ВВЕДЕНИЕ.
Вопрос привлечения инвестиций является всеобъемлющим: финансовые
средства нужны всем: одним, чтобы совершить благое дело, другим - чтобы
прирастить объем уже существующей денежной массы, третьим - чтобы дать
толчок к развитию организации в самом начале ее деятельности.
Большинство российских некоммерческих организаций живут по
принципу: «Что с неба упало, то мое», т.е. не занимаются регулярным и
продуманным сбором средств. В результате, денег у них либо не хватает,
либо нет совсем.
Во многих западноевропейских странах и особенно в США к деньгам и к
благотворительности относятся очень серьезно. Еще даже не до конца
обдумав суть и детали проекта, начинают собирать на него деньги.
Объясняется это, в том числе, и тем, что в этих странах государство
никогда не финансировало всю социальную сферу. Значительную часть
проблем решали только благотворительные организации, которые могли
надеяться в финансовом плане только на себя, на свое умение привлечь
спонсора, организовать работу, добиться хорошей репутации. В России же
очень часто мысль о том, где взять деньги на проект, приходит последней.
Мы не привыкли думать о деньгах, мы привыкли их получать и «выбивать»
из государства.
Проблема изыскания средств для организации или на реализацию
конкретных проектов в настоящее время является самой основной,
определяющей дальнейшее существование организации, однако ей до сих пор
не уделяется должного внимания в современных пособиях для некоммерческих
организаций и руководствах по PR.
Сбор средств для организации - профессиональное занятие, которому
надо учиться, эта профессия имеет свои тонкости, ее не постигнешь чистой
практикой. Это занятие требует полной отдачи сил.
Со временем многие организации рискуют оказаться в сильной зависимости от внешних источников финансирования.
В том, что организация получает деньги подобным образом, нет ничего
предосудительного. Проблема в данном случае сводится к тому, что каждый
раз, когда встает вопрос о продолжении финансирования той или иной
организации, фонд, правительство или спонсор сами определяют, насколько
это целесообразно. Поэтому, например, как только обнаруживается, что
политика какой-то организации идет вразрез с политикой местных властей,
возникает угроза резкого сокращения ее фондов. Естественно, организации,
которые ориентируются исключительно на государственные дотации,
оказываются при этом в трудном положении. Некоторые из них меняют
приоритетные направления своей работы, чтобы сохранить финансирование на
прежнем уровне. Те же, кто отказывается сделать это, вынуждены
довольствоваться сильно урезанными фондами, что может привести к
сокращению штатов, отказа от нового технического оборудования,
невозможности продолжать обучение штатного состава и подготовку новых
руководящих кадров для организации.
Однако из этого не следует делать вывод, что организации ни в коем
случае не должны использовать внешние источники финансирования. Денежные
поступления со стороны составляют основную часть ресурсной базы любой
общественной организации. Но когда организация строит планы в отношении
использования этих средств, не следует рассчитывать на постоянное и
долговременное финансирование из одного и того же внешнего источника.
Частные фонды, например, как правило, поддерживают одну и ту же
организацию не дольше трех-четырех лет.
Финансовые дотации - важнейший компонент ресурсной базы организации
при условии продуманного подхода к их использованию с учетом будущих
возможностей организации.
Мы рассмотрим проблему поиска и привлечения средств для некоммерческих организаций с двух позиций - с позиции спонсоринга и с позиции фандрайзинга . Для этого нам сначала необходимо дать определения понятиям:
Спонсоринг (sponsor, sponsorship) - поручительство,
попечительство, поддержка. В развернутом виде спонсоринг представляет
собой подбор или организацию события (или иного объекта спонсирования),
ведение и контроль события, проведение и/или контроль ПР и рекламной
кампании, гарантированное осуществление проекта и учета интересов
спонсора.
Фандрайзинг (fund-raising) - сбор средств. Целенаправленный
систематический поиск спонсорских (или иных) средств для осуществления
социально значимых проектов (программ, акций) и поддержки социально
значимых институтов. Может осуществляться как бизнес, как
благотворительная и как спонсорская деятельность.
Некоммерческая организация (бесприбыльная, non-profit) -
организация, которая либо не получает прибыли от своей деятельности,
либо получает, но использует ее на цели своего развития (уставную
деятельность), а не распределяет ее в виде дивидендов среди своих членов
(совладельцев, учредителей). Некоммерческими могут быть самые
разнообразные организации: от местной экологической группы до
телевизионной компании и муниципалитета.
СПОНСОРИНГ
В первую очередь мне бы хотелось осветить именно основные аспекты
спонсоринга, чтобы выяснить причины, мотивацию и приоритеты этой
деятельности, а также сделать выводы о том, почему содействие
фандрайзингу и вложения денег в благотворительные программы и
организации так выгодны.
5 постулатов о сути пожертвования, представленных фондом Великобритании « Charities Aid Foundation »:
Пожертвования не есть «подачка». Тем более, если это пожертвование в
благотворительную организацию, для того, чтобы она могла изменить
что-то в жизни конкретных людей. Организации тратят деньги на то, чтобы
помочь другим выбраться из беды, защитить свои права, развить таланты.
Пожертвования не могут кого-то унизить. Они могут унизить лишь
того, кто уже смирился с бедой и не в состоянии что-то сделать сам. Если
же люди делают какое-то дело, важное и для них, и для других,
пожертвования - это дружески протянутая рука.
Пожертвования не есть удел богачей. 30% средств в благотворительные
организации Нью-Йорка приходит от самых бедных его жителей. Доллар к
доллару, цент к центу. Бедные не могут дать много, но бедных много. И из
их маленьких пожертвований складывается капитал.
Пожертвования не есть инвестиции. Выгода здесь только моральная.
Для фирмы или банка это еще и улучшение репутации, реклама. Но никакой
прямой материальной прибыли пожертвования не приносят.
Пожертвования не могут быть бесконечными. Они могут быть разовыми и
постоянными. Если компания не в состоянии регулярно передавать деньги
благотворительной организации, то можно поддержать ее разовый проект,
акцию. Даже единовременное пожертвование возводит компанию в почетный
ранг спонсора.
Почему компании занимаются благотворительностью?
Помимо чисто человеческих мотивов есть несколько деловых причин:
-Участие в благотворительных акциях, мероприятиях, поддержка
благотворительных проектов или организаций улучшает репутацию фирмы,
показывает, что это легальная признанная организация, надежно стоящая на ногах.
- Спонсоринг - показатель надежности . Как только один из
известных банков прекратил свою благотворительную деятельность, он
лишился чуть ли не половины своих клиентов. Для клиентов прекращение
благотворительной помощи стало первым знаком скорого краха банка, а
через некоторое время банк действительно лопнул.
- Обстоятельность, легальность, финансовое благополучие -
показателем всего этого именно является продуманная и постоянная
благотворительная деятельность. Если фирма способна выделить некоторую
сумму на поддержку дома детского творчества, то обыватель думает, что у
нее достаточно средств на коммерческую деятельность. И обыватель
становится потенциальным клиентом или партнером в делах.
-Участие в благотворительности, особенно в небольшом городе,
показывает, что фирма или банк заботятся о городе, о его жителях. Это снижает агрессию по отношению к компании и к частному бизнесу вообще, как со стороны людей, так и со стороны властей.