Среда, 18.10.2017, 08:44
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Справочник Профессионала - Directory of professional  16+

Меню сайта
Категории раздела
НАШ ОПРОС
Просим Вас указать Вашу принадлежность к той или иной группе:
Всего ответов: 4811
Статистика
 
Рейтинг@Mail.ru
 
 
 
 
 

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 
Зарег. на сайте
Всего: 1206
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
Из них
Администраторов: 1
Модераторов: 1
Проверенных: 968
Обычных юзеров: 236
Из них
Парней: 878
Девушек: 328
TwitPic
СЕЙЧАС читают:
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Увлечения » Статьи

По тундре, по железной дороге...
Осень — лучшее время для краеведческих прогулок. Раздевшаяся тундра прозрачна, вода в реках и озерах низка. По первому снегу из очередной изыскательской вылазки вернулся хранитель музея истории Норильской железной дороги Николай ЯКУШИН. О ее результатах он рассказал «Заполярке».
По тундре, по железной дороге...
Николай Якушин с будущими экспонатами
Николай Якушин каждый год на несколько дней уходит в тундру, где исследует участки узкоколейной железной дороги. В этот раз он четыре дня провел в районе станции Папанинской.
Строительство узкоколейной железной дороги от Норильска до Дудинки началось в 1936 году. В 1937–м уже была построена первая ее «версия» длиной в 113,8 километра. В последующие годы узкоколейка достраивалась и перестраивалась, спрямлялась и укорачивалась. Ее продолжали строить и в 1940–х, и даже 1950–х годах, когда уже начали прокладывать современную ветку широкой колеи. Отдельные участки узкоколейки действовали до 1955 года.
По тундре, по железной дороге...
Узкоколейная железная дорога. 1940-е годы
На узкоколейной ветке от Дудинки до Норильска было порядка 15 станций и остановочных пунктов. Наименования им давались почти всегда по находящимся рядом географическим объектам. Так, разъезд Нежданный был назван по урочищу Неожиданному, станции Тундра, Алыкель, Вологочан — по топонимам одноименных озер. Станция Папанинская не исключение, в ее районе тоже есть озеро Папанинское, а также урочище Папанинская изба.Во времена работы узкоколейной железной дороги около каждой станции были небольшие поселочки, где компактно жили путевые обходчики, главные кондуктора, составители поездов и дежурные по станции. Такая же практика была и на современной, ширококолейной дороге. Еще в 1985 году в небольших домиках, бараках вдоль нее жили путейцы. На одной из станций даже похоронены два работника, муж и жена.А раз на станциях жили и работали люди, значит, там и сейчас остаются следы их пребывания. На станции Папанинской Николай Якушин нашел несколько интересных артефактов. Они пополнят музей НЖД, что располагается в зале ожидания бывшего вокзала.
Хранитель музея истории Норильской железной дороги Николай ЯКУШИН: – На Папанинской я нашел, например, остатки семафора. Это очень редкое для нашей железной дороги сооружение, просто потому, что их было немного. Видимо, когда оборудовали нашу узкоколейку, семафоры уже стали вытесняться светофорами. В чем между ними разница? Семафоры были механическими, работник станции вручную крутил лебедку, опуская или поднимая знак, означавший, что проезд закрыт. На станции Папанинской я нашел старый барабан от лебедки, каркас из шпал, в котором крепился «стакан» для семафора. Увидел я там остатки водокачки, с помощью которой в паровозы заливали воду.Еще рядом с путями обнаружил старую сломанную лягушу для узкоколейного состава. Это термин разговорный, на профессиональном языке железнодорожников она называется «накаточный башмак». Для чего служило это приспособление? Дело в том, что на вечной мерзлоте железная дорога вела себя непредсказуемо: где–то пути проваливались, где–то виляли, и подвижной состав часто сходил с рельсов. Так вот лягуши нужны были именно для установки сошедших с рельсов вагонов обратно на пути. Лягуша, как и большинство моих находок, лежала рядом с бывшими путями. Рельсов и шпал там почти не осталось, но насыпь сохранилась, хотя и сильно заросла. Она ведь возвышается над окружающей тундрой, и все семена, что несет ветер, задерживаются на ней. Узкоколейку именно так и можно сейчас узнать: вокруг голое поле, трава, а по прямой линии — кустики.
Есть среди находок Николая Якушина не только орудия труда железнодорожников, но и предметы их быта. Это заслонка от печки, что перекрывала дымоход, нехитрая алюминиевая посуда, например, самодельный дуршлаг — миска, где гвоздем проверчены дырки, а топором набита насечка. Каждую из находок Николая Якушина можно считать иллюстрацией к истории НЖД, к труду и быту ее работников. Вскоре посетители железнодорожного музея могут увидеть эти артефакты, послушать увлекательные истории от Николая Якушина.Под крылом самолетаНедавно группа энтузиастов побывала на территории бывшего аэропорта «Нежданный», который находился между Норильском и Кайерканом.
По тундре, по железной дороге...
Найденное крыло самолета
В путь отправились свыше 50 человек: большая часть — дети, ученики школ № 41 и 20, родители ребят, неравнодушные к местной истории, представители православного прихода и казачества. Возглавляли группу издатели альманаха «Неизвестный Норильск» Лариса и Станислав СТРЮЧКОВЫ и заместитель руководителя православного центра «Север» Юрий ЧУМАК. Временный аэродром на разъезде Нежданный появился в начале 1960–х годов. В то время растущему городу не хватало аэропорта «Надежда», а Алыкель еще не был построен. «Нежданка» работала только зимой, когда замерзало находящееся там болото. Оно превращалось в четырехкилометровую, совершенно ровную природную взлетную полосу. В ноябре 1958 года «Нежданный» начал принимать первые самолеты. Там садились грузовые, военные и даже пассажирские самолеты, такие как Ан–10, Ан–12 и Ил–14. Аэродром был оборудован приводной радиостанцией и посадочным радиолокатором, там же работали гражданские и военные диспетчеры. Рядом находилась воинская часть, которая обеспечивала работу аэропорта, а после его закрытия охраняла склад ГСМ.Чтобы добраться до бывшего аэропорта «Нежданный», маленьким и взрослым краеведам пришлось пройти по железной дороге от Кайерканского угольного разреза свыше 15 километров. На «Нежданке» они увидели, облазили и сфотографировали около десяти ныне разрушенных объектов: предполагаемые зал ожидания, ремонтную базу, гостиницу для персонала, кухню–столовую, разные вспомогательные помещения, площадку для тренировки солдат, где до сих пор сохранились турник и брусья. Также там лежат крылья и части фюзеляжа брошенного самолета и локомобиль, когда–то вырабатывавший электричество и тепло для аэропорта. Нашли поисковики и непонятную конструкцию, связанную из толстых бревен. Дети и взрослые долго гадали о ее назначении, пока один из бывших сотрудников «Нежданки» не подсказал: когда–то этот каркас цепляли трактором и чистили таким образом взлетную полосу.«Нежданка» (да и только ли она?), по сути, — музей под открытым небом. Так что и детям, и взрослым краеведам есть что исследовать. Но сейчас «экспонаты» уже засыпал снег, и следующие выходы намечены на будущее лето, а пока — «камеральные работы», изучение найденного и продумывание предстоящих походов.

Светлана ГУНИНАФото из архива автора, Елены ХУДАНОВОЙ и Юрия ЧУМАКА


Источник: http://www.gazetazp.ru/2012/154/5/
Категория: Статьи | Добавил: otipb (19.10.2012) | Автор: otipb W
Просмотров: 820 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Добавить
Поиск по сайту

2

Новое в блогах