полный текст находится в файле
Предисловие
В учебнике впервые обобщены научные и практические
достижения в новой области знаний – безопасности жизнедеятельности. Он
подготовлен в соответствии с примерными программами дисциплины «Безопасность
жизнедеятельности» (БЖД) для всех специальностей и направлений бакалавриата
высшего профессионального образования. Основа программ разработана кафедрой
«Промышленная экология и безопасность» МГТУ им. Н.Э. Баумана еще в 1989 г.
Авторы учебника имеют опыт
чтения курса лекций по дисциплине БЖД на факультетах машиностроительного и
приборостроительного профиля, а также опыт написания конспекта лекций
«Безопасность жизнедеятельности», изданного в двух частях в 1992–1993 гг.
Всесоюзной ассоциацией специалистов по охране труда (ВАСОТ) и предназначенного
для преподавателей технических вузов (0.1, 0.3).
Основу научных и практических
знаний, содержащихся в учебнике БЖД, составляют знания, ранее излагавшиеся в
отдельных курсах: «Охрана труда», «Охрана окружающей среды» и «Гражданская
оборона», имевших выраженную прикладную направленность. Целевое предназначение
указанных курсов и их основное содержание сводились к изучению средств и
методов защиты человека и природной среды от негативных факторов техногенного
происхождения.
Вводимая в настоящее время в
высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях и средней
школе дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» призвана интегрировать на
общей методической основе в единый комплекс знания, необходимые для обеспечения
комфортного состояния и безопасности человека во взаимодействии со средой
обитания. Предпосылкой такого подхода является значительная общность в
указанных выше курсах целей, задач, объектов и предметов изучения, а также
средств познания и принципов реализации теоретических и практических задач.
Объединение курсов позволяет
расширить и углубить познания в области анатомо-физиологических свойств
человека и его реакциях на воздействие негативных факторов; комплексного
представления об источниках, количестве и значимости травмирующих и вредных факторов
среды обитания; принципов и методов качественного и количественного анализа
опасностей; сформулировать общую стратегию и принципы обеспечения безопасности;
подойти к разработке и применению средств защиты в негативных ситуациях с общих
позиций.
Учебник создан преподавателями
кафедры «Промышленная экология и безопасность» МГТУ им. Н.Э. Баумана. Введение,
гл. 2, пп. 6.1, 6.2, 6.5, гл. 7 написаны С.В. Беловым, гл.1 –В.П. Сивковым, гл.
3 –А.В. Ильницкой (главным специалистом МНИИ гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана) и Л.Л.
Морозовой, гл. 4, п. 6.6 –И.В. Переездчиковым, пп. 6.3, 6.4 –Г.П. Павлихиным,
пп. 5.1, 5.6, гл. 8 –Д.М. Якубовичем, пп. 5.2–5.5, гл. 9 –А.Ф. Козьяковым.
Авторы будут благодарны всем,
кто сочтет целесообразным высказать замечания и пожелания по содержанию
учебника, которые следует направлять по адресу: 101430, г. Москва, ГСП-4,
Неглинная ул., д.29/14, издательство «Высшая школа».
Авторы
Жизнедеятельность – это повседневная деятельность и отдых, способ
существования человека.
Приступая к изучению основ
безопасности жизнедеятельности человека в техносфере, следует определить прежде
всего место БЖД в общем объеме «знаний о взаимодействии живых существ между
собой и окружающей средой» (Э. Геккель, 1869), изучаемых в науке экология*.
*Нельзя не поддержать мнение Б. А. Немировского,
опубликованное в газете «Московский комсомолец» 18 мая 1998 г., с.7. «У нас
плохая экология», —так или примерно так жалуются на свою судьбу современные
обитатели крупных городов России, а между тем экология — это биологическая
наука. Она занимается изучением коллективного сосуществования живых организмов
в одной коммунальной квартире под названием «окружающая среда». Наука не может
быть ни плохой, ни хорошей: «плохая экология» звучит так же абсурдно, как
«плохая физика» или «плохая математика».
Экология – наука о доме. В
экологии главное не изучение существ, а изучение состояния среды обитания и
процессов взаимодействия существ со средой обитания. Объектами экологии являются
биосфера, экосистемы, сообщества (биоценоз), популяции организмов, биотоп.
В XIX в. экологи изучали в
основном закономерности биологического взаимодействия в биосфере, причем роль
человека в этих процессах считалась второстепенной. В конце XIX в. и в XX в. ситуация изменилась, экологов
все чаще стала беспокоить роль человека в изменении окружающего нас Мира. В
этот период произошли значительные изменения в окружающей человека среде
обитания. Биосфера постепенно утрачивала свое господствующее значение и в
населенных людьми регионах стала превращаться в техносферу.
В окружающем нас Мире возникли
новые условия взаимодействия живой и неживой материи (рис. 0.1): взаимодействие
человека с техносферой, взаимодействие техносферы с биосферой (природой) и др.
Сейчас правомерно говорить о возникновении новой области знаний – «Экология
техносферы», где главными «действующими лицами» являются человек и созданная им
техносфера.
Область знаний «Экология
техносферы» включает, как минимум, основы техносферостроения и регионоведения,
социологию и организацию жизнедеятельности в техносфере, сервис, безопасность
жизнедеятельности человека в техносфере и защиту природной среды от негативного
влияния техносферы. Структура областей показана на схеме: |