СТРОИТЕЛЬНОЕ РАВНОВЕСИЕ
Санкт-Петербург в последнее время напоминает большую стройку. Башенные краны в историческом центре города уже никого не удивляют. Однако обычны сегодня и конфликты, которые возникают вокруг уже построенных или строящихся объектов. О том, как изменить эту ситуацию и «вылечить» то и дело дающую сбой систему согласования и утверждения проектов строительства и реконструкции, мы попросили рассказать заместителя руководителя Межрегионального территориального управления Ростехнадзора по Северо-Западному федеральному округу Сергея Николаевича МИТИНА.
– Сергей Николаевич, как вы относитесь к уплотнительной застройке?
– Уплотнительная застройка – это общемировая практика, она ведется во многих крупных городах мира. Однако в том виде, в каком она проходит у нас, эта процедура вызывает много вопросов. Когда мы лишаем жителей квартала зеленого сквера или спортивной, детской площадки ради того, чтобы построить на этом месте какое-то здание или сооружение, это, конечно, не верно. Если же мы на том месте, где когда-то были склады, стояли обветшалые объекты, как это часто можно обнаружить в «старом» городе, возводим новые современные красивые здания, то это совсем другое дело. Но в любом случае, это вопрос сугубо индивидуальный, требующий принятия решения в каждой отдельной ситуации с учетом мнения всех заинтересованных сторон.
– Не секрет, что во время уплотнительных застроек довольно часто страдают соседние здания. Что делать?
– Приведу пример. Когда началась реконструкция гостиницы «Невский палас», расположенной на Невском проспекте, то строители, по требованию специалистов ГИОП, оставили фасадную часть в ее первоначальном виде, а остальную часть здания демонтировали и отстроили заново. В итоге, фасад здания остался стоять на старых деревянных сваях, которые после того, как были лишены воды, в которой стояли первоначально, стали разрушаться под действием атмосферного воздуха. Как будут себя вести деревянные сваи дальше – никто не знает. Но уже сегодня мы имеем заметные отклонения фасада «Невского паласа» от центральной оси. При этом, после демонтажа соседних зданий, проблема обострилась еще больше и сегодня требует незамедлительного решения.
На мой взгляд, корни этой проблемы лежат несколько глубже, чем кажется на первый взгляд. Практика сегодняшнего дня свидетельствует о том, что строительно-монтажные работы на площадках начинаются параллельно с этапом окончания проектирования или на этапе согласования проектной документации с государственной экспертизой, а порой и ранее этого. Застройщик и генеральный подрядчик объясняют это требованиями инвестора, сжатыми сроками строительства, приводят ряд других причин. Поэтому земляные работы, отрывка котлованов, строительство так называемых «нулевых циклов» ведутся в соответствии со строительными нормами и правилами, принятыми для отдельно стоящих зданий. А в данном случае имеется своя специфика, которую может и должен учесть только проектировщик, да к тому же ему необходимо отстоять свои проектные решения в государственной экспертизе, которая достаточно внимательно относится к таким вопросам, т.к. несет ответственность за принятое положительное решение по согласованию проектной документации. Да и сама проектная документация это не набор чертежей и пояснительных записок, а серьезный труд людей, регламентированный по разделам и содержанию законодательством.
– На ваш взгляд, почему это могло произойти?
– К сожалению, в 90-е годы у нас очень большое количество требований, связанных с профессией строителей, проектировщиков, геодезистов, было упразднено. То есть государство, по сути, все вопросы, связанные с подготовкой, обучением, переобучением и аттестацией специалистов, отдало в руки самих людей. Видимо, время было такое, и строительство как индустрия не входило в приоритетные направления государственной политики. Фактически 80% строительно-монтажных управлений, строительных трестов, управлений механизации и т.д. прекратили свое существование из-за отсутствия заказов, материалов, механизмов. Вопрос стоял не о развитии, а о выживании. Трудоспособные специалисты были вынуждены покидать свои рабочие места, искать применение в других, востребованных отраслях, а порой и переучиваться по другим специальностям. В итоге, мы получили сегодня неквалифицированных специалистов и очень низкий профессиональный уровень как проектировщиков, так и застройщиков. Сейчас мы пожинаем плоды того периода и пытаемся восстановить или, правильнее сказать, написать заново требования к участникам градостроительной деятельности. Но, к сожалению, и здесь проблема: строительные нормы и правила советского периода отменили как устаревшие, а новые технические регламенты пока не написали, но установили срок – к 2009 году. Сейчас мы понимаем, что и в эти сроки не уложиться.
– А когда была создана ваша служба и чем вам непосредственно приходится заниматься?
– Строительный надзор в структуре Ростехнадзора появился сравнительно недавно, после 1 февраля 2006 года, согласно постановлению Правительства Российской Федерации за № 54. Этим постановлением функции федерального органа, осуществляющего контрольно-надзорные мероприятия в области промышленных, уникальных и технически сложных видов строительства, были поручены Ростехнадзору. Критерии объектов, над которыми мы осуществляем надзор за строительством, четко определены законодательством РФ.
– Сергей Николаевич, а с какими проблемами вам приходится сталкиваться чаще всего?
– Проблемы, связанные с жилищным строительством или с промышленным, схожи: это – низкая квалификация специалистов, ведущих строительство, неглубокий подход проектировщиков к вопросам проектирования и те же проблемы и вопросы, о которых я уже говорил. Кроме того, низкая исполнительная дисциплина. Когда замечания инспектора при проведении проверки, отраженные в предписании, не торопятся исправлять, а уж извещать о том, что замечания устранены, да еще и в установленные сроки, вообще не принято. Однако, при применении Ростехнадзором административной практики, исполнительная дисциплина стремительно растет.
– На ваш взгляд, когда инвестор приходит на площадку, какие исследования должны быть проведены, чтобы потом у него не возникало проблем?
– Существует мировая практика по осуществлению инвестиционной деятельности в области строительства, а также законодательство, устанавливающее порядок ее осуществления. Знание этого и готовность добросовестно исполнять законодательство страны, в которой такая деятельность осуществляется, является залогом того, что никаких проблем инвестор не испытает. Сегодня довольно часто о Ростехнадзоре говорят, как об архаичной структуре, которая только мешает работать. Но поверьте – это далеко не так.
Сам процесс строительства можно разделить на три части. Первая – это проектирование и изыскания. Вторая часть – экспертиза проектной документации, и третья – непосредственно само строительство. Так вот: первая и вторая части во всей процедуре, связанной со строительством, занимают огромное количество времени. То есть если условный объект строится два года, то не менее одного-полутора лет длится вопрос изысканий, проектирования, согласований и т.п., что надлежит исполнить по законодательству. Застройщик же ждать так долго не хочет и начинает строить еще до того, как получены все согласования и разрешения на строительство. Поэтому, зачастую государственный строительный надзор, который должен осуществлять контрольно-надзорные функции непосредственно за строительством, прибывает с проверкой на объект тогда, когда он уже начал строиться или уже близится к завершению. В итоге мы видим конструктивные решения, примененные генеральным подрядчиком, противоречащие проектным. В этом случае результатом нашей работы является наказание виновных лиц, допустивших такие нарушения и требования неукоснительно исполнять проектные решения, утвержденные государственной экспертизой.
– Это вы про здание биржи?
– Нет, новое здание биржи на Васильевском острове – это просто показатель того, что происходит последнее время в строительной отрасли. В данном случае, благодаря общественному мнению, этот факт получил такой резонанс. А если мы возьмем строящиеся автомобильные заводы, такие как «Ниссан», «Дженерал Моторс», то увидим те же самые проблемы. Просто эти объекты расположены в промышленных зонах и не бросаются в глаза как биржа, а методы – те же.
– Какие нарушения вы обнаружили при строительстве автозаводов?
– Если в проектной документации указаны металлоконструкции определенного типа стали и профиля, то по факту используется другой металл. В проекте указано, что узловые соединения сварные, а фактически они имеют болтовые соединения. Сегодня мы пытаемся, пока не поздно, эту ситуацию выправить – проводим ежемесячные оперативные совещания с проектировщиками, генподрядчиками, строителями. Одновременно с этим наше требование по приостановке монтажа технологического оборудования, с помощью которого будут собираться автомобили, застройщик исполнил добровольно. И хотя сроки окончания строительства достаточно сжатые, застройщик исполняет требования Ростехнадзора. Если же он требования российского законодательства исполнять не будет, тогда Ростехнадзор будет вынужден обращаться с иском в арбитражный суд.
– Но это опять скандал?
– Именно поэтому во всех странах мира никто и никогда не начнет строить до тех пор, пока на это не будет получено разрешение уполномоченного органа. А такое разрешение не выдается до тех пор, пока проектная документация не прошла все согласования и экспертизу. Ведь вся наша деятельность осуществляется в рамках действующего Градостроительного кодекса РФ. В этом документе, кстати, так и записано, что строительство объекта без разрешения на строительство запрещено. Кодекс административных правонарушений предусматривает за это наказание в виде штрафа, его размер составляет минимум 500 тысяч рублей.
– Сколько у вас на контроле подобных дел?
– На сегодняшний день под нашим надзором находится 430 объектов, из них 50 – довольно серьезных и крупных, требующих постоянного внимания. Это и КАД, и Мариинский театр, и Новая Голландия, и здание Синода, и новые заводы.
Беседу вела
Светлана УСТЮЖАНИНА
Журнал «Берг-коллегия», №9, 2008 г .
www.berg-kollegia.ru
Источник: http://www.safeprom.ru/articles/detail.php?ID=7940 |