Понедельник, 23.12.2024, 12:53
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Справочник Профессионала - Directory of professional  16+

НАШ ОПРОС
Просим Вас указать Вашу принадлежность к той или иной группе:
Всего ответов: 4882
Статистика
 
Рейтинг@Mail.ru
 
 
 
 

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Зарег. на сайте
Всего: 1232
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
Из них
Администраторов: 1
Модераторов: 1
Проверенных: 968
Обычных юзеров: 262
Из них
Парней: 896
Девушек: 336
TwitPic
СЕЙЧАС читают:
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Охрана труда » Общие

Опыт аттестации рабочих мест по условиям труда в образовательных учреждениях Самарской области. В. А. Глухов, А. А. Балясников

ЧАСТО ВСТРЕЧАЕМЫЕ УВЕРЕНИЯ В ТОМ, ЧТО ВРЕДНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА ХАРАКТЕРНЫ ТОЛЬКО ДЛЯ РАБОЧИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПРОИЗВОДЯЩИХ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ, — всего лишь легко объяснимый стереотип. Результаты аттестации рабочих мест в организациях «безопасных» отраслей, таких как образование, торговля и др., показывают, что процент рабочих мест с вредными условиями труда не намного меньше. Причиной такого положения дел зачастую является незнание работодателями как самих условий труда на рабочих местах, так и способов улучшения (оздоровления) условий труда.

Единственным инструментом, позволяющим объективно и всесторонне оценить условия труда в организации, является АРМ по условиям труда. Проведение аттестации вменено в обязанности работодателю Трудовым кодексом РФ. При аттестации проводится фактическая оценка условий труда на рабочем месте. Она включает в себя оценку значений опасных и вредных производственных факторов по степени вредности и опасности, по степени травмобезопасности, а также обеспеченность работников средствами индивидуальной защиты с учетом эффективности этих средств.

Оценка фактического состояния условий труда по степени вредности и опасности проводится на основе сопоставления результатов измерений всех опасных и вредных факторов производственной среды, а также тяжести и напряженности трудового процесса с гигиеническими нормативами. На основании оценки определяется класс условий труда, который показывает степень отклонения фактических результатов измерений от гигиенических нормативов и вероятность возникновения у работников профзаболеваний.

Любая организация имеет право проводить аттестацию самостоятельно, но для этого требуется наличие как собственной лаборатории, так и квалифицированных работников для проведения самой процедуры АРМ, составления карт аттестации, протоколов. Зачастую организации не располагают ни тем, ни другим, поэтому они вынуждены прибегать к помощи сторонних организаций, специализирующихся именно на проведении аттестации рабочих мест, что требует достаточно больших финансовых затрат. Одной из основных причин, по которой АРМ не проводится, является отсутствие необходимых денежных средств у организаций. И если коммерческие организации с каждым годом все активнее занимаются аттестацией (по результатам государственной экспертизы материалов аттестации рабочих мест по условиям труда, в 2004 году — 373 организации, в 2006-м — 488), то для некоммерческих (бюджетных), особенно сельских, организаций такие затраты являются непосильными.

Понимая эту проблему, управление охраны труда департамента труда министерства здравоохранения и социального развития Самарской области разработало Программу улучшения условий и охраны труда в Самарской области на 2004 — 2006 гг., в которую был включен пункт о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда в сельских образовательных учреждениях, оснащенных компьютерными классами с персональными электронно-вычислительными машинами и учебными мастерскими, за счет средств областного бюджета. На выполнение данной работы было запланировано затратить более 3,5 миллиона рублей.

Данная работа была проведена, и каковы же ее результаты?

Аттестацией были охвачены 1755 рабочих мест в 122 образовательных учреждениях Самарской области. При этом вредные и (или) опасные условия труда установлены на 1287 (73%) рабочих местах.

Основными опасными и вредными факторами на этих рабочих местах являются:

  • недостаточное освещение;
  • повышенное значение пульсации освещенности;
  • повышенное значение электромагнитного излучения, создаваемого ПЭВМ;
  • отсутствие заземления (или зануления) ПЭВМ.

Напрашивается вывод, что массовое оснащение образовательных учреждений компьютерами привело к тому, что ПЭВМ устанавливались в помещениях, приспособленныех совсем для других целей. Ведь ряд норм для рабочих мест, оснащенных ПЭВМ, намного жестче, чем для рабочих мест без таковых, поэтому установка компьютеров требует отдельной подготовки помещений: необходимо провести реконструкцию системы общего освещения, обеспечить заземление и т. д. (требования к рабочим местам, оснащенным ПЭВМ, изложены в СанПиН 2.2.2/2.4.1340—03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работ»). По всей видимости, такой работы в большинстве образовательных учреждений проведено не было.

Результаты аттестации вызывают опасения не только за здоровье учителей: рядом с их рабочими местами находятся «рабочие места» наших детей — учащихся, на которых оказывается не меньшее вредное воздействие.

В большинстве случаев руководители образовательных учреждений до проведения работ по аттестации не догадывались о таком положении дел на рабочих местах, оснащенных ПЭВМ. Аттестация же позволила оценить условия труда на рабочих мест, выявить причины вредных условий труда, что в свою очередь дало возможность разработать эффективные мероприятия по улучшению и оздоровлению условий труда в образовательных учреждениях, а в отдельных случаях — даже принять решение о прекращении (приостановлении) эксплуатации производственного оборудования, представляющего непосредственную угрозу для жизни и здоровья работников.

Работники, ознакомившись с результатами аттестации, не только узнали об условиях труда на своих рабочих местах, но и получили информацию о тех льготах и компенсациях (дополнительный отпуск, повышенный размер оплаты труда, досрочное назначение трудовой пенсии и т. д.), которые должны им предоставляться в соответствии с действующим законодательством.

Положительный опыт проведения АРМ в образовательных учреждениях было решено использовать и в дальнейшем. В настоящее время принят и выполняется план мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Самарской области на 2007—2010 годы, в котором предусмотрено проведение аттестации рабочих мест как в образовательных учреждениях (запланировано 6,6 млн. рублей), так и в учреждениях здравоохранения (6,6 млн. рублей), социальной защиты (6 млн. рублей), культуры (1,6 млн. рублей).

В заключение хочется сказать о следующем. Здоровье работника во многом зависит от того, в каких условиях он трудится, насколько современным и безопасным оборудованием оснащено его рабочее место и эффективны ли способы защиты работника от воздействия вредных и опасных факторов рабочей среды и трудового процесса. Поэтому проведение аттестации рабочих мест для трудящихся является жизненно необходимым, а для работодателя — залогом того, что он сможет сохранить здоровый, а следовательно, работоспособный коллектив, способный решать поставленные перед организацией задачи.

И управление охраны труда департамента труда министерства здравоохранения и социального развития Самарской области готово всесторонне оказывать поддержку организациям, проводящим эту работу.

В. А. Глухов, руководитель управления охраны труда, Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области, к. т. н.
А. А. Балясников, главный специалист управления охраны труда Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области



Источник: http://www.biota.ru/publish/magazine/article/274
Категория: Общие | Добавил: otipb (03.03.2009) | Автор: otipb W
Просмотров: 1323 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту

2

Новое в блогах