полный текст документа находится в файле
ВВЕДЕНИЕ
Изучению
корпоративной культуры (КК), ее воздействия на деятельность крупных предпринимательских
структур посвящены работы многих зарубежных исследователей. Корпорации – это и
центральный деловой институт общества, где развивается творческая личная
инициатива, это и особый институт с определенными социальными
обязательствами не только перед своими членами, но и перед обществом в целом.
Именно потому, что деятельность корпораций отличается разнообразием, а
взаимоотношения, которые возникают по ходу деятельности корпорации зачастую
сложны и многогранны, особое внимание
необходимо уделять развитию корпоративной культуры, которое включает и
совершенствование законодательной базы и формирование морально-этических основ
взаимодействия. Анализ и развитие положительных тенденций в динамике
корпоративной культуры позволяют повысить управляемость любого экономического
объекта, в том числе и корпорации, особенно в условиях неопределенности и
нестабильности внешней среды.
Во многом закономерный интерес для первых лет
преобразований российского предпринимательства сводился к проблемам структурной
реорганизации и поиску инвестиций, что наблюдается и в настоящее время. Но
постепенно этот интерес дополняется осознанием узости и односторонности данного
подхода, становится очевидным, что помимо изменения экономико-организационного
базиса, подлинное реформирование корпораций возможно только при условии
овладения ими новой культурой, предлагающей формирование отличной от прежней
системы ценностей. Культурные аспекты все чаще рассматриваются как важное
«тонкое» средство, с помощью которого корпорации могут обеспечить себе
стабильность и процветание.
Совершенствование корпоративной культуры, превращение ее
в мощное побуждающее и объединяющее начало может стать одним из рычагов
повышения эффективности функционирования корпораций.
Только в последние годы корпоративную культуру стали
признавать основным показателем, необходимым для правильного понимания
управления компанией. Можно выделить три типичных ситуации, иллюстрирующих
актуальность проблемы корпоративной культуры: слияние, поглощение одних
предприятий другими; стремительное развитие предприятий новых сфер бизнеса;
создание и функционирование зарубежных фирм на российском рынке. Однако взрыв
интереса к этой проблематике не объясняется ее новизной, это свидетельство
накопленного понимания основ и закономерностей социальных структур.
На Западе давно
поняли, что основой жизненного потенциала организации является корпоративная
культура: то, ради чего люди стали членами одной компании; то, как строятся
отношения между ними; какие устойчивые нормы и принципы жизни и деятельности
организации они разделяют; что, по их мнению, хорошо, а что, плохо. Все это не
только отличает одну организацию от другой, но и существенно предопределяет
успех ее функционирования и выживания в долгосрочной перспективе. В нашей же
стране необходимость изучения и управления корпоративной культурой пришли не
так давно. А недостаточность методической и теоретической проработки данного
вопроса отечественными специалистами не дает возможность в практическом плане
осуществлять управление развитием корпоративной культуры и решить основные
проблемы по ее изменению и совершенствованию.
Таким образом,
актуальность данной темы определяется необходимостью повышения управляемости
социально-экономического положения корпорации, а как следствие этого повышение
эффективности ее деятельности на основе формирования и совершенствования
рациональной корпоративной культуры, с использованием следующих методов:
системного анализа, экспертного оценивания и статистических методов.
Целью
работы является совершенствование
корпоративной культуры для повышения эффективности деятельности корпорации. Для
достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:
-
определить понятия корпорации и корпоративной культуры
(КК);
-
изучить элементы, модели и типы
корпоративной культуры;
-
рассмотреть особенности
взаимодействия корпоративной культуры и эффективности функционирования
корпорации;
-
определить методы диагностики
состояния корпоративной культуры и пути ее формирования;
-
проанализировать сложившуюся
корпоративную культуру одной из корпораций;
-
разработать рекомендации по
улучшению состояния корпоративной культуры;
-
апробировать результаты
исследования.
Таким образом, предметом исследования является
организационно-методические положения по формированию и совершенствованию
рациональной КК.
А объектом
исследования становится функционирование корпорации, как хозяйствующего
субъекта, на примере деятельности АФК
«Система».
Степень
изученности данной проблемы выглядит весьма скромно, в
частности отечественными специалистами. В изданиях российских авторов данный
вопрос раскрыт, как правило, в общих чертах. Есть разделы, посвященные данному
вопросу в учебниках Э.А.Смирнова «Основы теории организации», О.С.Виханского
«Менеджмент». В прошлом году вышли
работы В.А.Спивака «Корпоративная культура» и В.В.Томилова «Культура
предпринимательства». Можно найти статьи в периодических изданиях, например в
журналах «Управление персоналом», «Проблемы теории и практики управления»,
«Управление компанией» и др.
Изучению КК, проблемам ее формирования и изменения
посвящены работы многих зарубежных авторов, таких как Эдгар Шейн
«Организационная культура и лидерство», Коттер Т. и Хескетт Дж. «Корпоративная
культура», Ким Камерон и Роберт Куинн «Диагностика и изменение организационной
культуры», а также исследования Питерса и Уотермана и других специалистов.
Уделил внимание проблеме культуре управления в многонациональных предприятиях
Йоахим Хентце «Теория управления кадрами в рыночной экономике». |