Marianne Saux
История
Применение во Франции 30-х годов некоторых статей свода законов о труде, касающихся гигиены, продемонстрировало значимость проведения инспекции рабочих мест и предоставления медицинских консультаций.
Законы от 17 июля 1937 г. и 10 мая 1946 г. (статьи L 611-7 и R 611-4) наделили департамент инспекции рабочих мест правом отдавать распоряжения о приглашении медицинской комиссии. Со временем комиссии стали проводиться все чаще, дополнительно и одновременно с инспекцией предприятия.
Вступление в силу закона от 11 октября 1946 г. о гигиене труда привело к установлению постоянной процедуры медицинской инспекции рабочих мест и осмотра работников. Указ от 16 января 1947 г. установил контекст, шкалу окладов, статус и функции медицинских инспекторов на предприятиях.
Однако начиная с 1947 г. развитие этой области шло нерегулярно, а ряд медицинских инспекторов теряли приоритеты среди большого количества задач. Хотя значение медицинских департаментов, созданных согласно закону от 11 октября 1946 г., увеличилось, число медицинских инспекторов постепенно сократилось от 44 человек 21 в 1947 г. Этими противоречивыми тенденциями объясняется критика, с которой столкнулась система гигиены труда.
Однако с 1970 г. и особенно с 1975 г стали предприниматься серьезные попытки создать Департамент медицинского обследования предприятий, в соответствии с потребностями около 6000 врачей, в ведении которых - более 12 миллионов рабочих. В 1980 г. инспекционные службы имели 39 штатных единиц и 36 сотрудников. В 1995 г. в наличии было 43 должности. Приоритетный план действий номер 12 Плана Vilth предусматривает наличие 45 медицинских инспекторов; таким образом, штат доводится до уровня, намеченного в 1947 году.
В то же время, когда французские власти осознали необходимость специализированных инспекционных департаментов, ответственных за применение законодательных и регулирующих директив по гигиене труда, сходные решения принимались и в других странах. В связи с данной тенденцией, МОТ совместно с ВОЗ в 1963 г. провела в Женеве международный коллоквиум по медицинскому инспектированию предприятий. Среди заслуживающих внимания вопросов, поднятых на коллоквиуме, были: определение ответственности, обязанностей и потребностей медицинских инспекторов в знаниях и обучении, а также средства и методы медицинского обследования.
Общая организация
Центральный офис Департамента инспекции предприятий и медицинского осмотра рабочих является частью Департамента производственных отношений, который напрямую отчитывается Региональному директору по производственным отношениям и медицинскому обследованию. Служба Регионального директора, в свою очередь, является частью Регионального совета по труду и занятости подотчетной Региональному директору по труду и занятости. Число специалистов и рабочих в 1995 году во Франции составляло:
· 12.5 миллионов рабочих, охваченных службой;
· 6337 врачей, 2500 из которых работали в режиме полного рабочего дня;
· 4000 человек среднего медицинского персонала;
· 1500 медицинских департаментов;
· 90% рабочих, дополнительно обследованных департаментами медицинских секторов.
Численность медицинских инспекторов в каждом регионе зависит от числа штатных единиц специалистов по гигиене труда в регионе. В целом каждый региональный медицинский инспектор обслуживает примерно 300 000 рабочих. Общий стандарт модифицируется в зависимости от размеров и географии каждого региона.
Основная цель
Хотя многие из положений больше не актуальны или теряют силу, они полезны при анализе ответственности медицинских инспекторов, институт которых был учрежден на основании упомянутого указа от 16 января 1947 г.
Врачи департамента несут ответственность за координацию рассмотрения медицинских вопросов различными департаментами министерства труда и социальной защиты. Их функции могут быть расширены декретом.
Медицинский инспектор предприятия и рабочих:
1. совместно с техническими комиссиями по социальной защите поддерживает прямой и постоянный контакт с департаментом инспекции предприятий и гарантирует исполнение законов по гигиене труда и охране здоровья рабочих;
2. на постоянной основе осуществляет деятельность по защите здоровья рабочих на предприятии, включая надзор за департаментами гигиены труда на основании закона от 11 октября 1946 г.;
3. осуществляет надзор за медосмотром в тесном сотрудничестве с психологами, определяющими профпригодность работника, профессиональную переориентацию и направление временно нетрудоспособных работников в центры реабилитации;
4. совместно с техническими комиссиями по социальной защите Общества взаимного кредита контролирует подготовку, сбор фактов и использование статистики по физиопатологии рабочих.
Медицинский инспектор передавет информацию, касающуюся риска профессиональных заболеваний и несчастных случаев в различных компаниях, техническим комиссиям социальной защиты Общества взаимного кредита. Нота от 15 сентября 1976 г. об организации департаментов промышленного сотрудничества предписывает Департаменту инспекции предприятий и рабочих проводить:
· исследование технических аспектов гигиены труда, патологии, производственной физиологии и эргономики;
· исследование вопросов, относящихся к защите здоровья рабочих и производственным условиям;
· исследование медицинских аспектов работы;
· мониторинг прогресса медицины, физиологии и эргономики;
· координацию сбора региональной информации.
Медицинские инспектора управляют:
· координацией региональных медицинских инспекторов;
· отчетами, техническими обзорами и специализированными региональными и межрегиональными исследованиями;
· организацией встреч с членами департамента медицинской инспекции предприятий, которые дают возможность сравнить и определить согласованные подходы к новым проблемам;
· подготовкой набора и обучением медицинских инспекторов предприятий и рабочих;
· дальнейшим обучением региональных медицинских инспекторов.
Кроме основной деятельности, департамент медицинской инспекции предприятий и рабочих осуществляет сотрудничество с отделами кадров и управлениями персоналом по медицинским аспектам работы (особенно с рабочими, имеющими физические недостатки или теми, кому необходимо продолжить образование или кандидатами на рабочие места). Департамент несет ответственность за руководство, координацию, набор и подготовку региональных медицинских инспекторов и гарантирует продолжение обучения. Наконец, центральный офис Департамента осуществляет консультационную деятельность и является официальным представителем правительства по вопросам гигиены труда.
Департамент труда центральных или региональных отделений медицинской инспекции предприятий может выполнять функции по профилактике или коррекции профессиональных рисков для других правительственных департаментов, не имеющих своих собственных служб медицинской инспекции (в частности, Департамент по здравоохранению и социальной защите). Отделения Департамента по труду могут также содействовать организации служб медицинской профилактики. Для государственных служб производственной инспекции Департамента обычно предоставляет советника.
В период с 7 по 10 июня 1994 г. почти 1500 человек посетили 13-ю Национальную конференцию по гигиене труда, организованную Обществом и институтом гигиены труда и эргономики Franche-Comtй). Обсуждались следующие вопросы:
· нейротоксичность низких уровней экспозиций растворителей;
· здоровье и факторы производственные риска;
· производственный стресс - роль врачей по профессиональным заболеваниям.
Департамент является представителем правительства в медицинских, исследовательских и профессиональных организациях или институтах в области гигиены труда, в том числе Conseil National de l’Ordre des Medecins (Yациональный совет врачей), le Haut Comitй d’Etudes et d’informatjion contre l’alcoolisme (Главная информационно-исследовательская комиссия по алкоголизму), различные университеты и научно-исследовательские институты. Кроме того, центральный Департамент медицинской инспекции предприятий часто присутствует от имени французского правительства на обсуждении медицинских вопросов в Европейском экономическом союзе, ВОЗ и МОТ. Региональные департаменты имеют подобные обязанности в соответствии с циркуляром DRT № 18-79 от 6 июля 1979 г. о роли кооперации между инспекторами предприятий и медицинскими инспекторами предприятий в профилактике производственного травматизма. Циркуляр определяет направление информационной, контрольной, руководящей и посреднической деятельности, выполняемой совместно с региональными или местными департаментами по инспекции рабочих мест.
Инспектора предприятий и медики преследуют общую цель - предупреждение профессиональных рисков, но способы их деятельности могут различаться в зависимости от необходимой технической экспертизы. Иные обстоятельства также могут потребовать сотрудничества.
Предложенный новый циркуляр
Подготавливаемый циркуляр повторяет пункты циркуляра от 6 июля 1979 г. и содержит некоторые новые идеи. Следует отметить, что 1 января 1995 г. департаменты профессиональной подготовки определили круг обязанностей региональных департаментов по труду и занятости. Требуют пересмотра функции, роль и миссия медицинских инспекторов предприятий.
Подводя итог, можно сказать, что к 1980 г. департаменты медицинских инспекторов восстановили в полном объеме роль и функции, намеченные 1946-47 гг. Наиболее вероятно, следующий шаг в медицинской инспекции будет сделан в направлении поддержки, управления и научных исследований на предприятиях. Как было отмечено, эти изменения протекают параллельно с эволюцией гигиены труда. Сейчас, после длительного периода разработки и внедрения можно сказать, что эта работа завершена, и гигиена труда должна ориентироваться на качественное улучшение и научные разработки.
Источник: http://otipb.ucoz.ru |