Суббота, 16.11.2024, 02:13
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Справочник Профессионала - Directory of professional  16+

НАШ ОПРОС
Просим Вас указать Вашу принадлежность к той или иной группе:
Всего ответов: 4882
Статистика
 
Рейтинг@Mail.ru
 
 
 
 

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Зарег. на сайте
Всего: 1232
Новых за месяц: 1
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
Из них
Администраторов: 1
Модераторов: 1
Проверенных: 968
Обычных юзеров: 262
Из них
Парней: 896
Девушек: 336
TwitPic
СЕЙЧАС читают:
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Охрана труда » Общие

Применение Кодекса РФ об административных правонарушениях по вопросам соблюдения охраны труда. Требования и судебная практика. Н. Е. Муреев

ПО ИТОГАМ 1-ГО КВАРТАЛА 2008 ГОДА ОТМЕЧАЕТСЯ УВЕЛИЧЕНИЕ ОБРАЩЕНИЙ должностных лиц в суды с жалобами на постановления по делу об административном правонарушении. В основном поднимались следующие вопросы
 - правильность составления протоколов, постановлений и других документов, соблюдение установленного порядка и сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях; 
- законность и обоснованность принятых решений по делам об административных правонарушениях, в частности их соответствия мерам воздействия нарушениям законодательства о труде и охране труда; 
- соблюдение порядка регистрации и прохождения материалов об административной ответственности; 
- соответствие оформления материалов об административной ответственности требованиям КоАП РФ.

  Увеличение числа жалоб прежде всего связано с повышением уровня правовых знаний граждан, а также с нарушениями и порой просто досадными ошибками,допускавшимися должностными лицами. Считаю важным привести выдержки из Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» (далее — КоАП РФ).

  В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом либо протокол или др. материалы оформлены неправильно, материалы представлены неполно, судье на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и др. материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение судьи должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и др. материалов.

  При рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности — презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать эти дела. Неустранимые сомнения в виновности лица должны толковаться в его пользу.

  При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).

  Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности,получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица,в отношении которого ведется делопроизводство, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ч. 1 ст. 25.1, ч. 2 ст. 25.2,ч. 3 ст. 25.6 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по ст. 17.9 КоАП РФ, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы. Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 ст.28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т. п.).

  Порядок и правила применения КоАП в области охраны труда конкретизированы в «Административном регламенте исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства…».

  Нарушение должностным лицом (руководителем,его представителем, заместителем руководителя, должностным лицом и другим ответственным работником организации, а также лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица) организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности законодательства о труде и охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 50 МРОТ (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

  При совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 5.27 КоАП РФ, ст.ст. 5.28—5.34, ст. 5.44, а также ч. 2 ст. 5.27, ст. 5.42, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст.ст. 19.5—19.7, составляется протокол об административном правонарушении (ч. 1 ст. 28.2, абзац 16 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ, п. 3 ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ). Протоколы об административном правонарушении, составленные в соответствии с ч. 2 ст. 5.27, ст. 5.42, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст.ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ направляются судье в течение суток с момента их составления (ч. 1 ст. 28.8). Перечень должностных лиц инспекции труда, уполномоченных рассматривать дела, в т. ч. составлять протоколы об административном правонарушении, указан в ч. 2 ст. 23.12 КоАП РФ, утвержден приказом Минтруда РФ от 13.09.2003 г. № 184.

  В протоколе об административном правонарушении указываются: наименование органа федеральной инспекции труда, дата и место составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения. Указание существа нарушения заключается в кратком и точном изложении характера противоправного деяния. Оно должно быть описано так, чтобы было видно, где, когда, как (умышленно или по неосторожности) совершено, в каких именно действиях (бездействии) выразилось. При этом конкретно указываются нарушенная норма и документ, которым она установлена (часть, пункт, статья,наименование нормативного правового акта), формулировки общего характера не допускаются.

  При составлении протокола физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иным участникам производства по делу в обязательном порядке разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Они вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица. В случае отказа от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, а также потерпевшему (ст. 28.2 КоАП РФ).

  Понятие нового вида административного наказания — дисквалификации дано в ст. 3.11 КоАП РФ, наказание устанавливается на срок от 1 года до 3 лет (ч. 2 ст.5.27 КоАП РФ). Наказание может быть применено к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров, а также к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

  Обращаю внимание, что постановлением пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 г. № 5, определено:
«Пунктом 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ в качестве обстоятельства, отягчающего административную ответственность, предусмотрено повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек предусмотренный ст. 4.6 КоАП РФ годичный срок со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. При этом необходимо иметь в виду, что однородным считается правонарушение, имеющее единый родовой объект посягательства. Под аналогичным правонарушением, указанным в ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, следует понимать совершение должностным лицом такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного, а позднее — при увольнении другого работника)».

  За административное правонарушение, влекущее наказание в виде дисквалификации, физическое лицо может быть привлечено к ответственности не позднее 1 года со дня его совершения, а при длящемся правонарушении — со дня обнаружения (ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

  В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, не могут являться сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в СМИ, содержащие данные, указывающие на наличие этого события.

  В соответствии со ст. 29.6 КоАП РФ должностное лицо федеральной инспекции труда обязано рассмотреть дело об административном правонарушении в пятнадцатидневный срок со дня получения протокола. При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в соответствии со ст. 29.1 должностное лицо федеральной инспекции труда обязано выяснить следующие вопросы: 

- относится ли к его компетенции рассмотрение дела;
- имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела; 
- правильно ли составлены и оформлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы и иные материалы дела; 
- имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; 
- достаточно ли имеющихся материалов для его рассмотрения по существу; 
- имеются ли ходатайства и отводы.

  На основании ст. 29.4 КоАП РФ при подготовке к рассмотрению дела при необходимости выносятся определения о назначении времени и места рассмотрения дела (форма № 9-ГИТ); о вызове участников производства по делу, об истребовании дополнительных материалов по делу, о назначении экспертизы; об отложении рассмотрения дела (форма № 11-ГИТ) и др.

  Согласно ст. 29.5 КоАП РФ местом рассмотрения дела об административном правонарушении, как правило, является место его совершения. Абзацем 13 ч. 1 ст. 357 ТК РФ предусмотрена возможность при необходимости приглашать лиц, в отношении которых рассматривается дело, в государственную инспекцию труда в субъекте РФ в связи с находящимися в производстве делами. В случае поступления ходатайств от участников производства по делу либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела этот срок должностным лицом федеральной инспекции труда может быть продлен не более чем на 1 месяц, о чем выносится определение (форма № 11-ГИТ).

  При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении должностным лицом инспекции труда в соответствии со ст. 29.7 КоАП РФ: h объявляется, кто рассматривает дело и какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

- устанавливается факт явки физического лица или его законного представителя, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется делопроизводство, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; 
- проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя; 
- выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения; 
- разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности; 
- рассматриваются заявления о самоотводе и отводами ходатайства; 
- выносится определение об отложении рассмотрения дела в случаях поступления заявлений о самоотводе или об отводе должностного лица федеральной инспекции труда, специалиста, эксперта или переводчика, необходимости явки участника по делу, истребовании я дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы; 
- выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным; 
- выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности. Дело об административном правонарушении рассматривается должностным лицом федеральной инспекции труда с участием следующих лиц:
- лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст.25.1 КоАП РФ); h потерпевшего (ст. 25.2 КоАП РФ); 
- законного представителя юридического лица (ст. 25.4 КоАП РФ), при этом его полномочия должны подтверждаться документами, удостоверяющими служебное положение указанного участника делопроизводства (ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ);

  В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем их извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайств об отложении рассмотрения дела либо если такие ходатайства оставлены без удовлетворения (ч. 2 ст. 25.1, ч. 3 ст. 25.2, ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ) защитника и представителя (ст. 25.5 КоАП РФ), полномочия которых удостоверяются соответственно ордером, выданным юридической консультацией, доверенностью (ч. 3 ст. 25.5 КоАП РФ). В деле могут участвовать свидетель (ст. 25.6), специалист (ст.25.8), эксперт (ст. 25.9), переводчик (ст. 25.10), прокурор (ст. 25.11).

  При рассмотрении дела об административном правонарушении в соответствии с ч. 2 ст. 29.7 КоАП РФ должностное лицо федеральной инспекции труда: 
- оглашает протокол, а при необходимости и иные материалы дела; 
- заслушивает объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется делопроизводство, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта; 
- исследует иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

  По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа либо постановление о прекращении производства по делу (ст. 29.9 КоАП РФ). В постановлении по делу должны быть указаны: 
- должность, фамилия, имя, отчество должностного лица Федеральной инспекции труда; 
- дата и место рассмотрения дела; 
- сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; 
- установленные обстоятельства; 
- статья КоАП РФ, предусматривающая административную ответственность, либо основания прекращения производства по делу; 
- мотивированное решение по делу; 
- срок и порядок обжалования постановления.

  Постановление по делу об административном правонарушении подписывается должностным лицом, вынесшим постановление, и объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела (ч. 1 ст. 29.11 КоАП РФ).

  Копия постановления по делу вручается под расписку физическому лицу, или его законному представителю, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления (ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).

  При высылке копии постановления по делу об административном правонарушении рекомендуется ее направлять с уведомлением о вручении. Доказательства отправки или получения (почтовая квитанция и др.) копии постановления должны храниться в деле. 

  При установлении в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, должностное лицо Федеральной инспекции труда вправе внести в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий, которые обязаны рассмотреть указанное представление в течение месяца со дня его получения и сообщить о принятых мерах лицу, внесшему представление (ст.29.13 КоАП РФ).

  В том случае, если в ходе рассмотрения дела должностное лицо инспекции труда в действиях (бездействии) привлекаемого лица находит признаки преступления, им выносится определение о прекращении производства по делу, материалы дела передаются прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания (ст. 29.9 КоАП РФ).

  Административное наказание в виде административного штрафа может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — двух месяцев со дня его обнаружения. В случае отказа в возбуждении уголовного дела либо его прекращении, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки исчисляются со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении (ст. 4.5 КоАП РФ). За административное правонарушение, влекущее применение дисквалификации, лицо может быть привлечено не позднее одного года со дня его совершения, а при длящемся правонарушении — одного года со дня его обнаружения (ч. 3 ст. 4.5). При этом лицо считается подвергнутым административному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания (ст. 4.6).

  Размеры штрафов в каждом конкретном случае определяются с учетом характера совершенного правонарушения, личности нарушителя, степени его вины, имущественного положения, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность (ст.ст. 4.1—4.3 КоАП РФ). Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст. 25.1—25.5 вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела (ст. 30.1). Если жалоба на постановление по делу поступила в суд и вышестоящему должностному лицу, жалобу рассматривает суд. По результатам рассмотрения жалобы выносится решение (форма № 8-ГИТ).

  Жалоба на постановление по делу подается должностному лицу, которым вынесено постановление и которое обязано в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела вышестоящему должностному лицу. При этом заявитель вправе подать жалобу непосредственно вышестоящему должностному лицу (ст. 30.2 КоАП РФ).

  В случае если рассмотрение жалобы не относится к компетенции должностного лица, которому обжаловано постановление по делу, жалоба направляется должностным лицом Федеральной инспекции труда на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток. Жалоба может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

  В случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу. При отклонении ходатайства выносится определение.

  Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее поступления со всеми материалами дела в суд, орган, должностному лицу, правомочным рассматривать жалобу (ст. 30.5 КоАП РФ). Жалоба рассматривается должностным лицом единолично (ст. 30.6), при этом: 

- объявляется, кто рассматривает жалобу, какая жалоба подлежит рассмотрению, кем она подана; 
- устанавливается явка физического лица или его законного представителя, или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц; 
- проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя; 
- выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения жалобы; 
- разъясняются права и обязанности лиц, которые участвуют в рассмотрении жалобы; 
- разрешаются заявленные отводы и ходатайства;
- оглашается жалоба на постановление по делу; 
- проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности, заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ; 
- в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

  Вышестоящее должностное лицо не связано доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу выносится одно из следующих решений: 
- об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения; 
- об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление; - об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление; 
- об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
- об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом либо должностным лицом (ст. 30.7 КоАП РФ).

  Решение по жалобе на постановление оглашается немедленно после его вынесения. Копия решения в срок до трех суток после его вынесения вручается или высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых было вынесено постановление по делу, а также потерпевшему в случае подачи им жалобы либо прокурору по его просьбе (ст. 30.8 КоАП РФ).

  Постановление, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд (ст. 30.9 КоАП РФ). Копии решений направляются лицам, указанным в ст. 30.8, в трехдневный срок со дня вынесения решения. Вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть опротестованы прокурором (ст. 30.11 КоАП РФ).

  Постановление по делу вступает в законную силу: 
- после истечения срока, установленного для обжалования постановления, если оно не было обжаловано или опротестовано; 
- после истечения срока, установленного для обжалования решения по жалобе, протесту, если указанное решение не было обжаловано или опротестовано, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление; 
- немедленно после вынесения не подлежащего обжалованию решения по жалобе, протесту, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление (ст. 3.11 КоАП РФ).

  Постановление по делу об административном правонарушении обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами. Оно подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу (ст. 31.2 КоАП РФ).

  В случае если постановление не было обжаловано или опротестовано, оно направляется в орган, должностному лицу, уполномоченным обращать его к исполнению, в течение трех суток со дня его вступления в законную силу, а в случае рассмотрения жалобы, протеста—со дня поступления решения по жалобе, протесту из суда или от должностного лица, вынесших решение (ст. 31.3 КоАП РФ). Обращение постановления к исполнению возлагается на судью, орган, должностное лицо, вынесших постановление. Постановление приводится в исполнение уполномоченными на то органом, должностным лицом в порядке, установленном КоАП РФ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства РФ (ст. 31.4 КоАП РФ).

  Должностное лицо, вынесшее постановление, приостанавливает исполнение постановления в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление до рассмотрения протеста. О приостановлении исполнения постановления выносится определение, которое при необходимости немедленно направляется в орган, должностному лицу, приводящим это определение в исполнение (ст. 3.16 КоАП РФ).

  Должностное лицо, вынесшее постановление о назначении административного наказания, прекращает исполнение постановления в случае: 
- издания акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания;
- отмены или признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное; 
- смерти лица, привлеченного к административной ответственности, или объявления его в установленном законом порядке умершим; 
- истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, установленных ст. 31.9 настоящего Кодекса; 
- отмены постановления (ст. 31.7 КоАП РФ).

  Постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу. Течение срока давности прерывается в случае, если лицо, привлеченное к административной ответственности, уклоняется от исполнения постановления. Исчисление срока давности в этом случае возобновляется со дня обнаружения указанного лица либо его вещей, доходов, на которые в соответствии с постановлением может быть обращено административное взыскание.

  В случае отсрочки или приостановления исполнения постановления в соответствии со ст.ст. 31.5, 31.6, 31.8 КоАП РФ течение срока давности приостанавливается до истечения срока отсрочки или срока приостановления. В случае рассрочки исполнения течение срока давности продлевается на срок рассрочки.

  Постановление о назначении административного наказания, по которому исполнение произведено полностью, с отметкой об исполнении возвращается органом, должностным лицом, приводившими постановление в исполнение, должностному лицу, вынесшему постановление (ст. 31.10 КоАП РФ).

  Постановление о назначении административного наказания, по которому исполнение не производилось или произведено не полностью, возвращается органом, должностным лицом, приводившими постановление в исполнение, должностному лицу, вынесшему постановление, в том случае: 
- если по адресу, указанному должностным лицом, вынесшим постановление, не проживает, не работаетили не учится привлеченное к административной ответственности физическое лицо, не находится привлеченное к административной ответственности юридическое лицо; 
- если у лица, привлеченного к административной ответственности, отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено административное взыскание, и меры по отысканию имущества такого лица оказались безрезультатными;

   Об указанных случаях составляется акт, утверждаемый вышестоящим должностным лицом. 
  Возвращение постановления о назначении административного наказания по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2, не является препятствием для нового обращения этого постановления к исполнению в пределах срока, предусмотренного ст. 31.9 КоАП РФ.

  В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5. Сумма административного штрафа вносится или перечисляется в банк или в иную кредитную организацию. Копия документа об уплате административного штрафа направляется должностному лицу, вынесшему постановление.

  При отсутствии такого документа по истечении тридцати дней со срока, указанного в ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставуисполнителю для взыскания штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо, вынесшее постановление, принимает решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 .

  При неуплате административного штрафа в установленный срок копия постановления о наложении административного штрафа направляется должностным лицом инспекции труда, вынесшим постановление: 
- в отношении физического лица — в организацию, где он работает, проходит обучение либо получает пенсию, для удержания суммы административного штрафа из его заработной платы, вознаграждения, стипендии, пенсии или из иных доходов; 
- в отношении юридического лица — в банк или в иную кредитную организацию для взыскания штрафа из денежных средств или из доходов юридического лица (ч. 4 ст. 32.2 КоАП РФ).

   Постановление о дисквалификации должно быть немедленно исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности, путем прекращения управления юридическим лицом. Исполнение постановления производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом. При заключении договора (контракта) на осуществление деятельности по управлению юридическим лицом уполномоченное заключить договор (контракт) лицо обязано запросить информацию о наличии дисквалификации физического лица в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц.

  Формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц осуществляются органом, уполномоченным Правительством РФ. По этому вопросу следует обратиться к Приказу МВД РФ от 22.11.2006 г. № 957 «Об утверждении наставления по ведению реестра дис-квалифицированных лиц инструкции о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах». Копия вступившего в силу постановления о дисквалификации направляется вынесшим его судом в орган, уполномоченный Правительством РФ, либо его территориальный орган.

  В соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве» (ст. 7) постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, являются исполнительными документами, при этом в соответствии с требованиями к ним (ст. 8) документы должны заверяться печатью органа или лица, их выдавшего. В связи с этим постановление о назначении административного наказания (форма № 5-ГИТ) заверяется печатью государственной инспекции труда в субъекте РФ.

  Типичным нарушением при привлечении к административной ответственности должностных лиц является неправильное понимание самого понятия «должностное лицо» и привлечение к ответственности: рабочих, инженеров по охране труда, а также руководителей, на которых должностной инструкцией (трудовым договором) не возложены обязанности по охране труда. В ст. 2.4 КоАП РФ определено: «Административной ответственности подлежит должностное лицо в слу чае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции…».

  В завершение хотелось бы отметить, что при обжаловании постановлений судом вопрос привлечения должностного лица к административной ответственности может быть рассмотрен «в пользу наказуемого» и по формальному признаку (например, неправильно указано имя: Наталья — Наталия или название организации: «КЕП-НН» — «КЕП НН» и т. п.).

  Надеюсь, что автор убедил читателей в необходимости скрупулезного, качественного оформления документов в соответствии с требованиями КоАП РФ, которые распространяются не только на Государственные инспекции труда, но и на другие органы надзора и контроля, в том числе МВД, МЧС и другие ведомства. При ужесточении требований со стороны Правительства РФ к добросовестному выполнению органами надзора и контроля своих обязанностей эта тема актуальна как никогда. Хорошо, если статья станет хорошей помощью работодателям и юристам организаций в борьбе с пресловутым административным беспределом.



Источник: http://www.biota.ru/publish/magazine/article/337
Категория: Общие | Добавил: otipb (03.03.2009) | Автор: otipb W
Просмотров: 2101 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту

2

Новое в блогах