полный текст находится в файле
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава 1. Важнейшие функции государства в сфере условий и охраны труда § 1. Необходимость осуществления государством функций по охране труда и здоровья работающего населения § 2. Формирование и реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда § 3. Государственное управление охраной труда § 4. Установление государственных нормативных требований охраны труда Глава 2. Права работников на безопасные условия труда и первоочередные меры по обеспечению таких условий работодателями § 1. Право работника на охрану труда § 2. Организация работодателем работы по обеспечению безопасных условий труда Глава 3. Обеспечение рационального режима труда и отдыха работников Глава 4. Охрана труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда § 1. Медицинские осмотры некоторых категорий работников § 2. Установление сокращенной продолжительности рабочего времени и предоставление дополнительных отпусков § 3. Обеспечение работников средствами индивидуальной защиты § 4. Выдача молока и лечебно-профилактического питания Глава 5. Охрана труда работников, нуждающихся в особой социальной защите § 1. Охрана труда женщин § 2. Охрана труда работников в возрасте до 18 лет § 3. Обеспечение благоприятных условий и охраны труда инвалидов Глава 6. Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Глава 7. Защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, и членов их семей на основе обязательного социального страхования § 1. Организация социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний § 2. Возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью работника Глава 8. Государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда. общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда § 1. Государственные органы, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда § 2. Контроль профсоюзов за соблюдением законодательства об охране труда
ВВЕДЕНИЕ На современном этапе развития общества перед государством стоит задача повышения благосостояния населения на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности страны <1>. Решение этой задачи под силу только людям, профессиональный уровень которых отвечает современным квалификационным требованиям, а совокупность их физических, умственных и эмоциональных возможностей позволяет им выполнять работу определенного объема и качества в течение установленной продолжительности рабочего времени без ущерба своему здоровью, т.е. при осуществлении надежной охраны их труда. Возникла необходимость в новых подходах к формированию человеческого капитала, в том числе необходимость в совершенствовании правового механизма охраны здоровья работающего населения, с учетом перспектив развития общества. -------------------------------- <1> См.: Введение в Программу социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 гг.), утв. распоряжением Правительства РФ от 19 января 2006 г. N 38-р // СЗ РФ. 2006. N 5. С. 589. Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ введенный в действие с 1 февраля 2002 г. Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) (с посл. изм. и доп., включая изм. и доп., внесенные Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90) <1> к числу основных принципов правового регулирования трудовых отношений относит обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска (ст. 2 ТК РФ). -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2006. N 27. С. 2878. 2 Вместе с этим Трудовой кодекс закрепляет конкретные нормы, по-новому решающие многие вопросы охраны труда: - о праве работника на охрану труда (ст. 219 ТК РФ) и о гарантиях этого права (ст. 220 ТК РФ); - о способах защиты права работника на охрану труда (ст. 352 ТК РФ); - об обязанностях работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда и основных направлениях его деятельности при выполнении возложенных на него обязанностей (ст. 212 ТК РФ); - о государственном надзоре и контроле и общественном контроле за соблюдением государственных нормативных требований охраны и об органах, осуществляющих такой надзор и контроль (ст. ст. 353 и 370 ТК РФ); - об ответственности за нарушение государственных нормативных требований охраны труда (ст. 419 ТК РФ) и другие нормы. Причем наряду с нормами прямого действия Трудовой кодекс содержит значительное число нормативных положений (ст. ст. 211, 213, 217, 218, 221, 222 и др.), предполагающих принятие подзаконных нормативных правовых актов по охране труда, что привело к обновлению массива правовых актов и этого уровня. Например, Постановлением Минтруда России от 17 декабря 2002 г. N 80 утверждены Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда <1>. Приказом Минздравсоцразвития России от 16 августа 2004 г. N 83 <2> утверждены: Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования); Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования); Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. -------------------------------- <1> Бюллетень Минтруда России. 2003. N 5. С. 33. <2> БНА. 2004. N 38. С. 23. Правовое решение ряда вопросов в области охраны труда в установленных пределах отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации (государственное управление охраной труда (ч. 4 ст. 216 ТК РФ), государственная экспертиза условий труда (ч. 1 ст. 216.1 ТК РФ) и другие вопросы). Таким образом, в Российской Федерации сформировался большой по объему массив нормативных правовых актов, направленных на обеспечение безопасных условий и охраны труда, которыми в соответствии с ч. 3 ст. 11 ТК РФ надлежит руководствоваться всем работодателям (физическим лицам и юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности). Настоящая работа подготовлена с целью оказания помощи работодателям, работникам и их представительным органам в ознакомлении с обновленным законодательством об охране труда и применения его на практике. |