В. Андронова, обозреватель «Федерального агентства финансовой информации»
После вступления в силу новой редакции Трудового кодекса компаниям, в штате которых насчитывается более 50 человек, пришлось обзавестись службой охраны труда. Для остальных фирм возникновение такой обязанности зависит от вида их деятельности. В любом случае организация нового подразделения – довольно масштабный проект, если учесть, что необходимо уделить внимание и профессиональной подготовке самих «охранников». Однако, как показывает практика, расставить все по своим местам не так уж и сложно.
С чего начать?
Если на производственной фирме работает больше пятидесяти человек, нужно в обязательном порядке обзавестись службой охраны труда или хотя бы соответствующим специалистом. Только в одном случае у директора есть выбор при решении вопроса о том, создавать или нет службу охраны труда – если численность сотрудников фирмы не превышает 50 человек. Решение в этом вопросе принимается, как правило, с учетом специфики производственной деятельности компании. Если руководство предприятия останавливается на том, что служба или специалист по охране труда ей не нужны, то их функции должен выполнять руководитель организации (или работодатель – индивидуальный предприниматель).
При условии, что количество служащих вынуждает делать это, и фирма решила создать у себя именно службу, то нужно четко определить круг ее обязанностей. Например, на нее можно возложить такие основные задачи и функции, как:
- контроль над тем, как работники выполняют законы, подзаконные акты, трудовой и коллективный договоры, соглашения по охране труда;
- информирование и консультирование работников фирмы по вопросам охраны труда;
- учет и анализ причин производственного травматизма;
- методическое руководство аттестацией рабочих мест по условиям труда;
- организация расследований несчастных случаев на производстве.
Кроме того, служба контролирует:
- своевременное проведение испытаний и технического освидетельствования машин и механизмов;
- эффективность работы вентиляции;
- своевременное и правильное предоставление работникам компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и опасными условиями труда.
Полный перечень функций службы охраны труда содержит раздел III «Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации» (утв. постановлением Минсоцтруда от 8 февраля 2000 г. № 14; далее – Рекомендации).
Создание службы оформляется приказом руководителя фирмы, после чего данное подразделение попадает в полное подчинение к директору компании или к его заместителю (п. 2 Рекомендаций).
Плюс ко всему, в обязательном порядке составляется Положение «О службе охраны труда». Разработку этого документа организация полностью берет в свои руки, пользуясь пунктами, указанными в Рекомендациях. В Положении должны быть перечислены права и обязанности по охране труда служащего и работодателя, требования к оборудованию, машинам и механизмам фирмы и к выпускаемой ею продукции. Кроме того, в положении указывают:
- кто отвечает за охрану труда на фирме;
- общий порядок выдачи спецодежды;
- общие правила санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников;
- порядок расследования и учета несчастных случаев.
Эксперты журнала «Расчет» отмечают, что если компания хочет избежать хлопот с организацией охраны труда, она может заключить гражданско-правовой договор со специалистами или предприятиями, которые оказывают услуги в этой области. Такое право предоставлено статьей 217 Трудового кодекса. Следует обратить внимание: выбирая «охранную» компанию, нужно убедиться, что она аккредитована.
Если вы решили пригласить специалистов, занимающихся оказанием таких услуг, то будьте готовы к тому, что налоговики могут высказать претензии. Например, инспекторы могут заявить, что заключение подобного договора экономически необоснованно. Нередко проверяющие заявляют, что расходы компании по этому контракту нельзя учитывать при расчете налога на прибыль. Однако чаще всего суд принимает сторону фирмы (постановление ФАС Северо-Западного округа от 12 апреля 2004 г. № А56-20964/03).
Рассчитываем масштабность службы
Штатная численность службы и ее структура зависят от характера условий труда, степени опасности производства и ряда других факторов. Они перечислены в «Межотраслевых нормативах численности работников служб охраны труда в организациях» (утв. постановлением Минсоцтруда от 22 января 2001 г. № 10). Указанные нормативы численности охватывают основные направления деятельности работников службы, например:
- по организации работ, связанных с предупреждением травматизма;
- проведению аттестации рабочих мест;
- проведению инструктажей;
- контролю за соблюдением законов и других нормативных правовых актов по охране труда;
- расследованию и учету несчастных случаев.
Норматив численности сотрудников службы устанавливается в зависимости от количества рабочих на фирме, при этом учитывается также вид работ, выполняемых сотрудниками компании. Данные нормы перечислены в таблицах Межотраслевых нормативов. Когда промежуточные расчеты проведены, подсчитывают общую нормативную численность (Чн) – она равна сумме промежуточных норм. Далее для расчета планируемой численности сотрудников службы применяют следующую формулу (п. 4 Межотраслевых нормативов):
Чсп = Чн x Кн,
где:
Чн – нормативная численность работников,
Кн – коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т. п.
Его рассчитывают по формуле:
Процент планируемых невыходов
Кн = 1 + --------------------------------------------- ,
100
где процент планируемых невыходов определяется по данным бухгалтерского учета.
Пример
Среднесписочная численность сотрудников производственной фирмы – 1105 человек. Нормативная численность сотрудников службы охраны труда, рассчитанная по Межотраслевым нормативам, – 3,61. Коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников во время отпуска, болезни и т.п. (принят условно) – 1,1.
Штатная численность службы охраны труда составит:
Чсп = 3,61 x 1,1 = 3,97 ~ 4 чел.
Рабочие моменты
Для того чтобы сотрудники службы охраны труда могли полноценно работать, необходимо составить и утвердить их должностные инструкции, распределить между ними функции в подразделениях фирмы (п. 10 Рекомендаций).
Работникам службы следует выделить отдельное помещение, в котором можно было бы проводить прием посетителей. Помещение надлежит оборудовать оргтехникой и техническими средствами связи (п. 11 Рекомендаций).
Также службе следует предоставить кабинет, в котором будут проходить инструктажи и учеба сотрудников фирмы. В выделенном помещении непременно должна иметься нормативная и справочная литература по охране труда (п. 12 Рекомендаций).
Сотрудники данного подразделения обязаны регулярно проходить переподготовку, направленную на повышение квалификации. В свою очередь директору фирмы необходимо проверять их знания в области охраны труда, основных требований и положений (п. 13 Рекомендаций).