Пятница, 29.03.2024, 19:08
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Справочник Профессионала - Directory of professional  16+

НАШ ОПРОС
Просим Вас указать Вашу принадлежность к той или иной группе:
Всего ответов: 4881
Статистика
 
Рейтинг@Mail.ru
 
 
 
 

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
 
Зарег. на сайте
Всего: 1230
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
Из них
Администраторов: 1
Модераторов: 1
Проверенных: 968
Обычных юзеров: 260
Из них
Парней: 896
Девушек: 334
TwitPic
СЕЙЧАС читают:
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Охрана труда » Общие

Типичные нарушения при проведении аттестации рабочих мест

Обобщены типичные нарушения при проведении аттестации рабочих мест по условиям труда, выявленные государственными экспертами в организациях Краснодарского края. Даны рекомендации, на чем акцентировать внимание, чтобы избежать распространенных ошибок.

ОЦЕНКА ПРАВИЛЬНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ РАБОТНИКАМ КОМПЕНСАЦИЙ ЗА ТЯЖЕЛУЮ РАБОТУ, РАБОТУ С ВРЕДНЫМИ И (ИЛИ) ОПАСНЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА

Согласно ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. В процессе своей трудовой деятельности работник должен оставаться живым и здоровым, и именно сохранение его жизни и здоровья является основной целью охраны труда.

При невыполнении работодателем норм трудового права, обязывающих обеспечить безопасные условия труда, работник может использовать предусмотренные законодательством меры социальной защиты. Одним из направлений регулирования социально-трудовых отношений при работе во вредных условиях труда является реализация прав работников на компенсации, декларируемая ст. 219 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ).


Согласно ст. 219 ТК РФ до тех пор, пока условия труда не отвечают требованиям безопасности здоровья работников, работодатель обязан предоставить работнику компенсации за работу во вредных условиях труда


С 6 декабря 2008 г. вступило в силу постановление Правительства РФ от 20.11.2008 № 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" (далее - постановление Правительства РФ № 870), А в п. 1 которого работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест (далее - АРМ) установлены следующие компенсации:

  • сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со ст. 92 ТК РФ;
  • ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее семи календарных дней;
  • повышенная оплата труда - не менее 4% тарифной ставки, установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

Наряду с данным постановлением применяются нормативные акты Госкомтруда СССР и ВЦСПС, устанавливающие компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда, в части, не противоречащей действующему ТК РФ.

Например, размер повышенной оплаты труда работников по сравнению с тарифными ставками рассчитывается по результатам оценки условий труда в соответствии с Типовым положением об оценке условий труда на рабочих местах и порядком применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утвержденным еще постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 03.10.1986 № 387/22-78. Основанием для оплаты труда в повышенном размере являются Типовые перечни работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, также утвержденные целым рядом постановлений Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС по отраслям народного хозяйства. Согласно этим документам доплаты за вредные условия на рабочем месте производятся не по всем превышающим предельные уровни вредным факторам, а только по некоторым из них, а именно:

  • химический фактор;
  • аэрозоли фиброгенного действия (пыль);
  • виброакустические факторы (шум и вибрация);
  • неионизирующие излучение (ВЧ, СВЧ);
  • температура воздуха (только в помещении);
  • тяжесть труда (только в случае превышения допустимых нагрузок по перемещению тяжестей).

Параметры освещения, электромагнитные излучения от компьютеров, а также напряженность и тяжесть труда по рабочей позе, согласно указанным постановлениям, не входят в перечень условий, за которые полагается доплата к тарифной ставке. При этом рассчитанный в соответствии с данными постановлениями размер повышенной оплаты труда не может быть ниже указанного в п. 1 постановления Правительства РФ № 870.

Размер дополнительного отпуска и сокращенный рабочий день устанавливаются в соответствии со Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 № 298/П-22. Согласно этому документу дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день предоставляются по характеру выполняемой работы или по наименованию профессии (должности) без учета результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

На современном этапе проведение АРМ -обязательное условие для установления гарантий и компенсаций работникам за вредные и (или) опасные условия труда.

Но не смотря на то что рассматривае¬мые постановления Госкомтруда СССР и ВЦСПС давно устарели, они пока являются действующими и применяются в части, не противоречащей ТК РФ.

Следует отметить ряд существенных различий в требованиях, установленных нормативными актами советского периода и п. 1 постановления Правительства РФ № 870, а именно:

  • дополнительные дни отпуска ранее предоставлялись из расчета рабочих дней, теперь - календарных дней;
  • ранее устанавливался сокращенный рабочий день, теперь - сокращенная рабочая неделя.

Следует обратить особое внимание на то, что сотрудниками отдела государственной экспертизы условий труда департамента труда и занятости населения Краснодарского края (далее - отдел государственной экспертизы условий труда) при оценке качества аттестации рабочих мест по условиям труда в обязательном порядке проверяется правильность заполнения строки 040 карты аттестации, в которой должны быть отражены компенсации работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в размере не ниже, указанного в п. 1 постановления Правительства РФ № 870.

СЕРТИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА И ПОДХОДЫ К ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Основной целью аттестации рабочих мест является улучшение и оздоровление условий труда в организации. После завершения АРМ и приведения условий труда к безопасным с учетом современного технического уровня работодатель обязан подтвердить соответствие организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда, т. е. провести сертификацию работ по охране труда на предприятии, которая способствует реализации государственной социальной политики по предоставлению гарантий государства работникам на здоровые и безопасные условия труда в соответствии с действующим законодательством.


Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются соответствующие требования


Ст. 212 ТК РФ в обязанности работодателя включено проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Как следует из данной нормы, объектом сертификации является "организация работ по охране труда" и заменять указанный объект какими-то другими для работодателя недопустимо. Хотя проведение подтверждения организации работ по охране труда требованиям нормативно-правовых актов по охране труда для работодателя обязательно, осуществляется оно в форме добровольной сертификации, т. к. в соответствии с гл. 4 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ "О техническом регулировании" подтверждение соответствия на территории РФ может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в форме принятия декларации о соответствии или обязательной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ, согласно номенклатуре, предусмотренной в постановлении Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии".

На сегодняшний день легитимной является сертификация, в которой объект оценки соответствует требованиям ст. 212 ТК РФ. При рассмотрении и оценке других объектов в ходе проведения сертификации организации работ по охране труда сертификат соответствия может быть оспорен в судебном порядке.

АТТЕСТАЦИЯ РАБОЧИХ МЕСТ ПО УСЛОВИЯМ ТРУДА И КАЧЕСТВО ЕЕ ПРОВЕДЕНИЯ

В соответствии со ст. 216.1 ТК РФ, основным направлением деятельности отдела государственной экспертизы условий труда является оценка качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

За 10 лет отделом государственной экспертизы условий труда осуществлена оценка качества проведения АРМ более чем на 20 тыс. рабочих мест. В ходе такой оценки наиболее часто регистрируются следующие нарушения.

Отсутствие в организации перечня всех рабочих мест с указанием опасных и вредных факторов производственной среды, подлежащих инструментальной оценке, что приводит к потере контроля со стороны членов аттестационной комиссии над проведением измерений всех потенциально вредных и опасных производственных факторов, характерных для данных рабочих мест.


От качества исследований и оценки вредных производственных факторов и трудового процесса при аттестации рабочих мест по условиям труда зависят разработка мероприятий с целью создания безопасных условий труда в организации и предоставление компенсаций работникам за тяжелую работу, работу с вредными и опасными условиями труда. Поэтому на сегодняшний день актуален не сам факт проведения АРМ, а ее качество


Составление данного перечня всегда вызывало затруднение у членов комиссии, поэтому в действующем Порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569 (далее - Порядок проведения АРМ), приводится рекомендуемая форма перечня рабочих мест с указанием всех возможных факторов условий труда, подлежащих оценке при АРМ. Необходимо обратить внимание, что в перечне указывается не только наличие вредных факторов на рабочем месте, но и время их воздействия в часах или в процентах по отношению к продолжительности смены.

Отсутствие указанного выше перечня приводит к еще одному часто встречающемуся нарушению - в ходе АРМ измеряются не все вредные факторы, характерные для данных рабочих мест. Вредные факторы на рабочих местах определяются исходя из особенностей технологического процесса, наличия на рабочих местах оборудования, используемого сырья и материалов, характеристики выполняемой работы. Кроме того, учитываются результаты ранее проводившихся измерений показателей вредных и опасных факторов, а также жалобы работников.

При оценке качества аттестации рабочих мест в организациях Краснодарского края специалистами отдела государственной экспертизы условий труда часто выявляется такое нарушение, как отсутствие подписей членов аттестационной комиссии и работников. Чаще всего это происходит в том случае, если члены комиссии не принимают участия в проведении АРМ, хотя в соответствии с Порядком проведения АРМ они должны осуществлять методическое руководство и контроль за проведением работ. Следствием такого отношения становится низкое качество аттестации рабочих мест.


Члены аттестационной комиссии и сотрудники аттестующей организации, привлеченной для проведения замеров, должны работать совместно, а представители организации должны контролировать их работу от момента издания приказа о создании комиссии и сроках проведения АРМ и до выполнения последнего пункта плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда, составленного по результатам аттестации рабочих мест. Чтобы быть компетентными в этой сфере, члены комиссии должны пройти обучение по общим вопросам аттестации рабочих мест, что закреплено в Порядке проведения АРМ


Нередко при проведении аттестации рабочих мест не соблюдаются методики замеров вредных производственных факторов. Например, в протоколах замеров интенсивности электромагнитных полей от ПЭВМ на рабочих местах, где выявлено превышение нормативных значений напряженности электрического поля и (или) плотности магнитного потока в диапазоне низких частот, отсутствует указание на фоновые уровни полей промчастоты.

В соответствии с разделом 5 приложения 3 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы" (введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118), если на обследуемом рабочем месте, оборудованном ПЭВМ, интенсивность электрического и (или) магнитного поля в диапазоне 5-2000 Гц превышает значения, приведенные в таблице 1 "Временные допустимые уровни ЭМП, создаваемых ПЭВМ на рабочих местах" Приложения 2 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, ^ следует проводить измерения фоновых уровней ЭМП промышленной частоты (при выключенном оборудовании). Невыполнение этих требований методики приводит к неверному выводу о непригодности компьютера для дальнейшей эксплуатации и неправильной оценке создаваемых им электромагнитных полей: устанавливается класс вредный, вместо допустимого.

Очень часто замеры параметров микроклимата делаются только в один период года, что является нарушением методики их проведения. Согласно СанПиН 2.2.4.548-96 "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений" (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 01.10.1996 № 21), замеры параметров микроклимата должны проводиться как в холодный, так и теплый периоды года и т. д.


Прежде чем приступить к оценке травмобезопасности, рекомендуется составить полный перечень рабочих мест с указанием оборудования, указанного в официальных документах, и проверить фактическое наличие машин и техники на рабочих местах. Кроме того, в случае выявления оборудования, изготовленного организацией самостоятельно и не учтенного в официальной документации, оно также включается в перечень рабочих мест и подлежит оценке. Перечень рабочих мест должен включать все фактически имеющиеся на производственном объекте оборудование, приспособления и инструменты


В протоколах оценки рабочих мест по травмобезопасности оценка проводится не по всем требованиям к оборудованию, приспособлениям, инструментам, средствам обучения и инструктажа, содержащимся в нормативно-правовых актах.

Оценка оборудования, приспособлений и инструмента по фактору травмобезопасности проводится на основе действующих и распространяющихся на них нормативно-правовых актов по охране труда:

  • государственных и отраслевых стандартов;
  • правил устройства и безопасной эксплуатации;
  • строительных норм и правил;
  • методических указаний;
  • постановлений и положений;
  • инструкций по охране труда;
  • др. нормативных правовых актов по охране труда, утвержденных федеральными органами исполнительной власти, а также органами по труду субъектов РФ.

В протоколах проведения АРМ должны быть отражены основные этапы оценки, а именно:

  • проверка общей работоспособности оборудования в соответствии с регламентированными режимами, а также надежности технологического процесса;
  • проверка устойчивости конструкции машины в целом и ее отдельных узлов, выявление колебаний остова или повышенной вибрации отдельных деталей;
  • по каждому пункту требований действующего и распространяющегося на оцениваемое оборудование нормативного правового акта проверяется наличие соответствующего средства защиты (ограждений, сигнализации, тормозных устройств, блокировок и т. д.), а также органов управления, в т. ч. для аварийной остановки, и специально предусмотренных средств автоматизации и механизации работ. Если вследствие технической необходимости на одном из участков организованного рабочего места не исключено воздействие опасных факторов на обслуживающий персонал (например, имеются движущиеся или нагретые предметы), то оценивается выполнение других предусмотренных мер безопасности -наличие сигнализации, средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ), описание в инструкции по охране труда безопасных приемов работы на этом участке;
  • проверка наличия, содержания и структуры средств инструктажа. Также при оценке травмобезопасности проверяется прохождение работниками обучения безопасным методам и приемам работы.

При оценке правильности заполнения карт аттестации рабочих мест часто выявляются ниже перечисленные ошибки.

В протоколе оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты вместо СИЗ часто оценивается выдача санитарной или форменной одежды.

В картах аттестации ошибочно указывается необходимость выдачи молока работникам по результатам АРМ при наличии химических веществ в воздухе рабочей зоны, концентрации которых ниже предельно допустимых.


Нередко в картах аттестации отражается повышенная оплата труда не только за тяжелую работу, работу во вредных условиях труда, но и за ненормированный рабочий день, за работу в ночную смену, в сельской местности и т. д. При этом Порядком проведения АРМ четко определено, что в строке 040 карты аттестации указываются гарантии и компенсации только работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями труда


В качестве основания приводятся ранее действовавшее постановление Минтруда России от 31.03.2003 № 13 "Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда" и ныне действующий приказ Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 45н "Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов".

Наименования профессий и должностей в картах аттестации часто не приведены в соответствие с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов ОК 016-94 (утв. постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 367) и Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих.


При выявлении расхождения между указанными наименованиями аттестационная комиссия должна сообщить руководителю о необходимости внести изменения в трудовую книжку работника. Если такие изменения не будут внесены, то впоследствии у работника возникнут проблемы с досрочным назначением трудовой пенсии по старости за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, с предоставлением других компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, с предоставлением средств индивидуальной защиты


Согласно действующему порядку проведения аттестации рабочих мест аттестационная комиссия должна подготовить предложения по приведению наименований профессий и должностей работников в соответствие с требованиями законодательства, если для этих профессий и должностей предусмотрено предоставление компенсаций работникам, либо наличие ограничений по труду (например, запрет на привлечение к вредным работам несовершеннолетних или женщин).

Поэтому наименования должностей (профессий) в картах аттестации и соответственно в трудовых книжках должны соответствовать наименованиям, содержащимся в квалификационных справочниках.

План мероприятий по улучшению условий труда, разработанный по результатам аттестации, в большинстве проверяемых организаций не был утвержден руководителем организации и согласован с руководителем ее профсоюза. Не были заполнены графы "источник финансирования", "ответственный за выполнение", "срок выполнения" и т. д.

В каком виде испытательные лаборатории дали свои рекомендации по улучшению условий труда, в таком виде и существует план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда в организации, разработанный по результатам АРМ.

Между тем согласно Порядку проведения АРМ конечной целью аттестации рабочих мест (для чего она, собственно, и проводится) как раз и является разработка плана оздоровления условий труда с его последующим исполнением.

Г.Ж. Склеменов,
нач. отдела государственной экспертизы условий труда департамента труда и
занятости населения Краснодарского края




Источник: http://www.mcfr.ru/journals/63/190/38210/38217/
Категория: Общие | Добавил: otipb (06.09.2011) | Автор: otipb W
Просмотров: 2587 | Теги: Аттестация рабочих мест, аттестационная комиссия | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту

2

Новое в блогах