Четверг, 25.04.2024, 06:52
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Справочник Профессионала - Directory of professional  16+

Категории раздела
НАШ ОПРОС
Просим Вас указать Вашу принадлежность к той или иной группе:
Всего ответов: 4881
Статистика
 
Рейтинг@Mail.ru
 
 
 
 

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Зарег. на сайте
Всего: 1230
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
Из них
Администраторов: 1
Модераторов: 1
Проверенных: 968
Обычных юзеров: 260
Из них
Парней: 896
Девушек: 334
TwitPic
СЕЙЧАС читают:
Форма входа

Каталог файлов

Главная » Файлы » Строительство и технологии » Файлы

Вся неправда о подключении к электросетям Розничный «рынок» электроэнергии: один продавец, остальные – покупатели
[ Скачать с сервера (1.08 Mb) ] 26.07.2012, 16:21

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ НАХОДИТСЯ в ФАЙЛЕ


Введение

Мы не решили одну из важнейших задач – повернуться лицом к потребителю. К сожалению, мы все еще живем по логике монополий, логика потребителя не является целью существования компании.

Анатолий Чубайс «Энергетика и промышленность России», 2007, № 1

Подключение потребителей к электрическим сетям в настоящее время является одной из наиболее болезненных проблем – как для потенциальных и действующих потребителей электрической энергии, так и для энергоснабжающих организаций.

Технологическое присоединение к электросетям стало наиболее острым из тех вопросов, которые оставило «в наследство» РАО «ЕЭС России» после прекращения своей реформаторской деятельности. Теперь уже можно признать, что прошедшие и продолжающиеся по инерции реформы в сфере электроэнергетики, направленные на конкурентное разделение областей производства, передачи и сбыта электроэнергии, при отсутствии равновесия в спросе и предложении не обеспечивают успешного развития рынка и повлекли за собой множество новых проблем.

Вряд ли кто из специалистов в области электроэнергетики в начале 1990-х годов, еще до образования РАО «ЕЭС России» (созданного по Указу Президента России от 15.08.1992 г. № 923), мог предположить, что подключение к электросетям вскоре станет столь острой и труднорешаемой финансовой и технической проблемой.

Особенность проблемы в том, что трудности подключения к электрическим сетям все больше становятся тормозом развития малого и среднего бизнеса в стране, препятствием для улучшения бытовых условий граждан. Эти трудности обусловлены непомерно высокими финансовыми затратами, организационными и техническими усилиями потребителей электрической энергии; они создают конфликтные ситуации во взаимоотношениях между потребителями и энергоснабжающими организациями. И, наконец, они породили широкомасштабные хищения электрической энергии. Такого нет ни в одной прогрессивной стране в мире, не было ранее и в нашей стране. Именно экономический подъем в России вызвал стремительный рост потребления электроэнергии. При этом инвестиционный процесс в электросетевом комплексе систематически запаздывал по сравнению с ростом присоединяемых мощностей.

В последние годы возникли прецеденты отказов на подключение потенциальных потребителей электрической энергии к электросетям; их количество стало быстро расти. По данным исследований Института проблем естественных монополий, доля удовлетворенных заявок на присоединение к электросетям ежегодно снижалась и составила: в 2004 г. – 33 %, в 2005 г. – 21 %, в 2006 г. – 16 %, а в 2007 г. – всего лишь 10 %.

Электросетевая система страны должна опережать развитие народного хозяйства, а не наоборот. А у нас сложилась ситуация, не имеющая аналогов ни в одной другой стране: где еще коммерческая сетевая организация стала бы отказывать клиентам в присоединении мощности или создавать для них непреодолимые трудности?

В подтверждение пословицы «Нет худа без добра» потребители электроэнергии стали «ближе» к электроэнергетике: они вынуждены вникать в суть проблемы подключения к электросетям и самостоятельно искать приемлемые пути ее решения. Потребители стали выявлять недостатки в работе электросетевых компаний, включая необоснованные отказы в подключении и нарушения законодательства в этой области, искусственное занижение заявляемых на подключение к электросетям мощностей, недопустимые ошибки в договорах на осуществление технологического присоединения и т. д. Потребители вынуждены самостоятельно решать свои задачи – в судебном порядке, а также всеми правдами и неправдами, вплоть до несанкционированного подключения.

В периодической печати и в Интернете стала появляться масса вопросов и претензий потребителей электрической энергии, нуждающихся в технологическом подключении своих энергопринимающих устройств, к электросетевым компаниям. Это подтверждает непонимание потребителями множества тонкостей, связанных со сложным процессом технологического подключения, а также несовершенство действующих нормативных правовых документов по существу данной проблемы (см. прил. 1).

В руководстве энергетических компаний также нет единства в вопросах подключения к электросетям, за одним исключением: все сходятся во мнении, что эта проблема является одной из главных в современной электроэнергетике. В качестве примера в прил. 2 приводятся высказывания по данной проблеме руководства государственных органов, электросетевых компаний, общественных и других организаций, заслуженных деятелей науки и техники. Практика показала, что далеко не всегда «сетевые» прогнозы представителей руководящих органов, равно как и прогнозы руководства РАО «ЕЭС России», а после его ликвидации – электросетевых компаний сбываются.

До сих пор коммерческие взаимоотношения между потребителями электрической энергии и энергоснабжающими организациями не регламентируются каким-либо конкретным документом наподобие действовавших ранее Правил пользования электрической и тепловой энергией. Это дает потребителям дополнительные лазейки для подключения к электросетям на приемлемых условиях (во многих случаях – несанкционированного).

Одним из парадоксов сложившейся ситуации является то, что энергоснабжающие организации, похоже, искренне уверены в возрастающем количестве отказов в присоединении к электросетям, не подозревая (возможно, правда, догадываясь) о реальной цифре потребителей электрической энергии, осуществляющих, как правило, несанкционированное подключение. Поэтому достоверность информации

ОАО «Московская городская электросетевая компания» (МГЭсК) и ОАО «Московская объединенная электросетевая компания» (МОЭсК) о том, что «к лету 2006 года на 90 % территории города Москвы присоединение к электрическим сетям стало невозможным», вызывает большие сомнения.

В бизнесе при недостаточно организованном (особенно после распада Единой энергетической системы) электросетевом хозяйстве страны практически нет невозможного, и, на наш взгляд, вряд ли имеются потребители (юридические и физические лица), электроустановки которых так или иначе не оказались подключенными к электросетям. Трудно поверить, что все 90 % «отказников» (см. приведенные выше данные Института проблем естественных монополий) в 2007 г. остались неприсоединенными.

Стремительный рост числа потребителей электрической энергии (и, соответственно, присоединяемых к электросетям мощностей), который не поддается каким-либо точным расчетам и прогнозам, значительно опережает замедленный рост мощностей источников электроснабжения. Это имеет место даже в последнее время, в условиях экономического кризиса. Например, по данным НПО «ИЭМ» (см. «Энергетика и промышленность России», 2007, № 2), динамика спроса показала всю зыбкость «прогнозов специалистов». Согласно Энергетической стратегии России, в период с 2000 по 2005 г. прирост энергопотребления прогнозировался на уровне 5,8 %. В реальности его значение оказалось в 1,5 раза выше – 8,5 %. В 2006 году рост электропотребления составил более 4,6 %, что в два раза больше прогнозного.

«Мы долго не протянем, – заявил директор Инновационного бюро «Эксперт» Д. Медовников. – В 2006 году совокупная мощность всех электростанций страны составила 216 ГВт, в то время как уровень потребления уже сейчас достиг 210 ГВт. Необходимого запаса в 10–15 % мощностей для устойчивой работы системы уже нет, а существующий небольшой резерв будет исчерпан в ближайшие год-два» («Энергетика и промышленность России», 2006, № 6).

С 1 июля 2008 г. в отечественной электроэнергетике начал функционировать загадочный, спорный по своей целесообразности и пока непонятный для большинства специалистов рынок мощностей (по мнению иностранных экспертов, при регулировании ни о каком существовании рынка вообще не может быть и речи).

В этом плане представляется целесообразным расширить функции органов Ростехнадзора по отношению к электросетевым компаниям в части контроля за рациональным и безопасным использованием действующих и вновь вводимых (реконструируемых) генерирующих и сетевых мощностей.

Если сравнить, например, условия функционирования двух различных по своей структуре служб: некоммерческой государственной федеральной службы – Ростехнадзора и коммерческой организации – ОАО «МОЭсК», то получается впечатляющая разница.

От потребителей электроэнергии нельзя скрыть тот факт, что руководящий и инспекторский состав органов Ростехнадзора в основном ютится в тесных, плохо обустроенных помещениях (зачастую в бывших квартирах или гостиницах), в которых практически нет даже места для посетителей. В то же время многочисленный аппарат сотрудников электросетевых компаний размещается в прекрасно обустроенных зданиях и просторных помещениях, которые постоянно обновляются и расширяются. Это, разумеется, наводит потребителя на мысль о том, куда и на какие управленческие расходы энергокомпаний используются его денежные «вложения» за технологическое подключение мощности. Потребители электрической энергии, инвесторы и другие юридические и физические лица, нуждающиеся в подключении своих энергопринимающих устройств к электросетям, вправе заявить: «Если не хватает мощностей на развитие сетей, зачем тратить огромные средства на управленческие расходы – снизьте или исключите свои излишние расходы, и тем самым уменьшите дефицит мощности». Проблема не в деньгах, а в их разумном использовании. При введении платы за технологическое присоединение изначально предполагалось, что она будет являться источником развития электросетевых компаний. Однако плата за технологическое присоединение явилась не средством покрытия дефицита мощностей и источником развития не самих сетей, а управленческого аппарата вкупе с его обустройством.

В отличие от сложившейся за многие годы структуры служб энергетического надзора (Ростехнадзора) структура подразделений электросетевых организаций неизменно претерпевает изменения, создавая и ликвидируя довольно «солидные» организации. Так, в 2005 г. энергоснабжающей организацией была создана служба СУРЭ (сектор учета и распределения электроэнергии), которая после двух лет непонятного существования прекратила свою деятельность. В настоящее время в Московском регионе создана крупная организация «Энергобаланс-Столица», действующая от имени электросетевой компании и работающая с ней на договорных началах, внесшая сумятицу в налаженную было систему взаимоотношений между потребителями и энергосбытовыми организациями и породившая массу конфликтов в системе потребления электроэнергии и ее учета вплоть до судебных разбирательств. Таким образом, практически все этапы реформирования электроэнергетики связаны с изменением системы управленческого аппарата, структуры управления подразделений энергетического холдинга, перераспределением его активов и т. п., не затрагивая при этом технические проблемы модернизации системы электроснабжения с целью повышения ее надежности, ликвидации дефицита мощностей, повышения пропускной способности электросетей, улучшения качества производимой и отпускаемой потребителям электроэнергии и т. д.

Взаимоотношения между потребителями электроэнергии и Ростехнадзором стабильны и, как правило, не вызывают конфликтных ситуаций, поскольку строго регламентируются законодательными и правовыми актами, комплектом правил, инструкций и методических указаний. В то же время взаимоотношения между потребителями и электросетевыми компаниями изобилуют конфликтами и крайне ограниченным набором правоустанавливающих документов.

В результате в действиях электросетевых организаций встречается немало ошибок, нарушений законодательных норм и правил, противоречий и недомолвок. Имеют место многочисленные необоснованные отказы в присоединении мощностей потребителей и, как правило, недопустимые затраты времени заявителей на присоединение мощности в огромных очередях (например, к руководству служб присоединения ОАО «МОЭсК») с многочисленными претензиями по существу проблемы. Напрашивается вывод, что одними деньгами, взимаемыми за подключение к электросетям, проблему дефицита мощностей электросетевым компаниям при существующей организации их деятельности не решить.

Электросетевые компании и потребители электрической энергии в условиях нехватки генерирующих мощностей, наличия изношенного генерирующего оборудования, плачевного состояния магистральных и радиальных (в ряде случаев, бесхозных) электрических сетей фактически ведут ожесточенную борьбу на выживание. Победителем в такой «борьбе», как правило, оказываются электросетевые компании, поскольку в ответ на критику на всех уровнях власти в отношении повышенных тарифов за подключение, а также на требования снизить плату за подключение хотя бы для малого бизнеса, ответ со стороны «сетевиков» однозначен: «Нет мощностей».

Например, Мэр Москвы Ю. Лужков неоднократно заявлял, что он собирается отменить плату за присоединение к электросетям. По его мнению, «бешеные тарифы на присоединение останавливают инвестиционное развитие города». «Плату берут до того, как инвестиции начинают работать, – отметил Ю. Лужков на заседании Правительства Москвы после первичного введения платы за присоединение с 1 октября 2006 г., – а это недопустимо». Однако его публичные заявления не только оказались несбыточными, но и представляются обычным пиаром, особенно после вторичного резкого повышения платы за подключение с 1 января 2008 г.

Рыночная экономика в стране в полной мере затронула и электроэнергетику, «развитие» которой после распада Единой энергетической системы и прекращения деятельности РАО «ЕЭС России» отдано на откуп регионам. Электроэнергетика практически перешла в частные руки и «пустилась в свободное плавание» со своими рыночными ценами, рыночными законами и рыночными методами, присущими естественному монополисту на оптовом и, особенно, розничном рынках электроэнергии. Расчленение РАО «ЕЭС России» на множество независимых компаний по производству, передаче, распределению и сбыту электроэнергии привело к еще большему снижению надежности энергоснабжения регионов, к потере возможности совместной оптимизации развития источников электроэнергии и электрических сетей и к возрастанию при этом суммарных затрат.

Для электросетевых компаний технологическое присоединение к электросетям оказалось весьма выгодным бизнесом.

В результате продавцы и покупатели электроэнергии впервые за все время существования отечественной электроэнергетики стали представлять собой два противоположных лагеря, и все реформаторские преобразования продавцов (электросетевых организаций) стали ложиться тяжелым бременем на плечи покупателей (потребителей электрической энергии).

Категория: Файлы | Добавил: otipb
Просмотров: 1231 | Загрузок: 1439 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту

2

Новое в блогах