Состояние законодательства о промышленной безопасности
Принятие в 1997 г.
Федерального закона «О промышленной безопасности опасных
производственных объектов» № 116-ФЗ положило начало системе правового
регулирования в области промышленной безопасности (ПБ). При его
разработке за основу были взяты такие международные документы, как
Директива ЕЭС о предотвращении крупных промышленных аварий, Конвенция
ООН о трансграничном воздействии промышленных аварий, использованы
методы правового регулирования, направленные на предотвращение аварий на
опасных объектах, принятые и апробированные в большинстве промышленно
развитых стран Европы и Америки.
Прошло
13 лет с момента вступления федерального закона №116 в силу и,
естественно, он не избежал участи всей правовой системы, постоянно
находящейся в движении, развитии из-за возникновения новых потребностей в
обществе и других объективных причин, приводящих к постоянному внесению
изменений и дополнений.
В работе ( Кловач Е.В., Сидоров В.И. Развитие
законодательства о промышленной безопасности// Безопасность труда в
промышленности. — 2009. — № 1.) рассмотрены изменения, внесенные в закон
в период до 2008 г. В последующие годы изменения затронули преамбулу и
статьи 2, 7, 8, 9, 12, 15, 16 и 17. К настоящему моменту всего 6 статей
из 18 не претерпели никаких изменений, 2 статьи были внесены
дополнительно.
Насколько
сильно изменили многочисленные поправки содержание закона «О
промышленной безопасности», характер правовых норм в нем? Каких
изменений стоит ждать в ближайшее время?
Федеральными
законами от 30 декабря 2008 г. № 313-ФЗ и от 27 декабря 2009 г. №
374-ФЗ в статью 7 «Технические устройства, применяемые на опасном
производственном объекте» с разрывом в один год были внесены изменения, в
какой-то степени противоречащие друг другу, законодательству о
техническом регулировании и концепции административной реформы. В
Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006–2008
гг., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25
октября 2005 г. № 1789-р, продекларирована необходимость исключения
дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной
власти. Аналогичная задача поставлена в Федеральном законе от 27 декабря
2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». В последней редакции
статьи 7 федерального закона №116 нормы по подтверждению и оценке
соответствия технических устройств (ТУ), применяемых на опасном
производственном объекте (ОПО), требованиям ПБ частично дублируют друг
друга. К ТУ установлены такие нормы, как обязательная сертификация,
экспертиза ПБ, разрешение на применение ТУ на ОПО, а также
государственный контроль и надзор за соответствием требованиям ПБ и
технических регламентов. Причем в части 1 статьи 7 указано, что
обязательная сертификация проводится в соответствии с законодательством о
техническом регулировании.
В
настоящее время среди принятых технических регламентов непосредственно
касаются ТУ Технический регламент о безопасности машин и оборудования,
вступающий в силу в сентябре 2010 г., и Технический регламент о
безопасности оборудования для работы во взрывоопасных средах, вступающий
в силу в феврале 2011 г. Оба регламента предусматривают для ТУ
проведение обязательной сертификации органами по сертификации в
соответствии со схемами, указанными в этих документах. Сертификаты
выдает орган по сертификации изготовителю или его полномочному
представителю. Находящиеся в эксплуатации машины и оборудование
обязательному подтверждению соответствия не подлежат. Помимо
обязательной сертификации указанными техническими регламентами
предусмотрена оценка соответствия машин и оборудования на всех стадиях
их жизненного цикла в форме государственного контроля и надзора за
соблюдением требований технических регламентов органами Федеральной
службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
К
методам оценки соответствия, предусмотренным только федеральным законом
№116, относятся разрешение на применение ТУ, экспертиза ПБ и
государственный контроль и надзор за соблюдением требований ПБ.
Таким
образом, предусмотренные законом «О промышленной безопасности опасных
производственных объектов» и упомянутые в технических регламентах методы
подтверждения и оценки соответствия ТУ, применяемых на ОПО, дублируются
на стадиях изготовления и эксплуатации ( табл. 1 ).
Отдельно
остановимся на такой форме оценки соответствия, как разрешение на
применение ТУ на ОПО. Эта процедура давно (до принятия 116 ФЗ)
используется в практике надзорной деятельности Ростехнадзора. В какой-то
степени она заменяла сертификацию в отсутствие системы обязательной
сертификации на соответствие требованиям ПБ. Никогда, до недавнего
времени, процедура не регламентировалась на законодательном уровне, и
представлялось, что с введением системы обязательной сертификации в
данной области роль этой процедуры изменится. Совершенно неожиданно в
конце 2009 г. Федеральным законом № 374-ФЗ «О внесении изменений в
статью 45 части первой и в главу 253 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской
Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона «О
сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных
с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции» внесены изменения в статьи 7 и 9 закона
№116. В статье 7 законодательно закрепили получение разрешения на
применение ТУ на ОПО, а в статье 9 предусмотрели уплату государственной
пошлины за не предусмотренный никакими документами и никем не выдаваемый
аттестат в области ПБ.
Новый
этап изменений пришелся на лето 2010 г. и связан с принятием двух
законов: Федерального закона от 23 июля 2010 г. № 171-ФЗ «О внесении
изменений в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях и Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных
производственных объектов» и Федерального закона от 27 июля 2010 г. №
226-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном
страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за
причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».
Интересно,
что оба закона, принятые с разрывом в четыре дня, вносят поправки в
преамбулу к 116 федеральному закону, имеющие одинаковый смысл, но разные
формулировки. Цель данных поправок — распространение сферы действия
закона «О промышленной безопасности» не только на организации, но и на
индивидуальных предпринимателей. При этом, согласно закону № 171-ФЗ
«О
внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях и Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных
производственных объектов», первый абзац преамбулы должен звучать
следующим образом: «Настоящий Федеральный закон определяет правовые,
экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации
опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий
на опасных производственных объектах и обеспечение готовности
эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей (далее — организации, эксплуатирующие
опасные производственные объекты)…», а согласно закону № 226-ФЗ «О
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном страховании
гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение
вреда в результате аварии на опасном объекте»: «Настоящий Федеральный
закон определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения
безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен
на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и
обеспечение готовности организаций и индивидуальных предпринимателей
(далее также — организации), эксплуатирующих опасные производственные
объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий».
Учитывая, что поправки вступают в силу с разрывом в один год: закон №
171-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об
административных правонарушениях и Федеральный закон «О промышленной
безопасности опасных производственных объектов»— в январе 2011 г., закон
№ 226-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об
обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного
объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»— в
январе 2012 г., можно предположить, что сначала будет использоваться
формулировка закона №171-ФЗ, а потом — закона №226-ФЗ. Сложившаяся
ситуация лишний раз подтверждает бессистемность законотворческой
деятельности.
Еще
одним дополнением, введенным федеральным законом №171 в абзац 15 пункта
1 статьи 9 закона №116-ФЗ «О промышленной безопасности», предусмотрено,
что организации, эксплуатирующие ОПО, должны выполнять не только
распоряжения и предписания должностных лиц Ростехнадзора (как было в
предыдущих редакциях), но и их указания. Логику этого дополнения понять
сложно, так как в Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях не включена норма по административному правонарушению за
невыполнение указаний в области ПБ. Административное наказание
предусмотрено за невыполнение предписаний. Вероятно, данная поправка
связана со статьей 16 закона №116 ФЗ, в которой упомянуто, что
должностные лица федерального органа исполнительной власти в области ПБ
при исполнении своих должностных обязанностей имеют право давать в
пределах своих полномочий указания в области ПБ.
Федеральным
законом №226-ФЗ, помимо изменений в преамбулу, внесены изменения в
статьи 2, 8, 9, 12, 15 116-го федерального закона и в приложение 1 к
нему ( табл. 2
). Также дополнительно включена статья 17.1 «Ответственность за
причинение вреда жизни или здоровью граждан в результате аварии или
инцидента на опасном производственном объекте».
Как видно из табл. 2,
закон №116 «О промышленной безопасности» претерпел существенные
изменения, которые неизбежно приведут к необходимости внесения поправок в
подзаконные акты, устанавливающие требования к идентификации и
регистрации ОПО, к техническому расследованию причин аварий на ОПО и др.
Изменения,
вносимые в законы, «подстраивают» их под меняющиеся
социально-экономическую ситуацию и правовое поле. На основании анализа
современной экономической ситуации, хода административной реформы и
реформы технического регулирования спрогнозированы дальнейшие поправки,
которые могут быть внесены в закон №116-ФЗ в ближайшей перспективе.
Во-первых,
изменения могут коснуться статьи 3. Связаны они с необходимостью
уточнения статуса документов, устанавливающих обязательные требования по
ПБ. Номенклатура нормативных правовых актов и нормативных документов в
сфере ПБ, принятых органами исполнительной власти (в том числе
прекратившими существование), весьма широка: правила, инструкции,
методики, требования, положения, регламенты, нормативы и т.д. В целях
систематизации и актуализации нормативных документов, а также
возможности внесения изменений в нормативные правовые акты, принятые
другими органами исполнительной власти, целесообразно их переработать и
утвердить Ростехнадзором в форме федеральных норм и правил.
Во-вторых,
в связи с установлением Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. №
294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля» требований периодичности контрольных (надзорных) мероприятий и
возможностью, предусмотренной этим законом, установления особенностей
организации и проведения проверок при осуществлении федерального надзора
за соблюдением требований ПБ необходимо категорировать ОПО по степени
потенциальной угрозы жизни и здоровью людей, окружающей среде для
введения риск-риентированного надзора.
Для
этого необходимо будет внести изменения в статью 16 федерального закона
№116 ФЗ, предусмотрев особенности организации проверок для различных
категорий объектов, а также в приложение 1, установив критерии отнесения
объектов к ОПО и порядок их идентификации в целях выделения категории
наиболее опасных и критически важных объектов, а также разграничения
полномочий по осуществлению надзора за менее опасными объектами с
субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления,
саморегулируемыми организациями и страховыми компаниями.
|
Е.В. Кловач, проф.,д-р техн. наук ЗАО «НТЦ ПБ» |
|
В.И. Сидоров, проф.,д-р техн. наук ЗАО «НТЦ ПБ» |
Журнал «Безопасность труда в промышленности» №8 за 2010 г., www.safety.ru
Источник: http://www.safeprom.ru/articles/detail.php?ID=13281 |