ПЕРЕХОД ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЭКОНОМИКИ НА РЫНОЧНЫЕ МЕТОДЫ и как логичное следствие — продолжающийся и по сей день рост количества малых предприятий заставляют нас по-иному подойти к вопросам обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществлению контроля за их выполнением в подобных организациях, то есть к проблеме наличия в малых организациях службы охраны труда.
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
Согласно ст. 217 Трудового кодекса РФ при численности работников более 50 человек работодатель вводит должность специалиста по охране труда или создает службу охраны труда. Если же численность работников у работодателя не превышает 50 и при отсутствии у работодателя штатного специалиста по охране труда он вправе принять одно из следующих решений:
- осуществлять функции специалиста по ОТ лично;
- возложить выполнение функций специалиста по охране труда на одного из своих работников дополнительно к его основной должности;
- привлечь по гражданско-правовому договору специалиста или организацию, оказывающую услуги в области охраны труда.
Каждый из предложенных вариантов имеет свои плюсы и минусы. Обратимся к варианту привлечения работодателем по гражданско-правовому договору организации, оказывающей услуги по охране труда.
ПРОБЛЕМА
На мой взгляд, данная услуга имеет большие перспективы развития. В Кировской области насчитывается более 37 тысяч субъектов малого предпринимательства (без учета индивидуальных предпринимателей). Многие из них малочисленны, и даже в случае, если в организации работает более 50 человек, работодатель крайне редко решается ввести штатную должность специалиста по охране труда. И причина проста: в маленькой организации штатный специалист будет недогружен по своим основным обязанностям, и содержать его работодатель не будет. Проведенные нами расчеты показывают: специалист по охране труда будет полностью занят и введение такой штатной единицы будет экономически целесообразным, если численность работников в организации достигает 350 — 500 человек.
Конечно же, руководитель малого предприятия — и чаще всего под давлением надзорных органов — может выйти из положения, формально (!) приняв на работу штатного инженера по охране труда, дополнительно возложив на него и другие обязанности (пожарная безопасность, экология, гражданская оборона, воинский учет и пр.), но пользы от такого назначения обычно не наблюдается.
Приходилось слышать заявления и о том, что теперь буквально все работодатели будут исполнять обязанности специалиста по охране труда лично, и такое право в соответствии со ст. 217 ТК у работодателя есть. И как следствие этого, наступит полный развал служб ОТ. Честно говоря, за девять лет в Кировском региональном центре «Охрана труда» такой работодатель ни разу не встречался. Обычно всегда прослеживается обратная тенденция: работодатель стремится переложить свои обязанности на подчиненных работников, а не брать на себя дополнительные обязанности, в которых он, мягко говоря, мало что понимает.
ОПЫТ
Наша организация на протяжении семи лет успешно оказывает услуги по сервисному (абонементному) обслуживанию организаций и индивидуальных предпринимателей Кирова и Кировской области по охране труда. В настоящее время «на обслуживании» находятся 56 организаций, включая индивидуальных предпринимателей. В структуре центра создан отдел сервисного обслуживания организаций по охране труда, в состав которого начальник отдела и три специалиста по охране труда. Специалисты по охране труда выполняют обязанности инженера по ОТ в закрепленных за ними организациях, а начальник отдела, помимо функции управления отделом, играет роль «буфера», выполняя обязанности специалиста по охране труда во вновь поступающих на обслуживание организациях, тем самым накапливая их до момента передачи новому специалисту по охране труда. Момент передачи наступает при накоплении в среднем 10 — 15 организаций. В 2008 году планируется принять на работу в отдел еще двух-трех специалистов. Тем самым происходит непрерывное расширение деятельности отдела.
В зависимости от величины организации и объемов работ по охране труда в ней установлена различная периодичность сервисного обслуживания (или периодичность посещения):
- еженедельное обслуживание — специалист по охране труда еженедельно посещает закрепленную за ним организацию, участвует в проводимых оперативках, организует и координирует всю работу по ОТ. Данная периодичность характерна для средних, стабильно работающих и активно развивающихся организаций либо для более мелких предприятий на начальном этапе работы по договору, когда требуются значительные затраты времени на первоначальную организацию работы по охране труда — обычно все приходится организовывать «с нуля»;
- ежемесячное обслуживание — плановая периодичность посещения работодателя при данном виде обслуживания два раза в месяц. Это наиболее часто применяемая нами форма работы с малыми предприятиями, где объем работ по охране труда невелик, либо со средними организациями, состоящими на сервисном обслуживании не первый год, где начальная, «организационная» стадия работы пройдена, работники и линейные руководители осознали и привыкли к необходимости ежедневного соблюдения требований ОТ, выполнения своих обязанностей;
- квартальное обслуживание — также одна из наиболее часто применяемых форм работы с малыми предприятиями и с так называемыми «микропредприятиями» (численность работников до 15). Кроме того, такое обслуживание мы применяем при работе с организациями, имеющими «молодого» штатного инженера по ОТ, нуждающегося в квалифицированной помощи опытного специалиста. Такое сотрудничество длится от полугода до года, в течение которых «молодой» инженер значительно повышает свою квалификацию и начинает работать более эффективно;
- полугодовое обслуживание — фактически это «аудит состояния работ по охране труда» у работодателя. Специалист центра раз в полгода выезжает в организацию и проводит детальное обследование состояния работы по ОТ, указывает на недостатки и консультирует специалистов организации по их устранению. Полугодовая периодичность стала применяться нами по просьбе самих же работодателей, которые предпочитают заблаговременно обратиться за помощью к опытным консультантам, чем оплачивать штрафы после проверки инспекции по труду.
Договор о сервисном обслуживании предусматривает выполнение специалистом обязанностей в объеме Постановления Минтруда России от 08.02.2000 г. № 14 «Рекомендации по организации работы службы охраны труда». Однако такие работы, как первоначальная подготовка необходимой документации по ОТ, проведение обучения работников по охране труда, АРМ по условиям труда, расследование несчастных случаев на производстве, выполняются за дополнительную оплату, так как требуют больших по сравнению с плановой периодичностью посещений затрат времени.
Не стану приукрашивать действительность и вводить читателя в заблуждение. Очередь из желающих записаться к нам на обслуживание работодателей ни разу за семь лет работы не стояла, как нет ее и сейчас. Русское «пока гром не грянет…» отвечает на вопрос «а почему?». Основная масса наших клиентов становятся таковыми только после проверки организации инспекцией по труду или прокуратурой либо после несчастного случая в организации. Хотя имеются и исключения, количество которых растет с каждым годом.
ГЛАВНЫЙ ВОПРОС — ЦЕНА
К сожалению, в большинстве случаев во главу угла в качестве основного критерия выбора между штатным сотрудником и специалистом «со стороны» работодатели ставят не качество услуги, а ее стоимость. Именно поэтому стоимость наших услуг определяется как меньшая по сравнению со средней заработной платой штатного инженера по охране труда и колеблется от 6500 рублей в месяц при еженедельной периодичности до 4500 рублей в квартал при ежеквартальном обслуживании, что с учетом единого социального налога в три-пять раз меньше затрат на заработную плату штатного инженера по ОТ в Кировской области.
ИТОГ
Как показал многолетний опыт, проводимая нами работа меняет понимание и отношение работодателей к проблеме охраны труда с абсолютно безразличного, а зачастую и откровенно негативного на противоположное, то есть полностью положительное. Одним из подтверждений этому является то, что основной причиной расторжения договора о сервисном обслуживании со стороны работодателя становится прием на постоянную работу штатного инженера по охране труда: только в 2007 году так поступили четыре организации.
Есть и обратная сторона медали: некоторые работодатели, намеревающиеся заключить договор о сервисном обслуживании, ошибочно полагают, что теперь они заполучают «крышу» в вопросах охраны труда, которая сможет защитить их от любых проверок и инспекций, а про реальную работу по охране труда можно уже и не вспоминать. Глубокое заблуждение! Придется не только работать, но и зачастую кардинально менять принципы организации производства работ, включать в них дополнительную составляющую — соблюдение требований охраны труда, о чем множество молодых работодателей и работников, начавших свой трудовой путь в лихолетье конца прошлого века, до сих пор не имеют никакого представления.
А. В. Воротников, заместитель директора ООО «Кировский региональный центр “Охрана труда”»
Еще один взгляд на решение вопросов, поднятых в материале А. В. Воротникова
Будучи во многом согласна с коллегой из Кирова, хочу отметить: основная трудность в аутсорсинговом (модное сегодня слово) обслуживании заключается в отсутствии контактного лица на обслуживаемом предприятии и в психологии работодателя, который считает, что после оплаты услуг сторонней организации он может устраниться от решения проблем. Во избежание ситуации, когда СУОТ выстроена и задокументирована, а внедрять и пользоваться ей некому, ЦОТ «Биота» из Нижнего Новгорода предлагает свою схему сотрудничества.
В течение 2007 года наш учебный центр реализовал 72-часовую программу повышения квалификации для специалистов по охране труда, было обучено 150 человек. Методика преподавания включает в себя лекции и разнообразные практические занятия: работа с модульной системой, тестирование, обучение оказанию первой помощи. Бонусом учебного года стал тренинг по конфликтологии, на котором в процессе коммуникативного занятия отрабатываются приемы поведения при общении с работодателем, представителями государственных контрольно-надзорных органов, профсоюзами, сотрудниками организации. Но главное в практике — решение задач.
Практических задач две. Одна из них представляет собой не что иное, как заполнение карт экспертов по сертификации организации работ по охране труда в части установления соответствия локальных нормативных актов государственным требованиям.
Вторая задача — освоение «Делопроизводства инженера по охране труда». Это пакет локальных нормативных актов, которые специалист будет разрабатывать у себя в организации самостоятельно, а мы предлагаем в виде уже готовых макетов — остается просто проконсультировать слушателя по правильной их адаптации к специфике предприятия. Таким образом, по завершении обучения он знает, что, как и почему (или на соответствие чему) следует делать специалисту по охране труда. Кроме того, он получает макеты локальных нормативных актов в электронном виде, а как итог — удостоверение о повышении квалификации.
Качественно проведенный образовательный процесс дает возможность ЦОТ «Биота» получить так необходимое для дальнейшего взаимодействия с предприятием контактное лицо. Дело в том, что функции специалиста по ОТ на местах носят управленческий, организационный характер, а оказание услуг сторонней организацией сводится к аудиту и консалтингу. Если следовать современным взглядам на охрану труда как на часть менеджмента предприятия, то уместна параллель с сертификацией менеджмента качества на соответствие требованиям ISO. Там подготовка к сертификации начинается с общего собрания коллектива, обучения внутренних аудиторов, организации службы качества и назначения представителей руководства. Было бы логично распространить этот подход и на охрану труда. Назначение и обучение лица для взаимодействия со стороны организации делает процесс сотрудничества несравненно более эффективным и действенным, когда документированные процедуры по ОТ существуют не формально, а занимают свое место в системе управления.
После определенного периода становления СУОТ на предприятии за нами остаются функции консультантов либо предприятие, уже осознавшее важность процесса, берет специалиста по охране труда в штат. Но это не огорчает, потому что такие предприятия продолжают с нами сотрудничать в области обучения, АРМ и других направлений, требующих наличия разрешительных документов и глубокой специализации.
В свою очередь, востребованность повышения квалификации специалиста по ОТ говорит о том, что рынку в лице работодателя требуются гарантии компетенции этих специалистов. Такой гарантией могла бы стать добровольная сертификация персонала в области охраны труда по итогам многоуровневого повышения квалификации.
Сертификация персонала — это деятельность независимой стороны по оценке соответствия персонала установленным требованиям. В нашем случае роль центрального органа по сертификации персонала с последующей аккредитацией органов по сертификации в субъектах федерации могла бы взять на себя авторитетная общественная организация, например, та же НАЦОТ.
Преимущества сертификации данной категории персонала очевидны:
- Для работодателя:
подтверждение компетентности работника; повышение имиджа предприятия; выполнение требований заказчика.
- Для работника — документально оформленное свидетельство профессионализма, повышение профессиональной конкурентоспособности.
- Для контрольно-надзорных органов и органов по труду — наличие реестра сертифицированных специалистов как профессионального трудоохранного сообщества.
- Для всех участников рыночных отношений — повышение статуса инженера по охране труда.
А. М. Суханова, директор НОУ ДПО «Биота-плюс» (Нижний Новгород)
Источник: http://www.biota.ru/publish/magazine/article/285 |