ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ДОКУМЕНТА НАХОДИТСЯ В ФАЙЛЕ
Всероссийский
научно-исследовательский институт
охраны и экономии
труда Министерства здравоохранения
и социального
развития Российской Федерации
Учебно-методические
рекомендации для государственных
инспекторов труда по применению
законодательства о противодействии
коррупции при осуществлении
надзорно-контрольной деятельности за
соблюдением трудового законодательства
и законодательства в сфере охраны труда
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 4
1.
Меры по противодействию коррупции в
Федеральной службе по труду и занятости 6
2.
Основные коррупционные риски, при
осуществлении надзорно-контрольной
деятельности за соблюдением трудового
законодательства и законодательства
в сфере охраны труда 9
3.
Уведомление о склонении к коррупционным
правонарушениям 13
4.
Предупреждение и урегулирование
конфликта интересов 14
5.
Представление сведений о доходах, об
имуществе и обязательствах имущественного
характера 27
6.
Получение подарков, услуг, наград и иных
благ 38
7.
Выполнение иной оплачиваемой работы. 41
8.
Владение акциями и иными ценными
бумагами. 44
9.
Нормативные правовые акты по вопросам
противодействия коррупции 46
ТЕРМИНЫ
И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Антикоррупционная
экспертиза
– экспертиза нормативных правовых
актов и проектов нормативных правовых
актов в целях выявления в них коррупциогенных
факторов и их последующего устранения.
Конфликт
интересов
– ситуация, при которой личная
заинтересованность государственного
служащего влияет или может повлиять на
надлежащее исполнение им должностных
(служебных) обязанностей.
Комиссия
– комиссия по соблюдению требований к
служебному поведению государственных
служащих и урегулированию конфликта
интересов.
Кодекс
– кодекс этики и служебного поведения
федеральных государственных служащих.
Президиум
Совета
– президиум Совета при Президенте
Российской Федерации по противодействию
коррупции.
Представитель
нанимателя –
руководитель государственного органа,
лицо, замещающее государственную
должность, либо представитель указанных
руководителя или лица, осуществляющие
полномочия нанимателя от имени Российской
Федерации.
РПА
Минюста России
– Российская правовая академия Минюста
России.
Типовой
кодекс
– Типовой кодекс этики и служебного
поведения государственных служащих
Российской Федерации и муниципальных
служащих.
Типовой
план
– Типовой план противодействия коррупции
федерального органа исполнительной
власти.
ФОИВ
– федеральный орган исполнительной
власти.
Введение
Противодействие
коррупции является одним из важнейших
условий осуществления эффективного
государственного надзора за соблюдением
работодателями трудового законодательства
и иных нормативных правовых актов,
содержащих нормы трудового права.
Деятельность государственных инспекторов
труда предполагает частые непосредственные
контакты с представителями организаций,
прямо заинтересованных в результатах
деятельности должностных лиц, проводящих
проверки и расследования, что влечет
возникновение серьезных коррупционных
рисков.
В
связи с этим, очень важно, чтобы
государственный инспектор труда жестко
отвергал любые попытки склонения его
к противоправным действиям или к
нарушению требований к служебному
поведению. Государственный инспектор
труда должен соблюдать действующее
законодательство и не совершать действий,
связанных с влиянием каких-либо личных
интересов, препятствующих добросовестному
исполнению должностных обязанностей.
В
настоящее время в нашей стране наиболее
жесткие антикоррупционные нормы
закреплены в
уголовном законодательстве. В частности
в Уголовном кодексе Российской Федерации
установлены меры ответственности за
такие преступления как злоупотребление
должностными полномочиями, превышение
должностных полномочий, получение и
дача взятки, а также посредничество во
взяточничестве. Совершение этих
преступлений наказывается кратными
штрафами, лишением права замещать
должности государственной службы и
лишением свободы.
Помимо
норм уголовного права в России в течение
последних нескольких лет был внедрен
ряд более мягких мер, направленных на
предупреждение и своевременное выявление
коррупционных правонарушений. Реализация
этих мер предполагает соблюдение
гражданскими служащими, и в том числе
государственными инспекторами труда,
ряда специфических обязанностей,
запретов и ограничений. Именно
на обеспечение выполнения этих требований
направлены данные методические
рекомендации: они призваны систематизировать
и разъяснить соответствующие положения
законодательства.
Основной
акцент в методических рекомендациях
сделан на применение законодательства
о противодействии коррупции непосредственно
при осуществлении государственными
инспекторами труда надзорно-контрольной
деятельности. Во-первых, выделены
основные коррупционные риски, т.е. те
полномочия государственных инспекторов
труда, при реализации которых высока
вероятность совершения коррупционных
правонарушений или возникновения
конфликта интересов. Во-вторых, рассмотрены
ситуации склонения государственных
инспекторов труда к совершению
коррупционных правонарушений: приведены
соответствующие требования законодательства
и необходимый порядок действий. В-третьих,
подготовлен обзор типовых ситуаций
конфликта интересов, возникающих при
осуществлении государственными
инспекторами труда надзорно-контрольной
деятельности за соблюдением трудового
законодательства и законодательства
в сфере охраны труда, а также рекомендуемый
порядок действий государственного
инспектора труда в каждой из рассмотренных
ситуаций.
Значительное
внимание в методических рекомендациях
уделяется и иным обязанностям,
запретам и ограничениям, налагаемым на
государственных гражданских служащих
в целях противодействия коррупции. В
частности, отдельные разделы методических
рекомендаций посвящены представлению
государственными инспекторами труда
сведений о доходах, имуществе и
обязательствах имущественного характера,
получению подарков, выполнению иной
оплачиваемой работы, владению акциями
и иными ценными бумагами. Данные
обязанности, запреты и ограничения не
связаны исключительно с надзорно-контрольной
деятельностью и являются общими для
всех государственных гражданских
служащих. Тем не менее, ясное понимание
и четкое соблюдение соответствующих
требований законодательства является
необходимым условием эффективного
противодействия коррупции в Федеральной
службе по труду и занятости. В каждом
из разделов приводится краткое содержание
соответствующей нормы, дается ссылка
на нормативные правовые акты, указываются
действия, совершение которых требуется
от гражданского служащего, и предлагаются
разъяснения и рекомендации по применению
на практике положений законодательства.
Наконец,
для упрощения поиска соответствующей
информации в методические рекомендации
включены краткий
перечень мер по противодействию
коррупции, реализованных в Роструде, и
перечень нормативных правовых актов
регулирующих вопросы противодействия
коррупции в нашей стране.
1. Меры по противодействию
коррупции в Федеральной службе по труду
и занятости
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ДОКУМЕНТА НАХОДИТСЯ В ФАЙЛЕ
|