Суббота, 20.04.2024, 06:55
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Справочник Профессионала - Directory of professional  16+

Категории раздела
Маркетинг [7]
Реклама [15]
Продажи [17]
Sponsorship - спонсоринг [21]
Материалы о спонсоринге Спонсоринг. (англ. Sponsoring): технология, обеспечивающая эффективность спонсорства
НАШ ОПРОС
Просим Вас указать Вашу принадлежность к той или иной группе:
Всего ответов: 4881
Статистика
 
Рейтинг@Mail.ru
 
 
 
 

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Зарег. на сайте
Всего: 1230
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
Из них
Администраторов: 1
Модераторов: 1
Проверенных: 968
Обычных юзеров: 260
Из них
Парней: 896
Девушек: 334
TwitPic
СЕЙЧАС читают:
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Маркетинг, реклама, продажи » Sponsorship - спонсоринг

Маркетинг и фандрейзинг в системе управления библиотекой
Штукарева С.В. 

Маркетинг и фандрейзинг 
в системе управления библиотекой // 
НТБ.- 2003.-№4.С.67-78.

Формирование рыночных отношений в обществе оказало влияние и на работу библиотек. Термины рыночной экономики менеджмент, маркетинг, фандрейзинг, паблик рилейшнз, имидж стали привычными в библиотечной лексике и практической деятельности. Изменившиеся политические, экономические, социальные условия поставили перед библиотеками проблему — не только существовать на средства, выделяемые государством, но и искать другие способы обеспечения своего функционирования. Это вызвало повышенный интерес к маркетингу, фандрейзингу.

Анализ процессов, происходящих в библиотеках, позволяет проследить эволюцию внедрения маркетинга в их деятельность: от полного отрицания и бурных дискуссий о совместимости понятий рынок, маркетинг, коммерциализация и библиотека до полномасштабной поддержки процессов внедрения маркетинга, разработки теоретических, методических, практических вопросов использования маркетинга н фандрейзинга в библиотеках.

Эволюция внедрения маркетинга свидетельствует, что для библиотек он становится необходимым элементом деятельности. Сегодня выбор, перед которым стоят библиотеки, уже заключается не в том, внедрять маркетинг или нет, а в том, как это лучше сделать. Именно поэтому важными являются теоретико-прикладные исследования по использованию маркетинга в библиотеках и изучение его влияния на развитие библиотек.

Обобщая существующие определения понятия библиотечный маркетинг, сформулируем его так: библиотечный маркетинг — это динамичная система хозяйственной деятельности, в ходе которой библиотека учитывает имеющиеся и возможные потребности и запросы пользователей, приспосабливается к этим потребностям, запросам и тем самым влияет на рыночный спрос, предрасполагает пользователей к предлагаемым библиотечным продуктам и услугам; или библиотечный маркетинг - это разновидность творческой управленческой деятельности, которая оказывает содействие становлению и увеличению производства библиотечных товаров и услуг с целью их реализации и увеличения занятости библиотекарей путем удовлетворения запросов пользователей через изучение этих запросов и определение путей их удовлетворения.

Главное в библиотечном маркетинге - двуединый и взаимодополняющий подход. С одной стороны, это тщательное и всестороннее изучение потребностей, запросов, интересов читателей, ориентация на предоставление услуг в соответствии с этими потребностями, адресность услуг, а с другой - активное влияние на использование услуг и существующий спрос, на формирование потребностей. Этим определяется основа маркетинга для библиотек.

Основные этапы работы над маркетинговой концепцией: определение исходных условий; 

определение миссии, задач, целей и основных функций; анализ внутренней ситуации (сильных и слабых сторон); анализ окружения, конкурентов, партнеров; определение целевых групп, их запросов (сегментация рынка); разработка номенклатуры услуг с ориентацией на пользователя; экономический анализ, ценообразование, анализ источников дополнительного финансирования;

проведение рекламных кампаний, мероприятий «паблик рилейшнз»;

выработка методики оценки и контроля маркетинговой деятельности;

структурные изменения в библиотеке.

Составной частью маркетинговой концепции, определяющей основные направления развития библиотеки, является разработка маркетинговой стратегии и маркетинговой тактики, позволяющих детализировать отдельные этапы маркетинга и корректировать их. Стратегический план более конкретен по сравнению с концепцией. Тактический план предусматривает детальное описание всех работ, необходимых для эффективной реализации заданной маркетинговой стратегии. Он детализирует, как будет выполняться стратегия по каждой услуге или направлению работы в конкретный кратковременный период, с оценкой ситуации и постоянной корректировкой задач. Выполнение требований относительно ориентации на пользователя предусматривает:

изучение спроса, т.е. выявление его содержания, установление услуг, которым пользователи отдают предпочтение, определение времени, места, условий, в которых пользователь желал бы удовлетворить свой спрос на услуги;

формирование спроса или стимулирование его развития при пассивности читателей, эпизодичности использования услуг;

установление численности и состава групп читателей, которым необходимы библиотечные услуги;

оценку качества деятельности библиотеки на основании вкусов пользователей н интенсивности спроса;

регулирование, а в случае необходимости и быстрое изменение номенклатуры н содержания услуг.

Перечисленные процессы составляют сущность библиотечного маркетинга как программно-целевого подхода к решению проблем производства библиотечно-библиографических, информационных и других продуктов и услуг библиотеки.

Первым и важным элементом маркетинга является проведение маркетингового исследования, которое помогает библиотеке сориентироваться в необходимости решения вопросов, стоящих перед нею в соответствии с потребностями пользователей. Библиотекари привыкли к тому, что они сами решают, какие услуги предоставлять читателю. Маркетинговые исследования позволяют изучить услуги, предпочитаемые читателями.

Для функционирования в условиях маркетинга библиотека должна иметь адекватную информацию. Сбор, отражение и анализ данных о проблемах, связанных с маркетингом библиотечных услуг, и есть маркетинговое исследование. Это комплексное понятие, включающее все виды исследовательской деятельности, связанной с руководством маркетинга. Главное в этом - системный подход и соблюдение принципов объективности, точности. Чтобы маркетинговые исследования в библиотеке были эффективными, они должны, во-первых, носить систематический, а не случайный характер; во-вторых, включать совокупность действий и процессов, сбор данных, запись и анализ; в-третьих, данные могут поступать из разных источников; в-четвертых, данные могут быть использованы для любой стороны маркетинга, требующей информации с целью принятия решения. В зависимости от цели исследования выбираются его методика, инструментарий. Технология проведения маркетингового исследования идентична технологии обычного исследования.

Следующий этап внедрения маркетинга - прогнозирование оптимальной номенклатуры услуг библиотеки.

До настоящего времени в библиотечной теории нет единого мнения относительно понятий библиотечная услуга, библиотечная продукция. Идут дискуссии. Как правило, услуга - это продукт реализации библиотекой различных функций, которые получили соответствующее ресурсное обеспечение. Обобщая существующие подходы к понятию библиотечная услуга, можно предложить следующее определение: библиотечная услуга - это совокупный конечный продукт библиотечной деятельности, удовлетворяющей определенные потребности общества в целом и отдельных пользователей. Маркетинговый подход, ориентированный на пользователя, предусматривает всестороннее изучение «ниши рынка» - мониторинг реальных и потенциальных пользователей, возможных услуг библиотеки путем использования различных форм и методов с целью определения востребованной номенклатуры услуг библиотеки. Чтобы изучить «нишу рынка», проводят сегментацию, т.е. разбивают рынок на четкие группы реальных (заинтересованных в услуге) и потенциальных пользователей, образуя сегменты - целевые группы с общими запросами и потребностями для осуществления дифференцированного подхода к ним. Установив группы клиентов, необходимо определить, какие услуги будут пользоваться приоритетом. Это является позиционированием рынка. Регулярное проведение вышеназванных процедур позволяет проектировать процесс рыночной ситуации и гибко, оперативно изменять стратегию и тактику деятельности библиотеки с учетом изменений в системе рыночных отношений, а также динамики спроса пользователей и развития конкурентной среды. Таким образом, на основе маркетинговых исследований и сегментации рынка библиотеки могут определить приоритетные виды библиотечных услуг, исходя из запросов читателей, и на их основе проводить прогнозирование и развитие услуг библиотеки.

Ценовой маркетинг позволяет определить затраты на библиотечные услуги в зависимости от спроса, проанализировать возможные варианты их корректировки в соответствии с жизненным циклом услуги, следить за колебанием цен на рынке, действиями конкурентов и рядом других факторов. При проведении ценового маркетинга учитывается влияние ряда факторов (затраты на выполнение услуги, степень необходимости услуги для пользователя, предвиденная реакция конкурентов на цену, обоснованность цены, цели ценообразования). Маркетинговый подход к цене предусматривает, чтобы затраты на услуги компенсировали расходы. Цены должны быть приемлемыми для потенциальных пользователей и успешно конкурировать с другими библиотеками. Главным для профильного ценового маркетинга является аргументированный расчет себестоимости предлагаемых библиотекой услуг и выявление платежеспособного спроса ведущих групп пользователей. Важно устанавливать взаимосвязь между ценой конкретной библиотечно-информационной услуги и запросами отдельных групп читателей, их представлением о ее необходимости (значимости).

Таким образом, в библиотеках возможны следующие подходы, или стратегии ценообразования:

стратегия, основанная на возмещении затрат; стратегия, основанная на спросе;

стратегия, основанная на возмещении затрат и прибыли; стратегия, основанная на учете конкуренции (особенно полезна на этапе завоевания рынка).

С целью продвижения своих услуг на рынок библиотека может придерживаться определенных принципов и специфики ценового маркетинга. Среди них:

временное установление высокой цены, связанное с монополией на рынке и ориентированное на конкретных пользователей, их финансовые возможности;

цена внедрения услуги на рынок устанавливается специально ниже общепринятого (среднего) уровня, так как ее основная цель — не сиюминутная выгода, а проникновение, закрепление на рынке и увеличение объема продаж услуги;

психологическая (специальная) цена, которая учитывает психологическое восприятие более низкой цены за счет установления ее размера символически ниже какой-то круглой суммы, например 99 вместо 100;

цена лидера на рынке, которая ориентируется на ведущего производителя, фактически диктующего ценовой предел;

престижная цена используется для услуг с особенными качествами, а также имеющих высокую социальную значимость; уровень цены как бы выступает своеобразным гарантом соответствующего качества.

Составной частью маркетинга является реклама и паблик рилейшнз. Для библиотек использование рекламы позволяет формировать спрос на услуги, направить его на пользователя, не знающего, какие из его потребностей могут удовлетворить услуги, предложенные библиотекой, на каком они качественном уровне по сравнению с конкурентами. Рекламировать необходимо все аспекты деятельности библиотеки, а не ограничиваться рекламой только платных услуг. Реклама именно всего комплекса услуг позволяет сформировать действительно современный имидж библиотеки.

Библиотекари, специалисты, работающие в маркетинговых службах библиотек, обязаны все знать об услугах, предоставляемых библиотекой, их преимуществах по сравнению с конкурентами, уметь рассказать пользователю о возможных новых видах услуг, о специфике некоторых услуг, выгодно отличающихся от подобных услуг конкурентов, о назначении и практическом применении библиотечных услуг и получаемого социально-политического эффекта. Особую роль здесь играют умело проводимые рекламные кампании. Их направления и разновидности:

разработка имиджа библиотеки (информационные стенды, бейджи, создание фирменного стиля и т.п.);

реклама отдельных видов услуг или направлений работы библиотеки в средствах массовой информации;

паблик рилейшнз библиотеки (связи с общественностью, лоббирование и т.п.).

Для внедрения маркетинга в библиотеке необходимы изменения в структуре, предусматривающие создание отдела маркетинга или закрепление маркетинговой деятельности за отдельным структурным подразделением или работником библиотеки. Реализация маркетинговой деятельности библиотек предусматривает систематический контроль, оценку и мониторинг услуг. Формы и методы оценки и контроля могут быть различными.

Маркетинг позволяет держать руку на пульсе времени, а маркетинговый подход содействует совершенствованию работы библиотек в соответствии с потребностями читателей. Маркетинг - это социально необходимое явление, при котором выигрывают две стороны: библиотеки - в том, что их работа оценивается определенным образом, растет престиж, улучшается материально-техническое обеспечение; пользователи - в том, что библиотекари определяют их потребности, интересы и предоставляют услуги, удовлетворяющие эти потребности.

Вслед за маркетингом, пришедшим в библиотеки из-за рубежа, в библиотечной теории и практике появляется новое понятие фандрейзинг.

Термин фандрейзинг - от англ, fund-raising - составлен из двух слов: первое означает финансирование, вкладывание средств в ценные бумаги, а второе - повышение, разведение, выращивание; т.е. это умение повышать (увеличивать) свое финансирование или умение «выращивать» деньги. В экономическом словаре находим трактовку понятия фандрейзинг - fund-raising - programmes - программа сбора средств, мобилизация капитала. Таким образом, фандрейзинг для библиотек - это поиск и привлечение дополнительных источников финансирования.

В последнее время подавляющее большинство библиотек привлекает дополнительные средства путем участия в разных программах с целью получения грантов, путем разработки проектов для различных фондов. Процесс библиотечного фандрейзинга состоит из нескольких этапов: идентификации, стратегии, развития, ходатайства, опекунства.

Идентификация - это процесс определения потенциальных источников финансирования (за счет чего можно пополнить бюджет, каковы виды помощи, круг тех, кто может помогать библиотеке).

Главными источниками дополнительного финансирования для библиотек являются благотворительность, меценатство и спонсорство. Платные услуги являются также одним из источников дополнительного финансирования. Большинство библиотек его используют. Этому способствует законодательная база. Но следует учитывать, что библиотека - социальный институт, в деятельности которого прибыль не может быть основной задачей. Поэтому важным является тщательный анализ рынка сбыта услуг и определение их номенклатуры.

С целью сбора средств в библиотеках проводятся специальные мероприятия. Их количество и разновидность зависят от изобретательности и творчества библиотекарей. Это могут быть встречи с известными людьми, артистами, концерты, благотворительные акции, шоу и т.п.

Определив источники финансирования и круг благотворителей, необходимо уточнить, какой вид помощи предпочтительней для библиотеки. В связи с недостаточным финансированием сегодня для библиотек наиболее актуальным является получение литературы. Каждая библиотека ищет пути сотрудничества с издательствами, книгораспространителями, частными лицами, которые могут дарить книги.

Последний этап идентификации - конкретное определение круга тех, кто может помогать библиотеке. Это сложнейший момент, так как требует умения анализировать. Начинается эта работа с создания картотеки потенциальных доноров, куда могут войти местные организации и фирмы, международные благотворительные фонды, другие организации, частные лица. По каждой категории надо конкретно определиться.

Библиотека, которая хочет получать благотворительную помощь, проводит анализ предприятии, фирм своего региона, чтобы определить и отобрать тех, от кого можно получить помощь. Большинство крупных предприятий, фирм, компаний имеют в бюджете специальную статью на благотворительность. Задача библиотеки -своевременно обратиться и убедить, что помощь необходима именно ей, изучить коммерческие цели компаний и корпораций, найти обоюдную заинтересованность. Детальный анализ местных справочников, газет, статистических сборников поможет обнаружить тех, кто уже занимается благотворительностью, рекламирует свою деятельность, имеет большие прибыли и т.п.

Для поиска фондов и организаций можно использовать Интернет, справочники, непосредственно контактировать с фондами, чтобы знать об объявленных конкурсах. Выбрать необходимый фонд -главная задача, это требует от библиотеки глубокого анализа, наиболее эффективного использования разных способов исследования (например, предметный подход идентифицирует фонды, которые проявляют интерес к финансированию программ в библиотечной области; географический подход определяет фонды, которые финансируют программы в определенном городе, регионе, государстве).

Таким образом, определение источников финансирования, форму предоставления помощи и круг потенциальных спонсоров - это первая ступенька к внебюджетному финансированию, от которой зависят круг доноров и их количество. Необходимо определить рейтинг потенциальных доноров, т.е. возможность и желание давать пожертвования. Их можно распределить на группы в зависимости от суммы, которую, по предположению библиотеки, донор может дать.

Стратегия — это работа по созданию имиджа и рекламная кампания, планирование тактики привлечения средств. В общем плане по привлечению средств важным этапом является комплекс мероприятии по созданию имиджа, рекламе, связям с общественностью с обязательным определением размера финансирования. Это процесс длительный и состоит из многих компонентов, а начинается с имиджа.

Имидж - это общее представление о библиотеке, которое зависит от каждодневной ее работы и складывается долгие годы. Он предусматривает создание своего стиля, положительного образа, который будет отличать библиотеку от других и сделает ее узнаваемой. Особую роль играет создание фирменного стиля, состоящего из многих компонентов. Для его разработки привлекаются специалисты, художники, дизайнеры, которые своим профессионализмом, творческим подходом позволяют найти что-то такое, что будет отличать библиотеку от других. Разработка фирменного стиля предусматривает создание фирменного знака, слогана, логотипа.

На имидж библиотеки работают и выставки, организованные вне ее стен, они могут быть платными и готовиться на заказ. Можно участвовать в общественных событиях, проходящих в регионе (местных шоу, ярмарках, профессиональных съездах, научных конференциях, юбилеях), и предлагать свои услуги по организации выставок. Все это будет содействовать популяризации библиотеки.

Для рекламы библиотеки нужно создать свой веб-сайт в Интернете. Библиотеки готовят несколько вариантов буклетов, проспектов, открыток, путеводителей, которые используют при обращении за помощью. Дизайн, содержание, качество этих информационных материалов должны учитывать характерные особенности тех, на кого рассчитаны материалы.

Библиотека должна влиять на своих нынешних и будущих пользователей. Формированию общественного мнения содействуют связи библиотеки со средствами массовой информации. Они должны быть двусторонними. Библиотека должна стать для журналистов надежным источником информации. Особого внимания требуют те, кто ведет рубрики культуры, литературные страницы и передачи, с ними нужно установить контакты. Главное, чтобы была обоюдная заинтересованность. Помощь библиотеки журналистам окупится путем бесплатных информационных материалов и созданием положительного имиджа библиотеки.

Отношения с представителями средств массовой информации строятся по-разному: а) библиотека сама готовит статьи; 6) передает информацию о событии, а текст статьи готовится журналистом; в) обращается к читателям, которые помогают написать статью.

Библиотека подает общие статьи о своей работе и одновременно использует разные поводы, чтобы о ней писали газеты. Это может быть любое событие в библиотеке: поступление новых книг, открытие выставки, проведение вечера и т.п. В зависимости от значимости события выбирается метод подачи материала: небольшая информация, отдельная статья, отдельная страница (например к юбилею библиотеки). Библиотеки могут проводить пресс-конференции, поводом для которых служит любое событие социального значения - открытие нового зала, введение новой формы обслуживания, получение средств от мецената, спонсора и т.п. К пресс-конференции готовится пресс-релиз.

На имидж библиотеки влияют экскурсии. Можно договориться с туристическими фирмами о включении библиотеки как обязательного элемента в экскурсии по городу, что особенно актуально для крупных библиотек. Внимание к библиотеке может быть привлечено и путем проведения специальных мероприятий, встреч с известными людьми, презентаций, конференций, дней открытых дверей. Информация о библиотеке должна содержаться в телефонных справочниках.

Развитие - это подготовка доноров и предшествующая работа с ними. Тактика работы с потенциальными донорами детально прорабатывается. Важную роль играет формирование комплекта материалов о библиотеке, который будет вручаться каждому потенциальному донору. Здесь должны быть информационные материалы, письмо-обращение, порядок и методика пожертвования, другие материалы (статьи из прессы и т.п.), которые будут побуждать к помощи. Дизайн и оформление комплекта может отличаться для разных групп доноров. В разработке стратегии по привлечению средств и на пути подготовки доноров учитывается все: анализ, внедрение новых форм представления библиотеки, привлечение внимания к ней, а для этого библиотеке нужно не скупиться и вкладывать деньги, так как вначале необходимо понести расходы, чтобы получить в будущем помощь. Для планирования тактики привлечения средств необходимы знания психологии людей, разработка методики работы с каждым донором, его изучение, знакомство с его жизнью, интересами, что будет использоваться в следующем этапе.

Ходатайство - это непосредственная просьба помощи и ее получение. Обращение за помощью является высочайшей точкой, вершиной, на которую направлена вся подготовительная работа библиотеки. Умение убедить, доказать необходимость помощи, определить приоритеты является решающим.

Методика работы с донором строится в зависимости от его возможностей. Важно определить рейтинг донора, т.е. его потенциальные финансовые возможности. Наиболее распространенным является письмо-обращение. Оно должно быть коротким (1-3 с.), объяснять причину обращения, аргументировать необходимость проекта и сущность проблемы, которую он решает, разъяснять цель проекта, его результаты, методы выполнения и бюджет, а также показать возможности библиотеки выполнить проект, ее кадровый потенциал и коротко охарактеризовать библиотеку. Письмо-обращение (или предшествующий разговор с представителем фонда, ответственным за библиотечные программы) должно пробудить заинтересованность в финансировании проекта. В дальнейшем поддерживается постоянная связь с донором во время подачи проекта, его рассмотрения, а возможно, и утверждения. В случае отказа в поддержке проекта необходимо выяснить причины и определить все просчеты, чтобы в следующем проекте избежать ошибок.

Кульминационный момент работы с международными фондами -подготовка заявки (проекта) на получение гранта. Важнейшим является определение идеи, которая бы совпадала с приоритетами фонда, и решала не только проблемы библиотеки. Написание проекта - это своеобразное искусство, требующее специальных знаний, умении, творчества. Постоянная связь с координатором библиотечных программ дает возможность ему лучше узнать вас, вашу библиотеку и в будущем увеличивает шансы на успех.

Как при представлении заявки в фонд, так и при обращении к организациям пли частным лицам важным моментом является настойчивость. Редко кто дает деньги сразу. Обращаться к донору надо несколько раз с повтором через определенное время. Большинство людей принимают решение о помощи потому, что им «надоедают».

Не все обращения результативны, на 3-4 ходатайства возможна одна помощь. Просят всегда больше, чем возможно реально получить. Даже если донор и имеет желание помочь, необходим талант для того, чтобы сделать его готовым дать средства. Именем спонсора можно назвать выставку, отдел, всю библиотеку и отразить это на памятной доске. На технике или подаренных книгах можно делать надпись, рассказывающую о дарителе. Списки тех, кто помогает библиотеке, можно разместить в ее помещении, на библиотечной странице в Интернете и т.д. От уровня проведения последнего этапа фандрейзинга зависит расширение числа тех, кто помогает библиотеке. Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что маркетинг и фандрейзинг являются перспективными направлениями работы библиотек и будут все активнее использоваться в их практической деятельности.



Источник: http://www.booksite.ru/forum/study/articl3.htm
Категория: Sponsorship - спонсоринг | Добавил: otipb (22.11.2011) | Автор: otipb W
Просмотров: 3737 | Теги: фандрейзинг | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту

2

Новое в блогах