Шарафутдинов Д.К., БадрутдиновМ.Н.
Казанский государственный архитектурно-строительный университет
До
настоящего времени эффективность профессионального образова-ния и
обучения в области создания, обеспечения и поддержания здоровых и
безопасных условий в значительной мере было вопросом доверия, а не
предметом систематической оценки.
Сегодня педагоги и
исследователи применяют более жесткие подходы к оценке реального
воздействия обучения и образования рабочих. Оцениваются такие
результирующие величины, как количество несчастных случаев, уровни
травматизма и заболеваний, а также такие непосредственные характеристики
эффективности, как способность рабочих определять, регулировать и
разрешать проблемы существования опасностей на рабочем месте.
Это со своей стороны предъявляет повышенные требования к качеству содержания, средствам и методам подготовки в этой области.
Анализ
имеющихся на рынке "услуг по охране труда" средств обучения рабочих по
проблемам охраны труда в виде учебно-методических плакатов, графических
материалов представленных как на бумажном носителе, так и в электронном
виде показывает, что они не в полной мере соответствуют современным
педагогическим требованиям. В рамки данного тезиса и статьи не входит
детальный анализ и характеристика этих средств обучения.
Мы
предлагаем применить такие области и понятия, которые пришли в
современную педагогику относительно недавно. Это дизайн и эргономика
учебного материала, в частности учебного плаката и раздаточных
дидактических материалов созданных на их основе.
Под
эргономичностью учебного плаката мы понимаем кроме удобства и комфорта
при работе с ним как с учебным материалом, еще и возможность
использовать его как опорный элемент занятия (обучения и инструктажи по
охране труда).
Дизайн учебного плаката - это в нашем понимании
такое его построение, при котором образуется визуальная
виртуально-предметная профессионально ориентированная
информационно-учебная среда. Это среда, способствующая возникновению и
развитию наглядных образов и понятий, как базовых элементов учебного
процесса, необходимых для взаимодействия между обучаемым и
преподавателем, а также формированию познавательной активности
обучаемого, при условии наполнения компонентов среды предметным
содержанием.
Все это преследует одну цель - содействие развитию
способностей, в частности, обучающихся в системе НПО и рабочих решать
проблемы и вырабатывать основанную на профессиональных действиях
стратегию улучшения условий безопасности и гигиены труда на предприятии.
Визуальная
профессионально ориентированная информационно-учебная среды, как
базовый компонент обучения и как организационная структура
педагогической системы, обеспечивает функционирование и включает
средства обучения и следующую за ней педагогическую технологию в
передаче учебной информации, постановке задания и задачи. Ее назначение
состоит как в формировании первоначальных знаний, так и развитии
способностей обучаемых к творческой инициативе; создании условий для
самостоятельного извлечения знаний и их качественного
усвоения.
Особенность разработанных средств
обучения в виде учебных плакатов является сочетания в них технологии
производства работ, как, например, пооперационные карты, карты трудовых
процессов, технологические карты, которые являются базой для основного
замысла разработки - представления информации по охране труда и
промышленной безопасности. Вначале при работе над идеей и замыслом
будущих информационно-графических материалов мы создаем производственную
технологическую среду, на которую "нанизываем" вопросы обеспечения
безопасности труда.
Использование разработанных
учебно-методических материалов и технологии обучения рабочих в сфере
безопасности и охраны труда мы рассматриваем как способ достижения
соответствия требованиям Правил, Норм, Инструкций или сокращения
страховых издержек за счет стимулирования отдельных рабочих к следованию
узко определенным безопасным методам работы. С другой стороны,
образование рабочих оценивается нами как более широкая цель, когда оно
стремится к стимулированию рабочих к активному участию в обеспечении
безопасности на рабочем месте, а не просто поощряет выполнение рабочим
правил безопасности, установленных на предприятии. Последнее носит
наибольший эффект. Такой подход требует квалифицированной и хорошо
информированной рабочей силы, которая по вопросам безопасности и гигиены
труда может взаимодействовать непосредственно со специалистами и
руководством.
Эта ситуация иллюстрирует многие основные принципы
разработки и оценки содержания и средств обучения в области безопасности
труда. Цели и задачи образовательных программ ясно сформулированы.
Задачи социального действия, с точки зрения способности рабочих думать о
самих себе, действовать в своих интересах и бороться за системные
изменения, также очевидны, как и более непосредственные задачи
приобретения знаний и формирования поведения. Методы обучения выбираются
с учетом этих задач. Методы оценки определяют степень достижения
поставленных целей путем выявления того, как обучающиеся или
инструктируемые использовали материалы обучения в своей рабочей среде в
течение длительного времени. Они измеряют воздействие обучения на
конкретные результаты, такие как реагирование на опасные и вредные
производственные факторы и на вспомогательные показатели, такие как
масштаб передачи всей совокупности полученных в ходе обучения знаний,
навыков, отношений и т.д. другим рабочим и использование обучающимися
предоставляемых учебных материалов.
В приведенной ниже схеме нами
показаны этапы разработки учебного плаката, как средства создания
визуальной профессионально ориентирован-ной информационно-учебной среды.