Пятница, 03.05.2024, 08:21
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Справочник Профессионала - Directory of professional  16+

НАШ ОПРОС
Просим Вас указать Вашу принадлежность к той или иной группе:
Всего ответов: 4881
Статистика
 
Рейтинг@Mail.ru
 
 
 
 

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
 
Зарег. на сайте
Всего: 1230
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
Из них
Администраторов: 1
Модераторов: 1
Проверенных: 968
Обычных юзеров: 260
Из них
Парней: 896
Девушек: 334
TwitPic
СЕЙЧАС читают:
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Охрана труда » Общие

Проблемы и перспективы осуществления государственного строительного надзора.

Ю.В. АРТЮХ, начальник Управления государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

2007 г . в определенной степени стал знаковым для Управления государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Управление). Связано это прежде всего с практической реализацией норм Постановления Правительства Российской Федерации «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» от 01.02.06 № 54, возложившего на Ростехнадзор полномочия по осуществлению государственного строительного надзора. Сотрудникам вновь сформированного Управления пришлось отлаживать, а иногда и заново создавать сложный механизм взаимодействия как внутри, так и за пределами Управления, одновременно активно занимаясь предупреждением, выявлением и пресечением нарушений соответствия работ, выполняемых в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации.

При этом, как всегда, наиболее остро стоял вопрос практического применения действующего законодательства в области градостроительства, особенно в части реализации надзорными органами своих функций и полномочий.

Анализ действующих в Российской Федерации нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в области государственного строительного надзора и административной практики рассмотрения нарушений законодательства о градостроительной деятельности показывает, что еще рано говорить о завершенности процесса формирования комплексного правового института государственного строительного надзора. Остается много вопросов, требующих детальной, основательной проработки на федеральном и особенно на региональном уровне. Это по-прежнему одно из основных направлений нормотворческой деятельности как Управления государственного строительного надзора, так и Ростехнадзора в целом.

Значительное увеличение объемов и темпов жилищного строительства в последние годы потребовало проведения существенной конкретной работы по устранению административных барьеров и упрощению механизмов вовлечения в хозяйственный оборот земельных участков для жилищного строительства. Большой вклад в решение этой проблемы внес Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 232-ФЗ, подписанный Президентом Российской Федерации 18 декабря 2006 г . (далее – Закон).

Изменения коснулись реализации норм Градостроительного кодекса Российской Федерации о введении с 1 января 2007 г . единой государственной экспертизы проектной документации и запрете проведения иных видов государственных экспертиз проектной документации.

Законом конкретизированы случаи проведения государственного строительного надзора. В частности, государственный строительный надзор при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства осуществляется только в случаях, если проектная документация таких объектов подлежит государственной экспертизе либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.

Особое внимание в Законе обращено на организацию и осуществление единого государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства. В связи с этим Управлением проводилась определенная работа по выполнению требований Закона о том, что с 1 января 2007 г . в рамках государственного строительного надзора осуществляются государственный пожарный, государственный санитарно-эпидемиологический надзор и государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль). Однако довести эту работу до ее логического завершения пока не удалось, и она, как уже отмечалось, будет продолжена в ближайшее время.

Нормотворческая деятельность управления неразрывно связана с практическим осуществлением надзорных функций, что имеет особое значение при частых (в 2007 г . – 5 раз) изменениях Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Так, положения Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления порядка резервирования земель для государственных или муниципальных нужд» от 10.05.07 № 69-ФЗ уточнили порядок резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд и полномочия органов государственной власти и местного самоуправления при этом. Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 24.07.07 № 215-ФЗ (в ред. от 01.12.07) конкретизировал полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и проектов документов территориального планирования Российской Федерации.

Федеральным законом «О внесении изменений в федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.10.07 № 240-ФЗ уточнены порядок использования земельных участков в границах особых экономических зон и полномочия органов управления особыми экономическими зонами при этом.

В соответствии с Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.07 № 257-ФЗ автомобильные дороги общего пользования федерального значения и относящиеся к ним транспортные инженерные сооружения исключены из перечня особо опасных и технически сложных объектов. И этим же законом к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности отнесены организация и проведение государственной экспертизы проектной документации автомобильных дорог федерального значения.

В Федеральном законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 04.12.07 № 324-ФЗ уточнен перечень особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, определенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.06 № 54 и Федеральным законом от 18.12.06 № 232-ФЗ. К особо опасным и технически сложным объектам отнесены тепловые электростанции мощностью 150 МВт и выше, а газораспределительные системы в местах использования, хранения, транспортирования природного газа под давлением до 1,2 МПа включительно или сжиженный углеводородный газ под давлением до 1,6 МПа включительно из этого перечня исключены.

В результате перечень объектов, поднадзорных Ростехнадзору, уменьшился более чем на 2000.

Наряду с нормотворческой деятельностью, Управление оказывает помощь территориальным органам Ростехнадзора и надзорным органам субъектов Российской Федерации в вопросах нормативно-правового и научно-методического обеспечения государственного строительного надзора, в подготовке специалистов, проведении проверок поднадзорных объектов, в ходе которых на практике делится опытом применения законодательства, действующего в области градостроительства.

За 2007 г . при проверке поднадзорных объектов сотрудники Ростехнадзора выявили свыше 30 тыс. нарушений градостроительного законодательства и свыше 1500 административных правонарушений. По результатам проверок наложено административных штрафов на сумму свыше 50 млн. руб., более чем в 20 случаях применен временный запрет деятельности, и 20 материалов передано в правоохранительные органы. Вместе с тем за прошедший год выдано 2413 заключений о соответствии объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации.

Особое внимание уделялось комплексному подходу к проведению проверок. Отмечен положительный опыт организации такой работы Московским МТУ ТЭН Ростехнадзора, на основе обобщения которого в ближайшее время выйдет в свет руководящий документ Ростехнадзора, который определит порядок организации и проведения комплексных проверок при осуществлении государственного строительного надзора.

Расширение круга поднадзорных опасных производственных объектов и увеличение надзорных функций требует уточнения задач в сфере государственного единого строительного надзора.

Прежде всего это совершенствование законодательства Российской Федерации путем упрощения процедур оформления соответствующих разрешений, с одной стороны, и повышения ответственности за принимаемые решения – с другой.

В этом плане завершается процесс приведения законодательных и других нормативных правовых актов о градостроительной деятельности в соответствие с требованиями Федерального закона от 18.12.06 № 232-ФЗ по осуществлению единого государственного строительного надзора. Активное участие в этом принимают как центральные органы исполнительной власти, так и федеральные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В рамках требований этого Закона предстоит также большая работа по подготовке в структурных подразделениях центрального аппарата и в соответствующих территориальных подразделениях Ростехнадзора специалистов других видов надзора, в том числе государственного пожарного и государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

Это особенно важно для объектов использования атомной энергии, так как не во всех межрегиональных территориальных округах по надзору за ядерной и радиационной безопасностью созданы специализированные подразделения по осуществлению государственного строительного надзора. В настоящее время подготовка таких специалистов имеет большое значение и для обеспечения государственного строительного надзора

при строительстве объектов инфраструктуры и других объектов в рамках подготовки к зимним Олимпийским играм 2014 г . в г. Сочи, а также реализации Федеральной целевой программы «Развитие Сочи как горноклиматического курорта».

Пристальное внимание уделяется совершенствованию взаимодействия Управления государственного строительного надзора с другими управлениями центрального аппарата Ростехнадзора. Так, совместно с Управлением государственного экологического надзора продолжается работа по обеспечению обязательного включения в состав документации при проведении государственной экспертизы материалов оценки воздействия на окружающую среду, подготавливаемых с учетом соответствующих требований Ростехнадзора. Следует отметить, что наиболее последовательно работают в этом направлении Московское МТУ ТЭН Ростехнадзора, МТУ ТЭН по Центральному и Дальневосточному федеральным округам.

Важная сторона деятельности Ростехнадзора – расширение информационной базы государственного строительного надзора в единой информационной системе Ростехнадзора. Создание развитой информационной базы позволит иметь оперативную информацию о поднадзорных объектах и своевременно реагировать на изменение их состояния.

Кроме того, предполагая, что в ближайшее время начнет в полной мере функционировать автоматизированная информационная система промышленной безопасности (АИС ПБ), включающая автоматизированное рабочее место (АРМ) инспектора, надеемся на жесткую интеграцию АИС ПБ с АИС государственного строительного надзора.

Таким образом, перспектива видится в создании единой функциональной системы государственного строительного надзора, позволяющей вести активную работу по своему функциональному назначению с учетом изменений градостроительного законодательства, имеющей постоянную достоверную информацию о состоянии поднадзорных объектов, а также возможность оперативно реагировать на любые изменения текущей обстановки на таких объектах.

Это возможно только на основе творческого подхода к процессу формирования единого комплексного правового института государственного строительного надзора с учетом интересов как государства в целом, так и каждого гражданина Российской Федерации.

«Информационный бюллетень Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», №1(34), 2008 год


Категория: Общие | Добавил: otipb (13.06.2008)
Просмотров: 1243 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту

2

Новое в блогах