Понедельник, 23.12.2024, 16:30
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Справочник Профессионала - Directory of professional  16+

НАШ ОПРОС
Просим Вас указать Вашу принадлежность к той или иной группе:
Всего ответов: 4882
Статистика
 
Рейтинг@Mail.ru
 
 
 
 

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Зарег. на сайте
Всего: 1232
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
Из них
Администраторов: 1
Модераторов: 1
Проверенных: 968
Обычных юзеров: 262
Из них
Парней: 896
Девушек: 336
TwitPic
СЕЙЧАС читают:
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Охрана труда » Общие

Снижение производственных рисков и улучшение охраны труда — основа повышения его производительности. Н. П. Пашин

Для обеспечения динамичного, опережающего движения России вперед руководством страны поставлена задача ускорения перехода к политике социального развития, предусматривающей формирование современной социальной среды и направленной прежде всего на улучшение здоровья населения и условий труда каждого человека.

СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА в структуре производительных сил являются основополагающими условиями благополучия страны и важнейшими факторами национальной безопасности, которая основывается на учете многообразия различных факторов. Результаты социальной политики находятся в прямой зависимости от общего экономического развития страны. До настоящего времени уровень производительности труда в развитых странах Западной Европы в 2 — 2,5 раза выше, чем в России.

Поиск новых подходов к управлению охраной труда и ее реформированию как на федеральном, так и региональном уровнях обусловлен происходящими изменениями в экономике и социальной сфере. Государственная политика в области условий и охраны труда еще не в полной мере обеспечивает системный, комплексный подход ко всему спектру решаемых задач в этой области и внедрению инновационных элементов экономической эффективности управления.

В последние годы в России наблюдается динамика снижения травматизма на производстве со смертельным исходом, однако его уровень не может считаться удовлетворительным. Неблагоприятные условия труда являются причиной высокого уровня производственного травматизма и профзаболеваний: ежегодно на производстве получают травмы более 200 тыс. человек, умирают от воздействия опасных производственных факторов около 180 тыс. человек. Несмотря на наметившуюся тенденцию снижения темпов общей смертности, более 30% (около 650 тысяч) умерших в прошлом году были в трудоспособном возрасте.

Неблагоприятные условия труда, производственный травматизм и профзаболевания ухудшают демографическую ситуацию в стране. Охрана труда как система обеспечения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности не может рассматриваться в отрыве от социально-экономического положения организации, в которой они трудятся, потому что тесно связана с современным состоянием экономики, основных фондов, окружающей среды и уровнем лечебно-профилактического обслуживания, обеспечения средствами индивидуальной и коллективной защиты работающих, с качеством образования и обучения, научным и информационным потенциалом.

Для экономики России характерен высокий удельный вес добывающих видов экономической деятельности и первичной переработки природных ресурсов, которые являются наиболее травмоопасными, и поэтому проблема формирования действенных механизмов социальной защиты работников и охраны труда в стране от сложных сочетаний профессиональных и экологических рисков становится все более актуальной.

По данным Минэкономразвития, сегодня объем промышленного производства в стране достиг 90-процентного уровня 1991 года, а на селе — 81%. С увеличением темпов роста объемов производства, и особенно в организациях травмооопасных видов экономической деятельности, вопросы создания безопасных для здоровья условий и охраны труда приобретают тревожный характер. Ситуация усугубляется потерями трудового потенциала, возрастающей стоимостью трудовых ресурсов в условиях применения рыночных методов управления, в том числе и в социально-трудовой сфере.

В этих условиях особое внимание должно быть уделено главному фактору повышения эффективности производства — росту производительности труда, показателю плодотворности целесообразной деятельности людей, измеряемой количеством продукции, произведенной в единицу времени. Это надежный ключ к улучшению качества жизни. В результате ее роста обеспечивается повышение заработной платы работников, важнейшим принципом организации которой является дифференциация в зависимости от квалификации работника, условий труда и вида экономической деятельности.

Труд каждого работника характеризуется определенной сложностью, особыми условиями выполнения и, естественно, для занятых на участках с тяжелыми и вредными условиями труда оплачивается значительно выше, чем труд работников, имеющих такую же квалификацию, но занятых на участках с нормальными условиями труда. По данным Росстата, рост производительности труда в 2007 году по сравнению с 2006-м составил 6,3% при росте средней заработной платы в реальном выражении 16,2%.

Очень своевременно, что в разработанной Минэкономразвития России Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, которая ставит своей целью восстановление Россией статуса мировой экономической державы, вопросам роста производительности труда на перспективу уделено особое место. Отмечается, что за последние годы российская экономика демонстрирует устойчиво высокие темпы экономического роста (6 — 7% в год), значительно опережающие динамику мировой экономики, однако сегодняшние качественные характеристики российской экономики не позволяют ей использовать преимущества глобальной конкуренции.

Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики все в большей степени определяется качеством профессиональных кадров. Россия уже не может поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования и здравоохранения. Требования устойчивого развития предусматривают опору на рост производительности труда, который позволил бы приблизить доходы российских граждан к уровню развитых стран, обеспечить возрастание роли человеческого капитала в социально-экономическом развитии.

Особенность перехода к инновационному типу развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. В условиях глобальной конкуренции и открытой экономики невозможно догнать развитые страны мира по уровню благосостояния и эффективности, не обеспечивая опережающего прорывного развития в тех секторах экономики, которые определяют специализацию страны в мировом хозяйстве.

Одним из основных ограничений роста не только в России, но и в других странах развитого мира становится демографический фактор. По прогнозным данным ООН, население земного шара увеличится к 2020 г. на 17,7% и составит 7,7 млрд. человек. Почти на 97% этот прирост будет обеспечен за счет увеличения численности населения наименее развитых стран, в то время как многие развитые страны, прежде всего в Европе и Япония, будут испытывать сокращение численности населения. В этих условиях повышение производительности труда обеспечит более 90% прироста ВВП в развитых странах (в 1981 — 2000 гг. — примерно 70%).

В России доминирующей тенденцией останется снижение численности населения как в целом, так и особенно в трудоспособном возрасте, и возможной компенсацией этого фактора может стать максимальное использование имеющихся внутренних демографических резервов, связанных с повышением занятости женщин и инвалидов, снижением смертности в трудоспособном возрасте. Ожидаемые демографические сдвиги задают жесткие требования к будущим тенденциям экономического и социального развития России.

Поддержание высоких темпов роста становится возможным только за счет опережающего повышения производительности труда и эффективности как экономики в целом, так и отдельных российских компаний. При этом усиление конкуренции со странами Европы и АТР за квалифицированную рабочую силу непременно будет способствовать высоким темпам роста заработной платы в России и повышать требования к условиям труда.

В рамках первого и второго сценариев предполагается снижение численности населения до 138 млн. человек к 2020 году и 133 млн. — в 2030-м при ограниченных масштабах иммиграции. В третьем — инновационном — сценарии допускается, что активная демографическая политика сможет переломить негативные демографические тенденции на рубеже 2012 — 2015 годов и способствовать повышению численности населения до 142 — 145 млн. человек к 2030 году.

В период 2008 — 2020 годов реальная заработная плата возрастет в три раза по инновационному сценарию, в 2,6 раза — по энергосырьевому и в 1,9 раза — по инерционному. Предусматривается повышение официальной заработной платы в структуре доходов населения при сохранении опережающего роста заработной платы по сравнению с производительностью труда и снижении неформальных трудовых доходов.

В целом в рамках инновационного сценария доля среднего класса (к нему отнесены лица со среднедушевым доходом свыше шести прожиточных минимумов, имеющие автомобиль, банковские сбережения и возможность регулярного отдыха за границей) повышается с 30% населения в 2010 году (около 20% в 2006-м) до 40 — 45% в 2015 году и до 50 — 55 — в 2020-м, тогда как при инерционном сценарии она не превысит 30 — 35%.

Эти социальные сдвиги являются не только результатом, но и предпосылкой экономического роста нового качества, поскольку предполагают формирование человеческого капитала более высокого качества, рост производительности труда и развитие сервисной экономики.

Приоритетными направлениями государственной демографической политики в Российской Федерации являются снижение смертности, прежде всего сверхсмертности в трудоспособном возрасте, от внешних причин, создание условий для формирования здорового образа жизни. В среднесрочной перспективе, в частности, предполагается:

  • принятие дополнительных мер по снижению смертности населения как от сердечно-сосудистых, так и онкологических заболеваний, включая профилактику и своевременное выявление заболеваний на ранних стадиях, и оказание эффективной квалифицированной медицинской помощи;
  • проведение мероприятий по профилактике несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, своевременному их выявлению, разработка и реализация совместно с работодателями и объединениями профсоюзов мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, включая мероприятия по снижению профессионального риска застрахованного по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и оптимизации страховых тарифов, а также усиление ответственности субъектов трудовых отношений — работников и работодателей за нарушение требований трудового законо-
    дательства.

В долгосрочной перспективе намечается:

  • реализация программы содействия расширению моделей здорового образа жизни, специальные меры по содействию занятости женщин, имеющих детей, программы поэтапной ликвидации рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья условиями труда, мероприятия по профилактике и своевременному выявлению профзаболеваний у работников, создание условий для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей;
  • проведение мероприятий по упреждающему реагированию на возможные риски в демографическом развитии Российской Федерации и принятию превентивных мер по сбережению населения и др.

Стратегической целью государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе является создание условий для обеспечения экономики высокопрофессиональными кадрами и повышения эффективности их использования. Основным фактором ослабления дефицита рабочей силы остается процесс перераспределения работников из неэффективных предприятий в эффективные и повышение уровня производительности труда (в рамках целевого инновационного варианта на 6,7% в год в 2011 — 2015 годах и на 7,5% — в 2016 — 2020 годах).

Сложившийся в настоящее время и прогнозируемый в долгосрочной перспективе дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы обусловливает устойчивое превышение темпов роста реальной заработной платы над производительностью труда, а также препятствия для полного выравнивания заработной платы между социальным, преимущественно бюджетным, и частным рыночным секторами экономики. В 2011 — 2020 годах ожидается среднегодовой рост реальной заработной платы на 8—8,5% при росте производительности труда в экономике на 6,7 — 7,5%.

В то же время, по нашему мнению, в предлагаемой концепции недостаточно внимания уделено такому показателю, как снижение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. Неудовлетворительное состояние здоровья работающего населения негативно отражается на экономике страны.

В Российской Федерации экономические потери в связи с повреждением (утратой) здоровья работников, обусловленным вредными и (или) опасными условиями труда, в 2006 году, по экспертной оценке, составили более 500,0 млрд. рублей (1,9% ВВП). Из-за болезней в среднем теряется до 10 рабочих дней (в странах Евросоюза — 7,9 дня) на одного работающего, и в результате в целом по стране ежегодно из-за болезней не работает около 3 млн. человек.

Наряду с экономическими потерями из-за неудовлетворительных условий труда, производственного травматизма и профессиональных заболеваний страна несет большие социальные издержки. В связи с этим работодатели обязаны выделять средства на охрану труда в полном объеме, предусмотренном государственными нормативными требованиями согласно законодательству.

В промышленно развитых странах давно уже твердо осознали, что травматизм на производстве, профессиональные заболевания и общая заболеваемость работников не могут быть спутниками успешного бизнеса, экономического и социального развития государства, и это доказанная практикой реальность. Каждый доллар, вложенный в улучшение условий труда, например по программе Citibank, позволяет сберечь 4,56 доллара.

В Российской Федерации сохранилась тенденция роста удельного веса работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам: в течение 2002 — 2007 гг. этот показатель увеличился с 19,2 до 24,0%. Наибольший удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, отмечен в организациях, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых, — 33,7%. Выше среднего значения этот показатель отмечен также в организациях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды (27,9%).

По прогнозу Минэкономразвития России, тенденция к сокращению численности работающих, занятых в основных видах экономической деятельности, сохранится и далее: в ближайшие 10 — 15 лет здесь будет работать 50,1 млн. человек, около 7 млн. из которых — в том числе 1,6 млн. женщин — будет занято на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Эта тревожная тенденция требует глубокого и многостороннего исследования с целью поиска возможностей ослабления нарастающего дефицита трудовых ресурсов путем сокращения потерь, связанных с производственным травматизмом, профессиональной и производственно обусловленной заболеваемостью.

Анализ причин заболеваемости в стране показывает, что до 40% профзаболеваний прямо или косвенно связано с неудовлетворительными условиями труда. Это не единственный фактор, влияющий на здоровье человека, но воздействие его на продолжительность жизни и наследственность нельзя не учитывать.

По данным Комитета по труду и социальной политике Государственной Думы, в связи с вредными и особо вредными условиями труда ежегодно досрочно, раньше общеустановленного возраста, выходят на пенсию 37% граждан. В 2007 году более 20% среди всех впервые признанных инвалидами утратили трудоспособность лица трудоспособного возраста (45 — 50 лет), и возмещение вреда, причиненного их здоровью, требует больших экономических затрат.

Следует признать тот факт, что получение работниками незначительных компенсаций за труд во вредных и (или) опасных условиях дезориентирует их, а у работодателей создает иллюзию заботы о работнике. Одни не способны критически оценивать будущее или текущее состояние своего здоровья, а вторые проявляют безразличие к здоровью своих работников. Такое «обоюдное» безразличие не побуждает работников предпринять должные меры по борьбе за здоровые условия труда, а работодателей — к устранению вредных факторов или изменению технологии производства. В настоящее время компенсации за неудовлетворительные условия труда получают более 40% работающих.

Для работодателя самым дешевым способом защиты работников от вредных и опасных производственных факторов должно стать своевременное их обеспечение качественной спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ. Общая сумма затрат на приобретение этих средств ежегодно составляет более 20 млрд. рублей. В среднем на их приобретение в расчете на одного работника расходуется около 2 тысяч рублей. Для справки: в странах Евросоюза на обеспечение работника СИЗ тратится от 500 до 800 евро, несмотря на то что в этих странах работодатели несут большие расходы на улучшение условий труда и охрану здоровья работников.

Назрела необходимость более последовательной оценки и принятия решительных мер по устранению факторов безответственности должностных лиц и работодателей за состояние условий и охраны труда организаций различных форм собственности и видов экономической деятельности.

Чтобы обеспечить безопасный труд на рабочих местах, необходимы квалифицированные кадры и ответственное, заинтересованное отношение к реализации конституционных прав работников со стороны как работодателей, так и руководителей на всех уровнях управления. Сложившаяся на рынке труда ситуация требует подготовки инженеров и специалистов, владеющих научными знаниями, способных реализовывать цели охраны труда и окружающей среды на различных уровнях: в организациях, учреждениях, социальных и инженерных службах, осуществлять методологическую, исследовательскую деятельность и осознающих социальную значимость своей профессии.

По данным Минэкономразвития Российской Федерации, в сопоставлении с другими странами в России непропорционально много работников, с одной стороны, с высокой (45% всех занятых), а с другой — с низкой квалификацией (24%). Низкое качество рабочих мест оказывает негативное влияние на функционирование рынка труда и приводит к высокой текучести и нехватке рабочей силы на работах, связанных с тяжелым физическим трудом, вредными и опасными условиями труда, и, как следствие, к потере кадровых ресурсов в связи с производственным травматизмом и профзаболеваниями.

Проблема создания безопасных и здоровых условий труда работников становится не только социальной и экономической, но и политической, и ее решение требует комплексного подхода: здоровье работников — национальный капитал. До настоящего времени Россия занимает одно из «лидирующих» мест в мире по заболеваемости, 136-е место по продолжительности жизни из 192 стран — членов ООН.

По расчетам специалистов Всемирной организации труда, если бы смертность людей в трудоспособном возрасте в результате хронических болезней в России удалось уменьшить на 2%, это позволило бы к 2025 году увеличить ВВП на 26% по сравнению с цифрами роста экономики, которые могут быть достигнуты при сегодняшней демографии. Именно в этой области развернется экономическое соревнование между странами.

В связи со значительными социальными и экономическими потерями, вызванными производственным травматизмом и профзаболеваниями, резко возрастает значимость углубленного исследования, оценки и разработки новых, более совершенных механизмов управления и методов воздействия на условия труда и профессиональные риски.

Наш институт, реорганизованный распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2006 года № 330-р на базе ФГУ «Всероссийский центр охраны труда» Росздрава путем присоединения государственных образовательных учреждений в Екатеринбурге, Новосибирске, Саратове, Челябинске, исторически ведет отсчет своей деятельности от Всесоюзного научно-методического центра организации труда и управления производством Госкомтруда СССР, созданного в 1967 году постановлением Совета Министров. В 1995 году ВНМЦентр был переименован во Всероссийский центр охраны и производительности труда Минтруда России, в 2000 году получил название государственное учреждение «Всероссийский центр охраны труда» (далее — ВЦОТ). В 2004 году в ходе административной реформы ВЦОТ вошел в систему Минздравсоцразвития России как федеральное государственное учреждение.

Коллектив института в декабре прошлого года отметил 40-летие своей научной деятельности. В настоящее время это динамично развивающаяся научно-исследовательская и образовательная организация, работа которой направлена на реализацию основных направлений государственной политики в сфере улучшения условий и охраны труда; профилактику и сокращение производственного травматизма и профзаболеваний на предприятиях и в организациях; координацию и методическое обеспечение деятельности региональных ЦОТ, обучающих организаций; распространение отечественной и зарубежной информации о мерах по совершенствованию системы охраны труда и др.

Приоритетным направлением становится комплексный подход к решению проблем экономики труда и роста его производительности с учетом восстановления научных традиций, сложившихся за 40 лет исследований, проводимых ранее по указанным вопросам. С этой целью в институте создана и укомплектована соответствующая лаборатория.

Наряду с теоретическими вопросами институт разрабатывает методические рекомендации, а также обобщенные предложения по решению перечисленных направлений научной деятельности. Специалисты по труду и охране труда имеют дело не только с системой «человек — машина — предмет труда», но и с более сложной социальной системой «человек — коллектив — общество», и важно обеспечить совпадение интересов во всех звеньях социальной системы, определить пути повышения ее эффективности с учетом влияния технических, организационных, психофизиологических и социальных факторов. Поставлена цель использовать достижения других отраслей науки, изучающих его жизнедеятельность, как гуманитарных, так и естественных (прежде всего это физиология и психология труда, а также социология, гигиена и охрана труда).

Исследования в институте проводятся во взаимосвязи со смежными науками, что позволяет рассматривать производственную деятельность человека не только с точки зрения количества и качества создаваемых им потребительских стоимостей, но и с точки зрения совершенствования самого человека, его гармонического развития и сохранения здоровья. Достойное место работы, ее социальная полезность и правовая защищенность, справедливое вознаграждение по результатам труда, профессиональный рост и уверенность в будущем являются важнейшими слагаемыми качества трудовой жизни составляющими совокупность свойств, характеризующих условия и организацию труда (производства, быта, отдыха) с позиций наилучшей реализации способностей работника (интеллектуальных, творческих, моральных, организаторских и др.).

По нашему мнению, заслуживает внимания решение вопроса о подготовке федеральной программы повышения производительности труда по видам экономической деятельности, варианты проекта которого разрабатывались Всероссийским центром производительности труда еще в конце ХХ века.

Представляется целесообразным наряду с отечественным более полно использовать опыт стран Европейского союза, где уже сформирована модель качества рабочего места, предусматривающая создание таких условий труда, которые являются предпосылкой успеха экономических процессов. На ее основе европейская комиссия предложила программу экономических и социальных реформ, которой намечается до 2010 года поднять темпы роста ВВП до 3% в год и создать более 6 млн. рабочих мест. При этом к решению проблемы привлекается внимание заинтересованных сторон, и прежде всего социальных партнеров.

Исследования показывают, что действующий механизм экономического стимулирования в России не заинтересовывает в достаточной мере работодателей в снижении профессионального риска, что свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, поиска новых экономических рычагов управления.

Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года № 1351 утверждена Концепция демографической политики России на период до 2025 года, в которой поставлена задача сокращения смертности не менее чем в 1,6 раза, прежде всего в трудоспособном возрасте, снижения уровня травматизма от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний за счет перехода к системе управления профессиональными рисками, а также за счет экономической мотивации для улучшения работодателем условий труда. Особое внимание руководителей всех уровней управления должно быть сосредоточено на выполнении плана мероприятий Правительства Российской Федерации по реализации концепции в 2008 — 2010 годах, созданию комплекса мер по обеспечению безопасных и здоровых условий труда.

Начиная подготовку конкретного мероприятия, важно определить: для чего оно будет проводиться, на кого рассчитано, какие результаты ожидаются. В зависимости от поставленной цели выбираются методы ее достижения, даются поручения работникам, создаются комиссии (рабочие группы, экспертные советы и т. п.). Целесообразность разработки и внедрения мероприятия по охране труда обосновывается экономической эффективностью по таким оценочным показателям, как прирост производительности труда, снижение себестоимости продукции, условный годовой экономический эффект, прирост прибыли и рентабельности.

Эффективность мероприятия зависит от установления сроков его проведения, определения порядка учета выполненной работы, предупреждающих или корректирующих действий. Следует детально обосновать как техническое оснащение рабочего места, так и финансовое и кадровое обеспечение.

В соответствии с ГОСТ Р 12.0.006—2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации» и международными стандартами по СУОТ должен вводиться и поддерживаться порядок непрерывного выявления опасных факторов, оценки риска и принятия мер для снижения уровня риска, следует разрабатывать профилактические и корректирующие мероприятия на основе мониторинга условий труда. В охране труда при решении задач обеспечения безопасности работника как в повседневной работе, так и на перспективу находят применение различные методы, позволяющие создать необходимый уровень безопасности. Внедрение дистанционного управления, автоматизации, роботизации и другие мероприятия позволяют освободить персонал от работ в опасных зонах. Нормализация рабочей зоны достигается путем исключения опасностей и приведения вредных факторов среды к нормативным значениям.

Комплекс мер, намечаемых по снижению производственного травматизма и профзаболеваний на производстве, повышению на этой основе производительности труда, в обязательном порядке включает:

  • совершенствование управления охраной и безопасностью труда в организациях;
  • организацию на постоянной основе комплексной оценки рабочих мест с позиции требований эргономики, санитарно-технических нормативов и государственных нормативных правовых актов по ОТ;
  • АРМ по условиям труда и внедрение системы сертификации организации работ по охране труда;
  • создание современных средств индивидуальной и коллективной защиты, приборов контроля вредных и опасных веществ в рабочей зоне.

Приспособлению работников к соответствующей производственной среде способствует обучение, в том числе и отдельных категорий застрахованных, с использованием различных мер, позволяющих лучше усвоить необходимый объем знаний по безопасности. Реализация целенаправленных мероприятий позволит существенно сократить численность пострадавших на производстве со смертельным исходом, снизить показатель общего производственного травматизма и приблизить его значение к уровню, достигнутому развитыми европейскими странами, резко сократить удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам.

Одно из новых направлений деятельности — формирование системы социального аудита при взаимоотношениях предприятий и государственных органов, являющейся неотъемлемой частью системы общественного регулирования социальных процессов в обществе, в том числе по созданию безопасных условий труда.

Комплексность задач по решению назревших проблем потребует реализации различного рода мероприятий, таких как создание методических разработок, национальных стандартов и технических регламентов, подготовка законодательных инициатив, разработка целого ряда программных продуктов, а также проведение организационных и многих других мероприятий.

Н. П. Пашин, генеральный директор ФГУ «Всероссийский НИИ охраны и экономики труда» Росздрава, д. э. н., профессор



Источник: http://www.biota.ru/publish/magazine/article/298
Категория: Общие | Добавил: otipb (03.03.2009) | Автор: otipb W
Просмотров: 4909 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту

2

Новое в блогах