1. Ограждение генерального директора от принятия решений по системе качества (СК). Создание СК как автономно действующий аналог "старой" КС УКП без пересмотра всей системы управления предприятием. Непонимание принципиальной новизны СК- как системы качественного менеджмента (эффективного управления) предприятием. 2. Назначение на должность "ответственного представителя руководства в области качества" не из числа высшего руководства (начальника ОТК, службы стандартизации,заместителя главного инженера и т. п.), или возложение этих обязанностей на действующих заместителей директора (главного инженера, зам. по производству, коммерческого директора и т.п. Их загрузка и образ мышления никогда не позволят реально заняться СК не только им самим, но и другим сотрудникам предприятия). 3. Не использование всего комплекса стандартов ИСО серий9000, 10000., ГОСТов, ОСТов, РД в области СК, разработки и производства продукции, а также соответствующей научно-методической литературы. 4. Не проведение на этапе разработки СК обучения всех руководителей предприятия, служб и подразделений по СК, в том числе в сторонних Учебных центрах систем сертификации.Направление на обучение только внутренних аудиторов и рядовых сотрудников службы качества. Нерегулярность и не всеобщий охват внутреннего обучения. Формальное обучение, без сдачи объективных экзаменов специалистами всех уровней. 5. Отрыв процесса разработки документов СК от реальной производственной деятельности. Применение формальных подходов при разработке документов СК: 1) "Косметическая" доработка существующих СТП КС УКП; 2) Применение готовых (типовых) документов СК, взятых с других предприятий, у консультантов - без квалифицированного адаптирования их к реальному производству; 3) Поручение разработки документов СК исключительно отделу качества (ОТК, ЛОУК, службе стандартизации и т.п.); 4) Разработка документов СК подразделениями без предварительного обучения с жестким и объективным экзаменом. 5) Нетворческий подход к написанию документов СК, когда невозможно написать организационный документ или процедуру СК руководителем подразделения так, как надо его подразделению для реального эффективного управления деятельностью его подразделения, включая управление всеми ресурсами и обеспечения безконфликтной взаимосвязанности с другими подразделениями. 6. Неэффективные процедуры разработки, оформления (без применения ЭВМ) и внесения изменений в документы СК,приводящие к консерватизму, неактуальности документов СК("тройному стандарту - думаем одно, пишем другое, а делаем третье"). Предоставление права на внесение изменений в документы СК исключительно отделу качества. 7. Нечеткие, непонятные, неконкретные, недоходчивые цели и задачи в Политике предприятия в области качества. 8. Восприятие замечаний и несоответствий, выявленных при аудитах СК как единственно существующие на предприятии, а не как результат ограниченной выборочной проверки.Формальное проведение внутренних проверок. Негативное отношение к выявленным несоответствиям. Отсутствие инициативы по выявлению несоответствий со стороны самих сотрудников подразделений.Непонимание того, что выявление несоответствий и проведение соответствующих корректирующих и предупреждающих действий, то есть запуск механизма постоянного "самоочищения"и самосовершенствования - одно из важнейших положений СК. 9. Не применение даже простейших статистических методов. 10. Планирование и проведение корректирующих действий без решения существа проблем (с обеспечением предупреждения возникновения этих проблем в будущем). 11. В затратах на качество не учитываются реальные потери из-за "плохого качества": потерянные заказы из-за неоперативного управления предприятием и реагирования на изменения рынка сбыта,недостаточной репутации предприятия у потребителей и т.д.; потери из-за использования сырья, материалов и комплектующих низкого качества; потери из-за сбоев в работе технологического оборудования; издержек, порожденных многократными переделками и т.д. и т.п. 12. Установление статуса службы качества ниже 3-го уровня. 13. Усложненный допуск специалистов службы качества к принятию решений о распределении финансовых средств, премий,участию в конференциях, семинарах по качеству. 14. Не выписываются журналы и книги по качеству. 15. Постоянное противопоставление производственной деятельности работе по построению СК, разделение планов развития производства и СК. Непонимание того, что СК должна прежде всего служить повышению эффективности производства. 16. Построение СК не увязывается с вопросами автоматизации управленческой деятельности предприятия, с проектным стилем управления, с трудовыми отношениями, с организационной структурой предприятия, с управлением производственными процессами. Непонимание того, что концептуальной основой семейства ИСО 9000 является обеспечение всемерной управляемости всех процессов и ресурсов, а также их постоянное улучшение. 17. Постановка цели внедрения СК - только для получения сертификата (лицензии), для заключения новых договоров, побед в тендерах (конкурсах). Непонимание того, что СК - основа(методология) совершенствования общей системы управления предприятием. 18. На предприятии не создается среда, благоприятная для стимулирования у работников стремления постоянно улучшать работу свою и своих коллег. 19. Под повышением качества понимается только повышение качества продукции, а не всех процессов и ресурсов и обеспечение соответствия меняющимся требованиям заказчика и потребителя.
Источник: http://quality.eup.ru/DOCUM/tip_osh.htm |