Понедельник, 23.12.2024, 21:19
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Справочник Профессионала - Directory of professional  16+

НАШ ОПРОС
Просим Вас указать Вашу принадлежность к той или иной группе:
Всего ответов: 4882
Статистика
 
Рейтинг@Mail.ru
 
 
 
 

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Зарег. на сайте
Всего: 1232
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
Из них
Администраторов: 1
Модераторов: 1
Проверенных: 968
Обычных юзеров: 262
Из них
Парней: 896
Девушек: 336
TwitPic
СЕЙЧАС читают:
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Охрана труда » Общие

Гармонизация российских правовых актов с европейскими стандартами по социальному партнерству (окончание)

В.Н. Говорков,
главный научный сотрудник Всероссийского Центра охраны труда,
российский координатор Проекта EuropeAid
“Сближение нормативной правовой базы по охране труда
и безопасности”,
Биргитта Мелин,
международный эксперт Проекта, Швеция,
Гётц Нагель,
международный эксперт Проекта, Германия

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ШВЕЦИИ
  В начале прошлого столетия конфликты на рынке труда в Швеции были обычным явлением. С 1938 г. в стране получил широкое распространение “дух Зальцйобадена”, означавший необходимость взаимопонимания работодателей и работников и готовности совместно решать проблемы. В дальнейшем, благодаря сплоченности профсоюзов во всех отраслях экономики, в государственном и частном секторах и почти по всем профессиям уровень членства в профсоюзах среди “белых воротничков” и “синих воротничков” (рабочих) достиг почти 80%. Профсоюзные взносы позволяли нанимать специалистов по вопросам здоровья и безопасности работников на центральном уровне. Работодатели, в свою очередь, стали создавать объединения, которые были в состоянии нанимать специалистов по тем же вопросам.
  Все это явилось предпосылкой для плодотворного сотрудничества на центральном уровне, где переговоры между социальными партнерами ведутся в двустороннем порядке, а государство вступает в переговорный процесс только в случаях необходимости в его посредничестве. На центральном уровне трехсторонние переговоры ведутся при подготовке нового законодательства по вопросам охраны здоровья и безопасности труда работников. Сотрудничество социальных партнеров на центральном уровне осуществляется в основном в соответствии с традициями и совместными соглашениями.
  Сотрудничество между социальными партнерами на местах в сфере здоровья и безопасности работников является основой сотрудничества в целом и имеет важное значение для его результатов. Наиболее значимые законы в данной сфере регулируют сотрудничество на уровне рабочего места достаточно подробно. Однако более детально эти вопросы регулируются центральными и местными соглашениями.
  В Швеции в сфере социального партнерства действуют:

  • Закон о занятости (о совместном принятии решений на рабочем месте), которым регулируются все вопросы взаимоотношений между работодателями и работниками на всем рынке труда, в т. ч. право на объединение, право на ведение переговоров, обязанность вести переговоры, информирование, совместное принятие решений, приоритет в толковании, право вето, коллективные соглашения, обязательство поддерживать производственный мир, уведомление и посредничество (арбитраж), ущерб;
  • Закон о положении профсоюзного представителя на рабочем месте, который дает им гарантию занятости, усиливает их позицию на рабочем месте и предоставляет возможность выполнять свои профсоюзные обязанности;
  • Закон о представительстве в совете директоров – предоставляет местным профсоюзам право назначать двух представителей в совет директоров предприятия, где занято не менее 25 работников.

  Основным законодательным актом по социальному диалогу по вопросам здоровья и безопасности работников является Закон о рабочей среде (1977:1160), глава 6 которого регулирует сотрудничество между работодателями и работниками и содержит обязательные правила, касающиеся в основном делегатов по безопасности и комитетов по безопасности на местах.
  На всех местах работы (в организациях), где занято пять или более работников, должны быть делегаты по безопасности (далее – делегаты) и их заместители, назначаемые местными профсоюзными организациями на срок до трех лет. Подробные данные, содержащие имя делегата, его адрес, сферу безопасности, за которую он отвечает, и период его назначения должны направляться в письменной форме работодателю, а также в Управление по рабочей среде Швеции той организацией или работниками, которые избрали данного делегата.
  Количество назначаемых делегатов определяется в соответствии с размером места работы (организации), характером работы и условиями труда. Если работа ведется посменно, то в состав каждой смены, состоящей из группы работников, должен быть включен делегат. Если профсоюзы не имеют своего представительства в данной организации, то делегаты назначаются работниками самостоятельно с уведомлением работодателя о назначении таких делегатов.
  Делегаты представляют интересы работников в вопросах охраны здоровья и обеспечения безопасности. Делегат должен принимать участие в планировании, касающемся новых помещений, применения новых устройств, процессов и методов, организации работы, а также в подготовке планов работы. Работодатель должен уведомлять его о любых изменениях.
  Работодатель и работники несут равную ответственность за прохождение делегатами соответствующего обучения.
  Делегатам предоставляется отпуск, необходимый для исполнения ими своих обязанностей, а также для инспектирования всех документов, требующихся для их деятельности. Делегат может просить работодателя принять необходимые меры и требовать проведения определенных расследований. Если какая-либо конкретная работа связана с непосредственной и серьезной угрозой жизни и здоровью работника, то делегат может принять решение о приостановке работы до принятия решения соответствующим компетентным органом.
  На каждом месте работы (в организации), где на постоянной основе занято 50 и более работников, должен быть сформирован комитет по безопасности, состоящий из представителей работодателя и работников. Представители работников назначаются местной профсоюзной организацией, а при ее отсутствии – самими работниками.
  Количество членов комитета по безопасности определяется в зависимости от численности работников, занятых в данной организации, характера работы и условий труда. Заседания комитета проводятся не реже одного раза в три месяца, на них должны также присутствовать представители защитных и превентивных служб.
  Комитет по безопасности занимается рассмотрением следующих вопросов: защитные и превентивные службы, план действий, планирование новых или замена имеющихся помещений, применение нового оборудования, процессов, методов работы и т. д., планирование применения вредных и опасных веществ, информирование и обучение, работа по адаптации и реабилитации работников на рабочем месте.
  Делегатам от работников должен быть обеспечен доступ к рабочим местам.
  Учащимся старше 7 класса общеобразовательной средней школы и других соответствующих форм образования и обучения должна быть предоставлена возможность назначения своих делегатов по безопасности. Студентам – делегатам по безопасности должно предоставляться соответствующее обучение.
  Утвержденное постановлением Парламента* Положение о рабочей среде (1977:1166) также является законодательным актом, имеющим обязательную силу, разделы 6–14 которого регулируют деятельность в сфере безопасности на местном уровне.
  На каждом месте работы (в организации) должен осуществляться регулярный контроль в форме проведения инспекций безопасности. Обычно работодатель и делегаты по безопасности совершают эту инспекцию совместно через определенные интервалы времени.
  Новое или измененное законодательство готовится Правительством для принятия Парламентом. На первичной стадии подготовки законопроектов Правительство назначает временный комитет, состоящий из депутатов Парламента и экспертов. Эти комитеты работают 1–2 года и обязаны в этот период регулярно консультироваться с социальными партнерами. Окончательная доработка законопроекта производится соответствующим министерством.
  В соответствии с Положением о рабочей среде Управление по рабочей среде Швеции уполномочено принимать соответствующие обязательные положения, в ходе подготовки которых проводятся несколько раз консультации с социальными партнерами.
  На первичной встрече-консультации экспертам по вопросам здоровья и безопасности работников от социальных партнеров предоставляется возможность дать рекомендации экспертам Управления, касающиеся как общих вопросов, так и специфики данной сферы.
  По сложным вопросам проводится несколько консультаций и Управлением готовится проект положения, который направляется социальным партнерам и другим заинтересованным сторонам для комментариев. Срок составления комментариев – 3 месяца. За это время социальные партнеры консультируются с различными структурами и экспертами в рамках своих организаций.
  Как правило, комментарии, полученные от социальных партнеров и других заинтересованных сторон, ведут к изменению проекта положения.
  Окончательный проект представляется на встрече с социальными партнерами на центральном уровне и комментируется ими. Рекомендации, данные на этой встрече, включаются в материалы, направляемые Совету Управления по рабочей среде, который принимает окончательное решение.
  Особой формой взаимодействия социальных партнеров являются соглашения. В период с 1976 по 1992 г. действовало центральное соглашение между работодателями и работниками по вопросам здоровья и безопасности на работе.
  В настоящее время существует ряд соглашений в различных отраслях экономики, которые являются более или менее подробными и включают в себя следующие вопросы: цели, организация и задачи защитных и превентивных служб; задачи работодателя; задачи делегата по безопасности; общие соглашения по задачам комитетов по безопасности; общие соглашения по количеству членов комитетов по безопасности; обучение делегатов по безопасности; принятие решений; как вести споры; условия и содержание страховых схем.
  Существуют также местные соглашения по отдельным вопросам, например: о статусе комитетов по безопасности; делении рабочего места на зоны; количестве делегатов по безопасности; инспекциях по безопасности; контрольных листах.
  Социальными партнерами созданы специальные институты, такие как Ассоциация по рабочей среде Швеции (далее – Ассоциация), которая была образована на базе старой Ассоциации защиты здоровья работников, созданной в 1905 г. и основанной на принципе сотрудничества между работодателями и работниками как наиболее важном принципе для достижения позитивных изменений на рабочем месте. Ассоциация является центром сотрудничества между компаниями, сторонами рынка труда, правительственными органами, образовательными и исследовательскими институтами, превентивными службами. Ассоциация финансируется за счет осуществления своей собственной деятельности.
  В результате сотрудничества между работодателями и работниками на национальном уровне была создана организация Prevent, которая с 1942 г. является ведущим в Скандинавии поставщиком знаний, организатором обучения и тренингов в сфере здоровья и безопасности работников. Prevent – некоммерческая организация, принадлежащая Шведской Конфедерации предприятий, Шведской Конфедерации профсоюзов и Федерации наемных работников сферы производства и услуг. Она предоставляет информацию и материалы для обучения, проводит тренинги в сфере здоровья и безопасности на работе.
  Объединения работодателей и работников приняли совместное решение о передаче деятельности по управлению страховой политикой и услугами, определенных в соответствии с принципами коллективных и других соглашений, организации AFA. Примерно 3 млн работников частного сектора пользуются страховыми услугами AFA (вся рабочая сила Швеции составляет примерно 4 млн чел.).
  Кроме прочего, эти страховые услуги предусматривают страхование от несчастных случаев, заболеваний, в т. ч. со смертельным исходом. Система социального страхования обычно покрывает 80% потерь дохода по причине болезни, а схемы страхования рынка труда – оставшуюся часть потерь дохода, возникших по причине несчастных случаев и заболеваний.
  AFA также использует свой опыт и финансовые ресурсы для осуществления превентивных проектов.
  В некоторых случаях делегаты по безопасности могут назначаться не из круга работников данной организации, а извне. Назначенных таким образом делегатов называют региональными делегатами по безопасности. Основная цель деятельности региональных делегатов – поддержка малых предприятий. Управление по рабочей среде Швеции поддерживает деятельность региональных делегатов по безопасности, содействие им оказывают также социальные партнеры. Государственный бюджет ежегодно выделяет на эти цели 10 млн евро.
  Задача делегатов – мониторинг мероприятий, осуществляемых работодателем и направленных на профилактику несчастных случаев и заболеваний на рабочем месте. Делегаты должны осуществлять проверку соблюдения работодателем требований по систематизированному управлению рабочей средой. Они должны принимать участие в планировании всех мер, направленных на формирование рабочей среды, в т. ч. в заблаговременном обсуждении вопросов, связанных с реструктуризацией и модернизацией работ, перемещением и перераспределением персонала, подготовкой к реорганизации, планами по применению новых методов работы, использованием вредных и опасных веществ. Сфера компетенции делегатов включает также ряд социально-психологических вопросов, таких как стрессовые ситуации, синдром усталости на работе.
  Работодатель обязан информировать делегатов обо всех изменениях, влияющих на рабочую среду. Делегаты обладают правом получения доступа к любой документации, необходимой для их работы в сфере обеспечения безопасности. В случае выявления делегатами каких-либо нарушений в рабочей среде, они могут потребовать от работодателя принять соответствующие меры. Работодатель обязан незамедлительно отреагировать на такие требования. Если делегат выявил обстоятельства, при котором жизнь или здоровье работника подвергается опасности в случае продолжения работы, он может принять решение о приостановке работы до тех пор, пока Управление по рабочей среде Швеции (Трудовая инспекция) не примет соответствующее решение по данному вопросу.
  На некоторых рабочих местах, например в офисах, наиболее важным видом деятельности делегата является проведение регулярных совместных инспекций с работодателем. Такие инспекции проводятся не менее одного раза в год. Работодатель и делегат посещают каждое рабочее место в целях выявления рисков, которые могут привести к несчастным случаям или профессиональным заболеваниям. Проводятся беседы с работниками. Недостатки заносятся в протокол, из которого видно, кто и когда должен принять соответствующие меры.
  Для проведения инспекций по безопасности разрабатываются специальные контрольные листы (перечни вопросов), которые напоминают протоколы по оценке рисков.
  Многие предприятия и учреждения размещают протоколы проведения инспекций по безопасности на внутренних веб-сайтах своих компаний.
  Проводятся инспекции и по специфическим проблемам, например по предупреждению заболеваний опорно-двигательного аппарата. В таких инспекциях принимают участие специалисты-медики в зависимости от специфики проблемы, например физиотерапевт.
  Контрольные листы разрабатываются для общих целей и для специфических отраслей и проблем. Так, по поручению объединений работодателей и работников организацией Prevent разработано более 50 различных контрольных листов. Большинство контрольных листов посвящено конкретным отраслям, например, сельскому хозяйству и сварочным работам. Многие предприятия составляют контрольные листы самостоятельно.
  Как отмечалось выше, в организациях, где занято 50 и более работников, должны быть организованы комитеты по безопасности, структура и задачи которых регулируются законом. Комитет по безопасности должен принимать участие в планировании и разработке мероприятий по обеспечению здоровья и безопасности работников, рассматривать вопросы, связанные с работой служб в сфере здоровья и безопасности работников, а также планы действий, планирование и реконструкцию помещений, методы и организацию работы, применение вредных и опасных веществ, обучение и реабилитацию работников.
  Если члены комитета по безопасности не достигают консенсуса, то решение комитетом по безопасности не принимается.
  Управлением по рабочей среде Швеции, Ассоциацией по рабочей среде Швеции и компанией Prevent разработаны и изданы специальные учебные материалы о роли руководителя, отвечающего за вопросы здоровья и безопасности на работе, и делегата по безопасности.
Ассоциация по рабочей среде Швеции организует для делегатов однодневные курсы-тренинги, посвященные законодательству, влияющему на работу делегатов по безопасности.
  Разработаны общие учебные материалы, затрагивающие все проблемы в сфере здоровья и безопасности работников. Особый интерес вызывает руководство по проведению тренинга “Здоровье – безопасность и условия труда” (далее – Руководство), которое было разработано компанией Prevent в сотрудничестве с МОТ и переведено почти на 40 языков, включая русский. Версия на шведском языке регулярно обновляется.
  Компания Prevent организует трех-пятидневные курсы-тренинги на основе Руковод­ства для делегатов по безопасности, других представителей работников и руководителей. Это Руководство уже было использовано для обучения более 1,5 млн делегатов, представителей работников и руководителей в Швеции.
  Профсоюзы также организуют тренинги для делегатов по безопасности на основе указанного Руководства.
  В ряде случаев тренинги для руководителей по обязанностям работодателей проводятся также в рамках Конфедерации предприятий Швеции.
  Управление по рабочей среде Швеции выпустило брошюру “Делегаты по безопасности – сотрудничество между работодателями и работниками на пути к формированию более благоприятной рабочей среды”. Многие брошюры и буклеты по специальным темам, выпущенные Управлением, включают разделы о роли делегатов по безопасности и руководителей.
СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ГЕРМАНИИ
  С началом индустриальной революции в XIX в. стало возникать и социальное напряжение. Это послужило причиной принятия Законов о социальном страховании, страховании от болезни, страховании от несчастных случаев, пенсионном страховании, а также формирования соответствующих институтов. Принятый в 1880 г. первый в мире Закон о страховании от несчастных случаев перевел вопросы профилактики несчастных случаев, реабилитации пострадавших и выплате им компенсации в сферу компетенции профессиональных товариществ (Berufsgenossenschaften (BGs)), занимающихся вопросами страхования от несчастных случаев на производстве.
  Профессиональные товарищества согласно законодательству являются независимыми структурами, государство выполняет лишь надзорные функции. Были разработаны соответствующие положения для работников. Они получили возможность подавать иски в связи с возникновением несчастного случая или профессионального заболевания в профессиональное товарищество, которое брало на себя ответственность за отдельного работодателя. Этот механизм обеспечивал производственный мир. Взаимоотношения между работодателями и работниками явно улучшились. Впоследствии указанный Закон корректировался с учетом меняющейся ситуации, но его принципы оставались неизменными.
  Профессиональные товарищества являются корпорациями, действующими на основе публичного права, обладающими правом на самоуправление, имеющими свой бюджет, и финансируются за счет взносов, отчисляемых работодателями. Они могут принимать предусмотренные законами положения по профилактике несчастных случаев, которые являются обязательными для определенных видов деятельности. Профессиональные товарищества контролируют соблюдение этих положений и за нарушение положений по профилактике несчастных случаев могут наложить штраф в размере до 10 тыс. евро. В случае возникновения угрозы здоровью работников они могут наложить запрет на работу машин и оборудования.
  В настоящее время в Германии действует 26 профессиональных товариществ, работа которых координируется зонтичной организацией – Головным объединением профессиональных товариществ (HVBG), в котором социальные партнеры имеют равное представительство.
  Общественными палатами профессиональных товариществ являются собрания представителей и исполнительные советы. Они избираются в ходе проведения социальных выборов, которые регулируются специальным законом. Объединения работодателей и профсоюзов обладают правом формировать списки кандидатов для участия в социальных выборах. Правом голоса на выборах обладают работодатели и застрахованные профессиональными товариществами работники. Выбранные представители выполняют свои задачи на общественных началах.
  Собрание представителей, состоящее из равного числа представителей обоих социальных партнеров, выполняет такие важные задачи, как избрание исполнительного совета, принятие положений о профилактике несчастных случаев, вынесение решения о степени риска, утверждение бюджета.
  Исполнительный совет занимается решением всех вопросов, имеющих финансовое значение, в частности, о размере взносов компаний, персонале, наложении штрафов (до 10 тыс. евро) в случае нарушения положений профессионального товарищества.
  Принимая во внимание тот факт, что профессиональные товарищества имеют собственный бюджет, важным преимуществом этого вида социального партнерства является возможность быстрого принятия решения. Следуя девизу “Признанная опасность – предотвращенная опасность”, профессиональное товарищество может использовать все денежные средства, необходимые для решения проблемы. В частности, оно может принять незамедлительное решение о привлечении необходимой рабочей силы. Таким образом, количество привлекаемых специалистов зависит не от бюджета, а от потребностей для решения конкретных проблем. Даже если в бюджете нет достаточных средств, социальные партнеры могут договориться о дополнительных расходах. Исполнительный совет формирует средства управления, поэтому всегда имеет денежные средства в своем распоряжении. Реальные расходы делятся между компаниями при выплате ими годовых взносов.

  В недавнем прошлом в металлургии выросло количество кожных заболеваний. Работникам приходилось оставлять свои рабочие места, чтобы восстановить здоровье. Предоставить всем им другую работу не было возможности. Чтобы избежать безработицы, необходимо было принять быстрые и небюрократические решения, а также изыскать соответствующие денежные средства.

  Социальные партнеры сформировали команду специалистов по данному вопросу: врачей компании, специалистов по профессиональным заболеваниям, врачей-дерматологов, медиков-преподавателей и специалистов профессионального товарищества. В результате принятых мер многие работники смогли продолжить работу на своих рабочих местах. Расходы были снижены за счет уменьшения количества переводов персонала на другие рабочие места. Таким образом, в этой ситуации выиграли обе стороны в результате принятия компетентного решения в рамках социального диалога.

  Основным законодательным актом, регулирующим вопросы социального страхования (медицинское, пенсионное, по уходу, от несчастных случаев), является Социальный кодекс Германии (SGB).
  В четвертом томе этого Кодекса предусмотрены широкие компетенции социальных партнеров по решению всех важных вопросов социального диалога. Интенсивность ведения социального диалога зависит от нескольких причин, в т. ч. от хода подготовки важных решений исполнительным советом и собранием представителей.
  Специальными институтами социального диалога, обладающими соответствующими функциями и полномочиями по профилактике, являются профессиональные товарищества, Институт страхования от несчастных случаев в сельском хозяйстве, Институт страхования от несчастных случаев в государственном секторе.
  Институты страхования от заболеваний могут принимать меры, направленные на укрепление здоровья работников, которые дополняют страхование в сфере здоровья и безопасности работников. Институты страхования от заболеваний сотрудничают с обществами страхователей в области профилактики рисков, ведущих к возникновению обусловленных работой заболеваний.
  Представители работодателей и профсоюзов могут создавать комитеты, например по вопросам безопасности на работе и охраны здоровья, готовить свои совместные решения. Оба социальных партнера имеют равное представительство в этих комитетах.
  В рамках комитета по профилактике работодатели и работники ведут переговоры о будущих положениях по профилактике несчастных случаев. Социальные партнеры представляют свои интересы, используя при этом профессиональные знания. Социальный диалог дает возможность принимать практичные решения. Результаты этой работы представляются исполнительному совету и собранию представителей.
  Социальные партнеры обсуждают ситуации с несчастными случаями, происшедшими как на производстве, так и на пути к рабочему месту. Они могут сосредоточить свою деятельность на высоких рисках с тем, чтобы сократить их.
  Социальный диалог существует также в финансовой сфере. Социальные партнеры обсуждают бюджет, размеры страховых взносов, баланс компании, а также определяют уровни рисков. Данное положение профессиональных товариществ является обязательным для всех компаний. Это – основа расчета взносов, которые должны выплачивать работодатели.
  Социальные партнеры совместно решают важные вопросы в сфере персонала: трудоустройство, продвижение по службе и увольнение важных работников.
  Комитеты социальных партнеров по пенсиям принимают решения о компенсациях, связанных с несчастными случаями и профессиональными заболеваниями. Они консультируются с работниками общества страхователей и получают профессиональные заключения медицинских специалистов. На этой основе, а также используя свой опыт, комитеты приходят к решению о выплате пенсий и уровне льгот. На основе информации о несчастном случае они могут предложить проведение мероприятий в сфере профилактики.
  Застрахованный работник может выступить против принятого административного акта. Его ходатайство должно быть рассмотрено на Совете соответствующего апелляционного комитета. Совет проверяет решение, принятое на первой инстанции, и выносит свое решение на основе рассмотрения представленных аргументов. Социальные партнеры имеют в Совете равное представительство.
  Деятельность социальных партнеров поддерживается работниками, занятыми полный рабочий день. Это – юристы, инженеры, химики, физики, врачи, психологи и при необходимости другие специалисты, а также дипломированные специалисты по правовым вопросам в сфере несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  Данный вид социального диалога позитивно влияет на ситуацию. Облегчается процесс принятия решений, поскольку целевые группы, на которые направлены решения, принимают участие в их принятии. Девизом здесь является фраза: “Заинтересованные должны участвовать”. Этот девиз применяется и к работодателям в процессе принятия решений по положениям о профилактике несчастных случаев и к выплате премий. С другой стороны, застрахованный скорее согласится с решением комитета о компенсации несчастного случая или профессионального заболевания, зная, что в принятии этого решения принимали участие представители работников.
  Социальный диалог представителей работодателей и профсоюзов позволяет рассматривать все важные аспекты практической работы. Социальные партнеры обладают рядом инструментов для повышения мотивации работодателей и работников к улучшению ситуации в сфере здоровья и безопасности на работе.
  Так, сокращение затрат является прямым финансовым поощрением компаниям за их усилия в этом направлении. Более того, социальные партнеры могут применять положения по выплате премий тем компаниям, которые много инвестируют и принимают эффективные меры для улучшения ситуации в сфере здоровья и безопасности на работе. Для работников применяются такие стимулы, как поощрения, награждения и т. д. Во многих случаях социальные партнеры финансово поддерживают компании за проведение тренингов по дорожной безопасности в целях сокращения затрат на компенсацию последствий несчастных случаев, возникающих по пути на рабочее место.
  Интенсивность социального диалога на уровне профессиональных товариществ формирует работу этих институтов страхования. Представители работодателей и профсоюзов контролируют их экономическую деятельность. Личные контакты, сформировавшиеся в ходе сотрудничества, облегчают достижение компромиссов. Высокое личное уважение к социальному партнеру является инструментом повышения социального диалога.
  Закон о здоровье и безопасности работников (ArbSchG) регулирует вопросы защиты здоровья и безопасности на рабочем месте для всех работников. Этот Закон выполняет директивы ЕС: рамочную Директиву 89/391/EEC “О введении мер, способствующих совершенствованию сферы здоровья и безопасности работников на рабочем месте” и Директиву Совета 91/383/EEC от 25.06.91 “О дополнительных мерах, способствующих совершенствованию сферы здоровья и безопасности на рабочем месте для работников, занятых на основе срочных договоров или работающих в режиме временной занятости”.
  Закон о безопасности на работе (ASiG) регулирует назначение врачей и экспертов компании, отвечающих за вопросы здоровья и безопасности работников, и их задачи. Закон предусматривает обязательство работодателя нанимать в компанию врачей и специалистов по безопасности. Более подробно эти вопросы регламентируются правилами профессиональных товариществ о специальных условиях труда, рисках возникновения несчастных случаев и профессиональных заболеваний в компании, а также о количестве работников и организации компании.
  Закон об учреждении предприятия (BetrVerfG) регулирует права представителей работников. Закон содержит также положения по социальному диалогу. Путем заключения соглашения на уровне компании могут быть приняты дополнительные меры, регулирующие вопросы профилактики несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
  Действуют положения обществ страхователей: BGV A 1 “Принципы профилактики. Обязанности работодателей по профилактике несчастных случаев и профессиональных заболеваний”; BGV A 4 “Превентивное медицинское обслуживание работников на рабочем месте. Обязательства работодателя в сфере проведения медицинских обследований работников”.
  Ряд положений приспособлен к определенным условиям, отраслям, видам деятельности, типам компаний или рабочим процессам. Они имеют обязательную силу для работодателей и застрахованных лиц. Национальное законодательство, основанное на директивах ЕС, регулирует стандарты здоровья и безопасности работников во всех отраслях экономической деятельности в Германии. Устав профессионального товарищества – это положение о компетенции социальных партнеров, например, в части принятия решений по персоналу.
  В социальном диалоге партнеры могут принимать решения с установлением определенных обязательств. Соглашения усиливают преимущества социального партнерства, поскольку они ориентированы на практику и не регулируются Советом. Соглашения могут вести к упрощению процедур, имеют централизованную структуру и проходят различные этапы анализа и оценки. В разработке соглашений для всей отрасли должны принимать участие все институты, отвечающие за вопросы здоровья и безопасности работников в данной отрасли.
  Существуют отраслевые соглашения для всей отрасли экономики в целом (например, соглашение “Sa..ureschutzbau”) и соглашения, заключаемые на уровне компании.
  Структуры и лица, занимающиеся на предприятиях вопросами здоровья и безопасности работников:

  • работодатель или представители работодателя;
  • защитная и превентивная служба (врач, инженер);
  • специалист по безопасности;
  • делегат по безопасности.

  Социальный диалог в рамках Комитета по вопросам здоровья и безопасности на работе осуществляется работодателем или руководителем, членом совета предприятия, специалистом по безопасности, врачом компании и делегатом по безопасности. Этот Комитет должен быть организован в компаниях с численностью работников более 20 чел.
  Если в компании проводится инспекционная проверка, то совет предприятия должен обязательно привлекаться к этой работе. Представитель совета предприятия должен быть информирован о несчастном случае и подписать уведомление о несчастном случае.
  Деятельность профессионального товарищества финансируется полностью из взносов работодателей, работники не делают никаких взносов. Система его финансирования, разработанная с участием социальных партнеров, предоставляет существенные финансовые стимулы для обеспечения здоровья и безопасности работников на рабочем месте.
  Размер взносов определяется с учетом:

  • риска возникновения несчастного случая или профессионального заболевания в компании или в части компании (категория риска);
  • фонда заработной платы в компании;
  • количества, степени тяжести несчастных случаев и профессиональных заболеваний в компании, а также объема обусловленных ими затрат.

  Важную роль играют школы профилактики несчастных случаев и профессиональных заболеваний.
  Эти школы предлагают множество различных курсов для работодателей, работников, врачей компании, мастеров, специалистов по безопасности, делегатов по безопасности, представителей профсоюзов и т. д.
  На предприятиях проводятся тренинги, в т. ч. для специалистов и руководителей, по таким темам, как применение безопасности труда как системы предложений работников; принципы оценки рисков и статистика несчастных случаев.
  Издаются информационные материалы, например о сотрудничестве на рабочем месте; практические руководства в форме правил; контрольные листы.



Источник: http://www.trudohrana.ru/?articles/388BE3D48A1B4FAEAEC50DDAB8CD24BE
Категория: Общие | Добавил: otipb (20.09.2008) | Автор: В.Н. Говорков
Просмотров: 3003 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту

2

Новое в блогах