ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НАХОДИТСЯ в ФАЙЛЕ
Введение
Мы не решили одну из важнейших задач
– повернуться лицом к потребителю. К
сожалению, мы все еще живем по логике
монополий, логика потребителя не
является целью существования компании.
Анатолий Чубайс «Энергетика
и промышленность России», 2007, № 1
Подключение потребителей к электрическим
сетям в настоящее время является одной
из наиболее болезненных проблем – как
для потенциальных и действующих
потребителей электрической энергии,
так и для энергоснабжающих организаций.
Технологическое присоединение к
электросетям стало наиболее острым из
тех вопросов, которые оставило «в
наследство» РАО «ЕЭС России» после
прекращения своей реформаторской
деятельности. Теперь уже можно признать,
что прошедшие и продолжающиеся по
инерции реформы в сфере электроэнергетики,
направленные на конкурентное разделение
областей производства, передачи и сбыта
электроэнергии, при отсутствии равновесия
в спросе и предложении не обеспечивают
успешного развития рынка и повлекли за
собой множество новых проблем.
Вряд ли кто из специалистов в области
электроэнергетики в начале 1990-х годов,
еще до образования РАО «ЕЭС России»
(созданного по Указу Президента России
от 15.08.1992 г. № 923), мог предположить,
что подключение к электросетям вскоре
станет столь острой и труднорешаемой
финансовой и технической проблемой.
Особенность проблемы в том, что
трудности подключения к электрическим
сетям все больше становятся тормозом
развития малого и среднего бизнеса в
стране, препятствием для улучшения
бытовых условий граждан. Эти трудности
обусловлены непомерно высокими
финансовыми затратами, организационными
и техническими усилиями потребителей
электрической энергии; они создают
конфликтные ситуации во взаимоотношениях
между потребителями и энергоснабжающими
организациями. И, наконец, они породили
широкомасштабные хищения электрической
энергии. Такого нет ни в одной прогрессивной
стране в мире, не было ранее и в нашей
стране. Именно экономический подъем в
России вызвал стремительный рост
потребления электроэнергии. При этом
инвестиционный процесс в электросетевом
комплексе систематически запаздывал
по сравнению с ростом присоединяемых
мощностей.
В последние годы возникли прецеденты
отказов на подключение потенциальных
потребителей электрической энергии к
электросетям; их количество стало быстро
расти. По данным исследований Института
проблем естественных монополий, доля
удовлетворенных заявок на присоединение
к электросетям ежегодно снижалась и
составила: в 2004 г. – 33 %, в 2005 г. –
21 %, в 2006 г. – 16 %, а в 2007 г. –
всего лишь 10 %.
Электросетевая система страны должна
опережать развитие народного хозяйства,
а не наоборот. А у нас сложилась ситуация,
не имеющая аналогов ни в одной другой
стране: где еще коммерческая сетевая
организация стала бы отказывать клиентам
в присоединении мощности или создавать
для них непреодолимые трудности?
В подтверждение пословицы «Нет худа
без добра» потребители электроэнергии
стали «ближе» к электроэнергетике: они
вынуждены вникать в суть проблемы
подключения к электросетям и самостоятельно
искать приемлемые пути ее решения.
Потребители стали выявлять недостатки
в работе электросетевых компаний,
включая необоснованные отказы в
подключении и нарушения законодательства
в этой области, искусственное занижение
заявляемых на подключение к электросетям
мощностей, недопустимые ошибки в
договорах на осуществление технологического
присоединения и т. д. Потребители
вынуждены самостоятельно решать свои
задачи – в судебном порядке, а также
всеми правдами и неправдами, вплоть до
несанкционированного подключения.
В периодической печати и в Интернете
стала появляться масса вопросов и
претензий потребителей электрической
энергии, нуждающихся в технологическом
подключении своих энергопринимающих
устройств, к электросетевым компаниям.
Это подтверждает непонимание потребителями
множества тонкостей, связанных со
сложным процессом технологического
подключения, а также несовершенство
действующих нормативных правовых
документов по существу данной проблемы
(см. прил. 1).
В руководстве энергетических компаний
также нет единства в вопросах подключения
к электросетям, за одним исключением:
все сходятся во мнении, что эта проблема
является одной из главных в современной
электроэнергетике. В качестве примера
в прил. 2 приводятся высказывания по
данной проблеме руководства государственных
органов, электросетевых компаний,
общественных и других организаций,
заслуженных деятелей науки и техники.
Практика показала, что далеко не всегда
«сетевые» прогнозы представителей
руководящих органов, равно как и прогнозы
руководства РАО «ЕЭС России», а после
его ликвидации – электросетевых компаний
сбываются.
До сих пор коммерческие взаимоотношения
между потребителями электрической
энергии и энергоснабжающими организациями
не регламентируются каким-либо конкретным
документом наподобие действовавших
ранее Правил пользования электрической
и тепловой энергией. Это дает потребителям
дополнительные лазейки для подключения
к электросетям на приемлемых условиях
(во многих случаях – несанкционированного).
Одним из парадоксов сложившейся
ситуации является то, что энергоснабжающие
организации, похоже, искренне уверены
в возрастающем количестве отказов в
присоединении к электросетям, не
подозревая (возможно, правда, догадываясь)
о реальной цифре потребителей электрической
энергии, осуществляющих, как правило,
несанкционированное подключение.
Поэтому достоверность информации
ОАО «Московская городская электросетевая
компания» (МГЭсК) и ОАО «Московская
объединенная электросетевая компания»
(МОЭсК) о том, что «к лету 2006 года на 90 %
территории города Москвы присоединение
к электрическим сетям стало невозможным»,
вызывает большие сомнения.
В бизнесе при недостаточно организованном
(особенно после распада Единой
энергетической системы) электросетевом
хозяйстве страны практически нет
невозможного, и, на наш взгляд, вряд ли
имеются потребители (юридические и
физические лица), электроустановки
которых так или иначе не оказались
подключенными к электросетям. Трудно
поверить, что все 90 % «отказников»
(см. приведенные выше данные Института
проблем естественных монополий) в
2007 г. остались неприсоединенными.
Стремительный рост числа потребителей
электрической энергии (и, соответственно,
присоединяемых к электросетям мощностей),
который не поддается каким-либо точным
расчетам и прогнозам, значительно
опережает замедленный рост мощностей
источников электроснабжения. Это имеет
место даже в последнее время, в условиях
экономического кризиса. Например, по
данным НПО «ИЭМ» (см. «Энергетика и
промышленность России», 2007, № 2),
динамика спроса показала всю зыбкость
«прогнозов специалистов». Согласно
Энергетической стратегии России, в
период с 2000 по 2005 г. прирост
энергопотребления прогнозировался на
уровне 5,8 %. В реальности его значение
оказалось в 1,5 раза выше – 8,5 %. В 2006
году рост электропотребления составил
более 4,6 %, что в два раза больше
прогнозного.
«Мы долго не протянем, – заявил
директор Инновационного бюро «Эксперт»
Д. Медовников. – В 2006 году совокупная
мощность всех электростанций страны
составила 216 ГВт, в то время как уровень
потребления уже сейчас достиг 210 ГВт.
Необходимого запаса в 10–15 % мощностей
для устойчивой работы системы уже нет,
а существующий небольшой резерв будет
исчерпан в ближайшие год-два» («Энергетика
и промышленность России», 2006, № 6).
С 1 июля 2008 г. в отечественной
электроэнергетике начал функционировать
загадочный, спорный по своей целесообразности
и пока непонятный для большинства
специалистов рынок мощностей (по мнению
иностранных экспертов, при регулировании
ни о каком существовании рынка вообще
не может быть и речи).
В этом плане представляется целесообразным
расширить функции органов Ростехнадзора
по отношению к электросетевым компаниям
в части контроля за рациональным и
безопасным использованием действующих
и вновь вводимых (реконструируемых)
генерирующих и сетевых мощностей.
Если сравнить, например, условия
функционирования двух различных по
своей структуре служб: некоммерческой
государственной федеральной службы –
Ростехнадзора и коммерческой организации
– ОАО «МОЭсК», то получается впечатляющая
разница.
От потребителей электроэнергии нельзя
скрыть тот факт, что руководящий и
инспекторский состав органов Ростехнадзора
в основном ютится в тесных, плохо
обустроенных помещениях (зачастую в
бывших квартирах или гостиницах), в
которых практически нет даже места для
посетителей. В то же время многочисленный
аппарат сотрудников электросетевых
компаний размещается в прекрасно
обустроенных зданиях и просторных
помещениях, которые постоянно обновляются
и расширяются. Это, разумеется, наводит
потребителя на мысль о том, куда и на
какие управленческие расходы энергокомпаний
используются его денежные «вложения»
за технологическое подключение мощности.
Потребители электрической энергии,
инвесторы и другие юридические и
физические лица, нуждающиеся в подключении
своих энергопринимающих устройств к
электросетям, вправе заявить: «Если не
хватает мощностей на развитие сетей,
зачем тратить огромные средства на
управленческие расходы – снизьте или
исключите свои излишние расходы, и тем
самым уменьшите дефицит мощности».
Проблема не в деньгах, а в их разумном
использовании. При введении платы за
технологическое присоединение изначально
предполагалось, что она будет являться
источником развития электросетевых
компаний. Однако плата за технологическое
присоединение явилась не средством
покрытия дефицита мощностей и источником
развития не самих сетей, а управленческого
аппарата вкупе с его обустройством.
В отличие от сложившейся за многие
годы структуры служб энергетического
надзора (Ростехнадзора) структура
подразделений электросетевых организаций
неизменно претерпевает изменения,
создавая и ликвидируя довольно «солидные»
организации. Так, в 2005 г. энергоснабжающей
организацией была создана служба СУРЭ
(сектор учета и распределения
электроэнергии), которая после двух лет
непонятного существования прекратила
свою деятельность. В настоящее время в
Московском регионе создана крупная
организация «Энергобаланс-Столица»,
действующая от имени электросетевой
компании и работающая с ней на договорных
началах, внесшая сумятицу в налаженную
было систему взаимоотношений между
потребителями и энергосбытовыми
организациями и породившая массу
конфликтов в системе потребления
электроэнергии и ее учета вплоть до
судебных разбирательств. Таким образом,
практически все этапы реформирования
электроэнергетики связаны с изменением
системы управленческого аппарата,
структуры управления подразделений
энергетического холдинга, перераспределением
его активов и т. п., не затрагивая при
этом технические проблемы модернизации
системы электроснабжения с целью
повышения ее надежности, ликвидации
дефицита мощностей, повышения пропускной
способности электросетей, улучшения
качества производимой и отпускаемой
потребителям электроэнергии и т. д.
Взаимоотношения между потребителями
электроэнергии и Ростехнадзором
стабильны и, как правило, не вызывают
конфликтных ситуаций, поскольку строго
регламентируются законодательными и
правовыми актами, комплектом правил,
инструкций и методических указаний. В
то же время взаимоотношения между
потребителями и электросетевыми
компаниями изобилуют конфликтами и
крайне ограниченным набором
правоустанавливающих документов.
В результате в действиях электросетевых
организаций встречается немало ошибок,
нарушений законодательных норм и правил,
противоречий и недомолвок. Имеют место
многочисленные необоснованные отказы
в присоединении мощностей потребителей
и, как правило, недопустимые затраты
времени заявителей на присоединение
мощности в огромных очередях (например,
к руководству служб присоединения ОАО
«МОЭсК») с многочисленными претензиями
по существу проблемы. Напрашивается
вывод, что одними деньгами, взимаемыми
за подключение к электросетям, проблему
дефицита мощностей электросетевым
компаниям при существующей организации
их деятельности не решить.
Электросетевые компании и потребители
электрической энергии в условиях
нехватки генерирующих мощностей, наличия
изношенного генерирующего оборудования,
плачевного состояния магистральных и
радиальных (в ряде случаев, бесхозных)
электрических сетей фактически ведут
ожесточенную борьбу на выживание.
Победителем в такой «борьбе», как
правило, оказываются электросетевые
компании, поскольку в ответ на критику
на всех уровнях власти в отношении
повышенных тарифов за подключение, а
также на требования снизить плату за
подключение хотя бы для малого бизнеса,
ответ со стороны «сетевиков» однозначен:
«Нет мощностей».
Например, Мэр Москвы Ю. Лужков
неоднократно заявлял, что он собирается
отменить плату за присоединение к
электросетям. По его мнению, «бешеные
тарифы на присоединение останавливают
инвестиционное развитие города». «Плату
берут до того, как инвестиции начинают
работать, – отметил Ю. Лужков на
заседании Правительства Москвы после
первичного введения платы за присоединение
с 1 октября 2006 г., – а это недопустимо».
Однако его публичные заявления не только
оказались несбыточными, но и представляются
обычным пиаром, особенно после вторичного
резкого повышения платы за подключение
с 1 января 2008 г.
Рыночная экономика в стране в полной
мере затронула и электроэнергетику,
«развитие» которой после распада Единой
энергетической системы и прекращения
деятельности РАО «ЕЭС России» отдано
на откуп регионам. Электроэнергетика
практически перешла в частные руки и
«пустилась в свободное плавание» со
своими рыночными ценами, рыночными
законами и рыночными методами, присущими
естественному монополисту на оптовом
и, особенно, розничном рынках электроэнергии.
Расчленение РАО «ЕЭС России» на множество
независимых компаний по производству,
передаче, распределению и сбыту
электроэнергии привело к еще большему
снижению надежности энергоснабжения
регионов, к потере возможности совместной
оптимизации развития источников
электроэнергии и электрических сетей
и к возрастанию при этом суммарных
затрат.
Для электросетевых компаний
технологическое присоединение к
электросетям оказалось весьма выгодным
бизнесом.
В результате продавцы и покупатели
электроэнергии впервые за все время
существования отечественной
электроэнергетики стали представлять
собой два противоположных лагеря, и все
реформаторские преобразования продавцов
(электросетевых организаций) стали
ложиться тяжелым бременем на плечи
покупателей (потребителей электрической
энергии). |