами чиновники. Фактически эта важная сфера, по словам начальника отдела политики охраны труда Департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы Минздравсоцразвития РФ Владимира Преображенского, отдана на откуп так называемым саморегулируемым организациям, переводится на рыночные методы управления. Самоустранение власти от проблем охраны труда выразилось, в частности, и в том, что во всех отраслевых министерствах ликвидированы отделы, которые занимались вопросами охраны труда. А в Минздравсоцразвития количество работников сократилось в последние годы в пять раз. Притчей во языцех стала ликвидация самого Министерства труда и социального развития, тогда как такие министерства успешно действуют в большинстве развитых стран. Об этом с особой горечью говорили многие выступавшие.
Допустим ли столь резкий и столь неоправданный отрыв проводимых в стране реформ от судеб граждан, от живых людей, от человека труда? Какова истинная цель этих реформ, если они не учитывают даже остроты той демографической ситуации, которая сложилась в России? Наша страна - единственная в «Большой восьмерке», где население не только не увеличивается, но и стремительно сокращается. А как предотвратить такую беду, как можно обойти в национальной политике такой фактор, когда из числа ежегодно умирающих россиян одну треть составляют граждане трудоспособного возраста?
Острота поднимаемых вопросов определяла конструктивность развернувшейся дискуссии, проявившейся и в том, что выступавшие отнюдь не зацикливались только на претензиях к властям, пусть и справедливых. Было общее понимание, что для комплексного решения проблем в любом случае требуется кропотливая работа на местах. По мнению директора Пермского областного центра охраны труда, доктора технических наук, профессора Григория Файнбурга, следует обратить особое внимание на формирование у работников культуры безопасности труда и создание на производстве нетерпимого отношения к любым отступлениям от норм и правил безопасности работ. О том, что это не только нужно, но и возможно даже в нынешних несовершенных с правовой точки зрения условиях, свидетельствует опыт передовых отечественных предприятий.
Кто возьмет на себя объединительную работу?
На «круглом столе» получил детальное освещение и независимую оценку корпоративный опыт охраны труда, накопленный в «ЛУКОЙЛе». С ним участников подробно ознакомили первый исполнительный вице-президент компании Равиль Маганов, председатель Совета профобъединения ОАО «ЛУКОЙЛ» Георгий Кирадиев, начальник департамента промышленной безопасности, экологии и научно-технических работ компании Игорь Заикин. Отчасти с практической стороной дела собравшиеся имели возможность ознакомиться во время посещения производственных объектов ООО «ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь».
Очевидно, надежность анализируемого опыта «ЛУКОЙЛа» держится на трех опорах: Социальном кодексе компании, Соглашении о социальном партнерстве между работодателем и профобъединением и на коллективных договорах предприятий. Ценность опыта подтверждена международной сертификацией. Международной оценкой корпоративной практики охраны труда в определенном смысле можно считать и выступление на «круглом столе» советника департамента промышленной безопасности, экологии и научно-технических работ ОАО «ЛУКОЙЛ» от «КонокоФиллипс Россия Инк.» Терри Роби. И эта оценка положительная. Значительную лепту в позитивную деятельность компании вносит выполнение заключенного три года назад Глобального соглашения между «ЛУКОЙЛом», ICEM и Нефтегазстройпрофсоюзом РФ.
Разумеется, неисчерпаемым резервом для улучшения работы в сфере охраны труда является международный опыт в практической, нормотворческой и правовой деятельности. Судя по многим выступлениям, его квинтэссенцией можно считать соответствующие конвенции Международной организации труда. Важность и продуктивность сотрудничества с МОТ подчеркнул в своем выступлении председатель Профсоюза работников нефтяной и газовой промышленности Азербайджана Джангир Алиев. Но в заимствовании международного опыта, а также в перенесении его на российскую землю очень важна готовность к сотрудничеству непосредственно экспертов МОТ. О базе для плодотворного взаимодействия рассказал магистр инженерных наук, главный специалист в области охраны труда Субрегионального бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии Викинг Хусберг.
Вместе с тем зарубежный опыт привлекателен и ценен не только тщательной проработанностью специальных вопросов охраны труда. Не меньшего внимания заслуживает объявленная в странах Запада приверженность приоритетам, касающимся прежде всего интересов человека труда. Как сказал в своем выступлении Генеральный секретарь Европейского института политических, экономических и социальных исследований (Италия), профессор Марко Риччери, ключевым моментом сегодня является социальная солидарность. За образец можно взять приведенный им пример о том, как три года назад вся Италия стояла в забастовке именно из-за инцидента, связанного с несчастным случаем на работе. Обеспечение достойного, безопасного труда - это часть общей программы Европейского союза в социальной сфере.
Словом, общих опорных точек для будущей деятельности предостаточно. Хватает и образцов конкретного практического опыта. Есть четкие правовые ориентиры, передовые социальные стандарты. Вопрос, однако, в том, кто проведет необходимую собирательную работу. Кроме того, всю деятельность по охране труда должна пронизывать соответствующая идеология. Как отметила генеральный директор Аналитического центра развития социального партнерства Координационного совета Объединения работодателей России, кандидат экономических наук Марина Москвина, акцент в коллективных договорах и соглашениях должен делаться не столько на развитии компенсаций за работу в плохих условиях, сколько на конкретных мероприятиях по совершенствованию производства, улучшению условий труда и в то же время сокращению рабочих мест с плохими условиями. При этом на региональном и федеральном уровнях нужен мониторинг всей этой работы, в нем должен превалировать акцент не столько на контроле, сколько на мотивации, распространении передового опыта.
Наилучшей площадкой для рассмотрения практических и правовых вопросов обеспечения охраны труда может стать Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений - такое предложение высказал ее ответственный секретарь Владимир Понизов. Однако это возможно при соответствующей позиции правительства! Пока же, по общему признанию, наблюдается только одно - роль РТК из года в год лишь ослабевает.
Успех же в решении столь назревшей проблемы, как повсеместное обеспечение достойных, безопасных условий для человека труда, лежит в области наибольшей активизации участия и усилий всех заинтересованных сторон. Прежде всего - на основе оптимальных управленческих решений, системного подхода. Об этом с разных сторон говорили на «круглом столе» доктор экономических наук, профессор Российской академии государственной службы при президенте РФ Любовь Храпылина, а также заместитель директора НИИ системного анализа Счетной палаты РФ, президент Академии проблем становления гражданского общества, кандидат экономических наук Татьяна Ярыгина. А вот роль катализатора, главного инициатора в мероприятиях по объединительной работе на основе социального партнерства неизменно остается за профсоюзами. Кроме того, по мнению ведущего консультанта аппарата Комитета по труду и социальной политике Госдумы РФ, доктора экономических наук Богдана Збышко, свою собирательную роль в общем деле могла бы сыграть, к примеру, Международная выставка средств индивидуальной защиты, организованная в День всемирной охраны труда в 2007 году в стенах нижней палаты парламента на Охотном ряду. Такова вкратце конструктивная позиция участников международной дискуссии в западносибирском городе Когалыме.
Наиболее ценные ее выводы и предложения вошли в Рекомендации Международного круглого стола «Достойный труд - безопасный труд». Подводя итоги плодотворного обсуждения проблем, очень важно, как сказала первый заместитель председателя Совета профобъединения ОАО «ЛУКОЙЛ» Надежда Ивченко, то, что в документе отражена необходимость разработки государственного реестра рабочих мест, в том числе с вредными и опасными условиями труда. На этой основе предусматривается формирование отраслевых реестров и систем. Обозначена также необходимость создания единой автоматизированной системы паспортизации работающего населения (паспорт здоровья). Одна из главнейших рекомендаций - инициировать и проработать вопрос о подготовке Национальной программы охраны труда работников топливно-энергетического комплекса на основе передового опыта транснациональных компаний нефтегазовой промышленности и международной практики обеспечения безопасности труда.
Пресс-центр профобъединения ОАО «ЛУКОЙЛ»
Источник: http://www.oilru.com/sp/14/598/ |