Рентабельность интернет-магазина
По поводу рентабельности интернет-магазинов существует два кардинально противоположных мнения:
- интернет-магазины фантастически рентабельны
- каждый второй (если не первый) интернет-магазин разоряется в течение полугода после открытия.
Оба мнения по-своему верны, но это скорее крайности. А истина, как всегда, посередине.
Интернет-магазин действительно по своей идеологии весьма рентабельное предприятие (экономия на оборудовании, торговых площадях, зарплатах и т.д.). Но, с другой стороны, для того, чтобы интернет-магазин был хотя бы безубыточным, необходимо еще на стадии разработки бизнес-плана тщательно рассчитать стоимость затрат на многие параметры:
- категории товаров, которые будут продаваться в интернет-магазине;
- цены поставщиков;
- хранение товаров;
- разработка интернет-магазина;
- организация и нормальное функционирование:
- службы доставки;
- каталога товаров (постоянное наполнение и обновление);
- сопровождения сайта и т.д.
(подробнее об этом можно прочитать в статье «Что нужно учесть перед созданием торгового сайта или интернет-магазина»)
Именно недооценка важности этих параметров, их влияния на конечную рентабельность и привело большинство магазинов-банкротов к печальному финалу.
Первым в списке параметров не случайно стоит «выбор категории товаров». Потому что, если все остальные позиции очень индивидуальны и зависят от конкретных обстоятельств, то местный рынок товаров и услуг един для всех. Без знания его законов и региональной специфики не обойтись.
Здесь даже признанный лидер офлайн торговли c богатым опытом может попасть в ловушку. Например, если окажется, что рынок в его сегменте просто не готов к онлайн покупкам. В офлайне все хорошо, а через Интернет торговля не идет, несмотря на все усилия. Поэтому, прежде чем открывать интернет-магазин, необходимо убедиться, что шансы на успех все-таки есть.
Существует устойчивая, проверенная годами статистика товаров и услуг, наиболее часто приобретаемых через Интернет. Обратите внимание, что речь идет именно о интернет-магазине, а не онлайн витрине магазина оптовой торговли.
По данным исследования, проведенного московской компанией ЗАО «Интернет-Проекты», в целом по Рунету имеет место следующая картина:
ак % - активные покупатели сети Интернет в %
ум % - умеренные покупатели сети Интернет в %
Сегмент рынка |
активные покупатели % |
умеренные покупатели % |
Книги, альбомы, печатные и онлайн-издания |
66,7 |
46,9 |
Аудио-видео кассеты, CD, DVD |
60,1 |
41,0 |
Программное обеспечение, игры |
57,6 |
36,8 |
Компьютерная и офисная техника, комплектующие |
49,2 |
27,7 |
Бытовая техника |
39,7 |
16,0 |
Средства мобильной связи (телефоны, пейджеры) |
38,1 |
17,1 |
Парфюмерия, косметика |
35,6 |
12,6 |
Аудио-видеотехника |
31,3 |
12,6 |
Оплата услуг связи и Интернета |
30,0 |
16,8 |
Игрушки, товары для детей |
29,7 |
11,4 |
Подарки, сувениры, цветы |
29,4 |
11,0 |
Канцелярские товары, расходные материалы |
27,3 |
9,7 |
Лекарства |
26,1 |
10,8 |
Услуги банков и/или платежных систем |
23,3 |
10,8 |
Билеты на концерты, в кино и др., бронирование |
22,6 |
10,7 |
Фототовары |
22,4 |
9,7 |
Одежда, обувь, аксессуары |
22,3 |
8,4 |
Авиа, ж/д билеты, бронирование |
21,6 |
12,5 |
Авто- мототехника и запчасти |
17,1 |
4,9 |
Туристические путевки, визы, бронирование гостиниц |
16,2 |
8,3 |
Бытовые товары и услуги |
13,6 |
4,2 |
Спорттовары |
11,3 |
4,0 |
Продовольственные товары |
9,1 |
3,2 |
Спиртные напитки |
8,2 |
1,7 |
Услуги финансовых и/или страховых компаний |
5,4 |
2,2 |
Табачные изделия |
3,1 |
0,6 |
Стройматериалы |
2,7 |
0,8 |
Источник: ФОМ
Эти данные отражают, главным образом, популярность, а не текущий товарооборот интернет-магазинов.
По мнению экспертов компании «Интернет-Проекты», лидирующие товарные категории обладают рядом схожих характеристик:
- Покупки этих товаров относятся к категории наиболее продуманных, совершаемых лишь после получения о них достаточно полной информации.
- Решение о покупке данных товаров можно принять, не потрогав/не повертев в руках сам продукт. Для их покупки вполне достаточно аннотаций, приведенных на сайте.
- Каждая товарная категории включает массу товаров-аналогов, конкурентов. Прежде чем совершить покупку, необходимо выбрать из сотен аналогичных продуктов, что, несомненно, быстрее сделать в режиме он-лайн, чем лично объезжать десятки магазинов.
Практически ту же статистику дают и исследования ROMIR Monitoring:
Сегмент рынка |
% |
книги и канцтовары |
56 |
бытовая техника |
40 |
компьютеры и комплектующие |
39 |
музыкальные диски и программное обеспечение |
28 |
фильмы |
24 |
билеты в театр, кино, на концерты |
20 |
косметика и парфюмерия |
20 |
карты оплаты доступа в Интернет, мобильного телефона |
14 |
продукты питания |
9 |
Совпадение цифр двух разных исследований достаточно высоко для того, чтобы делать на их основании какие-то прогнозы и использовать как основу для построения маркетинговой политики будущего интернет-магазина. Есть только одно «но». Эти данные несколько расходятся с нашей местной статистикой.
Для Екатеринбурга первую 10-ку по посещаемости клиентами составляют интернет-магазины: бытовой техники, компьютеров, сотовых телефонов, цифровой техники, авто, CD, детских товаров (статистика сайта Uralweb.ru).
Казалось бы, все просто: это и есть список товаров, наиболее пригодных для реализации через Интернет. Но, естественно, именно в этих категориях наблюдается также и наибольшая «плотность» магазинов. Причем половина из них – это онлайн витрины крупных (в том числе федеральных) офлайновых сетей, имеющих за плечами десяток лет раскрученного устойчивого бизнеса (т.е. находящихся в заведомо более выигрышных условиях по сравнению с новичками):
Сегмент рынка |
Интернет-витрины офлайн магазинов |
«Чистые» интернет-магазины |
Бытовая техника |
3 |
2 |
Компьютеры |
4 |
4 |
Сотовые телефоны |
3 |
3 |
CD-ROM |
1 |
2 |
Автомагазины:
автосувениры |
- |
1 |
автозапчасти |
- |
1 |
шины |
4 |
2 |
цифровая техника(hi-fi) для авто |
- |
2 |
Цифровая техника |
2 |
- |
Детские товары |
- |
1 |
Декор для интерьера дома |
- |
1 |
Продажа инструмента |
1 |
- |
Продажа карт оплаты |
- |
1 |
Следовательно, сказать однозначно: выбирайте одну из «топовых» категорий – и успех обеспечен, тоже нельзя. Слишком велика конкуренция.
Есть и еще один «подводный камень» интерент-торговли: Интернету нет никакой разницы, в какой точке света Вы находитесь. А значит, можно с одинаковой легкостью приобретать товар в интернет-магазине, расположенном в соседнем доме или где-нибудь в Буркина-Фасо. Причем, если доставка из Африки пока достаточно дорога, то уже из Москвы она может оказаться вполне рентабельной.
Это как раз и является одной из причин того, что в Екатеринбурге не приживается, например, книжная торговля через Интернет, хотя общероссийская статистика показывает, что книги составляют порядка 60% от общего объема интернет-покупок. Жители Екатеринбурга предпочитают заказывать книги в Москве (в основном на Ozon.ru).
Большое влияние на размер текущих расходов по содержанию интернет-магазина оказывает такая, казалось бы, незначительная строка как «Наполнение и обновление каталога товаров». Если модельный ряд сотовых телефонов или телевизоров достаточно редко обновляется, а карты экспресс-оплаты – вообще товар неизменный, то, к примеру, создание каталога детских товаров требует работы:
а) профессионального фотографа, который сделает качественные, красивые снимки всех товаров (сможет их красиво подать);
б) менеджера, который будет отслеживать поступления и наполнять информацией каждую из многочисленных позиций списка товаров.
Это постоянный, достаточно серьезный расход, он ощутимо сказывается на конечной рентабельности интернет-магазина. Если этому вопросу уделяется недостаточно внимания, мы имеем картину, которую можно наблюдать у многих интернет-магазинов. В структуру сайта заложено большое количество разделов под разные линейки продуктов, но реальная номенклатура очень скудна: в каждом разделе вместо ожидаемого разнообразия присутствуют всего одна-две категории товара. У владельцев просто не хватает ресурсов, чтобы поддерживать широкий ассортимент.
Но здесь опять-таки не все однозначно. Продажа единицы товара в интернет-магазине бытовой техники по отдаче сопоставима с несколькими днями работы магазина CD-ROMов. Зато в них, как уже говорилось, значительно выше и агрессивнее конкурентная борьба. То есть критерий «максимальная сумма чека + минимум обновлений = успешный интернет-магазин» тоже не работает абсолютно прямолинейно.
Как видите давать общие, «обтекаемые» советы в вопросах рентабельности бессмысленно. В каждом конкретном случае требуется очень тщательно и вдумчиво все считать, учитывая нюансы данного сегмента рынка.
Единственное, что хочется сказать: если выяснилось, что стратегия не была досконально продумана «на берегу», можно попробовать сократить линейку предлагаемых продуктов или услуг и работать в более узкоспециализированном сегменте. Тем более что чем ýже сегмент – тем легче изучить свою аудиторию и правильно позиционироваться.
Частным случаем узко сегментированных интернет-магазинов можно считать сезонные магазины. Например, сделанные специально для продажи новогодних товаров с ноября по январь. Или магазины стройматериалов. По среднегодовой популярности продажа стройматериалов стоит в самом конце списка (около 3%). Но на короткое время - в разгар летних ремонтных работ - такой магазин может оказаться весьма прибыльным предприятием.
Источник: http://www.webformat.ru/index.php/article/archive/221/ |