Шведский морской паром затонул в результате пожара в проливе Скагеррак.
Погибло 158 человек.
Скандинавы умеют не только хорошо работать, но и красиво отдыхать. Не стал
исключением и вечер в пятницу 6 апреля 1990 года, когда сотни норвежцев решили
из Осло отправиться в Данию, чтобы провести
там пасхальные праздники. На судне находились 395 пассажиров и 100 членов
экипажа. Среди пассажиров было много детей и людей пожилого возраста. Взрослые
были не прочь провести уик-энд на борту парома, подышать морским воздухом,
испытать счастье в казино и -- что греха таить - вкусить дешевой круизной
выпивки в барах «Скандинавиан стар». Все шло по заведенному
распорядку.
Когда на корабле воцарилась ночная тишина, внезапно вспыхнул пожар. Возник
один очаг, затем второй, третий... «Скандинавиан стар»,
совершавший рейс между норвежской столицей и датским городом
Фредериксхавн, находился в это время в проливе
Скагеррак. Клубы дыма окутали лайнер. Удушливые газы проникли
во внутренние помещения, угрожая жизни людей.
Пламя пытались сбить, но оно быстро распространилось, и в 2 часа 27 минут
капитан радировал по обычному (!) каналу, что пассажиры переходят в шлюпки.
Сигнал SOS на аварийных частотах передан не был, а координаты
корабля были сообщены ошибочные. Поэтому паром, находившийся уже в норвежских
водах пролива Скагеррак, начали искать не вертолеты береговой
охраны Швеции, а торпедный катер ВМС
Норвегии. Впрочем, просчет был «пустяковым» -
благоприятная погода, отлаженные контакты спасателей и интенсивное судоходство в
этих водах позволили быстро развернуть десятки судов и вертолетов для помощи
«Скандинавиан стар».
Первым на место бедствия прибыло норвежское судно «Стена
сага». К тому времени сотни людей уже покинули паром и находились на
спасательных плотах и шлюпках. Затем подошли и другие суда. Благодаря оперативно
оказанной помощи уже в течение первого часа удалось эвакуировать более 300
человек. В эвакуации людей принимал участие и советский теплоход «Фрицис
Розинь». Пострадавшие были доставлены в больницы и гостиницы
Дании и Швеции.
Днем скорби для многих семей в Скандинавии стало воскресенье
8 апреля. Пожар, продолжавший бушевать на борту датского парома
«Скандинавиан стар», который накануне был отбуксирован в
шведский порт Люсечиль, лишил последней надежды обнаружить в
живых кого-либо из десятков пассажиров, оказавшихся блокированными на нижних
палубах судна. Лишь к вечеру, когда аварийным службам наконец удалось справиться
с огнем, спасательные отряды смогли проникнуть в недосягаемые до этого отсеки
парома.
«Мы обнаружили погибших в коридорах и каютах, даже в машинах
автомобильной палубы», - сказал руководитель подразделения пожарных
Конни Энглунд. По словам одного из участников
спасательной операции - пожарного с десятилетним стажем, увиденное на борту
парома явилось самым тяжелым потрясением в жизни.
Из отбуксированного в шведский порт Люсечиль на западном
побережье Швеции догоравшего парома извлекли около сотни
трупов. Некоторых пассажиров просто не удалось опознать - они сгорели почти
дотла. Сразу точная цифра погибших не была названа, так как на паромном
терминале в Осло и в конторе судовладельцев списка пассажиров
не нашли - почему-то отказал компьютер...
Ранее в Люсечиль были доставлены 52 человека, спасенных
советским теплоходом «Фрицис Розинь», который немедленно
направился в район катастрофы, приняв сигнал бедствия. Всего в ходе спасательных
операций, в которых участвовали также корабли и вертолеты
Дании, Норвегии и Швеции,
спасен 321 человек из находившихся на борту парома 372 пассажиров и 94 членов
команды.
Спасатели обнаружили тела 110 погибших. Неизвестной оставалось судьба 35
человек, которые оказались блокированными в каютах, расположенных под
автомобильной палубой.
По мере поступления дополнительных данных о масштабах катастрофы - одной из
крупнейших в этих водах за многие десятилетия - очевидными, по мнению
специалистов, стали серьезные нарушения правил безопасности на потерпевшем
бедствие судне. «Скандинавиан стар» был построен во
Франции в 1971 году и долгое время обслуживал рейсы между
Флоридой и Багамскими островами. Судно,
зафрахтованное датской компанией «Денолайнс», лишь недавно было
переведено на линию Осло - Фредериксхавн. Это
был его шестой рейс по данному маршруту.
Оказалось, что он, приступив за 4 дня до этого к работе на линии
Осло - Фредериксхавн, не прошел контроля ни
норвежской, ни датской морской инспекции. Основанием для допуска к пассажирским
перевозкам послужило заключение властей Багамских островов, где был приписан
«для удобства» корабль. Еще за несколько дней до катастрофы им владела
другая фирма, а до нее он успел сменить название и побывать объектом еще
множества сделок. «Удобный флаг» позволял избегать контроля налоговых,
морских, профсоюзных и иных организаций в тех странах Америки и
Европы, где курсировал построенный во Франции
паром.
Последствия хитроумных махинаций не заставили себя ждать: команда оказалась
не в состоянии не только остановить огонь, но и включить систему пожарного
оповещения пассажиров. Удивляться не приходится: спешно набранный гонконгским
посредником плавсостав (в основном португальцы и филиппинцы) за
несколько дней нахождения на борту не успел толком сработаться и ознакомиться с
гигантским судном, не провел ни одной учебной тревоги.
Хотя большинство пассажиров были норвежцами, на родном для них языке из
обслуживающего персонала (не считая капитана и нескольких офицеров)
говорил только вьетнамец, руководивший официантами. «Новобранцы» не
знали точно, кто их работодатель, а о коллективных договорах речь вообще не шла.
Судовладельцы даже не знали точную численность своих работников - 91 или 94?
Некоторые из норвежских туристов спали прямо в своих машинах на автомобильной
палубе, откуда быстрая эвакуация затруднена. По свидетельству очевидцев,
пожарная сигнализация в некоторых отсеках судна не сработала. Масштабы трагедии
предопределило, как считают, и то обстоятельство, что «языковой барьер»
лишил команду, состоявшую в основном из португальцев и филиппинцев, возможности
дать необходимые инструкции пассажирам в момент бедствия. Неисправными оказались
и некоторые спасательные шлюпки.
Возможной причиной случившегося пожара, по мнению капитана
«Скандинавиан стар», был поджог, поскольку два очага пожара
возникли на палубе с интервалом в 15 минут. Полиция тут же приступила к розыску
возможного злоумышленника.
Премьер-министр Швеции Ингвар Карлссон
в телеграммах, направленных главам правительств
Дании и Норвегии, выразил соболезнование
родственникам погибших. Пожар на борту «Скандинавиан стар» -
трагедия, глубоко потрясшая граждан Европы, говорится в
послании.
В связи с гибелью людей в Норвегии был объявлен двухдневный
траур.
Источник: http://www.darkgrot.ru/cult/momento-mori/korablekrusheniya/article/2610/ |