Как продвигать свои проекты и сделать так, чтобы твою идею не украли? «Бумага» поговорила с Джеком Траутом — всемирно известным маркетологом и одним из авторов концепции позиционирования.
О себе
В маркетинге я наёмный стрелок — что-то вроде Клинта Иствуда, который
приезжает в город на Диком Западе бороться с преступностью. «Главы
города» приглашают меня, чтобы «подстрелить пару бандитов», которые
мешают развитию. Я «выстреливаю» несколько хороших идей, избавляюсь от
мерзавцев и сообщаю, что город чист. После этого я двигаюсь в сторону
другого «города». Но как только я ухожу, из кустов появляются те же
самые мерзавцы: «Ушёл?» — «Ушёл!». И все снова принимаются за старое.
Иногда дело не в каких-то мерзавцах, а в самих «главах города», но в них
я не «стреляю» — ведь так мне не заплатят.
О позиционировании
Позиционирование важно для компании любого размера, направленности и
на любом континенте. По сути, это то, что отделяет вас в сознании
потребителя от остальных игроков на рынке. Есть две распространенные
ошибки. Во-первых, большие компании пытаются быть всем для всех —
получается, что они одновременно присутствуют везде и нигде. Во-вторых,
маленькие фирмы страдают от недостатка ресурсов — у них нет точности и
они не понимают, кто они и как потратить свои небольшие ресурсы.
Свою историю можно
рассказывать где угодно — и в новых, и в старых медиа. Просто во втором
случае понадобится гораздо больше денег
За хорошим маркетингом всегда должна стоять хорошая история. Вы
должны точно знать, кто вы, что делаете и чем отличаетесь от других. А
главное, почему покупатели должны идти именно к вам. Свою историю можно
рассказывать где угодно — и в новых, и в старых медиа. Просто во втором
случае понадобится гораздо больше денег.
О разнице между большим и малым
Один из непреложных законов маркетинга гласит: даже отличные идеи не
смогут принести пользу без ресурсов. Большой и малый бизнес отличаются
только одним — количеством денег. Крупные компании могут рассказать о
себе куда более широкой аудитории. И если у вас нет нужных ресурсов, вы
обречены.
Была одна небольшая фирма, которая производила косметику для
подростков. Эти средства появились во всех магазинах, но проблема
оказалась в другом — никто так и не взял их с полки. Свои небольшие
деньги компания потратила на покупку мест в супермаркетах, а на то,
чтобы донести до потенциальных покупателей преимущества продукта,
ресурсов не осталось: их маркетинговый бюджет был практически равен
нулю.
О маркетинге в новых медиа
С появлением новых медиа ничего не изменилось. Просто появились новые
инструменты и конкуренция стала значительно выше. Если вы можете
построить бизнес на социальных медиа и интернете — здорово, но это
непросто. Например, General Motors «убили» конкурентов своими
миллионными вложениями в таргетированную рекламу. Принцип продвижения
остался тем же самым: большие компании могут купить больше рекламных
площадей, будь то новые или старые медиа. Разница лишь в том, что в
традиционных каналах я могу контролировать своё сообщение, оформлять
историю целиком, в новых медиа — это невозможно.
Глобальная проблема стартапов в том, что ты просто не слышишь о них — их слишком много
О принятии решений
Всегда должен быть кто-то, кто принимает финальное решение. Как-то
раз я встречался с высокопоставленными чиновниками в правительстве США.
Мы сидели за большим столом, и я давал советы о том, как решить одну
экономическую проблему. Мы всё обсудили, всем всё понравилось. Но ничего
не изменилось. Дело в том, что в правительстве абсолютно горизонтальная
структура: все равны и нет главных — тех, кто мог бы взять на себя
ответственность и сделать нужные шаги к настоящим переменам.
О стартапах в сфере IT
Глобальная проблема стартапов в том, что ты просто не слышишь о них —
их слишком много. Чтобы тебя запомнили и начали отличать от других,
нужно всегда быть первым. Когда у идеи низкая стоимость входа, то всегда
может оказаться так, что кто-то подумает: «Я могу так же!» и сделает
клон. Самое сложное в этой ситуации пережить первый этап, пока вы не
превратились в неповоротливую компанию.
Чем старше руководители, тем сложнее их убедить в том, что нужно работать на перспективу
О будущем поколении
Существуют две больших силы — молодые предприниматели и старые
корпорации. И со временем центр силы должен сместиться к первым. Так,
залог успеха экономики Китая в том, что там уже нет старой гвардии — все
они исчезли во времена культурной революции. Чем старше руководители,
тем сложнее их убедить в том, что нужно работать на перспективу. Как вы
можете заставить кого-то инвестировать в проект, когда первые дивиденды
вы получите только через 100 лет?
Источник: http://paperpaper.ru/trout/ |