Павел ЩЕРБАКОВ Александр ЩЕРБАКОВ Кандидат технических наук АНО ”Независимый институт экспертизы и сертификации” Владимир ПОХВОЩЕВ Доктор экономических наук Московская международная высшая школа бизнеса ”Мирбис”
Зачатки охраны труда в России возникли во второй четверти XVIII в. - по существу, они явились следствием реформ Петра I. За период его правления количество мануфактур выросло в 10 раз - с 15 до 1501: в отличие от подневольных крестьян занятые на них были свободными людьми и обладали некоторыми правами.
В 1734 г. был учрежден Надзор за условиями труда в составе обер-комиссара и трех комиссаров ”для лучшего за фабриками смотрения”. Изданный в 1744 г. при Анне Леопольдовне закон регулировал работу на фабриках и заводах, ограничивая время ночных смен. Следующий документ, касающийся охраны труда, был принят лишь в 1845 г. Речь идет о первом фабричном законе, который запрещал ночную работу на фабриках лицам, не достигшим 12 лет. Однако фактически он не применялся, поскольку в нем отсутствовало положение о санкциях за нарушение установленной нормы. В 1859 г. при петербургском генерал-губернаторе была создана специальная комиссия, которая по результатам осмотра значительного числа фабрик и заводов сочла необходимым издание кодекса выработанных ею правил относительно предупреждения увечий на производстве. Был подготовлен проект закона о запрещении труда детей до 12 лет (напомним, в законе 1845 г. говорилось о работе только в ночное время); предполагалось также распространить его действие на подростков в возрасте 16 лет и установить надзор за охраной детского труда, в том числе в кустарном и ремесленном производстве2. Согласно закону 1882 г., не разрешалось привлекать к труду малолетних (не достигших 12 лет), занимать на ночной работе лиц моложе 15 лет; для подростков в возрасте от 12 до 15 лет вводился восьмичасовой рабочий день. В законе имелось указание об организации надзора за его реализацией. Соответственно был создан институт фабричной инспекции со штатом 20 человек. В 1885 г. введен запрет на ночную работу для лиц моложе 17 лет и женщин, занятых на текстильных фабриках; определен перечень работ, на которые не допускались подростки и дети3. Законодательный акт 1886 г. регулировал уже не только рабочее время детей и подростков, но и сферу взаимоотношений предпринимателей и рабочих. В частности, регламентировался порядок наложения штрафов с перечислением причин (неправильные приемы работ, необоснованные прогулы и т.д.). Причем взимаемые штрафы расходовались на осуществление мер по улучшению положения работников. В законе содержалось требование об обязательном наличии на каждом предприятии ответственного перед органами надзора - фабричными инспекторами и судом - за нарушение норм фабричного законодательства. В том же году были приняты новые положения о фабричной инспекции, ее штат увеличился до 200 человек4. Закон ”Правила о продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской промышленности” (1897 г.) ввел ограничение рабочего дня не только для подростков и женщин, но и для всех рабочих. Первоначально цель Фабричной инспекции, учрежденной в 1882 г., состояла в надзоре за выполнением требований охраны труда по отношению к малолетним. В дальнейшем ее функции стали расширяться. Однако специалистов в ней явно не хватало. Среди первых инспекторов только один из девяти был инженером: преобладали экономисты, юристы, врачи - представители либеральной интеллигенции5. В целях урегулирования и контроля за правильностью и законностью отношений между предпринимателями и рабочими фабричный инспектор выполнял ряд чисто нотариальных задач. Он утверждал договоры найма, формы расчетных книжек, правила внутреннего распорядка, табели и расценки заработной платы, цены в харчевных лавках, списки продаваемых там продуктов. В функции фабричных инспекторов входили сбор и анализ статистических данных о распределении рабочего времени, участии женщин и детей в производстве, условиях труда, заработной плате. В 1892 г. в их обязанности включили надзор за паровыми котлами, периодическое их испытание на надежность, проверку и испытание подъемных механизмов. Они имели право привлекать к суду виновных в нарушениях. Большое внимание уделялось личным качествам фабричных инспекторов. Недаром в своем обращении (1886 г.) к фабричным инспекторам министр финансов С.Ю.Витте подчеркивал: ”При нравственном авторитете разумный совет фабричного инспектора, его толковые указания сделают больше, нежели применение карты за нарушение законов”6. Управление фабричным надзором осуществлялось губернатором. В состав присутствия (местный орган надзора) входили: вице-губернатор, прокурор, начальник жандармского управления, старший фабричный инспектор и окружной инженер, а также четыре представителя местных заводов и фабрик. На присутствие возлагалось: издание местных обязательных постановлений; инструктирование инспекторов; решение дел по вопросам, возбуждаемым фабричными инспекторами; рассмотрение жалоб на их постановления. Высшим органом управления охраной труда являлось ”главное по фабричным и горнозаводским делам присутствие” при министерстве торговли и промышленности (оно было создано в 1899 г.). Главным присутствием были изданы санитарные правила для ртутных рудников, работ со свинцом и хромом. Общие санитарные технические постановления изданы в 1913 г. Как видно из сказанного выше, первые постановления, направленные на охрану труда, принимали во внимание исключительно временные и возрастные характеристики, обходя вниманием специфику отдельных видов работ. С развитием промышленности технологические процессы усложнялись, что находило отражение в новых постановлениях. Намечается ”индивидуализация” подхода к работнику, выражающаяся в оценке влияния на него конкретного производственного процесса. В 1910-1930 гг. охрана труда приобретает системные черты, позволяющие рассматривать ее организацию как прообраз нынешней. . В апреле 1917 г. Временное правительство предложило создать выборную инспекцию труда, несущую ответственность перед рабочими. С июня по август 1917 г. принято три постановления об ограничении детского и женского труда (подземные и ночные работы). После Октябрьской революции образован Народный комиссариат труда с отделом охраны труда. В июле 1918 г. Наркомат труда объединился с отделом социального страхования. В едином Наркомтрудсобесе был образован отдел социальной охраны труда (”Центроохрантруд”) с соответствующими подотделами на местах7. 14 июня 1918 г. Наркоматом труда был разработан список вредных производств и профессий, принадлежность к которым учитывалась при предоставлении отпусков; изданы общие и специальные постановления о содержании и устройстве предприятий; на всех вредных и опасных производствах введена выдача спецодежды. В 1921 г. было законодательно запрещено применять свинцовые белила в большинстве малярных работ, ртути и ее соединений - в производстве фетровых изделий, мышьяка - в типографском деле. В 1928 г. установлены первые советские нормы искусственного освещения промышленных предприятий; в 1930 г. - первые допустимые концентрации вредных веществ в воздухе производственных помещений (15 наименований); в 1939 г. изданы первые общесоюзные санитарные нормы и правила строительного проектирования промышленных предприятий; началось создание специальных инспекций (технической, санитарной).
Журнал "Человек и Труд" № 8, 2008 г. www.chelt.ru
Источник: http://www.ols-komplekt.ru/ols/presscenter/publication/index.php?ELEMENT_ID=189 |