Glenn Paulson, Michelle Madelien, Susan Sink, Steven Hecker
Термин "образование в области охраны окружающей среды" охватывает потенциально широкий спектр вопросов и видов деятельности применительно к работникам, менеджерам и рабочим местам. Они заключаются в:
· Образовании для формирования общей осведомленности о проблемах окружающей среды;
· Образовании и обучении, направленных на модификацию методов работы, технологий и материалов для уменьшения последствий для местного сообщества воздействия промышленных технологий на окружающую среду;
· Профессиональном образовании для инженеров и других специалистов, стремящихся к карьере в сферах деятельности, связанных с окружающей средой;
· Образовании и обучении рабочих в такой развивающейся сфере деятельности, как ликвидация загрязнения окружающей среды (environmental abatement), включая уборку опасных отходов, реагирование на протечки, выбросы и другие несчастные случаи, а также защиту от асбеста и свинцовой краски.
Настоящая статья сосредотачивает внимание на состоянии образования и обучения рабочих в Соединенных Штатах в развивающейся сфере восстановления окружающей среды (environmental remediation). Это не исчерпывающее рассмотрение всех аспектов образования в сфере охраны окружающей среды, а, скорее, иллюстрация связи между гигиеной и безопасностью труда и окружающей средой, и изменяющейся сущности работ, при которой технические и научные знания становятся все более важными для таких традиционно "ручных" видов деятельности, как строительство. Термин "обучение" в данном контексте относится к более коротким по времени программам, организованным и проводимым как академическими, так и не академическими учебными заведениями. Термин "образование" относится к программам формального образования в аккредитованных двухгодичных и четырехгодичных учебных заведениях. В настоящее время не существует четкого "карьерного пути" для тех, кто проявляет интерес в этой области. Разработка более определенного карьерного пути является одной из целей Национального центра образования и обучения в сфере охраны окружающей среды (National Environmental Education and Training Center, Inc. (NEETC)) в пенсильванском университете "Индиана". В то же время, существует широкий спектр программ образования и обучения разного уровня, предлагаемых различными академическими и не академическими институтами. Обследование институтов, участвующих в предоставлении такого образования и обучения, стало источником материалов для первичного отчета, содержание которого в адаптированном виде изложено в данной статье (Мейдлин и Паулсон (Madelien and Paulson) 1995).
Программы обучения
Исследование 1990 года, проведенное Государственным университетом Уэйн (Wayne State University) (Поувиц и др. (Powitz et al.) 1990), выявило 675 самостоятельных и отличных друг от друга, не выдающих удостоверений о прохождении подготовки краткосрочных курсов обучения рабочих обращению с опасными отходами в колледжах и университетах. Они предлагают более 2000 курсов по всей стране каждый год. Однако это исследование не охватило некоторых основных поставщиков обучения, а именно программы местных учебных заведений, обучающие программы Управления по безопасности и гигиене труда США и независимые компании, или подрядчиков. Таким образом, цифра, приведенная университетом Уэйн, вероятно, могла бы быть удвоена или утроена для оценки количества предложений курсов, не выдающих удостоверения и сертификаты, доступных сегодня в США.
Основной финансируемой правительством программой обучения в сфере восстановления и защиты окружающей среды является программа Национального института гигиены окружающей среды (NIEHS). Эта программа, созданная в рамках Закона 1987 года об избыточном финансировании (Superfund legislation), предоставляет гранты некоммерческим организациям, обладающим доступом к соответствующим группам (популяциям) рабочих. В состав реципиентов входят профсоюзы; университетские программы рабочего образования/исследований в сфере труда и общественного здравоохранения, гигиены и инжиниринга; местные учебные заведения; и некоммерческие коалиции по безопасности и гигиене, известные как группы COSH (Комитеты по безопасности и гигиене труда). Многие из этих организаций действуют в рамках региональных консорциумов. Целевая аудитория включает в себя:
· Рабочих строительных специальностей, занимающихся очисткой объектов с опасными отходами;
· Персонал групп аварийного реагирования, работающий в агентствах, выполняющих противопожарные и аварийные работы, и на промышленных предприятиях;
· Транспортных рабочих, занятых перемещением опасных веществ;
· Рабочих, занятых на сооружениях для очистки, хранения и захоронения опасных отходов;
· Рабочих водоочистных сооружений.
Программа NIEHS привела к созданию обширного учебного плана, разработке материалов и нововведениям, которые характеризовались значительным участием и синергией всех, получивших гранты. Программа финансирует национальную расчетную палату, которая обслуживает библиотеку и учебный центр, а также выпускает ежемесячный информационный бюллетень.
Другие финансируемые правительством программы предлагают короткие курсы, ориентированные на специалистов по опасным отходам, противопоставляемых рабочим, занятым непосредственным восстановлением окружающей среды. Многие из этих программ базируются в университетских Центрах образовательных ресурсов (Educational Resource Centers), финансируемых Национальным институтом безопасности и гигиены труда (NIOSH).
Образовательные программы
Местные учебные заведения
Главным изменением в образовании и обучении, связанными с опасными отходами, в последние несколько лет является интенсивное развитие программ местных учебных заведений и консорциумов по улучшению профессионально-технического образования на уровне низшей ученой степени. С 1980-х годов местные учебные заведения проводили наиболее организованную и обширную работу по разработке курсов обучения в сфере среднего образования.
Министерство энергетики (DOE) финансировало общенациональные программы по обеспечению предприятий отрасли обученной рабочей силой в связи с изменением потребности. Теперь этим предприятиям требуются не техники - ядерщики, а рабочие по уборке опасных отходов. Наиболее тщательно такое обучение проводится в местных колледжах, многие из которых исторически занимались подготовкой персонала для конкретных энергетических объектов. Финансируемые DOE программы в местных колледжах явились также основным стимулятором усилий по разработке курсов обучения и созданию консорциумов по обмену информацией. Их целью является создание более согласованных и более высоких стандартов обучения и обеспечение мобильности рабочей силы, стимулирующей людей, обученных для работы на предприятии в одной части страны, переходить на другое предприятие с минимальными потребностями в переобучении.
Курсы обучения в этой области разрабатываются несколькими консорциумами местных колледжей. Партнерство по обучению технологиям защиты окружающей среды (Partnership for Environmental Technology Education (PETE)) действует в шести регионах. PETE работает с Университетом Северной Айовы над созданием сети мирового уровня, объединяющей программы по окружающей среде местных колледжей, связанных с высшими учебными заведениями, которые информируют и готовят студентов к поступлению на эти двухгодичные программы обучения, дающие научную степень. Цели заключаются в создании (1) моделей учебных планов, имеющих силу в масштабах страны, (2) комплексных программ профессионального развития и (3) национальной расчетной палаты для образования в области охраны окружающей среды.
Институт по исследованию и обучению работе с опасными веществами (Hazardous Materials Training and Research Institute (HMTRI)) выполняет услуги по разработке курсов обучения, профессиональному развитию, печати и обеспечению электронной связи для 350 колледжей с двухгодичными программами по технологиям защиты окружающей среды, по окончании которых слушатели получают специальные удостоверения. Институт разрабатывает и распространяет учебные планы и материалы, а также реализует образовательные программы в собственном Центре обучения в сфере охраны окружающей среды в Кирквудском колледже (Kirkwood Community College) в Айове, который оборудован множеством классов, лабораторий и сооружениями для симулирования реальных (полевых) объектов.
Центр исследований и разработок в области труда (The Center for Occupational Research and Development (CORD)) является национальным лидером в инициативе Департамента образования США "Учащиеся технических школ, готовящиеся к поступлению в колледж/ Младшая научная степень". Программа для учащихся технических школ, готовящихся к поступлению в колледж, требует координации институтов среднего и высшего образования для предоставления студентам твердых основ карьерного продвижения и сферы деятельности. Эта деятельность привела к созданию нескольких контекстуальных, эмпирических студенческих учебников по основным наукам и математике, разработанных для того, чтобы студенты изучали новые концепции во взаимосвязи с существующими знаниями и опытом.
Центр CORD также сыграл важную роль в национальной образовательной инициативе Администрации Клинтона "Цели 2000: Дать образование Америке". В условиях признания потребности в квалифицированном персонале начального уровня эта инициатива обеспечила разработку стандартов профессиональных трудовых навыков ("Стандарты навыков" определяют знания, навыки, отношения и уровень возможностей, необходимые для успешной работы в конкретной профессии). Среди 22 проектов разработки стандартов, финансируемых в рамках программы, есть один проект, ориентированный на техников - специалистов по технологии контроля опасных веществ.
Связь программ профессионально-технического образования и бакалавриата
Постоянной проблемой была плохая связь между двухгодичными и четырехгодичными учебными заведениями, мешающая студентам, которые хотят поступить на программы инженерного образования после получения низшей научной степени (окончания двухгодичного учебного заведения) по контролю опасных/радиоактивных отходов. Однако ряд консорциумов местных колледжей начал обращать внимание на эту проблему.
Консорциум Технологий защиты окружающей среды (ET), это - сеть местных колледжей Калифорнии, которые заключили соглашения о сотрудничестве с четырьмя четырехгодичными колледжами. Учреждение калифорнийским Агентством по охране окружающей среды новой классификации работ, специальности "специалист - техник по охране окружающей среды" (“environmental technician”), дало выпускникам ЕТ программ дополнительный стимул для продолжения своего образования. Сертификат ЕТ представляет собой начальный ("входной") уровень требований для получения должности техника по охране окружающей среды. Завершение обучения, дающего низшую научную степень, делает работника подходящим для назначения на работу следующего уровня ответственности. Дополнительное образование и опыт работы позволяют рабочему продвигаться вверх по карьерной лестнице.
Консорциум по исследованиям и образованию в сфере контроля отходов (The Waste-management Education and Research Consortium (WERC)), объединение школ Новой Мексики, является, вероятно, наиболее передовой моделью, которая пытается преодолеть разрывы между профессионально-техническим и традиционным четырехгодичным образованием. Членами консорциума являются Университет Новой Мексики (the University of New Mexico), Институт горного дела и технологий Новой Мексики (the New Mexico Institute of Mining and Technology), Государственный университет Новой Мексики (New Mexico State University), колледж общины Навахо (Navajo Community College), лаборатория Сандия (Sandia Laboratory) и лаборатории Лос-Аламос. Поход, использовавшийся для передачи курсов обучения, заключался в применении интерактивной телевизионной (ITV) программы, которая использовала преимущество наличия разных "сильных сторон" у каждого из учебных заведений, для дистанционного (заочного) обучения.
Студенты, записавшиеся на программу по охране окружающей среды, должны в обязательном порядке пройти 6-ти часовое обучение на курсах других учебных заведений посредством дистанционного обучения или в течение семестра курсовой работы, который они проводят за пределами своего учебного заведения. Программа является определенно междисциплинарной и сочетает в себе непрофилирующие предметы (minor) по контролю опасных веществ/отходов с профилирующими предметами (major) из других разделов (политологии, экономики, начальных юридических знаний (pre-law), инжиниринга или других наук). По своей направленности программа является "и широкой, и узкой", то есть, признает как необходимость создания у студентов широкой базы знаний в выбранной ими сфере деятельности, так и необходимость проведения некоторой конкретной подготовки в сфере контроля использования опасных веществ и удаления опасных отходов. Эта уникальная программа связывает участие студентов в реальном прикладном исследовании с разработкой ориентированного на промышленность (industry-led) курса обучения. Курсы по непрофилирующим предметам очень конкретны и пользуются преимуществом особой специализации каждого учебного заведения. Однако каждая программа, включая программу получения низшей научной степени, имеет обширные ключевые требования в области гуманитарных и общественных наук.
Другой уникальной чертой этой программы является тот факт, что четырехгодичные школы предлагают двухгодичную низшую степень в сфере технологий опасных и радиоактивных веществ. Двухгодичная низшая степень в энвиронике, предлагаемая в колледже Навахо, включает в себя курсы по истории Навахо, а также, наряду с техническими курсами, важные курсы по коммуникации (искусству общения) и бизнесу. В кампусе колледжа Навахо также создана практическая лаборатория, что необычно для местного колледжа. Эта лаборатория является частью обязательств, взятых на себя консорциумом в области практического лабораторного обучения и прикладных, и научных технологических исследований. Учебные заведения - члены WERC также предлагают программу получения сертификата "без степени" в области переработки отходов, которая, по-видимому, имеет гораздо более высокий уровень, чем 24-часовые и 40-часовые курсы, предлагаемые другими колледжами. Она предназначена для людей, которые уже имеют степень бакалавра или диплом (graduate degree), и которые дополнительно хотят воспользоваться преимуществами семинаров и спецкурсов в университетах.
Выводы
За последние несколько лет, в образовании и обучении, связанном с отраслью по переработке и удалению опасных отходов, помимо распространения краткосрочных программ обучения и традиционных программ в области инжиниринга, произошло несколько серьезных изменений. Кроме того, Министерство энергетики США, кажется, сконцентрировало образование на уровне местных колледжей на задачах переподготовки рабочей силы, преимущественно через Партнерство по обучению технологиям защиты окружающей среды (PETE), Консорциум по исследованиям и образованию в сфере контроля отходов (WERC) и другие подобные консорциумы.
Существует большой разрыв между профессионально-техническим обучением и традиционным образованием в сфере охраны окружающей среды. Из-за существования этого разрыва у рабочих, занятых в сфере контроля опасных отходов, отсутствует четкий, стандартный карьерный путь. Этим рабочим трудно продвинуться вперед в своей отрасли или в правительстве без классических технических степеней. Хотя межфакультетские возможности выбора для получения образования на уровне менеджеров создаются на факультетах экономики, права и медицины, признающих широту отраслевого охвата охраны окружающей среды, все еще существуют профессиональные академические степени, которые "теряют" большую часть доступной и опытной рабочей силы.
По мере "созревания" отрасли очистки окружающей среды, долгосрочная потребность рабочей силы в более сбалансированном обучении и образовании, и хорошо разработанном карьерном пути становится все более очевидной. Большое количество уволенных рабочих с закрытых военных объектов означает большее количество людей, приходящих в рабочую силу в сфере охраны окружающей среды из других отраслей, что делает спрос на профсоюзное обучение и размещение уволенных рабочих (как демобилизованных военных, так и уволенного гражданского персонала) еще выше, чем раньше. Необходимы образовательные программы, которые удовлетворяют потребности как персонала, приходящего в отрасль, так и самой отрасли в более сбалансированной и лучше образованной рабочей силе.
Члены профсоюза являются одной из основных групп работников, присоединяющихся к отрасли по удалению опасных отходов и восстановлению окружающей среды. Поэтому, казалось бы, что департаменты по трудовым исследованиям и трудовым отношениям в промышленности, могли бы быть теми логическими единицами, которые разрабатывают программы получения степени, сочетающие курсы обучения контролю опасных отходов и охране окружающей среды с развитием трудовых и управленческих навыков.
Источник: http://otipb.ucoz.ru/publ/ |