Мы выделили и обобщили правовые нормы по тем вопросам, которые показались нам наиболее важными: о порядке признания граждан инвалидами и о том, как поступить в случае несогласия с заключением медико-социальной экспертизы; о гарантиях трудоустройства инвалидов и мерах по содействию их занятости; об особенностях правового положения инвалидов при вступлении в трудовые отношения; о некоторых социальных гарантиях и выплате социальных пенсий.
Мы будем очень благодарны Вам, если вы поделитесь с нами своим мнением об этой странице, о ее эффективности и пользе, выскажите замечания относительно ее содержания, формы изложения комментариев, необходимости включить дополнительные материалы, нормативные акты и т.п. или, наоборот, исключить что-то из текста. Мы также очень просим Вас прислать нам любую информацию о вашем опыте в рассматриваемой сфере. Если у вас возникали какие-то проблемы с трудоустройством, во время работы, если вы пытались решать эти проблемы и добились успеха (или, наоборот, не смогли ничего сделать), расскажите, пожалуйста, нам об этом, пришлите документы, которые касаются этих сюжетов (судебные решения, переписка с правоохранительными органами и др.). Мы попытаемся помочь вам в решении конкретных проблем, а также обобщить ваш опыт для использования его другими людьми.
УСТАНОВЛЕНИЕ ГРУППЫ ИНВАЛИДНОСТИ. ОБЖАЛОВАНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ.
Порядок и основания признания гражданина инвалидом установлены в Положении Правительства о признании лица инвалидом и подтверждены Постановлением Губернатора Магаданской области от 13 мая 1998 г. N 104 “О государственной службе медико-социальной экспертизы Магаданской области”.
Гражданин может быть признан инвалидом только на основании заключения медико-социальной экспертизы.
Состав комиссии, осуществляющей признание человека инвалидом, определяется решением руководителя медико-социального учреждения, в котором проводится экспертиза. Кроме того, каждый человек может привлечь к работе комиссии специалиста за счет собственных средств, который будет обладать правом совещательного голоса.
Для назначения медико-социальной экспертизы необходимо:
1. Направление учреждения здравоохранения или органа социальной защиты населения (направление выдается на основании медицинских документов, свидетельствующих о стойком нарушении функций организма, обусловленных заболеванием, последствием травм или дефектами).
2. Письменное заявление гражданина или его законного представителя о проведении медико-социальной экспертизы.
Заседание экспертного бюро может проводится как в лечебном учреждении, так и по месту жительства гражданина. Гражданин признается БМСЭ инвалидом по следующим основаниям:
- Нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
- Ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
- Необходимость осуществления мер социальной защиты.
Наличия одного из этих критериев не достаточно для признания гражданина инвалидом, БМСЭ оценивает наличие нескольких критериев, совокупность оснований. Определение наличия вышеперечисленных оснований производится каждой БМСЭ не произвольно, а на основании единых, общераспространенных критериев. Они предусмотрены в Приказе Министерства здравоохранения РФ и Постановлении Министерства труда и социального развития РФ, специально определяющих эти критерии. Там приведена классификация нарушения функций организма и критерии определения групп инвалидности, используемые при установлении инвалидности.
Решение о признании инвалидом принимается полным составом комиссии, простым большинством голосов. В соответствии с в течение месяца с момента установления инвалидности специалисты медико-социального учреждения разрабатывают индивидуальную программу реабилитации (ИПР) инвалида, которая выдается инвалиду, а также направляется в орган социальной защиты населения для организации ее выполнения. На практике ИПР, как правило, разрабатывается совместно специалистами органа социальной защиты населения и медико-социального учреждения.
Инвалидность устанавливается сроком на 2 года (1 группа) и на 1 год (2 и 3 группы), соответственно по истечении этого периода проводится переосвидетельствование инвалида, в результате которого инвалидность подтверждается, устанавливается другая группа или признается отсутствие инвалидности. Без сроков переосвидетельствования инвалидность устанавливается мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет. Кроме того, при выявлении ряда заболеваний, послуживших причиной установления инвалидности, срок переосвидетельствования не устанавливается. Список этих заболеваний определяется специальным перечнем.
Если Вам, по вашему мнению, неправильно установили группу инвалидности или неправильно принято само решение о признании вас инвалидом, решение медико-социальной комиссии можно обжаловать.
Положение о порядке признания граждан инвалидами устанавливает следующий процесс обжалования таких решений:
Право обжалования заключения предоставлено гражданину, который не согласен с решением БМСЭ, а также его законному представителю.
- Жалоба на заключение (заявление) подается в письменной форме либо непосредственно в учреждение, проводившее освидетельствование, либо в Главное бюро Медико-социальной экспертизы по Магаданской области, либо в соответствующий орган социальной защиты населения. В течение 3 дней заявление должно быть направлено в Главное бюро Медико-социальной экспертизы по Магаданской области, которое в течение месяца со дня поступления заявления и проводит новую экспертизу лица, не согласного с решением БМСЭ, и выносит новое решение.
- В случае несогласия лица с заключением Главного бюро Медико-социальной экспертизы по Магаданской области, заключение можно обжаловать в течение месяца с момента его вынесение в Управление социальной защиты населения по Магаданской области. Оно может своим решением поручить проведение новой медико-социальной экспертизы любому составу специалистов необходимого профиля этого учреждения.
- В случае несогласия и с этим заключением, его можно обжаловать в суд. Заключение должно быть обжаловано в суд в течение 1 месяца с момента его вынесения либо в течение 3 месяцев, с момента когда о решении должно было стать известно.
Для обращения в суд необходимо написать жалобу, в которой излагаются причины, по которым, как Вам кажется, экспертизы проведена неправильно, указывается нарушенной право, а также выражается требование признать результаты экспертизы незаконными. Жалоба может быть подана в районный (городской) суд по месту нахождения органа, проводившего экспертизу, или по месту Вашего жительства. К жалобе следует приложить копии документов, которые подтверждают изложенные в жалобе обстоятельства, копию жалобы, а также документ об уплате государственной пошлины. Размер государственной пошлины составляет 15 % минимального размера оплаты труда, установленного Федеральным законом на момент уплаты государственной пошлины. Инвалиды Великой Отечественной войны освобождены от уплаты государственной пошлины.
Эта процедура – единственная, которая может быть использована для пересмотра решения о признании инвалидом. Если вы не согласны с заключением БМСЭ, но не обжаловали заключение, инвалидность все равно считается установленной.
Учреждения медико-социальной службы входят в систему органов социальной защиты населения.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ
Еще лет 10-15 назад инвалиды, желающие работать, могли, как правило, самостоятельно трудоустроиться на обычных либо специализированных предприятиях. Сегодня ситуация принципиально иная. В условиях спада производства, участившихся высвобождений работников инвалиды оказываются первыми, кого увольняют с предприятий общего типа; из-за массового закрытия спецпредприятий резко уменьшается количество рабочих мест, приспособленных для этой категории населения. Что бы как-то поправить положение, не допустить, как минимум, нарушения прав в сфере профессиональной реабилитации, предоставленных инвалидам законом, в первую очередь, необходимо ориентироваться в той нормативной базе, которая на сегодняшний день призвана урегулировать вопросы, связанные с трудовой занятостью инвалидов.
Рассмотрим основные направления профессиональной реабилитации инвалидов, урегулированные на сегодняшний день в законодательстве.
Законом РФ “О занятости населения в Российской Федерации” от 19.04.91 для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, предусмотрены дополнительные гарантии занятости. В соответствии с положениями этого закона государство обеспечивает указанные гарантии, путем разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций, (включая организации для труда инвалидов), а также путем установления квоты для приема на работу инвалидов. Конкретный механизм реализации этих программ устанавливается на уровне субъектов Федерации.
Учитывая то, что в Магадане ежегодно признаются инвалидами более 2000 человек трудоспособного возраста, и положение с занятостью инвалидов ухудшается, специализированные предприятия, применяющие труд инвалидов, являются единственно возможной базой профессиональной реабилитации и трудовой занятости инвалидов. К таким предприятиям, относятся предприятия, осуществляющие профессиональную реабилитацию инвалидов, с общей численностью работников не более 15 человек, причем численность инвалидов и пенсионеров должна составлять не менее 50 %, из которых половина – инвалиды. Поскольку, в условиях экономического кризиса эти предприятия оказались в наиболее критическом положении и по отношению к ним осуществляется протекционистская политика на территории области нет ни одного такого предприятия. В вопросах протекционистской политики таким предприятиям предоставляется финансовая поддержка, льготы по налогообложению, тарифам на коммунальные услуги. Контроль за деятельностью этих предприятий должно осуществлять Управление социальной защиты населения по Магаданской области. В случае нарушения условий труда работающих инвалидов, при сокращении рабочих мест для них, предприятие теряет статус специализированного и все гарантированные льготы.
Другое важнейшее направление государственной политики в этой области это установление квот для приема на работу. Квота - это минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы в процентах от среднесписочной численности работников, которых работодатель обязан трудоустроить, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанных категорий. Право на установление квоты имеют органы местного самоуправления.
Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным Законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” от 21.12.96 г. Согласно этому закону организациям, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников, но не менее 3-х %. Освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов только общественные объединения инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия. Органы исполнительной власти субъектов РФ вправе устанавливать более высокую квоту.
Квотирование осуществляется по согласованию с работодателями на основе договоров, заключаемых ими с органами местного самоуправления. Условия, порядок, размеры, сроки действия квоты утверждаются этими органами с привлечением территориального органа Федеральной Службы Занятости населения, органа по труду и общественных организаций, представляющих интересы тех категорий граждан, для которых устанавливаются квоты.
В Магадане это – территориальные подразделения Федеральной Службы Занятости. Эти органы определяют уровень потребности в создании рабочих мест для инвалидов, сбалансируют на основе этого спрос и предложение квотируемых рабочих мест, производят отбор работодателей, на основе их заявок, для финансирования создания специализированных рабочих мест и рабочих мест, создаваемых сверх установленных квот.
В структуре органов Федеральной Службы Занятости по Магаданской области организуются специализированные подразделения для оказания целевой помощи инвалидам, по вопросам трудоустройства, профориентации, профобучения. В небольших городских, поселковых и районных Центрах занятости эти функции могут быть возложены на специально выделенных работников. Эти подразделения, в пределах своей компетенции, осуществляют первичной контроль за выполнением работодателями установленных для них квот.
Необходимо знать, что преимущественным правом направления для трудоустройства на рабочие места, созданные в счет установленной квоты, пользуются безработные инвалиды, состоящие на учете в органе Федеральной Службы Занятости. Безработным признается инвалид, имеющий трудовую рекомендацию, заключение о рекомендуемом характере и условиях труда, выданные в установленном порядке, представивший в орган Федеральной Службы Занятости индивидуальную программу реабилитации инвалида, не имеющий работы, и зарегистрированный в органе Федеральной Службы Занятости в целях поиска подходящей работы.
Об установлении квот работодатель информируется не менее, чем за 3 месяца до начала их установления. Работодатель, для которого устанавливаются квоты, обязан, в течение месяца со дня их введения, создать, выделить, а, в случае невозможности, арендовать рабочие места для трудоустройства инвалидов. Также в обязанности работодателя входит создавать инвалидам условия труда в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации, предоставлять информацию, необходимую для организации занятости этой категории населения. Квоты, считаются выполненными, если на все созданные, выделенные или арендованные в счет установленных квот места трудоустроены инвалиды или молодежь.
Трудоустройство граждан в счет установленных квот производится работодателем самостоятельно из числа указанных категорий граждан, или по направлениям территориальных органов Федеральной Службы Занятости. При этом, органы Федеральной Службы Занятости могут выделять организациям финансовые средства за счет государственного Фонда Занятости населения, для частичной компенсации расходов работодателей по оплате труда инвалидов, принятых работодателем на работу по направлению Федеральной Службы Занятости на договорной основе.
В случае невыполнения, невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов, т.е. за невыполнение условий квотирования, работодатель вносит обязательную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенного в пределах установленной квоты инвалида на специальный целевой счет в государственный Фонд занятости населения РФ. Полученные средства расходуются на финансовые мероприятия, связанные с созданием рабочих мест для инвалидов сверх установленных квот, созданием специальных рабочих мест и специализированных предприятий (цехов, участков) для инвалидов. Финансовые средства целевого счета выделяются на безвозвратной основе по договорам, заключаемым с работодателями (при соблюдении ими некоторых условий), а также Общественным объединениям инвалидов на создание специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов.
Руководители организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, нарушающие порядок внесения обязательной платы Государственный Фонд занятости населения, несут ответственность в виде уплаты штрафа. При этом, уплата штрафа не освобождает их от внесения задолженности.
Работодатели, нарушившие условия квотирования несут ответственность, предусмотренную п.3 ст. 24 ФЗ “О социальной защите инвалидов в РФ".
Выше уже говорилось о том, что порядок определения квоты федеральное законодательство относит к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ. Эти органы вправе устанавливать более высокую квоту для приема на работу инвалидов, нежели чем та, которая определена в Федеральном Законе “О социальной защите инвалидов в РФ”.
В 1996 г. мэрией города Магадана была предпринята попытка ввести более высокое квотирование рабочих мест для особо нуждающихся в социальной защите граждан. Было принято Постановление мэра г. Магадана от 27.05.96 г. № 1410, однако это постановление действовало только год. Дальнейших попыток к обобщению и развитию опыта работы по этому постановлению, к сожалению, предпринято не было.
РАЗДЕЛ 3
ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ИНВАЛИДОВ
Трудовым законодательством Российской Федерации предусмотрена система льгот для работающих инвалидов, работников, имеющих детей-инвалидов, а также инвалидов с детства до достижения ими возраста восемнадцати лет. Установление этих льгот и преимуществ направлено на создание условий для реализации инвалидами в полной мере своего конституционного права на труд, на создание оптимальных условий для продуктивной и безопасной работы инвалидов, на недопущение дискриминации инвалидов при приеме на работу и увольнении с работы.
Особенности условий труда работников-инвалидов регулируются, в первую очередь, Кодексом законов о труде Российской Федерации, Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” от 24 ноября 1995 года, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года, и некоторыми другими нормативными актами.
Нормы трудового законодательства, регулирующие труд инвалидов, можно разделить на несколько групп.
К первой группе относятся нормы, регулирующие порядок заключения и расторжения трудового договора с инвалидами.
Ко второй группе относятся нормы, регулирующие особенности условий труда для работников-инвалидов, - установление особого режима рабочего времени и времени отдыха; общие принципы труда инвалидов.
В третью группу можно включить нормы, устанавливающие условия труда работников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими 18 лет.
К первой группе норм, регулирующих вопросы заключения и расторжения трудового договора, относятся следующие.
Согласно ст. 21 КЗоТ РФ, при приеме на работу не может быть установлено испытание для инвалидов Отечественной войны, направленных на работу в счет брони.
В соответствии со ст. 32 КЗоТ РФ болезнь или инвалидность работника, препятствующая выполнению работы по договору, является основанием досрочного расторжения срочного трудового договора (контракта) по требованию работника.
Пунктом 5 статьи 33 КЗоТ РФ устанавливается такое основание расторжения трудового договора по инициативе администрации как неявка на работу в течение более четырех месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности. Однако за работниками, утратившими трудоспособность вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, место работы (должность) сохраняется до восстановления трудоспособности или установления инвалидности.
В соответствии со ст. 34 КЗоТ РФ, при сокращении численности или штата работников, при равной производительности и квалификации, предпочтение в оставлении на работе отдается, в том числе, и работникам, получившим в данной организации трудовое увечье или профессиональное заболевание, а также инвалидам, в отношении которых установлена причинная связь наступившей инвалидности с чернобыльской катастрофой.
При расторжении трудового договора (контракта) по инициативе работника в связи с инвалидностью в трудовую книжку запись вносится с указанием этой причины (ст. 39 КЗоТ РФ).
Статьей 170 КЗоТ РФ устанавливает особые гарантии при приеме на работу и увольнении работников, имеющих детей-инвалидов или инвалида с детства до достижения ими возраста 18 лет. Работодатель при отказе в приеме на работу такого работника обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Отказ в приеме на работу может быть обжалован в суд. Увольнение таких работников по инициативе работодателя не допускается, кроме случаев ликвидации организации, когда допускается увольнение с обязательным трудоустройством. Обязательное трудоустройство осуществляется работодателем также по окончании действия срочного трудового договора (контракта). На период трудоустройства за работниками сохраняется средняя заработная плата, но не свыше трех месяцев со дня окончания действия срочного трудового договора.
Вторую группу составляют нормы, предусматривающие особые условия труда инвалидов. К ним относятся следующие положения.
Федеральным законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” закреплены принципы, в соответствии с которыми должны устанавливаться условия труда инвалидов.
Прежде всего, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности организации, в которой работает инвалид, работодатель обязан обеспечить ему необходимые условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Аналогично в ст. 50 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан устанавливается обязанность организаций следовать рекомендациям медицинской экспертизы для инвалидов.
Законодатель предусматривает следующие особенности труда инвалидов.
1. Не допускается установление в индивидуальных или коллективных договорах условий труда инвалидов (оплата труда, режим рабочего времени и времени отдыха, продолжительность ежегодных отпусков), ухудшающих положение инвалидов по сравнению с другими работниками.
Положения, касающиеся регулирования условий труда и охраны труда инвалидов могут содержаться в коллективных договорах и соглашениях, заключаемых согласно действующему законодательству между работниками и работодателем. В ст.13 и ст.21 Закона “О коллективных договорах и соглашениях” указывается, что соглашение между работниками и работодателями может предусматривать положения об оплате, условиях и охране труда, режиме труда и отдыха работников, а также могут устанавливаться любые иные, не ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, условия.
2. Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда.
3. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, что такие работы не запрещены им по состоянию здоровья.
4. Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней из расчета шестидневной рабочей недели.
· Вопросу применения труда инвалидов посвящена ст.157 КЗоТ, устанавливающая, что администрация обязана принимать на работу инвалидов в случаях, предусмотренных законодательством и устанавливать им в соответствии с их медицинскими рекомендациями неполное рабочее время и другие льготные условия труда. Привлечение инвалидов к сверхурочной работе, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такая работа не запрещена медицинскими рекомендациями.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации “О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров” от 22 декабря 1992 года № 16 указано, что в случаях, когда администрация, будучи обязанной установить работнику определенные условия труда, отказывает ему в этом (например, когда администрация в нарушение ст. 157 КЗоТ РФ отказывает работнику, являющемуся инвалидом, установить в соответствии с медицинскими рекомендациями неполное рабочее время или другие льготные условия труда), он может оспорить такой отказ в комиссию по трудовым спорам. Работник, не согласный с решением комиссии по трудовым спорам, вправе обратиться в суд с иском об установлении определенных условий труда.
В соответствии со ст. 54 КЗоТ РФ, работники, имеющие детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста восемнадцати лет, и инвалиды могут привлекаться к сверхурочным работам, но только при наличии их согласия. Необходимо также иметь ввиду, что инвалиды могут привлекаться к таким работам, только в том случае, если они не запрещены им медицинскими рекомендациями.
В особую группу можно выделить особенности условий труда работников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими 18 лет.
Так, в соответствии со ст. 49 КЗоТ РФ, работодатель обязан устанавливать неполный рабочий день или неполную рабочую неделю по просьбе работника, имеющего ребенка-инвалида или инвалида с детства до достижения ребенком возраста восемнадцати лет. Необходимо учитывать, работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности ежегодного отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.
Статьей 74 КЗоТ РФ установлен запрет на непредоставление ежегодного отпуска работникам, имеющим детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста восемнадцати лет.
Статья 76 КЗоТ РФ, регулирующая порядок и основания предоставления отпуска без сохранения заработной платы, предусмотрела, что если по общему правилу отпуск без сохранения заработной платы может быть предоставлен работнику по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам, то по заявлению работника, имеющего ребенка-инвалида или инвалида с детства, администрация обязана предоставить ему ежегодный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до четырнадцати календарных дней в удобное для него время. Перенесение отпуска без сохранения заработной платы на следующий рабочий год не допускается.
Согласно ст. 163 КЗоТ не допускается привлечение к сверхурочным работам работников, имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими 18 лет, без их согласия, а также направление таких работников в командировки.
В соответствии со ст. 163.1 КЗоТ РФ, одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из названных лиц либо разделены ими между собой по своему усмотрению.
В отличие от Москвы и ряда других регионов России закон о квотировании рабочих мест для инвалидов в Магаданской области пока не принят и остается одной из самых болевых точек в отношениях с властными структурами в Магаданской области.
РАЗДЕЛ 4
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВАЛИДОВ
Основные направления государственной политики в сфере социальной защиты инвалидов определены Федеральным Законом “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации” от 24 ноября 1995 года. В соответствии со ст. 2 Закона под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам равные с другими гражданами возможности в реализации конституционных прав. Некоторые положения указанного Закона, устанавливающие правовую основу социальной защиты инвалидов, нашли свое отражение и развитие в других законах и иных нормативных актах, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.
Глава IV Закона о социальной защите инвалидов посвящена обеспечению жизнедеятельности инвалидов. Этой главой регулируются такие жизненно важные вопросы, как обеспечение образования и занятости инвалидов, медицинская помощь инвалидам, в том числе и лекарственное обеспечение, обеспечение инвалидов жилой площадью, транспортное обслуживание инвалидов, доступ инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры.
Так, статьей 13 Закона о социальной защите инвалидов установлено право инвалидов на получение квалифицированной медицинской помощи и обеспечение лекарствами бесплатно или на льготных условиях. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации “О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов” от 2 октября 1992 года № 1157, инвалидам I группы и неработающим инвалидам II группы лекарственные препараты по рецептам врачей предоставляются бесплатно, а работающим инвалидам II группы и инвалидам III группы, признанным в установленном порядке безработными, отдельные лекарственные средства и изделия медицинского назначения по рецептам врачей предоставляются с 50 - % скидкой. Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации “О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения” от 30 июля 1994 года № 890. Порядок обеспечения граждан протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения и средствами, облегчающими жизнь инвалидов, установлен инструкцией, утвержденной приказом Министерства социального обеспечения от 15 февраля 1991 года № 35. Согласно данной инструкции все категории инвалидов при наличии заключения ВТЭК, дети-инвалиды в возрасте до 16 лет имеют право на бесплатное обеспечение вело- и кресло-колясками. Данной инструкцией предусмотрено также бесплатное обеспечение всех нуждающихся граждан протезно-ортопедическими изделиями, ортопедической обувью и обувью на протезы и ортопедические аппараты.
В соответствии со ст. 29 Закона о социальной защите инвалидов неработающие инвалиды имеют право на бесплатное санаторно-курортное лечение, для работающих же инвалидов предусмотрено льготное обеспечение путевками по месту работы. Тем инвалидам, которые получили трудовое увечье или профессиональное заболевание, бесплатное санаторно-курортное лечение предоставляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ. Кроме того, инвалидам I и II групп и детям инвалидам установлена такая минимальная гарантия, как право бесплатного проезда один раз в год к месту лечения и обратно.
Настоящим Законом установлен также ряд гарантий, связанных с обеспечением инвалидов жилой площадью и оплатой жилья и коммунальных услуг. Прежде всего, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется 50-процентная скидка с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда). В соответствии с Правилами предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года № 901, основанием для предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг является справка, выданная учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы и подтверждающая факт инвалидности, которая должна быть представлена в жилищное ремонтно-эксплуатационное управление, осуществляющее сбор платежей за оплату жилья, и специализированные предприятия, осуществляющие предоставление коммунальных услуг.
Законом о социальной защите инвалидов установлено право инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, на улучшение жилищных условий. Основаниями признания инвалидов нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет являются, в частности, обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, установленного органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, проживание в жилом помещении, не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, проживание в общежитиях (кроме сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, граждан, поселившихся в связи с обучением). Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется по месту жительства специально уполномоченным органом местного самоуправления, либо специально назначенным должностным лицом, а также по месту работы в организациях, имеющих жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или в оперативном управлении. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, принятые на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жильем в первоочередном порядке. Законом о социальной защите инвалидов установлено также право инвалидов на дополнительную жилую площадь. Соответственно, дополнительная жилая площадь не считает<
Источник: http://independentfor.narod.ru/material/laws.htm |