Предыстория
Конкурентная борьба за потребителя производимой компанией продукции или предоставляемых услуг, за справедливую долю на соответствующем сегменте рынка выдвинула в число приоритетных проблему качества продукции. Не останавливаясь на длительной истории развития соответствующих теоретических схем и реальных процедур, отметим, что наиболее значительный вклад в эту область внесли специалисты США и Японии. Самый важный вывод, по нашему мнению, получен Уильямом Эдвардом Демингом - "96% проблем обусловлены неправильной системой менеджмента и только 4% – ошибками исполнителей. Значит, если мы начнём наказывать за все проблемы исполнителей, мы никогда не узнаем о 96% причин проблем".
Если до середины восьмидесятых годов компании по своему усмотрению решали проблему с качеством продукции, то 25 июня 1985 года ситуация изменилась принципиально, поскольку в этот день был принят закон "Об ответственности изготовителя за выпуск дефектной продукции", обязательный для стран ЕС. В соответствии с данным законом устанавливалась презумпция виновности изготовителя за ущерб, возникший вследствие дефектного продукта. Потерпевший потребитель не должен более доказывать, что продукция произведена с нарушениями, ему достаточно указать на наличие дефекта в продукции и причинной связи с понесенным ущербом, а также размер ущерба. Если изготовителю не удается привести доказательства своей невиновности (а юрисдикция западных стран предъявляет очень высокие требования к доказательствам), то изготовитель несет ответственность за возникший ущерб.
В результате значительно активизировался процесс разработки систем менеджмента, обеспечивающий гарантированное качество продукции и услуг, а также началась работа по разработке некоторых правил, которые:
- регламентировали бы состав подобных систем и основные требования к используемым процедурам;
- создавали основы для взаимного признания систем, разработанных в разных странах.
Эти работы завершились в 1994 году принятием международной организацией по стандартизации (ее сокращенное название ISO) международного стандарта ISO 9001 по системам менеджмента в области качества продукции и услуг. Аналогичная работа по системам менеджмента в области экологии была завершена в 1996 году принятием стандарта ISO 14001, а в 1999 году было принято решение о публикации спецификации OHSAS 18001 по вопросам производственной безопасности и охраны труда. Последний документ имеет статус спецификации, а не международного стандарта, потому что международные стандарты принимаются только консенсусом, т.е. ни одно государство – член ISO – не должно быть против документа в целом, и применительно к такой, весьма деликатной области права, как безопасность и охрана труда, достичь консенсуса не удалось. Во всем остальном различий между спецификацией и стандартом нет, тем более, что все три указанных документа относятся к категории добровольных – компания или организация добровольно принимает на себя обязательства придерживаться требований соответствующего стандарта. В настоящее время закончена подготовка пересмотренной версии спецификации и есть все предпосылки, что в конце 2006 или в первой половине 2007 года OHSAS получит статус международного стандарта.
Структура и основные компоненты OHSAS 18001
OHSAS является аббревиатурой от английского "Occupational health and safety management systems". До настоящего времени нет устоявшегося перевода названия данного документа, так Госстандарт России использовал сочетание "системы управления профессиональной безопасностью и здоровьем", в компании DNV (крупная международная компания – сертификатор) предпочитают "системы менеджмента здоровья и безопасности на производстве", в компании BVQI – "системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности", возможен перевод как "системы менеджмента здоровья и производственной безопасности". В любом случае речь идет о системах управления в области охраны труда.
Существуют два документа по OHSAS : OHSAS 18001 – сама спецификация, в которой излагаются требования, которым должна удовлетворять соответствующая система менеджмента, и OHSAS 18002 – Руководство по применению OHSAS 18001, в котором приведены Общие рекомендации по применению спецификации. OHSAS 18002 не добавляет новых требований и не содержит обязательных указаний по внедрению OHSAS 18001.
Ядро системы менеджмента – идентификация и управление рисками в области профессионального здоровья и производственной безопасности с целью улучшения показателей результативности организации в этой области.
В OHSAS 18001 содержатся определения основных понятий. Так "опасность" определяется как "элемент деятельности компании, источник или ситуация, которая потенциально может: нанести вред человеку или привести к ухудшению здоровья, нанесению ущерба собственности, производственной среде или сочетание всего перечисленного", а "риск" – как "сочетание вероятности и последствий конкретного опасного случая".
Идентификация опасностей и оценка рисков в области профессионального здоровья и безопасности – это:
- инструмент для оценки возможных потерь компании или организации, связанных с аварийными ситуациями и инцидентами, травмами и профессиональными заболеваниями;
- инструмент для определения контрольных точек – наибольших рисков и приоритетных направлений для постановки целей, планирования и вложения средств компании в самые важные и проблемные сферы;
- инструмент для предупреждения аварийных ситуаций и инцидентов, а также оперативного и результативного реагирования в случае аварий.
Сформулированные в OHSAS 18001 требования к системе менеджмента не являются чем-то необычным, искусственным, придуманным специально для подобных систем. Наоборот, все элементы системы, все требования взяты из реально существующих эффективных систем менеджмента. Почти наверняка действующая на вашем предприятии или организации система менеджмента в той или иной мере содержит все требуемые компоненты.
В основе предлагаемой системы менеджмента лежит классический цикл Деминга, состоящий из четырех блоков – этапов (рис. 1). Цикл начинается с этапа планирования: формулируются цели, которые организация считает необходимым достичь, определяются способы достижения поставленных целей и разрабтываются соответствующие мероприятия. Все это полностью совпадает с тем, что делается и в организациях, не имеющих подобных систем менеджмента. Отличия связаны с двумя принципиальными требованиями OHSAS. Как уже отмечалось, следование требованиям OHSAS является добровольным решением организации, поэтому цели ставит сама организация для самой себя исходя из идентифицированных опасностей и рисков, а также из своих финансовых, технических, технологических и прочих возможностей. Второе требование – мероприятия планов должны быть подкреплены ресурсами, необходимыми и достаточными для их выполнения, а также соответствующими полномочиями персонала. Следует подчеркнуть, что под ресурсами понимаются не только финансовые средства, но выделение адекватных технических средств, наличие и доступность персонала требуемой квалификации и навыков и т.п.
Запланированные работы должны быть выполнены. Но это предполагает доведение до исполнителей конкретных заданий, контроль их выполнения, своевременную корректировку планов при существенном изменении условий деятельности организации и многое-многое другое, достаточно очевидное с точки зрения здравого смысла и общей теории управления. Для этого в системе менеджмента должны быть предусмотрены и функционировать компоненты, не зависящие от конкретных исполнителей и гарантирующие выполнение обязательных действий. Приведем всего несколько примеров.
Вполне возможно, что местные региональные или центральные власти издадут регламентирующий документ, существенно меняющий условия работы вашей организации. OHSAS требует, чтобы в системе менеджмента была процедура по идентификации законодательных и иных требований, применимых к организации. Спецификация не навязывает вам механизмы, средства и ресурсы, с помощью которых указанный документ будет обнаружен и доведен до сведения организации. Одна организация воспользуется системой "Гарант", другая – "Консультант Плюс", в третьей подпишутся на "Российскую газету" и местные СМИ и поручат конкретному исполнителю раз в неделю просматривать официальные разделы, четвертая заключит договор со специализированной компанией, а пятая будет ждать указаний от вышестоящей организации. Все эти схемы полностью соответствуют требованиям OHSAS, поскольку спецификация регламентирует состав системы менеджмента и выполняемые ею функции, но ни в коей мере не касается вопросов реализации.
То же самое относится и к действиям при возникновении чрезвычайных и аварийных ситуаций и к ликвидации их последствий, обеспечению и поддержанию на должном уровне квалификации персонала и т.д.
В заключение несколько слов о четвертом этапе цикла Деминга. Согласно OHSAS высшее руководство организации должно проводить анализ системы менеджмента с установленной им периодичностью, чтобы обеспечить постоянную пригодность, адекватность и результативность системы. Процесс анализа со стороны руководства должен предваряться сбором необходимой информации, позволяющей руководству проводить такую оценку. Анализ со стороны руководства должен рассматривать возможную необходимость изменений политики организации в области профессионального здоровья и безопасности, установленных целей и других элементов системы менеджмента в свете результатов проверок деятельности системы, меняющихся обстоятельств и принятых обязательств.
Возможные преимущества
Внедрение системы менеджмента, соответствующей требованиям OHSAS, дает компании целый ряд преимуществ. Перечислим некоторые из них.
Организационные:
- системное управление;
- согласованное взаимодействие процессов и функций;
- высвобождение высшего руководства для выработки стратегических решений.
Экономические:
- снижение рисков и связанных с ними потерь, объемов штрафов и платежей компании;
- повышение производительности труда;
- эффективное использование ресурсов;
- снижение количества рекламаций;
- преемственность знаний и опыта.
Репутационные:
- улучшение репутации в глазах всех заинтересованных сторон;
- повышение лояльности сотрудников, улучшение психологического климата;
- улучшение отношений с поставщиками;
- повышение инвестиционной привлекательности.
Стратегические:
- увеличение рыночной стоимости (капитализация);
- возможность тиражирования бизнеса;
- трансформация знаний и навыков сотрудников в интеллектуальный потенциал компании;
- подготовленность к реинжинирингу бизнес-процессов.
Последовательность действий по внедрению
Работы по внедрению системы менеджмента, соответствующей требованиям OHSAS 18001, проводятся, как правило, в четыре этапа (рис. 2).
На первом этапе, который обычно называют "диагностическим аудитом", оценивается соответствие действующей в организации системы менеджмента в области профессионального здоровья и безопасности требованиям OHSAS 18001. Результаты этой работы, оформленные в виде таблицы: "что требует OHSAS по обязательному компоненту системы менеджмента" – "фактическое состояние: существует ли соответствующий компонент и как он функционирует" – "рекомендации, что необходимо изменить, заменить или разработать заново". По сути, результаты диагностического аудита являются развернутым планом работ по разработке и внедрению системы менеджмента, соответствующей требованиям OHSAS 18001.
Следует подчеркнуть, что организация может самостоятельно разрабатывать систему менеджмента. Другой крайний случай – заказ у специализированной консалтинговой компании системы менеджмента "под ключ". Но и в этом случае внедрение разработанных процедур будет осуществляться персоналом организации.
На практике систему менеджмента создают (дорабатывают) и внедряют работники организации как инструмент эффективного управления определенными сторонами деятельности, направленный на реализацию целей и задач организации в определенной области (качество, экология, безопасность).
Консультанты помогают им путем:
- разъяснения требований стандарта (вводное обучение) и методов проверки выполнения требований (обучение внутренних аудиторов);
- планирования деятельности на основе анализа пробелов в практике работы и существующих документов (задачи, приоритеты, контрольные точки, ответственность, взаимодействие, сроки);
- разработки предложений по составу и структуре документов, предоставления соответствующих макетов;
- индивидуальных и групповых консультаций по разработке или доработке соответствующих документов;
- экспертизы разработанных документов и проверки применения их требований в практике работы;
- разработки рекомендаций по улучшению документов и практики работы.
В целом продолжительность работ по разработке документации для системы менеджмента занимает не менее 3 – 5 месяцев, и примерно столько же тре-буется на внедрение.
Внешнее признание или сертификация
Заключительным этапам работ по внедрению системы менеджмента является процедура получения внешнего признания, что разработанная система удовлетворяет требованиям OHSAS 18001, схема которой приведена на рис. 3.
Формально внешнее признание не требуется, достаточно, чтобы организация сама сообщила заинтересованным сторонам, что действующая у нее система менеджмента соответствует требованиям OHSAS 18001. Но даже для очень крупных компаний с устойчивой международной репутацией необходимо получение формального документа – сертификата, признаваемого в других странах.
Наличие сертифицированной системы менеджмента де – факто становится обязательным условием:
- доступа на внешние рынки;
- доступа к ресурсам, в том числе получения кредитов в банках;
- получения контрактов от крупных компаний типа Ford, Shell, GM, NASA и т. п.
Весьма серьезным стимулом внешней сертификации становится необходимость формирования положительного имиджа компании, требования акционеров и контрагентов.
Для проведения внешней сертификации организация заключает договор с компанией, имеющей право (аккредитацию) на проведение подобных работ. При этом особое внимание следует обратить на то, где и кем признается сертификат, который получит ваша компания. К сожалению, в России отсутствует международно признанный орган по аккредитации, в связи с чем сертификаты, выдаваемые российскими компаниями, имеют силу только на территории России. Следует подчеркнуть, что некоторые регионы и структуры признают сертификаты только конкретных компаний – сертификаторов. Избежать подобных проблем можно, если воспользоваться услугами крупных межнациональных компаний, сертификаты которых признаются в большинстве стран мира. В России работают порядка десяти таких компаний.
Внешняя сертификация проводится в три этапа. На первом этапе специалисты – аудиторы компании, с которой ваша организация заключила контракт, определяют: существует ли сам предмет сертификации, т. е. разработана ли и функционирует система соответствующего менеджмента. На втором этапе аудиторы проверяют вашу систему менеджмента на соответствие требованиям OHSAS. Процесс проверки строго регламентирован, и если обнаруживается серьезное несоответствие, то организация должна в течение 90 дней устранить выявленное несоответствие и представить соответствующие доказательства аудитору. Затем принимается решение о выдаче вашей организации сертификата или об отказе. Сертификат выдается на три года, в течение которых сертифицирующая компания проводит так называемые надзорные аудиты для получения подтверждения успешного функционирования системы менеджмента.
Заключение
Следует особо подчеркнуть, что без заинтересованности высшего руководства организации и без его прямого участия в разработке, внедрении и оценке функционирования системы менеджмента эффективность системы менеджмента будет очень низкой. Кроме того, необходимо добиться лояльного отношения к разрабатываемой системе со стороны среднего звена. Следует обеспечить вовлеченность в соответствующие работы персонала организации, понимания сотрудниками того, что предпринимаемые меры ведут к снижению рисков аварий, несчастных случаев, травм и т. п.
Хорошо разработанная система менеджмента в области профессионального здоровья и безопасности является составной частью действующей в организации системы менеджмента, учитывает специфику организации и действующие в ней традиции, опирается на заинтересованность персонала.
Безопасность зависит не только от усилий инженера по безопасности и службы охраны труда, но составляет часть обязательств и юридической ответственности высшего руководства компании.
Приложение 1. Рис. 1. Цикл Деминга
Приложение 2. Рис. 2. Последовательность работ по разработке и внедрению системы менеджмента
Приложение 3. Рис. 3. Схема процедуры сертификации системы менеджмента
Источник: http://www.endf.ru/index.htm |