полный текст документа находится в файле
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 20 ноября 2002 г. N 38
"О введении в действие санитарных правил и нормативов"
На основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст.3295), постановляю:
Ввести в действие с 1 февраля 2003 года Санитарные правила и нормативы "Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования. СанПиН 2.4.7.1166-02", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 7 октября 2002 г.
Г.Онищенко
Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 декабря 2002 г.
Регистрационный N 4046
Санитарные правила и нормативы
СанПиН 2.4.7.1166-02
2.4.7. Гигиена детей и подростков
"Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального
профессионального образования"
(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 7 октября 2002 г.)
I. Область применения и общие положения
1.1 Настоящие санитарные правила и нормативы (далее - санитарные правила) разработаны на основании Федерального закона Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999 г., N 14, ст.1650), Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации, Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000 г., N 31, ст.3295), Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ "Об образовании" (с изменениями и дополнениями; Собрание законодательства Российской Федерации, 2002 г., N 7, ст.631).
1.2 Настоящие санитарные правила направлены на профилактику заболеваний органов зрения, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы организма учащихся.
1.3 Санитарные правила устанавливают гигиенические требования к весу, шрифтовому оформлению, качеству печати и полиграфическим материалам для учебных изданий (учебников, учебных пособий, практикумов далее - изданий) с целью обеспечения их удобочитаемости и соответствия веса изданий функциональным возможностям организма учащихся, что приводит к снижению зрительной нагрузки в процессе чтения, предупреждает развитие зрительного и общего утомления.
1.4 Санитарные правила распространяются на издания учебные для общего и начального профессионального образования, а также на учебные издания, предназначенные для абитуриентов.
1.5 Санитарные правила не распространяются на издания, предназначенные для слабовидящих детей, обучающихся в коррекционных образовательных учреждениях.
1.6 Соблюдение требований настоящих санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающихся издательской деятельностью.
1.7 Нормативные документы (государственные и отраслевые стандарты) в части регламентации и обеспечения гигиенических требований к изданиям не должны противоречить настоящим санитарным правилам.
1.8 Учебные издания для общего и начального профессионального образования допускаются к использованию только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их настоящим санитарным правилам.
1.9 Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за выполнением настоящих санитарных правил осуществляют учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации.
II Гигиеническая классификация изданий
2.1 В зависимости от характера предъявления и объема информационного материала для единовременного прочтения и усвоения издания по учебным дисциплинам подразделяются на:
- гуманитарные (букварь, родная речь, обществознание, окружающий мир, история, литература, языковедение - русский и иностранные языки, психология, науки о государстве и праве, основы безопасности жизнедеятельности, экономика, предметы эстетического цикла, физическая культура, трудовое обучение и т.п.);
- математические (арифметика, математика, алгебра, геометрия, тригонометрия, логика, информатика и т.п.);
- естественные (естествознание, экология, астрономия, физика, химия, география, биология, черчение и т.п.);
- специальные дисциплины для начального профессионального образования (механика, радиоэлектроника, электротехника, металлургия, горное дело, химическая технология, сельское хозяйство, медицина, педагогика, музыка, конструкторские дисциплины и т.п.).
2.2 В зависимости от функционального назначения в процессе обучения издания подразделяются на:
- учебник;
- учебное пособие;
- практикум.
Учебные издания нового поколения - учебник-тетрадь, индивидуальная рабочая тетрадь, книга для самостоятельной работы учащихся, альбом-задачник, тетрадь для творческих заданий и т.п. - следует относить к практикумам.
2.3 В зависимости от возрастной категории издания предназначаются для:
- начального образования (первая ступень) - 1 - 4 классы;
- основного образования (вторая ступень) - 5 - 9 классы;
- среднего образования (третья ступень) - 10 - 11 классы.
Учебные издания для начального профессионального образования по возрастной категории следует отнести к изданиям для среднего образования.
III. Гигиенические требования к изданиям
3.1 Общие требования
3.1.1 Не рекомендуется выпускать издания, включающие материалы двух возрастных категорий.
Издание должно включать материалы, рассчитанные не более, чем на:
- 1 год обучения для 1 класса,
- 2 года обучения для 2 - 6 классов,
- 3 года обучения для 7 - 11 классов.
3.1.2 Издания допускаются в форматах, соответствующих действующему государственному стандарту.
Для рабочих тетрадей, атласов, пособий по черчению, изобразительному искусству, трудовому обучению и т.п. допускается формат 70 х 108/16.
3.1.3 Вес издания не должен быть более:
- 300 г для 1 - 4 классов;
- 400 г для 5 - 6 классов;
- 500 г для 7 - 9 классов;
- 600 г для 10 - 11 классов.
Вес изданий для 1 - 4 классов, предназначенных для работы только в классе*, не должен превышать 500 г.
Допускается увеличение веса издания не более, чем на 10%.
3.1.4 Издания могут быть изготовлены в мягкой обложке или жесткой переплетной крышке.
3.1.5 Издания в переплетных крышках с бумажным покрытием должны быть отделаны припрессовкой пленки.
Издания в обложках должны быть отделаны лакированием или припрессовкой пленки, кроме обложек, изготовленных из мелованных бумаг или бумаг со специальным покрытием.
3.1.6 Не допускается применять способы скрепления блока издания, приводящие к ухудшению условий чтения:
- шитье проволокой втачку;
- клеевое бесшвейное скрепление.
Для изданий, функционально предназначенных к постраничному разъединению (разрезанию), например, дидактические материалы, карточки с заданиями и т.п., допускается бесшвейное клеевое скрепление.
3.1.7 Не рекомендуется применять способ высокой печати для изданий первой ступени образования.
3.1.8 Корешковые поля на развороте издания должны быть не менее 26 мм, при этом размер корешкового поля на странице не должен быть менее 10 мм.
Допускается на полях страницы, кроме корешковых, размещать условные обозначения заданий, наглядные изображения, текст объемом не более 50 знаков на расстоянии не менее 5 мм от полосы.
Верхнее, наружное и нижнее поля, не включая иллюстративного заполнения полей, должны быть не менее 10 мм.
3.1.9 При печати черной краской интервал оптических плотностей элементов изображения текста и бумаги в издании должен быть не менее 0,7. Не допускается печать текста с нечеткими ("рваными") штрихами знаков.
3.1.10 Не допускается печатать текст на цветном, сером фоне, участках многокрасочных иллюстраций с оптической плотностью фона более 0,3.
3.1.11 В изданиях для 1 - 4 классов при печати текста объемом более 200 знаков на цветном (сером) фоне кегль шрифта должен быть на 2 пункта больше кегля шрифта основного текста, увеличение интерлиньяжа - не менее 2 пунктов, шрифты - из группы рубленых нормального или широкого, светлого или полужирного начертания.
3.1.12 Не допускается применять в изданиях шрифты узкого начертания, кроме заголовков.
3.1.13 В изданиях для первой ступени образования не допускается применение шрифтов с наклонными осями округлых букв (например, шрифты из группы медиевальных, гарнитуры типа "Таймс").
3.1.14 В изданиях для 1 - 4 классов междусловный пробел должен быть не менее кегля шрифта текста; для 5 - 11 классов - не менее половины кегля шрифта текста.
3.1.15 Не допускается применять:
- для основного и дополнительного текста выворотку шрифта и цветные краски;
- для выделения текста выворотку шрифта и цветные краски на цветном фоне;
- цветной и серый фон в прописях и рабочих тетрадях на участках, предназначенных для письма;
- для наглядных изображений (график, схема, таблица, диаграмма и т.п.) цветные краски на цветном фоне;
- для основного и дополнительного текста набор в три и более колонок.
3.1.16 Для выделения текста в изданиях первой ступени образования допускается применять не более трех цветных красок, в изданиях второй ступени образования не более двух цветных красок, в изданиях третьей ступени образования применение цветных красок не рекомендуется.
3.1.17 В изданиях первой ступени образования для основного и дополнительного текста и выделений (кроме заголовков) допускается применять не более четырех вариантов шрифтового оформления, отличающихся одним из параметров: кеглем или гарнитурой, или ее начертанием, или наличием цветных выделений.
3.1.18 Во всем объеме изданий второй и третьей ступеней образования рекомендуется одинаковое шрифтовое оформление каждого из видов текста (основного, дополнительного).
3.1.19 Для картографических надписей в изданиях для 1 - 4 классов рекомендуется применять шрифт кеглем не менее 10 пунктов, для 5 - 9 классов - не менее 9 пунктов, для 10 - 11 классов - не менее 8 пунктов. |